Опыт воссоздания утраченного текста 4 страница



Если такого наставника укажет тебе Господь, то прилепись к нему всем сердцем твоим и не дерзни когда-либо изменить ему или преслушаться слова его. Имей его за Самого Христа и знай, что святые отцы об этом сказали так: «Если увидишь своего наставника спящим или лежащим, едящим или пьющим, беседующим или иное что творящим, по малодушию твоему не должен ты соблазняться, ибо он за дело свое угоден Богу и подобное ему не вредит». Строго знай, что он судья дел твоих, а не ты — его, ты имеешь нужду в нем, а не он в тебе. Он несет немощи твои и терпит твое своеволие, ты бываешь ему в тягость, каковую он несет по любви к тебе. В нем, пришедшем к истинно духовному разуму, действует Сам Бог, обитающий в его серд­це, а воля его всегда бывает угодна Богу, так как живет он волею Божией. Он, подобно святым апо­столам, вершит дело спасения людей. То, что не нравится, принимай от него, исполняй и храни, как незаменимую ценность. Обличения, колкости и все, стесняющее волю твою, принимай от него с охотой, так как этим он врачует язвы души твоей и умерщвляет волю твою, воскрешает ум и душу твою от смерти греховной.

Такой наставник ум свой и душу свою уже вос­кресил силой Божией от смерти греховной, серд­це свое очистил от страстей и уготовил к безыс­ходному пребыванию в нем Триединого Бога: и Мы придем к нему и обитель у него сотворим30.

29 Сир. 2, 1.

30 Ин. 14, 23.

Такой наставник есть мудрец из мудрецов, вели­кий философ, даже если внешним наукам и не был обучен. Он есть истинный богослов, непре­станно богословствующий, ибо он живет Богом, по-Божьи. Так говорят святые отцы, так указыва­ют, благословляя пребывать под руководством опытного наставника - не имея о себе никакой печали, а лишь беспрекословно исполняя все ука­занное им.

Ты же, наставник, отец, руководитель в мудро­сти духовной, проверь прежде всего себя самого, убедись, имеешь ли ты разум истинно духовный, разум, освященный Духом Святым, разум, утверж­денный от Бога, дабы тебе возможно было, с пол­ным миром душевным в Боге пребывая, с пользой поучать духовных чад, тобою пасомых, ведя их не- заблудно тернистым путем покаяния к истинной мудрости духа.

Если же ты, наставник, не обладаешь разумом истинным, но имеешь только истинное ведение, бывающее по всецелой преданности в волю Божию, то и тогда можешь ты руководствовать чад своих на пути покаяния. Но в делах мудрости ис­тинно духовной руководи лишь самим собою, от руководства же другими в этом деле воздержись, так как не пришел ты еще в истинный разум.

Не имеющий ни истинного разума, ни истин­ного ведения руководить другими не может. Это было бы крайне опасно, ибо таковой еще только шествует в покаянии. А тот, кто на пути покаяния, тот еще не достиг спасения. Кто сам в пути, тот (48) еще ошибается и нередко истину обращает в ложь, а ложь именует истиной. Не достигший истинно­го ведения не может учить других, даже если внешне он образован, как богослов. Он сам нахо­дится под влиянием страстей, полностью им вла­деющих, как же может он кого-либо избавить от страстей? Не разумеющий истины вместо пользы творит ученику великое препятствие. Таковые ча­сто сами считают себя достойными руководителя­ми, но на деле ведут пасомых в погибель, и что еще хуже, считают подлинных учителей истины Божией за прельщенных, отлучая чад от опытных наставников, будучи сами полностью поражены прелестью страстей и греха.

Брат или сестра! Если ты много и много умолял Бога даровать тебе наставника, но не получил сего, если искал и искал настойчиво всюду, но не обрел такового, ибо столь редки они в наши дни, — не от­чаивайся, от человек сие не возможно есть, от Бога же вся возможна31. Положившись на Бога, с твер­дым намерением никак не отступать от избранно­го пути делания молитвы, твердо веруя, что Гос­подь близ призывающих Его, действуй согласно указанному здесь.

Господь, вразумив тебя побуждением к молит­венному труду, тем самым свидетельствует твое призвание к этому делу. Оно Богу угодно. Он Сам поможет положить начало. Ведь это Он помогает всякий раз, когда произносится молитва, да и каж-(49) дое отдельное слово молитвы прорекается с Его помощью. Во все время делания молитвы Ему угодно быть с тобой, и Он будет смотреть на тебя. Всегда и всюду Своей благодатью, действующей в молитве, Он поддержит тебя, научит и вразумит, то бичуя, то милуя тебя. Наказывая, Он проявляет Свою Отеческую любовь к тебе. Он будет бить, но одновременно принимать тебя, как сына, дабы стал ты искусным у Него. Он будет смотреть на то, как любишь ты Его, свидетельствуя о своей любви молитвенным памятованием о Нем.

По мере твоего самопринуждения к молитве — принуждения к внимательному пребыванию ума в ней, принуждения к участливому отношению сердца — Господь будет помогать тебе Своей благо­датью усваивать молитву, будет помогать укло­няться от греха. Делание это сопряжено с труднос­тями в усвоении сыновней покорности Богу, но ты от этого не унывай, главное — не доходи до отчая­ния и бездействия, не оставляй молитву. Господь поможет тебе, и скорбь минует.

Если молитвенное дело начнет казаться тебе бесполезным, решительно отвергай подобные мысли, потому что не может быть молитвы, не приносящей пользы и плодов.

 31 Мф. 19, 26.

 

Кажущаяся бес­ плодность есть результат незнания, человек не понимает, в чем состоит

плод молитвы, а плод между тем уже вызревает под действием благода­ти. Через молитвенный труд взращиваются все добродетели в душе, и это происходит непримет­но. Дело человека состоит в том, чтобы молитву (50) икогда не оставлять, по мере сил молитве вни­мать и нудить себя к этому труду. А во всем остальном нужно возложить упование на Бога, ожидая милости от Него, и покоряться воле Его. Тогда Господь, действуя в молитве Своей благо­датью, все нужное воздаст молящемуся по мере его старания.

Матерь добродетелей

В молитвенном деле большое значение имеет частота молитвы и постоянство памяти о Господе возлюбленном. Постепенно станет укрепляться внимание ума, что и составляет плод молитвы. С усилением внимания человек начнет усматри­вать в себе все большее количество зла, исходяще­го из сердца, чему всемерно потворствует враг, возбуждая страсти. Зло проявляется в помыслах и желаниях, а ум, жаждущий спасения, не должен уделять никакого внимания помыслам, но пресе­кать их, внимая молитве, чем обессиливаются страсти. Это и есть брань.

Человек кающийся плодов молитвы не замеча­ет. Так устраивается благодатью Божией втайне от человека для пользы его, ибо человек слишком па­док на самомнение. Молящемуся кажется, что он стоит на месте, или кажется, что он становится еще хуже. Он снова молится и опять видит свои ка­жущиеся неуспехи. Помыслы вновь и вновь отго­няются молитвой, в результате ум обнаруживает их (51) все больше, и человек в такой брани начинает сми­ряться, научается предавать себя в волю Божию, а это и есть именно то, что требуется.

Все, что спасительно для человека, устраивает­ся благодатью в ответ на доброе произволение че­ловека к спасению, на его самопринуждение к мо­литве, а по мере принуждения достигаются и успе­хи, как в молитве, так и вообще на пути спасения. Великое дело молитвы есть исполнение слов Хри­ста: Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия 32 , ибо молитвенное делание при­водит к полному перерождению всего человека си­лой благодати. Человек лишь должен ни в коем случае не оставлять молитву.

Диавол, тайно воздействующий на сердце, не­имоверно боится внимательной молитвы, так как знает, что через нее открываются человеческому уму все его хитрости. Когда человек все более дер­жится молитвы и имя Христово не отпускает от се­бя, то он убеждается, что жить без этого невозмож­но, — иначе вражеские помыслы мгновенно овла­девают умом и страсти порабощают его.

Гордиться человеку нечем, ибо всякое достиже­ние успеха совершается не им, а благодатью. Да и успехи эти не есть достижение совершенств духов­ных, а лишь очищение ума от помрачения, очище­ние души от страстей, обучение брани. Не пони­мая того, человек всегда стремится к превозноше­нию себя, не считаясь с тем, что ум его объят тьмой(52) неведения. Так что ты, брат или сестра, прими все это во внимание, приступая к сему священному деланию, способному освятить и просветить чело­века. Приступая к началу, определи посвятить мо­литвенному деланию всю свою жизнь, хотя и будет казаться, что это трудно. Труден путь подвижниче­ства, но сладок рай и прекрасен Жених души — Христос Господь, а путь делания молитвы есть путь к Нему.

Запомни, брат или сестра, что как бы ни были велики искушения, сколь ужасными ни казались бы они, ни в коем случае не отчаивайся и не уны­вай, а вместо того всегда внимай читаемой молит­ве.

32Ин. 3,3.

 

 

Молитва именуется жезлом, опираясь на кото­рый человек твердо стоит, а если и уклонится в по­мыслы или желания, увлечется виденным во сне или чем-то из обыденного окружения, то, вспом­нив о молитве, возьмется за нее и обретет умиро­творение, примирится с благодатью и вновь про­должит шествие вперед.

Святые отцы называют молитву, и в том числе Иисусову, «матерью добродетелей», и это потому, что насколько преуспевает человек в молитве, на­столько же совершается преуспеяние и в прочих добродетелях. Молитва, подобно матери, питаю­щей детей, питает все добродетели, почему дела­ние молитвенное и есть, по существу, сама спаси­тельная жизнь, доводящая ум и душу до высшей премудрости Божией.

Когда молитва пронизана будет действием Духа Святого, тогда и все добродетели будут движимы(53) Духом Святым, сего ради да потрудимся. Человек, будучи занят молитвой, пребывает в памяти Божией, а память о Боге свидетельствует о любви к Богу. Совершая молитву, человек всегда кается в грехах своих, сознавая себя грешником. Творя мо­литву, человек борется со злом, но не своими ни­чтожными силами, а нетварной силой Христа, признавая тем свою немощь и прославляя могуще­ство Божие. Молитва открывает человеку око ду­ховного ума, показывает ему согрешения его, тая­щиеся в сердце, и немощи его, дабы человек при­шел во смирение.

Познает человек немощь и бессилие свое в борьбе со злом и начинает все усерднее держаться умом молитвы, все полнее предавать себя в волю Божию. Вновь и вновь молитвенно призывая Бога на защиту от соперника своего — диавола, человек вспоминает о смерти, так как борьба с грехом неразлучна с памятью смертной. «Грех — есть смерть», и мысль о грехе приводит к мысли о смер­ти, полагающей тело в землю. Убеждаясь в том, что молитвой побеждается грех, человек через молитву научается мужеству.

Научает молитва и великодушию в перенесении скорбей, убеждая в том, что искушения и скорби становятся причиной последующего знания и спа­сения. Так и все прочие добродетели, и даже сама любовь, вызревают с помощью молитвы. Святые отцы, великие творцы умного делания, созерцате­ли истинных тайн Божиих, нарекли молитву жез­лом и с убеждением пояснили: кто обопрется на (54) жезл-молитву, тот не упадет, а если и упадет, не ра­зобьется, но встанет и дальше пойдет33.

Таково свидетельство святых, и, пока сатана всячески ищет, как привести душу в смущение, пусть человек умом пребывает в молитве и остает­ся спокоен, так как, внимая молитве, он побежда­ет врага, достигает успеха и мирно шествует даль­ше, движимый молитвой, что и моей скудости при всей моей всевозможной немощи и неразумии ис­пытать на себе пришлось множество раз.

                              

33 Ср.: прп. Иоанн Синайский: «Кто непрестанно опирается на жезл молитвы, тот не преткнется; а если бы это и случи­лось, ТО не падет совершенно». Лествица. 28:60.

 

Словесная молитва

 

Обретение навыка

 

(55)Начинается делание молитвы Иисусовой, как и любое иное моление, с того, чтобы творить молит­ву словом. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» — так взывает человек к Богу по нескольку раз при чтении правила утрен­него и вечернего или просто всегда и везде, во вся­ком положении и на всяком месте, поступая так, как укажет отец духовный. Если же нет отца, то надлежит стараться везде и всегда пребывать с молитвой.

К правилу, читаемому по Молитвослову утром и вечером, можно добавлять сотен по пять молитв Иисусовых. Читай по возможности со вниманием, делая так: перед правилом клади тридцать три по­клона земных, когда же станешь читать молитву Иисусову, то после каждой сотни клади по три по­клона земных, а после каждого десятка — один по­ясной. По окончании же всего правила — снова тридцать три поклона земных. Когда силы слабые, можно земных поклонов не класть. Или заменять их поясными, или просто перекреститься и, вни­мая словам, без смущения продолжать молитву.

 

(56) Перед праздниками и в праздники нужно земные поклоны заменять поясными.

Если возникнет потребность прибавить к пяти­стам молитвам еще сотню, две, три, четыре, пять, — можно прибавить, а из того, что читается по книге, — уменьшить. Можешь творить по тыся­че и утром, и вечером. Если появится еще большая нужда в молитве, тогда и еще прибавляй, а из чита­емого по книге убавляй. Если явится усиленное желание и внутренняя потребность творить молит­ву Иисусову вместо утреннего и вечернего прави­ла, то не перебивай это желание. От правила, чита­емого по Молитвослову, можешь оставить молит­вы утренние и вечерние, а все остальное опустить, дабы совершенствовался навык в молитве Иисусо­вой. [I]34 34 В квадратных скобках указан номер комментария. См. с. 124-190

Так постепенно начнет собираться ум и увле­каться в молитвенное чувство. Между правилами всячески заботься не оставлять Иисусову молитву. Для этого приспосабливайся, изыскивая всякую возможность избегать многословия, и свои внеш­ние дела и жизнь устраивай соответственно.

Дело это, казалось бы, нетрудное. Что может быть легче, как повторять одни и те же слова коро­тенькой молитвы? Но на практике оно оказывается не так просто. Душа, отвыкшая помнить о Боге, проводившая ранее, вместо богопредстояния, жизнь чувственную, продолжает увлекаться разно-(57)образием впечатлений, хранимых памятью, вос­принятых через зрение, слух, обоняние, вкус и ося­зание. Ум следует за памятью подобно рабу, так как все то во внутреннем человеке, что должно быть под управлением ума, включая и пять внешних чувств, возобладало над умом. Внешние чувства служат проводниками того, что запечатлевается в памяти, а впечатления эти пленяют и держат в своей власти и ум, и сердце, в то время как ум и сердце — драгоцен­ное средоточие сути человеческого существа — предназначены Богом быть жилищем Его.

Когда человек погружается умом и сердцем во впечатления, начинает руководиться чувствами, тогда душа его начинает жить жизнью нижеестест­венной — страстной. Когда чувства господствуют над умом, тогда ум, порабощенный похотениями, утрачивает свободу, полученную в великий дар от Бога, и приводит в полное расстройство всего вну­треннего человека. Чувства, не привыкшие бодр­ствовать и соучаствовать в молитве, увлекаются всем, что только может быть воспринято изнутри и извне. Человек при таком внутреннем беспорядке не способен к трезвению, к духовному посту, он при всем желании не сможет обуздать ни ум, ни чувства. Все в нем пришло в расстройство от бес- трезвенной, невнимательной жизни. По этой при­чине человек, приступая к молитвенному дела­нию, с самого начала должен быть готов вести борьбу со всем строем своей прежней жизни, что­бы с помощью благодати полностью переродиться, избавиться от всего неестественного в себе.

(58) Читает человек молитву и отвлекается, снова читает и отвлекается, и опять вспоминает о ней и опять читает. Вновь и вновь утрачивает человек молитву, увлекаясь то ранее запечатленными в па­мяти, то новыми восприятиями, приходящими из­вне. Хранимые сердцем воспоминания восстают и приходят на ум в виде помыслов, а тут уже не за­медлит подоспеть и диавол, подмешивая к ним что-либо свое. Но если только человек решился на внимательное к себе отношение, то, лишь начав, он уже начнет обнаруживать, что творится в его внутреннем мире. По мере возрастания внимания, по мере молитвенной деятельности ума все более удается удерживать чувства от развлеченности, все яснее усматривается исходящая из сердца через помыслы злоба. И это является уже некоторым плодом молитвы.

Сколько бы ни отвлекалось внимание помыс­лами, как бы ни слаба была молитва, приходить от этого в бездействие не следует. Оставлять мо­литву человек не должен, напротив — все более и более должно ревновать о ней, дабы очистить сердце от гноя греховного. Сколько бы ум ни за­бывал молитву, вспоминай и снова делай и делай. По мере самопринуждения Господь забвение твое будет уменьшать, а внимание твое станет хо­тя бы и очень медленно, но усиливаться. Чем больше времени ум человеческий предается мо­литве, тем вернее он приближается Господом к деланию ангельскому, ко вкушению пищи мо­литвенной.

 

 

(59) Всегда будь занят молитвой — днем, ночью, ве­чером, утром, находясь дома и вне его, в пути и за делом, стоя, на ходу, лежа и сидя, во время прави­ла и помимо всех правил. Всегда совершай молит­ву. И вот почему. Как страсть, так и добродетель вкореняются в человеке от навыка. Одно и то же доброе дело, будучи повторяемо, усваивается от повтора, становится привычкой и делается без принуждения, как нечто естественное. Так и по­вторяемый грех образует страсть. А страсть, при­шедшая в силу, увлекает грешить по привычке и, уподобившись свойству естественному, принуж­дает человека ко греху даже против его желания.

Молитва Иисусова, как и прочие добродетели, нуждается в навыке. Человеку нужно стараться че­рез самопринуждение всегда, и в радости и в скор­бях, пребывать в молитве. По мере принуждения устраивается, с помощью благодати Божией, на­вык, человек укрепляется на предстоящий молит­венный подвиг. Навык делания молитвы приобре­тается постоянством произношения молитвенных слов. Молитва словесная нуждается в количест­ве — множестве. Возможно большее число раз следует прочитывать молитву в течение суток.

В дальнейшем, хотя и не сразу, количество будет возрастать, в зависимости от внимания и усердия молящегося ума.

Во время делания словесной молитвы диавол, плоть и мир действуют извне и изнутри, отвлекая ум от молитвы. Борись против умно-зримого зла с помощью самой молитвы — внимай ей и тем отго- (60) няй прочь всякое зло. Молитвой полагается нача­ло борьбы со злом и грехом, молитвой обретаются силы для брани. Своей собственной силой бороть­ся с диаволом и с грехом невозможно.

Внешняя жизнь

Внешняя жизнь человека при прохождении мо­литвы Иисусовой словесной должна строиться так. В каких бы обстоятельствах ни пребывал дела­тель молитвы, какую бы должность ни занимал, какое бы ни имел послушание, во всяком своем положении он должен стремиться к уединению и как можно меньше говорить, храня уста. Молча­щими устами молитва творится больше и удобнее. Следует всегда помнить, что Сам Бог смотрит на подвизающегося. Обиды и оскорбления нужно пе­реносить терпеливо и все безусловно прощать. Бу­дучи оскорбленным, не злопамятствовать. Время от времени из глубины сердечной вздохнуть со словами мытаря: «Боже, милостив буди мне греш­ному!», и к Матери Божией: «Мати Божия, не оста- ви мене грешнаго!», и к ангелу хранителю подоб­ным же образом — и продолжать непрестанно де­лать и делать молитву Иисусову.

В свободное от трудов и послушаний время или когда ум утомится от напряжения молитвенного, нужно читать душеполезные книги. Хорошо чи­тать жития святых и подвижников благочестия, спасавшихся в последние времена, Святое Еванге­-(61)лие, Деяния и Послания святых апостолов. Вели­ких же книг, в которых говорится о жизни истинно созерцательной, касаться в это время не безобид­но, лучше их до времени не читать. Чтение их в не- искусившемся уме может порождать непосильные скорби, от которых ум слабеет и не может не толь­ко написанное исполнить, но и того, что по силам, становится не способен совершить, сильно смуща­ется и даже унывает, удаляя себя от присутствия благодати Божией. Книг, не побуждающих к ис­правлению нравственности, то есть нерелигиозно­го содержания, совсем не следует читать в это вре­мя. Имей всецело заботу о своем нравоисправлении, надеясь на помощь действующей в молитве благодати.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 91; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!