Опыт воссоздания утраченного текста 1 страница
О молитве Иисусовой. Аскетический трактат. Составлен на основе келейных записей священника Антония Голынского. / авт.-сост. Новиков Н.М. – М.: «Отчий дом, 2011. – (Серия «Путь умного делания»).
ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ
от составителя
Исихазм как образ жизни
«Стяжи мирный дух», — призывает нас святоотеческая заповедь. Но «тихое и безмолвное житие», тот внутренний мир, о котором мы молимся за каждым богослужением, не рождается сам собой — он завоевывается в тяжелой невидимой брани.
(8)Два пути открываются пред каждым рожденным в мир человеческим существом: жизнь и смерть предложил Господь Бог Своему творению — благословение и проклятие Дав полную свободу самоопределения, Он вместе с тем повелел: Избери жизнь. Выбор всегда остается за нами — оказать послушание своему Творцу или подпасть под проклятие, низринувшись в бездну вечной погибели. На чем же основан благословенный путь жизни? Господь разъясняет и это: необходимо, чтобы человек постоянно обращался за помощью к Богу, слушал глас Его и прилеплялся к Нему, иначе говоря, всегда пребывал бы в молитвенной связи со своим Творцом — ибо в этом жизнь твоя2.
1 Втор. 30, 19.
2 Втор. 30, 19-20.
(9)Это знание, данное ветхозаветному человечеству, во всей глубине раскрывается воплощенным Спасителем: Я есмь путь и истина и жизнь. Сам став путем, ведущим в жизнь, Христос преподает Свое учение: никто не приходит к Отцу, в Его Небесное Царство, как только через Меня, ибо Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется3. Это Мною и через Меня означает не что иное, как путь крестный и в то же время путь молитвы Его святым именем.
|
|
Христиане — те, что избрали жизнь, — едва вступив в нее из крещальной купели, уже поставляются перед новым выбором, вынужденные на каждом шагу различать добро и зло4. Так до конца земного странствия будет испытываться человек, постоянно оказываясь на распутье, перед двоящимися стезями. Дар Святого Духа, таинственно полученный нами в крещении, усвояется, как сказано прп. Григорием Синаитом, «двумя способами», оба возводят к единственной высшей цели — спасению души в вечном Царстве Отца, но очень многое будет зависеть от того, какому из способов отдадим мы свое предпочтение. Первый есть «исполнение заповедей с помощью великого и долговременного труда», когда по мере совершенствования во внешних добродетелях уподобляется человек своему Спасителю. Второй — есть «познание и непрерывное призывание Господа Иисуса, то есть память о Боге», стяжаемая во внутреннем подвиге умносердечной молитвы Иисусовой5. И хотя одно из этих
3Ин. 14,6; 10, 9; ср.: Мф. 7,14.
4 См.: Втор. 30, 15, 19.
|
|
5 Григорий Синаит, прп. Творения. М., 1999. http://hesychasm.ru
В постраничных ссылках литературные источники указаны в сокращенном виде, полные сведения об изданиях приводятся в Библиографии. См. с. 224.
(10) деланий не исключает другого и надлежит, как сказано, сие делать, и того не оставлять6, однако второму в святоотеческой традиции исихастского направления оказывается безусловное предпочтение. Что и неудивительно, ибо при первом спасительная цель достигается труднее и медленнее, при втором же — ощутимо скорее и надежнее: «и если мы желаем найти и познать истину не блуждая, то будем стремиться иметь лишь одно сердечное действие». Посему величайшими из отцов мы призваны, не оставляя хранения добродетелей внешних, «заботиться только об одном: чтобы совершалось в сердце действие молитвы, согревающее и радующее ум и воспламеняющее душу к невыразимой любви к Богу и людям»7.
Душе, устремленной к совершенству, «свойственно всегда предпочитать всему» основополагающую «заповедь о памяти Божией, гласящую: помни Господа Бога твоего всегдан», ту заповедь, «за нарушение которой люди погибли». Именно «забвение Бога» изгоняет из рая, низвергает с небес и оставляет «человека духовно совершенно обнаженным» перед силами зла: Если же ты забудешь Господа, Бога твоего, то свидетельствую, что ты погибнешь9. И вместе с тем через ту же заповедь «люди могут спастись»10. По этой причине она становится стержневым началом в учении исихазма, учении, подчиненном задаче стяжания благодатного внимания и удержания его в Боге ради возвращения человека к тому состоянию, что было
|
|
6 Ср.: Мф. 23, 23; Л к. 11,42.
7 Григорий Синаит, прп. Там же.
8 Ср.: Втор. 8, 18.
9 Ср.: Втор. 8, 19.
10 Григорий Синаит, прп. Там же.
(11) утрачено в грехопадении. Блаженное единение с Господом осуществимо лишь при Его же Божественном содействии: Нет другого имени под небом, научает Священное Писание, кроме имени Господа Иисуса Христа, которым надлежало бы нам спастись". На этом, Им Самим указанном пути — через молитву Его именем, хранение заповедей, аскетический подвиг и церковные таинства — люди устрояют себя в жилище Богу. Самую же сердцевину мистической традиции исихазма составляет практика свя- щеннобезмолвия, или умного делания — спасительного соединения ума и сердца в Иисусовой молитве.
Исихазм — это форма духовной жизни, которая включает в себя все стороны проявления человеческого духа, это учение о цельном подвижничестве п. Рожденное евангельским духом от самого начала христианства, это учение со временем сложилось в стройную систему, то явно, то прикровенно влиявшую не только на религиозную жизнь, но на все сферы деятельности христианских народов: на политику, экономику, культуру13. Учение исихазма, являясь магистральным путем в христианской ас- кетике, последовательно и убедительно раскрывает сущность православия и является антитезой томизму — официальной идеологии Римской Церкви 14
|
|
11 Деян. 4, 12.
12 См.: Петр (Пиголь), игум. Прп. Григорий Синаит и его духовные преемники. http :// hesychasm . ru
13 См.: Мейендорф И.Ф. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в. // Труды Отдела древнерусской литературы. Л., 1974. Т. 29. С. 292—295.
14 Томизм (от лат. Thomas — Фома) — философское и теологическое учение, основанное крупнейшим схоластом католицизма Фомой Аквинским (1225-1274). Вначале доктрина томизма встретила резкую критику со стороны господствующего в то время августинизма (схоластическое учение св. Августина Иппонийского), последовало даже официальное осуждение (1277) церковно-университетскими инстанциями Парижа и Оксфорда, но уже к XIV в. томизм получил широкое признание.
(12) Изначально под исихазмом15 понимался уединенный образ жизни, сопряженный с практикой внутреннего делания, что уже на заре монашества, с III века, составляло сущность подвига анахоретов Египта, Палестины и Малой Азии. В дальнейшем под понятием исихазм разумеется квинтэссенция христианского учения о спасении и совершенстве, достигаемых на пути внутреннего подвижничества. Говоря конкретнее, исихазм означает стержневое духовное направление восточного созерцательного монашества, а вместе с тем — уникальный аскетический метод священного безмолвия, или умного делания, метод, зародившийся вместе с самим христианством и сохранившийся исключительно в православной традиции. Исихастский метод дает возможность, путем соединения в одно целое ума и сердца в умно-сердечной Иисусовой молитве, достигать состояния исихии, то есть «умственного безмолвия», или «мысленной тишины», что открывает доступ к практике сердечного трезвения. В целом метод позволяет полностью очистить душу от греховных страстей и достичь состояния бесстрастия, стяжать благодать созерцательной молитвы и наивысший Божественный дар личного обожения.
Исихазм — это также мистическое богословие христианства, разработанное святыми Дионисием Ареопаги- том, Максимом Исповедником, Иоанном Дамаскиным,
15 Термин исихазм (^стихаоцб?) образован от грен. f | ouxta — покой, безмолвие.
(13) Симеоном Новым Богословом, практически воплощенное в деятельности прп. Григория Синаита и догматически оформленное в учении Григория Паламы. Учение о нетварных энергиях утверждает возможность непосредственного богообщения, реального богопознания и достижения состояния обожения в период земной жизни человека. Исихастские Соборы XIV века в полноте раскрыли христианский идеал обожения человеческой личности, на богословско-догматическом уровне обосновали необходимость стяжания благодати Святого Духа ради просвещения и перерождения души, возрастающей до степени подобия Божия.
Идеология исихазма с самого начала, еще со времен прп. Антония Киево-Печерского, была преемственно воспринята на Руси, где впоследствии образовались великие духовные центры. Они возникли в обителях прп. Сергия Радонежского и его последователей, на островах Валаама и Соловков, в пещерах Пскова и лесах Волока Ламского, в скитах Заволжья и Брянска; множество подобных духовных цитаделей, от лавр до пустынных келий, покрывали и освящали всю русскую землю. Термином исихазм не пользовались на Руси, но в своем учении и методах русское подвижничество всегда держалось исихастских принципов: пустынножительства и безмолвничества, предпринятых ради тайного поучения|6. Эти понятия, которые, по существу, есть синонимы иси-(14) азма, стали корневой системой русской традиции. По- своему преломляясь в каждом поколении аскетов, древнейшая практика воплощалась в их личном опыте, являясь миру в соответствующих своему времени формах.
Исихастом становится тот, чья жизнь всецело подчинена внутреннему подвигу умного делания, кто возжаждал созерцательного богообщения, взалкал молитвенного единения с Господом, чьи силы и чаяния поглощены стремлением к «стяжанию Духа Святого, к харизматическому настрою»17. Свой ум исихаст предает в добровольный плен, заключая его в сердечном затворе, приковывая к имени Иисуса Христа и удерживая во вращении на постоянной молитвенной орбите. Покаянный плач, возносимый из объятого священным безмолвием сердца, попаляет демонические прилоги и истребляет корни порочных страстей, постепенно возводя душу в область благодатных состояний. Очищая сердце в деятельном подвиге аскезы и трезвения, исихаст, по мере усвоения благодати Святого Духа, возрастает до созерцания нетварных Божественных энергий Фаворского света, того света, что изливался на учеников Господа в чуде Его преображения. Деяние и созерцание не являются, как полагают иногда, двумя различными, самостоятельными путями к спасению; они суть внешняя и внутренняя составляющие одного процесса, оболочка и наполнение единого целостного пути духовного подвига. «Исихия — это собственно (15) христианское выражение бесстрастия, когда деятельность и созерцание рассматриваются не как два разных образа жизни», но «сливаются в осуществлении умного делания»18.
16Тайное поучение ([хе^тг] хргттц — сокровенное поучение) — это синоним таких понятий, как внутреннее, или умное, делание, свя- щеннобезмолвие, или подвиг исихии, умно-сердечная Иисусова молитва, или священное трезвение, блюдение ума, или сердечное внимание, противоречие помыслам, или хранение сердца. Поучением традиционно именовалась Иисусова молитва; тайным оно названо потому, что трезвение при сердечной молитве может совершаться во время любого занятия и оставаться неприметным для окружающих.
[1]7 Киприан (Керн), архим. Духовные предки св. Григории Паламы: Опыт мистической родословной // Богословская мысль. Париж, 1942. Вып. 4. С. 111.
Что особенно важно для нас, движение исихазма, сформировавшись в иноческой среде, не стало, однако, привилегией исключительно монашеского сословия. Уже в Византии XIV века все социальные слои общества призывались стать причастниками Божественного света. Бежавшие от мipaвзяли на себя труд поведать мipy о внутреннем мире исихии, и «пропасть между монастырем и мipoмбыла преодолена»19. А спустя столетия в лесной пустыни Сарова прп. Серафим проповедует все то же учение о внутреннем подвиге: при исихастском образе жизни «можно, и в миру живучи, получить такую же благодать, как и в отшельничестве». Это достижимо при определенном устроении, когда вся наша мирская деятельность освящена духовным подвигом и подчинена водительству Духа, — тогда «в жизни все духовное со светским» настолько «тесно связано», что одно от другого «отделить нельзя». Старец провидит дальнейшее развитие подвижничества в миру, предрекает, «что будущее человечество сим лишь путем пойдет, если захочет спастись»20.
18 Лосский В.Н. // Вестник Русского Западно- Европейского патриаршего экзархата. Париж, 1967. № 58. С. 112.
19 Успенский Л. Исихазм и «гуманизм»: палеологовский расцвет // Там же. С. 127.
20 Записки H . A . Мотовилова. М., 2005; См.: Петр (Пиголь), игум. Всему миру во вразумление его. 2006. http://prokimen.ru
***
Исихастская идея внутреннего подвига в миру оказалась нечуждой лучшим представителям русской православной мысли. Убежденные христиане, считает Кон-(16)стантин Леонтьев,
начиная с пустынника и заканчивая государственным деятелем, имеют одни сердечные идеалы, одни догматы, один нравственный критерий и одну общую цель: «поддержание в себе во время земной жизни близости ко Христу и к Его учению». В этом отношении монах есть «такой же православный христианин, как и не монах», только «поставленный в особые, благоприятные для строгой жизни, условия», а «мирянин верующий — тот же аскет». Остается всем пожелать стяжания «того аскетического духа, который может пронизать насквозь своими веяниями всю мирскую жизнь — придворную ли, деревенскую»21. Духовный образ жизни светского человека в миру, по сути, тот же, что в постриге, — постоянное пребывание ума в Боге, всесторонняя борьба с греховными страстями, неустанное возрастание в добродетели. Способности к этим подвигам Богом же и дарованы всякому человеку, ибо к каждому обращено реченное Им — Аз рех: бози есте22. Вот почему путь внутреннего делания и подступы к богообщению остаются всегда открытыми, и в наши дни открытыми не менее, чем когда-либо. Посему каждый христианин, находясь на своем месте и в своем чине, призван сочетать светский образ жизни с духовным началом, совершать свое служение Богу и Отечеству, оплодотворяя его подвигом внутреннего делания, а стало быть, с полным упованием на то, что может обрести у Господа не менее милости и благодати, чем аскеты пустынники.
***
(17)Исключительно этой теме — пути священного трезве ния и молитвы, тайного поучения, подвига исихии, или священнобезмолвия, — посвящена эта небольшая книга — книга простая, доступная пониманию любого христианина и вместе с тем приоткрывающая уходящую в беспредельную высь духовную перспективу. Всякая алчущая ныне23 душа, взыскующая благодати богообщения, сумеет найти здесь практическую опору для восхождения на свой Фавор.
Те из читателей, кто возымеет расположение к углубленному изучению этой темы, могут обратиться к предшествующим выпускам нашей серии, в которых среди прочего обсуждаются методы достижения начальной исихии и которые в целом посвящены главной задаче, стоящей перед каждым молящимся человеком: переходу от молитвы словесной к умной и стяжанию молитвы сердечной24.
2[1] Ср.: Лк. 6,21.
22 См.: Новиков Н.М. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. М., 2008. Т. 3; Новиков Н.М. Меч воина: Внутренний подвиг мирянина и инока. М., 2009. (Серия «Путь умного делания»).
***
Опыт воссоздания утраченного текста
(18)В этом выпуске серии «Путь умного делания» мы публикуем аскетический трактат «О молитве Иисусовой», знакомящий с практикой стяжания умной и сердечной молитвы1. Текст был составлен на основе келейных записей, которые велись в 1950-е годы подвижником, известным под именем архиепископа Антония2. В своих записях, носящих черновой характер, автор предполагал дать в общих чертах обзор святоотеческого предания об умном делании, рассмотреть основные положения учения об Иисусовой молитве. Подлинник рукописи не сохранился, текст дошел до нас в списках и имел существенные недостатки. С одной стороны, в записях недоставало некоторых важных моментов учения, с другой — имелись неточности в его интерпретации. Надо учесть, что автор (19) не готовил свои записи к публикации в печати, кроме того, текст явно пострадал от рук некомпетентных и недостаточно грамотных переписчиков, привнесших свои ошибки и произвольные вставки. Требовалась основательная переработка всего текстового материала, которая и стала попыткой довести труд, начатый отцом Антонием, до возможной завершенности. Была упорядочена тематическая структура, восполнены недостающие положения аскетического учения, устранены ошибочные и некорректные рассуждения, исправлены неясные и неточные выражения, — вся работа выверялась путем сопоставления со святоотеческими писаниями. В результате воссозданный таким образом текст обрел нынешнюю форму трактата «О молитве Иисусовой».
Следует подчеркнуть, что записи отца Антония, которые велись по причине крайнего дефицита духовной литературы, были обращены не к массовому читателю, а к узкому кругу близких людей, которых пастырь знал лично, за которых нес определенную ответственность перед Богом. Нынешний читатель должен учесть это обстоятельство и, сообразуясь с реальностью, проявить рассудительность. Очевидно, что некоторые особенности наставлений подвижника связаны с тем исключительным положением, в котором находились верующие на рубеже 50—60-х годов, когда после сорокалетних гонений на Церковь начиналась новая волна преследований. Записи предназначались для мирян и монахов, подвизавшихся в миру без наставников и старцев, вне монастырских стен и уставных традиций, при отсутствии духовной литературы, в условиях враждебно настроенной окружающей среды, при вынужденных заботах о своем матери-(20) альном и социальном положении. Этим могут быть обусловлены некоторые рекомендации, которые не вполне приемлемы в иное время, в других условиях.
Нужно предостеречь читателя от соблазна видеть в публикуемой работе некое универсальное «средство» к овладению молитвой. Трактаты, напоминающие по форме учебные пособия, предлагающие своего рода методу, могут создавать впечатление надежного руководства, давать иллюзию «гарантии» достижения благодатных состояний. Но специальных технологий по стяжанию благодати не существует, не может быть и «инструкций». С нашей стороны необходим личный подвиг, ведущий к обретению молитвы, но провести по этому пути может только Сам Господь. Хотя наша православная традиция знает исихастский метод и зиждется на аскетической практике, тем не менее молитвой нельзя «овладеть», как неким ремеслом, полагаясь на обучение, технику или метод, потому что молитва, по учению Вселенской Церкви и по слову апостола, есть действие Святаго Духа в человеке3. Потому многое на этом пути определяется индивидуально, по мере исполнения Божественных заповедей, а само продвижение по нему есть синергийное4 творчество.
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 91; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!