Содержание программы «Наша малая родина» для начальных классов.



     Программа по краеведению состоит из следующих разделов:

2 класс: «Наша школа».

     Школа, в которой я учусь. Что я знаю о своей школе? История школы, символика. Правила поведения, бережного отношения к школьному имуществу. Учебные кабинеты моей школы. Законы, правила и традиции моей школы. Какой была школа раньше? Экскурсия в школьный музей. Традиции Яргомжской школы. Викторина.

3 класс: «Наша деревня. Традиции и обычаи нашей деревни».

Деревня, в которой я живу. Что я знаю о своей деревне? Образ деревни в школьном музее. Традиции моей деревни. Народные праздники моей деревни. Как раньше трудились в моей деревне. Экскурсия в школьный музей. Мастера-ремесленники деревни. Женские рукоделия моей деревни. Изготовление сувенира.

4 класс: «История нашей деревни».

Исторические вехи в судьбе родного края. Памятные места нашего поселения. Улицы моей деревни. Происхождения названий улиц. Люди, их труд на благо Яргомжской земли. Поэты и писатели земли Яргомжской. Заочное путешествие по родному краю. Краеведческая викторина.

Учебно-тематическое планирование

Класс

«Наша школа»

Разделы программы Часы
1. Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях.  
2. Школа, в которой я учусь. Что я знаю о своей школе? История школы, символика. Правила поведения, бережного отношения к школьному имуществу. 1
3. Проведение экскурсии по школе. 1
4. Учебные кабинеты моей школы. 1
5. Законы, правила и традиции моей школы. 1
6. Какой была школа раньше? 1
7. Экскурсия в школьный музей. 1
8. Традиции Яргомжской школы. Викторина. 1

Класс

«Наша деревня. Традиции и обычаи нашей деревни»

Разделы программы Часы
1. Моя малая родина – Яргомжский край. 1
2. Деревня, в которой я живу. Что я знаю о своей деревне? Образ деревни в школьном музее. 1
3. Традиции моей деревни. 1
4. Народные праздники моей деревни. 1
5. Как раньше трудились в моей деревне. Мастера-ремесленники деревни. 1
6. Женские рукоделия моей деревни. 1
7. Практическое занятие. Изготовление сувенира. 1
8. Практическое занятие. Изготовление сувенира. 1

Класс

«История нашей деревни»

Разделы программы Часы
1. Исторические вехи в судьбе родного края. 1
2. Памятные места нашего поселения. 1
3. Улицы моей деревни. Происхождения названий улиц. 1
4. Великая Отечественная война в истории моего края. 1
5. Поэты и писатели земли Яргомжской. 1
6. Заочное путешествие по родному краю. 1
7. Краеведческая викторина «Моя деревня». 1
8. Творческий отчёт. 1

 

Методическое обеспечение программы «Наша малая родина».

Формы занятий: игра, беседа, экскурсия, практическое занятие, творческий отчёт.

     Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

Реализация данной программы осуществляется через использование и совершенствование технологий, обоснованный выбор средств, форм, методов обучения и воспитания:

1. Технологии коллективной творческой деятельности, в которой достижение творческого уровня является приоритетной целью (И.П. Волков, И.П. Иванов).

Цель технологии: воспитать общественно-активную творческую личность.

2. Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для социализации и формирования коммуникативных умений.

Цель педагогики сотрудничества: обеспечение активности краеведческих занятий, использование их для более полного развития личности.

     Методы работы, используемые при освоении программы:

- объяснительно-иллюстрационный;

- репродуктивный;

- частично-поисковый;

- продуктивный.

 

Список литературы

1. Отчий край. // Научно-популярный журнал. – М., 2013

2. Соловьёв Л.И. Юный краевед // Начальная школа. 05.09.2014.

2. Туманов В.Е. Школьный музей – хранитель народной памяти. – М. 2006.

Электронные ресурсы:

http://festival1september.ru

http://window.edu.ru Моя малая родина.

http://pandia.ru Рабочие программы в начальной школе.

 

 

Чусова Валентина Дмитриевна

К.Н. Батюшкову посвящается

СЦЕНАРИЙ
литературного спектакля «Батюшков и Пушкин»

«Пушкин невозможен без Батюшкова так же,
                                   как невозможен он без Баратынского и Вяземского».

И. Бродский

 

Звучит музыка Н. Криушенкова на стихи Батюшкова «Выздоровление».

Ведущий: Батюшков и Пушкин… Имена этих двух прекрасных поэтов повторяются сейчас особенно часто. Многое роднило их. Оба происходили из старинных дворянских семей, оба рано покинули отчий кров для того, чтобы получить образование. Для обоих Петербург и его окрестности стали духовной родиной. Личность Батюшкова, как и натура Пушкина, - «по преимуществу артистическая» (В.Г. Белинский), и уже поэтому оба поэта «родственнее всех других поэтов России». На протяжении всей творческой жизни Пушкин высоко ценил личность и поэзию Батюшкова. Следы нескрываемого восхищения он оставил на полях «Опытов» Батюшкова.

Пушкин: «Прекрасно! Прелесть! Что за чудотворец этот Батюшков! Звуки итальянские…»
Ведущий: Но Батюшков для Пушкина ещё и русский воин, участник трех военных походов, награжденный орденом Анны III степени за прусский поход, Анненским крестом за участие в войне 1812 года. От друзей Батюшков узнал о юном поэте-лицеисте, который растревожил Петербург своими стихами. Петр Андреевич Вяземский писал Батюшкову: «В нем будет прок и горе нам. Задавит, каналья!». И вот тогда Батюшков решил:

Батюшков: Поеду в Лицей, познакомлюсь, взгляну, действительно ли это чудо…

Ведущий: В начале февраля 1815 года Батюшков отправляется в Лицей. По правде говоря, это было нарушением этикета: не ему, известному в России поэту, нужно ехать с визитом к начинающему стихотворцу, а он должен добиваться их знакомства. Но в Пушкине чувствовалось нечто такое, что уже становилось не до этикета. И Батюшков поехал в Лицей. По дороге он думал:

Батюшков: Ведь до чего додумался – напечатал послание. И назвать-то осмелился запанибрата – «К Батюшкову». Каков орел!

Пушкин: читает послание «К Батюшкову»:

Философ резвый и пиит,

Парнасский счастливый ленивец,

Харит изнеженный любимец,

Наперсник милых аонид,

Почто на арфе златострунной

Умолкнул, радости певец?

Ужель и ты, мечтатель юный,

Расстался с Фебом наконец?

 

Батюшков: Нет, я не чувствую себя «мечтателем юным», ни тем более «наперсником милых аонид» и давно уже не являюсь «радости певцом»… Причиной всему война. Среди страданий, крови, грязи, не до стихов.

Пушкин: «К Батюшкову». Продолжение:

Уже с венком из роз душистых,

Меж кудрей вьющихся, златых,

Под тенью тополов ветвистых,

В кругу красавиц молодых,

Заздравным не стучишь фиалом,

Любовь и Вакха не поешь,

Довольный счастливым началом,

Цветов парнасских вновь не рвешь;

Не слышен наш Парни российский!..

Пой, юноша, — певец тиисский

В тебя влиял свой нежный дух.

С тобою твой прелестный друг,

Лилета, красных дней отрада:

Певцу любви любовь награда.

Настрой же лиру. По струнам

Летай игривыми перстами,

Как вешний зефир по цветам,

И сладострастными стихами,

И тихим шепотом любви

Лилету в свой шалаш зови.

И звезд ночных при бледном свете,

Плывущих в дальней вышине,

В уединенном кабинете,

Волшебной внемля тишине,

Слезами счастья грудь прекрасной,

Счастливец милый, орошай;

Но, упоен любовью страстной,

И нежных муз не забывай;

Любви нет боле счастья в мире:

Люби — и пой ее на лире.

 

Батюшков: Однако надо признать: искусно пишет шельмец.
Ведущий: Встреча прошла в лазарете, где в это время лечился Пушкин.

Батюшков: Как вам живется в Лицее, Пушкин?

Пушкин: Скука в лицейской обители. А как у вас в «Арзамасе»?
Батюшков: В «Арзамасе»? Сплошное шутовство, веселая поэтическая кутерьма. Ведь название-то от заштатного городка Арзамаса, а там, как известно, одна из главных достопримечательностей – множество гусей. И поэтому у нас на всех заседаниях непременное блюдо – жареный гусь, а на голове председателя – красный колпак. А какие прозвища, вы только послушайте: Пушкин – Сверчок, Жуковский – Светлана, Вяземский – Асмодей, ваш дядя Василий Львович – «Вот» или «Вот Я Вас».

Пушкин: А какое ваше прозвище, Батюшков?

Батюшков: Мое?... Ахилл.
Пушкин: Я знаю… Вспомнил, конечно же помню… И в самом деле вам подходит. С одной стороны, вы, Батюшков, как Ахилл, мужественно со староверами боретесь. Как вы их ловко и метко обозначили – славянофилы. А с другой стороны, прозвище вам, вы уж простите великодушно, тоже впору…Ваша комплекция…
Батюшков: Да, Пушкин… Да, с другой стороны, я действительно Ах! Хил! Совсем, совсем хил, и ничего тут не поделаешь. Ну, да будя… А вы, Пушкин, с кем? С «Беседой» или с «Арзамасом»?

Пушкин: Как можно, Батюшков?.. Как вы могли подумать, что я не с вами? Понятно, с «Арзамасом». Я очень хочу быть среди вас – «арзамасцев». Я всей душой за Жуковского! За вас, Батюшков! Можете в этом не сомневаться. Я понимаю, что арзамасское осмеяние староверов не есть пустое зубоскальство, а есть развенчание всего казенного, пустого, застывшего, лжепатриотического! И это – борьба…

Ведущий: Батюшков удивился.

Батюшков: Рассуждает юнец зрело.

Ведущий: Потом речь зашла о современной поэзии, о путях ее развития и месте каждого литератора в ней. И опять Пушкин заговорил с жаром и этим жаром будто опалил Батюшкова.

Батюшков: Нет!.. Это уже не мальчик. В нем чувствуется внутренняя сила, Ведь он рассуждает-то совсем по-иному и даже говорит моими словами…

Ведущий: И от этого Батюшкову стало как-то даже страшновато. И в этом он узрел несправедливость.

Батюшков: Откуда в 15 лет Пушкин может знать такое? Ведь я это выстрадал. Я прошел войну с Наполеоном, брал Париж, потерял лучшего друга, Ивана Петина, видел падения и разрушения государств. В конце концов, я поэт! Имя мое в России закрепилось твердо. Да, я дорого заплатил за свое знание жизни. И вот передо мной сейчас совсем юный школяр, он уже все знает, все умеет. В поэзии он уже муж, а впереди у него целая жизнь. А что вы сейчас пишете, Пушкин?

Пушкин: Так, безделицу одну. Хочу написать поэму. В русском духе. О Бове-королевиче. Хочу смешать в ней все чудесное из русских сказок, потешить этим нашу публику.

Батюшков: А знаете что, Пушкин? Подарите мне Бову! Вы еще так молоды, у вас еще все впереди. А у меня теперь, кроме музы, ничего не осталось.

Пушкин: Вот так раз! Вы, Батюшков! И такие слова… Ну-с, хорошо, пусть будет по-вашему… Я напишу другую русскую поэму. А вы напишете Бову, коли вам так этого хочется.

Батюшков (тихо, уверенно): Я напишу.

Ведущий: Романс на стихи К.Н. Батюшкова «Выздоровление»

Музыка Н. Криушенкова.

ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ

Как ландыш под серпом убийственным жнеца

Склоняет голову и вянет,

Так я в болезни ждал безвременно конца

И думал: Парки час настанет.

Уж очи покрывал Эреба мрак густой,

Уж сердце медленнее билось:

Я вянул, исчезал, и жизни молодой,

Казалось, солнце закатилось.

Но ты приближилась, о жизнь души моей,

И алых уст твоих дыханье,

И слезы пламенем сверкающих очей,

И поцелуев сочетанье,

И вздохи страстные, и сила милых слов

Меня из области печали -

От Орковых полей, от Леты берегов -

Для сладострастия призвали.

Ты снова жизнь даешь; она твой дар благой,

Тобой дышать до гроба стану.

Мне сладок будет час и муки роковой:

Я от любви теперь увяну.

 

Ведущий: 27 августа 1817 года на квартире братьев Тургеневых состоялось очередное заседание «Арзамаса». Для Батюшкова это заседание было посвящением в действительные члены братства, в кои Пушкин был уже посвящен и получил прозвище Сверчок.

Председатель (в красном колпаке): Господа! Сегодня мы переводим в действительные члены «Арзамаса» заочно принятого поэта Константина Николаевича Батюшкова, присваиваем ему титул «его превосходительство гений «Арзамаса» и требуем, чтобы он к следующему заседанию непременно сочинил эпиграмму на кого-либо из «Губителей русского слова». А теперь, господин Батюшков, приготовьтесь к присяге.

Батюшков: Я, русский поэт, Константин Николаевич Батюшков, клянусь быть верным принципам «Арзамаса», а в случае, если я нарушу присягу, прошу в качестве наказания произвести меня в члены Российской Академии.

Председатель: А теперь, господа, Ахилл и Сверчок читают эпиграммы на наших противников.

Батюшков: Евгений Абрамович Баратынский (на поэта Д.И. Хвостова):

Поэт Писцов в стихах тяжеловат,

Но я люблю незлобного собрата:

Ей-ей! не он пред светом виноват,

А перед ним природа виновата.

 

Батюшков: Петр Андреевич Вяземский (на П.И. Голенищева-Кутузова):

Картузов – сенатор,

Картузов – куратор,

Картузов – поэт.

Везде себе равен,

Во всем равно славен,

Оттенков в нем нет.

Худой он сенатор,

Худой он куратор,

Худой он поэт.

 

Пушкин: П.А. Вяземский (на шуточную поэму Шаховского «Расхищенные шубы» и на пьесу «Урок кокеткам или липецкие воды»):

С какою ловкостью свободной

Играешь ты природой и собой:

Ты в шубах Шутовской холодный,

В водах ты - Шутовской сухой.

 

Ведущий: Узнав от Жуковского о том, что Пушкин работает над новой поэмой, Батюшков сказал:

Батюшков: Не худо бы запереть его в Геттингем и кормить 3 года молочным супом и логикой…Ничего путного из него не выйдет – знаю по себе! – ежели сам не захочет. Пусть спасут его музы.

Ведущий: В толчее и неразберихе вечеринки Батюшков не сумел побеседовать со Сверчком. Тот был просто неуловим. Лишь в коридоре, когда все стали одеваться, чтобы отправиться по домам, Пушкин подошел к Батюшкову и сказал:

Пушкин: Рад Вас видеть, учитель. Весело в «Арзамасе». Хотелось бы потолковать. Василий Андреевич Жуковский в воскресенье прогуляться захотел в Царское Село. Поедете?

Батюшков: Непременно поеду.

Ведущий: Во время прогулки Пушкин читал стихи, а Батюшков пытался разгадать вчерашнего лицеиста. Кто он? Позер? Нераспустившийся талант? Заговорили о стихах. Пушкин с жаром заметил:

Пушкин: Мало писать красиво. Надо в каждую букву вкладывать чувство. Пламенное чувство – пламенный стих.

Батюшков: Писатель прежде всего должен быть нравственным человеком. Пиши, как живешь, живи, как пишешь.

Ведущий: Жуковский попросил Пушкина прочитать кусочек из новой поэмы «Руслан и Людмила». Чуть подвывая, запрокидывая кудрявую голову и не глядя на собеседников, Пушкин читал:

Пушкин:

Моя прекрасная Людмила,

По солнцу бегая с утра,

Устала, слезы осушила,

В душе подумала: пора!

На травку села, оглянулась —

И вдруг над нею сень шатра,

Шумя, с прохладой развернулась;

Обед роскошный перед ней;

Прибор из яркого кристалла;

И в тишине из-за ветвей

Незрима арфа заиграла.

Дивится пленная княжна,

Но втайне думает она:

“Вдали от милого, в неволе,

Зачем мне жить на свете боле?

О ты, чья гибельная страсть

Меня терзает и лелеет,

Мне не страшна злодея власть:

Людмила умереть умеет!

Не нужно мне твоих шатров,

Ни скучных песен, ни пиров —

Не стану есть, не буду слушать,

Умру среди твоих садов!”

Подумала — и стала кушать.

 

Ведущий: А Батюшков, слушая Пушкина, заметил с восторгом:

Батюшков: Боже! Как стал писать, злодей! Может быть, вот уже и явился он, будущий гений? И не мне вести русскую поэзию за собой, а вот этому черноволосому красавчику?

Ведущий: Пушкин многому учился у Батюшкова. Особенно ярко влияние талантливого учителя можно ощутить при сопоставлении:

Батюшков                                                         

«Мои Пенаты» (отрывок)                          

 


Отечески Пенаты,

О пестуны мои!

Вы златом не богаты,

Но любите свои

Норы и темны кельи,

Где вас на новосельи,

Смиренно здесь и там

Расставил по углам;

Где странник я бездомный,

Всегда в желаньях скромный,

Сыскал себе приют.

О боги! будьте тут

Доступны, благосклонны!

Не вина благовонны,

Не тучный фимиам

Поэт приносит вам;

Но слезы умиленья,

Но сердца тихий жар,

И сладки песнопенья,

Богинь Пермесских дар!

О Лары! уживитесь

В обители моей,

Поэту улыбнитесь —

И будет счастлив в ней!..

В сей хижине убогой

Стоит перед окном

Стол ветхой и треногой

С изорванным сукном.

В углу, свидетель славы

И суеты мирской,

Висит полузаржавый

Меч прадедов тупой;

Здесь книги выписные,

Там жесткая постель —

Все утвари простые,

Все рухлая скудель!

Скудель!.. Но мне дороже,

Чем бархатное ложе

И вазы богачей!..

 

Пушкин

«Городок» (отрывок)

 

Прости мне, милый друг,

Двухлетнее молчанье:

Писать тебе посланье

Мне было недосуг.

На тройке пренесенный

Из родины смиренной


В великий град Петра,

От утра до утра

Два года все кружился

Без дела в хлопотах,

Зевая, веселился

В театре, на пирах;

Не ведал я покоя,

Увы! ни на часок,

Как будто у налоя

В великий четверток

Измученный дьячок.

Но слава, слава богу!

На ровную дорогу

Я выехал теперь;

Уж вытолкал за дверь

Заботы и печали,

Которые играли,

Стыжусь, столь долго мной;

И в тишине святой

Философом ленивым,

От шума вдалеке,

Живу я в городке,

Безвестностью счастливом.

Я нанял светлый дом

С диваном, с камельком;

Три комнатки простые —

В них злата, бронзы нет,

И ткани выписные

Не кроют их паркет.

Окошки в сад веселый,

Где липы престарелы

С черемухой цветут;

Где мне в часы полдневны

Березок своды темны

Прохладну сень дают;

Где ландыш белоснежный

Сплелся с фиалкой нежной

И быстрый ручеек,

В струях неся цветок,

Невидимый для взора,

Лепечет у забора.

Здесь добрый твой поэт

Живет благополучно;

Не ходит в модный свет…



Ведущий: Однако уже ранняя лирика Пушкина отличалась своеобразием. Гениальный ученик шел уверенно «вперед и выше»!

Батюшков                                                         

«Мой гений»


О, память сердца! Ты сильней

Рассудка памяти печальной

И часто сладостью твоей

Меня в стране пленяешь дальной.

Я помню голос милых слов,

Я помню очи голубые,

Я помню локоны златые

Небрежно вьющихся власов.

Моей пастушки несравненной

Я помню весь наряд простой,

И образ милой, незабвенной

Повсюду странствует со мной.

Хранитель Гений мой - любовью

В утеху дан разлуке он:

Засну ль?- приникнет к изголовью

И усладит печальный сон.

                                   (1815)

 

Пушкин «Мадонна» Сонет

 

 

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

 

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш Божественный Спаситель —

 

Она с величием, он с разумом в очах —

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

 

Исполнились мои желания.

Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

                                                                      

                (1830)

 

 

Ведущий: Романс Глинки на стихи К.Н. Батюшкова «Мой гений».

Ведущий: «…кто знает, - отмечал И. Анненский, если бы еще в Лицее Пушкин не прошел практического курса поэзии и не пережил периода подражаний (Державину, Жуковскому, Батюшкову и ранним французским парнасцам)…удалось бы ему войти в жизнь уже сложившимся писателем».

К.Н. Батюшков и А.С. Пушкин оказали огромное влияние на развитие русского языка и поэзии. Их заслуги отмечали поэты XIX-XX веков. «Батюшков – записная книжка нерождённого Пушкина», - писал О. Мандельштам:

 

Наше мученье и наше богатство,

Косноязычный, с собой он принес

Шум стихотворства, и колокол братства,

И гармонический проливень слез.

 

Ведущий: О духовной и литературной близости Батюшкова и Пушкина писали многие исследователи. Очень тонко эту близость отметил поэт А. Кушнер:

К. Батюшков «Под говором валов»

Кто первым море к нам в поэзию привел

И строки увлажнил туманом и волнами?

Я вижу, как его внимательно прочел

Курчавый ученик с блестящими глазами

И перенял любовь к шершавым берегам

Полуденной Земли и мокрой парусине,

И мраморным богам,

И пламенным лучам, - на темной половине.

 

На темной, ледяной, с соломой на снегу,

С визжащими во тьме сосновыми санями…

А снился хоровод на ласковом лугу,

Усыпанном цветами,

И берег, где шуршит одышливый Эол,

Где пасмурные тени

Склоняются к волне, рукой поджав подол,

Другою – шелестя в курчавящейся пене.

 

И в ритмике совпав, поскольку моря шум

Подсказывает строй, и паузы, и пенье,

Кто более угрюм? –

Теперь не различить, - вдохнули упоенье,

И негу, и весну, и горький аромат,

И младший возмужал, а старший – задохнулся,

Как будто выпил яд

Из борджиевых рук – и к жизни не вернулся.

 

Но с нами – дивный звук, таинственный мотив.

Столетие спустя очнулась флейта эта!

Ведь тот, кто хвалит жизнь, всегда красноречив.

Бездомная хвала, трагическая мета.

Бессонное, шуми! Подкрадывайся, бей

В беспамятный висок горячею волною,

Приманивай, синей,

Как призрак дорогой под снежной пеленою.

 

Ведущий: Спектакль по данному сценарию (автор – Чусова В.Д., режиссер – Волков А.Н.) был показан в 1999 году во Дворце детского и юношеского творчества им. А.А. Алексеевой, а также во время праздника «Отечески Пенаты» в Доме культуры с. Мякса и по приглашению к.п.н. Широковского Ю.С. - в музее К.Н. Батюшкова (г. Вологда). Роли исполняли: К.Н. Батюшков – Нодар Криушенков (член секции «Литературоведение») в мундире – экспонате музея, А.С. Пушкин – Никита Емельянов (член туристско-краеведческого клуба «Исток»).

 

Литература:

1. Батюшков К.Н. Сочинения, т.1., М., 1989.

2. Пушкин А.С. Избранные сочинения, т.1., М., 1980

3. Афанасьев В.В. Ахилл, или жизнь Батюшкова.- М., 1987.

4. Кошелев В.А. Константин Батюшков. Странствия и страсти.- М., 1987.

5. Майков Л.Н. Батюшков, его жизнь и сочинения. – М., 2001.

6. Тынянов Ю.Н. Пушкин. - М., 1983.

7. Посвящение Батюшкову, сборник стихов. – Череповец: «Порт-Апрель», 2005.

 

 

К методическому пособию прилагаются два издания ВРОО «Батюшковское общество»:

 

1. Буклет: «Туристско-краеведческая карта достопримечательностей и памятных мест г. Череповца и Череповецкого муниципального района», Череповец, 2018г. 60с.

2. Брошюра: «Две войны – одно Отечество», Череповец, 2018г. 90с.

 

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 149; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!