Опыт воссоздания утраченного текста 3 страница



На пути к Богу молитва бывает неотложным ду­ховным оружием ума, так как брань ведется с духа­ми тьмы, действующими через страсти, с самими страстями, с плотью и миром, которые, принадле­жа земле, к земле и влекут. Молитва — меч духов­ный — все эти полчища зла посекает, приводя в полное бездействие, обнажает бессилие злобы пе­ред могуществом Божиим, дает уразуметь немощь человеческую в борьбе со злом и изменяет само ес­тество человеческое. Молитва неуязвимо ведет очищающийся ум, немощный сам по себе, но под­крепляемый Богом, и душу сквозь все смертонос­ные искушения, славя Бога — Всемогущего Творца.

21         Трактат составлен на основе келейных записей подвиж­ника, известного читателям под именем архиепископ Анто­ний (Голынский-Михайловский). Сведения о нем см. на с. 192.

© Новиков Н.М. — составление текста, публикация.

Авторские права на публикацию принадлежат составите­лю и защищены законом. Воспроизведение данного текста или его части в какой бы то ни было форме или перевод его на иной язык без предварительного письменного разреше­ния составителя является незаконным. Закон РФ «Обавторском пра­ве и смежных правах» №5351-1 (№72-ФЗ от 20.07.2004); ст. 146 УК РФ. http://ukru.ru

22        Мф. 26, 39. Постраничные сноски в тексте трактата при­надлежат составителю.

23         Откр. 14,4. Это выражение из Апокалипсиса комменти­рует Глубоковский Н.Н.: «Хотя истинное [телесное] девство, требовавшее особых предрасположений (Мф. 19, 12; 1 Кор. 7, 37—38), всегда почиталось в христианской Церкви», тем не менее «физическая девственность вовсе не утверждает ду­ховной чистоты и в этом виде ни во всем Новом Завете, ни в Апокалипсисе не возносится, сама по себе, на первенствую­щую христианскую высоту. Напротив, апостол Павел смело заповедует, что лучше вступить в брак, нежели разжигаться (1 Кор. 7, 9). Истинное девство требует совершенного устра­нения всякого вожделения (Мф. 5, 28) и с этой стороны во­все не отвергает союза мужа и жены в чистом браке (Мф. 19, 4 и далее), где ложе сожития бывает непорочным (Евр. 13,4)». Глубоковский Н.Н. Благовестив... 2002. С. 141, 142.

24         Молитва зрительная (слав.) — созерцательная молитва.

Молитва Иисусова

Главное оружие

(33)От сердца бо исходят помышления злая25 — так прорекли уста сладчайшего Господа Иисуса, По- двигоположника, Начальника и Учредителя дела­ния истинного покаяния. После падения, после то­го, как человек возлюбил свою злую несовершен­ную волю более всесовершенной воли Божией, злоба вошла в его сердце. Своеволие отдалило душу от Господа, и человек остался лишь со своими ни­чтожными силами. Ему надлежало противостоять злу, что без помощи Божией невозможно, а ум и ду­ша человеческие, возлюбив своеволие, утратили свою светлость, а с ней способность различения до­бра и зла, утратили рассуждение, обнажающее коз­ни диавола. Неведение - чадо помраченного ума, возлюбившего свою волю, — объяло ум и душу. Не­ведение породило сомнение, а отсюда произошло смущение, которое есть и мать, и дщерь всех стра­стных волн, вздымающихся в сердце человека. Так корабль ума и души непрестанно погружается в мо­ре смущения, потопляемый своеволие(34) Все это произошло с человеком по причине по­мрачения ума. Сердце наполнилось неестествен­ными привычками — страстями, а последние, уко­ренившись в сердце, срослись с естеством челове­ческим и против желаний ума и сердца вовлекают человека в неподобающую ему страстную жизнь. Сатана, будучи виновником и начальником тьмы, не замедлил явиться, властно действуя через по­мраченный ум на страстное сердце. Так божест­венная обитель сердечная оказалась нечистой от страстной скверны. Человек пребывает в падении, ум и душа отклонились от естества, перешли в со­стояние ниже естественное.

Выйти из этого тяжкого положения одними своими силами невозможно. Страсти получили силу естества, при этом сатана много сильнее и хи­трее неопытного ума и перехватывает всякое чело­веческое намерение к добру, отчего человек иной раз, совершая, как ему кажется, добро, пожинает плод в виде усилившихся страстей. Бывает, что че­ловек отчаивается в своем спасении и оставляет свои труды, а иногда, что уже хуже всего, наклады­вает на себя руки. Но следует знать, что в таком от­чаянном положении человек оказывается только тогда, когда ведет борьбу без содействия Божия и пытается сражаться собственной силой. Тот же, кто на Бога возложил свое упование, тот силой Божией побеждает, а бывая побежден, вновь встает и борется до окончательной победы.

Тьмой неведения человечество было объято до времени пришествия Христова. Люди томились, (35) непрестанно смущаясь и тяжко скорбя, всем сво­им существом взывая к Богу, и Господь привел в исполнение то, что было предопределено при из­гнании прародителей из рая, — явить семя от же­ны, которое поразит змея в главу26. Христос был за­чат во чреве Девы, родился, взял на Себя тяжесть греха всего человечества и сразился с грехом. Подвигоположник и человечество научил, как можно отличать добро от зла и как вести борьбу с диаволом. Всепобеждающий, Он Сам предварительно победил всю силу вражью, чтобы человеку стало ясно, как бороться и побеждать демонов и свои злые бесоподобные страсти.

25 Мф. 15, 19.

26 Ср.: Быт. 3, 15.

 

Со времен прародительского грехопадения князь тьмы с демонами своими вошел в самое сердце человеческое, сотворенное Создателем от начала чистым от страстей. Полонив человека гре­хом, сатана держит его полностью в своей власти, благодать же Божественная на порабощенное сердце воздействует только совне. Так бывает со всякой душой до момента возрождения ее во свя­том крещении. Силою таинства диавол извергает­ся вон, и в тот же час в сердце вселяется благодать. Отныне враг может действовать лишь извне, иску­шая и соблазняя, но уже не как властелин, не как повелитель. По крещении человек более не раб греха. Помощью обретенной им свободы он теперь способен противляться врагу, и исход борьбы за­висит от произволения человеческого. Будет ли(36) враг побежден силою Божией, призываемой в мо­литве, или падет человек соизволением греху — все ныне решается свободным согласием возрожден­ной души.

Сатана, изгнанный из сердца, насколько попу­скается ему искушать души верных, настолько и приступает, нападает через чувства телесные, воз­буждает ко греху через ядовитые стрелы помыслов, посылаемые им в сердце. При этом враг скрывает­ся со тщанием и, услаждаясь страданием человека, обычно действует так, чтобы смущать его и не быть узнанным, не обнаружить своего присутствия. Ди авол, будучи лукавым и коварным убийцей иско­ни, нашептывает всякую злобу в помысле и сразу же скрывается, а обманутый человек принимает это за свои собственные мысли и усваивает отраву в своем сердце. На что и указывает Господь, гово­ря: От сердца бо исходят помышления злая27, помы­шления, которые оскверняют ум и душу, лишают их по естеству присущего им мирного устроения. Противодействие злу необходимо начинать при первом его появлении, пока оно в зародыше. Пока еще зло не укоренилось, оно отсекается легко, лишь бы его обнаружить. А совершается такое от­сечение силою призываемого Господа Иисуса.

27 Мф. 15, 19.

Исходящее из сердца зло порождается винов­ником зла — диаволом. Диавол же, льстец и хитрец, средоточие всякой мерзости, обольщая человека помыслами, обещает каждому то, к чему тот имеет (37)наиболее страстное влечение. Будучи коварным хитрецом, диавол подходит к человеку тонко и все­гда превосходит тонкостью ум человеческий. Скрывая свое присутствие, он выдает порождае­мые им помыслы за мысли, принадлежащие само­му человеку. Обманутый человек становится все­целым пленником диавола, оказываясь, таким об­разом, обреченным на вечную погибель, если только Господь не защитит человека Своей бла­годатью.

Хитрость диавола превосходит своей изощрен­ностью ум человеческий, и потому невозможно и бесполезно человеку своими силами бороться с диаволом, действующим через страсти. Невозмож­но, доколе не получит человек от Бога власть и си­лу наступать на силу вражью. Но для этого нужно пройти всесторонний искус, стяжать опыт борьбы и победы над диаволом через искушения, попуска­емые благодатью Божией. А это тогда лишь воз­можно, когда человек будет во всем шествовать за Подвигоположником Христом, борясь и побеждая зло силой благодати Божией, которая всегда дей­ствует через молитву. Благодать охраняет моляще­гося, ведет его, с необходимой постепенностью подает полезное и уберегает от вреда.

Все человечество, как сказано выше, до прише­ствия Христа на землю объято было мраком неве­дения, и люди умирали во тьме, не зная истины, угнетаемые диаволом, порождающим зло в серд­цах их. Христос, Своей смертью поправ смерть, разрушил темницу ада, даровал всем желающим  (38) возможность с Его помощью спастись и, как Все­могущий, вывел из ада всех содержавшихся там верных. После этого все святые отцы, сознавая не­мощь человеческую, видя всемогущую силу Божию, побеждающую зло с ее виновником и води­телем, желая следовать Христу во исполнение воли Отца Небесного, зная, по указанию Господню, от­куда зло приемлет свое начало, сами своей силой к делу спасения не приступали. Все они спасение свое совершали по действию Божией благодати, восставая против зла в самый момент зарождения его, уничтожая его силой, ниспосылаемой от Иисуса Христа.

Господь, постоянно призываемый в молитве, побеждает зло, умиротворяет дух человека, восста­навливает внутреннюю тишину и располагает ум к дальнейшему пребыванию в молитве. Далее и пой­дет речь о том, как безупречно действовать, призы­вая по имени Господа Иисуса Христа, против вся­кого зла, чем и побеждали все святые отцы в битве с диаволом.

Молитв в Святой Церкви много, и все они силь­ны на отгнание супостата. Но сила молитвы зави­сит от силы ума, от опыта в распознании хитростей врага, в различении добра и зла, зависит она и от способности не развлекаться в молитве. Ум сла­бый, подобный нашему, собрать внимание свое в молитвословии почти не способен, так как, при­выкнув к жизни чувственной, он и во время молит­вы мечтает о свойственных ему вещах чувствен­ных, отчего человек лишь телом иконе предстоит, а (39) ум и сердце его витают невесть где. Внимание, не привыкшее удерживаться в молитве, расхищается, ум не способен владеть собою, язык не может сво­бодно произносить слова молитвы, по причине разнообразия и множества этих слов. Дело не идет, а если и движется, то слишком медленно.

Зная все это, святые отцы, наставники и делате­ли истинного покаяния избрали себе главным ору­жием немногословную молитву Иисусову, полу­ченную от Духа Святого, отдавая ей преимущество перед всеми иными. Все существующие в Право­славной Церкви молитвы действенны и спаситель­ны, но молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», содержащая в себе имя Господа Христа и мольбу кающегося грешни­ка, всегда привлекала к себе умы спасающихся. Некоторые из святых отцов непрестанно творили иные короткие молитвы, но большинство занима­лось по преимуществу молитвой Иисусовой. Вся­кий, желающий работать Господу в делании мо­литвы Иисусовой, может, по причине ее кратко­сти, трудясь, усвоить свободное молитвословие без принуждения языка, которое постепенно при­влечет к себе и ум, и чувства.

(40) Суть делания

Суть делания этой молитвы заключается в том, чтобы отгонять всякую мысль, являющуюся из сердца, и, вместе с тем, не допускать проникнове­ния в сердце приходящих извне греховных помыс­лов и желаний, чтобы приучить память всегда предстоять Богу Вездесущему, а ум — постоянно читать молитву и внимать лишь ей одной вместо всех иных, даже естественных для него, мыслей. Это и приводит со временем к тому, чего око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша28, через это делание сердце человеческое устро- яется в обитель Пресвятой Троицы.

Делание молитвы Иисусовой, называемое свя­тыми отцами трезвением, должно быть неотъемле­мой сутью монашеской жизни. Оно необходимо также и для всех мирян, ибо без памятования Бога спастись никому не возможно.

Такое простое, казалось бы, дело, как чтение короткой молитвы, в действительности является не столь уж простым. Молитва имеет разные виды, или степени, которые именуются словесной, ум­ной деятельной, умно-сердечной деятельной, умно-сердечной самодвижной, умно-сердечной чистой, зрительной. На каждой степени нужны разъяснения опытного лица. Осведомленность здесь весьма важна, ибо через умное делание Гос­подь устраивает наше спасение, подавая человеку(41) через молитву в нужное время от благодати Своей все необходимое. Велика нужда в опытном, знаю­щем наставнике, в учителе-старце, прошедшем не только начальные степени молитвы, но и молитву зрительную, который мог бы свободно и неуязви­мо провести ученика через все искушения. Искус­ный опытно знает, какие искушения и в какое вре­мя могут посещать спасающегося, он всякое иску­шение предупредит наставлением, укажет, что и как делать во избежание ошибки, пояснит, как распознать диавольскую хитрость при нападении демонов «слева» и при подходе под видом добра с «правой» стороны.

28 1 Кор. 2, 9.

 

Но увы! Одни не имеют времени и желания до­стойно упражняться умом, словом и сердцем в этом великом делании, другие, имея желание, не знают, как и приступить к нему. Иные же присту­пают, но действуют чувственно, упражняясь умом плотским, живя своевольно, по собственному ра­зумению, а думают о себе при этом, что проводят жизнь духовную. Таковые не ведают, что истинно духовная жизнь начинается по великой милости Божией лишь тогда, когда человек всецело предаст себя в волю Божию. А это становится возможным только после очищения ума от помрачения и очи­щения души от страстей. До этих пор человек жи­вет не духовно, а мудрованием человеческим — знанием ума плотского, даже если он знает всю те­орию христианского богословия и велик в глазах людей. Такие нередко запутываются в сетях прель­щения плотского ума и, что хуже всего, истинных (42) носителей духовного разума считают неправомыс­лящими. Такие, молясь по Молитвослову, считают делателей умной молитвы невеждами и впавшими в прелесть, но, по сути, сами прельщены и невеж­ды. Шествие их не ко спасению, а от него.

Древние святые отцы, великие творцы умного делания, писали о молитве Иисусовой много. Но они начинают с описания высоких степеней со­зерцательной молитвы, пишут о молитве умно­сердечной самодвижной, опуская предыдущие начальные уровни. Только редкие из них касаются молитвы умно-сердечной деятельной и сопро­вождающих ее мечтательных искушений. При этом все отцы пишут кратко и прикровенно, и вот по какой причине.

Когда святые отцы писали об Иисусовой мо­литве, тогда опытно знающих делателей было мно­го и не было нужды подробно описывать началь­ные стадии, так как было кому наставить. Кроме того, прочесть писания мог и неподготовленный человек, а пользу извлечь мог лишь готовый. По­тому отцы писали кратко и прикровенно. Готовый и в кратком описании поймет нужное, а неготовый не повредит разума своего. Не все понимают, что молитва духовная начинает действовать в человеке только после того, как он приступает ко всецелому исполнению воли Божией. До этих пор молитва бывает лишь деятельной. Горько ошибается тот, кто принимает ее за духовную. Если неоконченное еще делание плотского ума принимается за духов­ное, то это есть прельщение и горе.

(43) В настоящее время опытных делателей почти не осталось. Всякий возжелавший творить молитву уже в самом начале подвергается сомнениям в пра­вильности и успешности своих действий. Потру­дившись немного и не усмотрев желанных плодов, он оставляет это священное дело, а иногда даже ху­лит его. Так удаляется человек от обладания небес­ным разумом, явленным на земле Христом: «возсия мирови свет разума». А утрата эта обрекает на погружение в тот умственный мрак, в котором че­ловечество пребывало до пришествия Христа. Когда утрачена способность разумно славить Бога, тогда славословят одним языком, а слова без учас­тия разума не возжигают сердце, но угашают его.

Так я, при всей моей немощи, плача и сокруша­ясь от бессилия своего, все же сильно желал, чтобы продолжалось разумное прославление Бога, чтобы не уменьшалось, а росло число уготовляющих свои сердца в жилище Богу. Всем жаждущим истинно славить Бога я дерзнул предложить сии слова не в качестве наставления, ибо вы сами разумнее меня, но в виде братского совета, делясь тем, что имею по бедности моей. Не полагаясь на свои силы, а лишь надеясь на Всемогущую силу Господа моего, отринув собственное мудрование и все, что не имеет подтверждений в Священном Писании или в богодухновенных писаниях святых отцов, изве­давших опытом жизнь покаяния, излагаю все то, в чем и сам некогда имел великую потребность, нуждаясь буквально в каждом слове, здесь ныне писанном.

(44) Конечно, излагается не все, а лишь самое глав­ное, то, с чем приходится встречаться каждому де­лателю покаяния, излагается самая суть, потреб­ная всем. А все, что бывает помимо описанного здесь, является второстепенным и гибелью душе не грозит. Приими,

 

Господи, труд сей к славе име­ни Твоего Святаго и, вразумив надело сие, помози совершити его достойно во спасение душ, жажду­щих правды Твоея.

Лще приступавши работати Господеви Богу, уго- тови душу твою во искушение29. Знай, что если пой­дешь вслед за Господом, последуешь Его Божест­венному учению, то на этом пути встретят тебя ис­кушения. Плоть, мир и диавол — твои враги, но не менее их ты и сам себе

бываешь врагом. Отныне, отказываясь следовать влечениям своей воли, ты расстаешься с мирной жизнью и непрестанная борьба становится твоим уделом. Приступая к де­ланию молитвы Иисусовой, уготовься не к мирно­му жительству, но к перенесению всевозможных скорбей, причиняемых плотью, миром, диаволом и собственным самолюбием.

Скорби приходят извне и изнутри, но натиск их сдерживается благодатью Божией, не позволяю­щей огорчать спасающегося страдальца более, не­жели он способен перенести. Скорби попускаются благодатью по мере крепости ума и души спасаю­щегося, а не по воле ехидствующих бесов. Под та­ким руководством благодати человек приобретает(45) терпение, обучается преданности воле Божией, да­бы не унывать в последующей брани. Он обретает опыт, учась усердно прибегать к молитве, и полу­чает через искус знание и мудрость.

Если хочешь ты, брат или сестра, стяжать не­престанное памятование о Боге и в молитве бесе­довать с Ним непрестанно, как с другом, лицом к лицу, тогда молись, чтобы Господь послал тебе на­ставника не прельщенного, опытно знающего ве­ликое дело молитвы покаянной, испытанного в бранях. Опытные наставники очень редки, но бла­годатью Господней еще сохраняются, еще сущест­вуют и до нашего времени. Поищи опытного усердно, попроси у Бога со слезами, дабы Он ука­зал тебе такового, знающего путь покаяния неза- блудный.

Но помни, брат или сестра, что искать чудо­творца никак не следует. Не на внешнее смотри, но ищи истинно знающего духовную жизнь и ду­ховную брань, имеющего разум духовный, про­зревшего тайны Царства Небесного. Такого, кото­рый мог бы тебя ввести в Царство Божие, внутри тебя сущее, который сам прошел все искушения и познал всякую лесть сатанинскую со всеми улов­ками диавола. Такой муж духовный знает про тя­жесть сердечную, бывающую от страстей, волнуе­мых диаволом, знает и может помочь во всякой скорби, может избавить от всякой тяжести, рожда­емой смущением. Имей только твердую веру тако­му человеку, по подобию веры в Бога, ибо таковой водительствуется Самим Богом.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 84; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!