Череповец в жизни и творчестве Н.М. Ивановой-Романовой



Кудряшова Диана
Научный руководитель – Базанова М.А.

    Наша работа относится к краеведческой, литературоведческой объектной области. Объектом исследования являются биография и поэма-сюита «Полустолетие» Н.М. Ивановой-Романовой, предметом – любовное чувство лирической героини и тесно связанное с ним отношение к Череповцу, символика чисел и категории времени и пространства, роль эпиграфов в произведении, музыкально-ритмическая организация поэмы.

      Личность Ивановой-Романовой и её творчество неизвестны широкому кругу читателей, литературоведческого анализа её произведений мы не нашли, это и стало проблемой нашего исследования. По причине отсутствия информации по данной теме можно считать это исследование актуальным.

     Живя в городе Череповце, занимаюсь в Литературном музее при ДДЮТ имени А.А. Алексеевой. Одна из экспозиций посвящена Нине Михайловне Ивановой-Романовой. Начиная заниматься изучением её творчества, в частности поэмы-сюиты «Полустолетие», решила сделать литературоведческий анализ поэмы с точки зрения краеведа. Ведь наверняка и тема, и многие другие аспекты произведения (эпиграфы, категория пространства и времени) связаны с моим родным городом.

Цель: литературоведческий анализ поэмы-сюиты Н.М. Ивановой-Романовой «Полустолетие».

Задачи:

• Изучить биографию Нины Михайловны Ивановой-Романовой, установить роль Череповца в её жизни.

• Прочитать поэму-сюиту «Полустолетие».

• Сделать частичный литературоведческий анализ текста: проследить тему любви к городу и человеку, символику чисел и категории времени и пространства в поэме, роль эпиграфов в произведении;

• изучить музыкальные термины в поэме-сюите «Полустолетие»;

• определить размеры стиха и особенности рифмы на протяжении всего произведения; попытаться понять причины ритмического разнообразия.

Для выполнения задач и достижения цели использовались поисково-исследовательский, теоретический, аналитический, историко-биографический и сравнительно-сопоставительный методы исследования.

Нина Михайловна родилась в городе Луга 7 января 1909 года. В 20-е годы семья проживала в Череповце. В 1923 году Нина поступила в Череповецкий педтехникум. Там она увлеклась музыкой, солировала в хоре. В 16 лет Нина потеряла мать, в 20 – отца, через год – брата, то есть всю семью. Эти трагические события произошли в Череповце. В то же время город подарил ей судьбоносную встречу: в феврале 1929 года она встретила ссыльного студента Московского университета Александра Афанасьева. Впоследствии он станет героем её стихов и прозы. На Колыме в 1945 году его расстреляли, и Нина Михайловна посвятила ему «Книгу жизни» и несколько циклов стихотворений, объединённых в дальнейшем в поэму «Полустолетие». Иванова-Романова приезжала в Череповец несколько раз. В последний раз Нина Михайловна была в нашем городе в августе 1979 года в возрасте 70 лет. Автобиографический материал и лёг в основу поэмы «Полустолетие».

О любви Ивановой-Романовой к музыке и познаниях в этой области говорит использование ею в поэме музыкальных образов и специальной лексики: крещендо, интродукция, сюита. Так необычно опредён самим автором жанр своего произведения. Сюита – музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединённых единством замысла. По нашему мнению, термин очень точно отражает характер произведения в целом и отдельных его частей.Теперь обратимся непосредственно к содержанию и определению размера стиха и вида рифмы. Мы сделали это для всех двенадцати глав поэмы-сюиты «Полустолетие», но покажем на примере четырёх.

 Глава «Январь» – четырёхстопный ямб, перекрёстная рифма. В начале главы идет описание города Череповца. Он в 1929 году был маленьким городком, однажды по ночной улице даже пробежал волк. Поэтесса постоянно мечтает и ждет встречи с любовью, которую называет Несудьба, сразу намекая читателю на несчастливый исход любви. Именно в Череповце на занятии литературного кружка при редакции газеты «Коммунист» впервые встретились будущие влюблённые.

«Март» - четырёхстопный хорей, перекрёстная рифма. В главе «Март» метафорично описывается весенняя природа. Лирическая героиня продолжает встречи с «Незнакомым». Вскоре «безвыходность смыкается кольцом»: умирает отец поэтессы, и теперь дома ее ждет «грубой мачехи засилье». Но вскоре черная полоса сменяется белой, лирическая героиня уезжает в «легендарный» Ленинград:

                                            Я - делегат писательского съезда!                

Ночью героиня гуляет по Невскому. Главный проспект Ленинграда рисуется короткими назывными предложениями:

Вот Невский, Ночь, Нарядная гульба.

Тут же идет антитеза:

(В Череповце сейчас темно и грязно.)

Тем не менее, это сравнение не в пользу столичного города:

Но вдруг мне скучно здесь, и неотвязно

Хочу туда: там ходит Несудьба.

В главе «Сентябрь» несколько частей.

1 часть - пятистопный хорей, перекрёстная рифма. В ней — рассказ о расставании с Череповцом и возвращении сюда в уже пожилом возрасте. Героиня находит город «полузнакомым». Над ее лбом седеющие волосы, ей семьдесят лет.

    Следующая часть возвращает нас в Череповец 20-х годов. Написана она дольником, рифма перекрёстная, в первой и последней строфах смежная. Эпиграф из Николая Тихонова «Гвозди бы делать из этих людей» проливает свет на судьбу любимого героини. Его постигла участь многих: начались «обыски, доносы, аресты», а затем ссылка в город Череповец.. Ссыльный студент с трудом выдерживает жизнь «вне человеческих зон». Ударом стало для лирической героини расставание с любимым. Он «соглашается на перевод», видимо, в Сибирь. 

       Глава «Декабрь» состоит из шести частей. 3 часть - акцентный стих, смежная рифма. В памятный год расставания с любимым декабрь охарактеризован героиней как «изобретательный» и «лютый», коварно приготовивший «разные предательства». 4 часть - дольник на основе анапеста, перекрёстная рифма. В новогодний вечер всё решилось: «конец». Он уезжает. Череповец без любимого пуст, дни похожи один на другой, серы и скучны. Вот уже бьют часы, новогодние куранты. Он её ласково обнимает, его глаза всё ещё блестят. Риторические вопросы «Чем дышать буду я теперь?», «Как шагнуть в беспросветный год?» передают ужас героини, безысходность горя. 6 часть - дольник на основе анапеста, перекрёстная рифма. В два часа ночи влюблённые расстаются навсегда. «На распутьях людских дорог» их пути встретились лишь раз, в Череповце. Молчат памятные места, даты, наступила «властная пустота». Любимый ушёл, уже не вернувшись, но она осталась с ним в своём творчестве, своих стихах.

Итак, в ходе анализа музыкально-ритмической организации произведения мы выяснили, что она соответствует определению сюиты. По нашим наблюдениям, чаще, чем трёхсложные, используются двусложные размеры стиха. Более нейтральные, спокойные события переданы ямбом, боль и одиночество – хореем. Но напряжённость ситуации и накал внутренней жизни таковы, что их не передать классическим размером: на помощь приходят дольник, тактовик, разнообразие рифмовки, разностопные строки. Они также используются автором тогда, когда меняется время и место действия.

Во многом своеобразие произведения определяется соотношением двух времен: времени рассказывания и времени совершения действия. Время рассказывания - то, в котором живет автор, а время совершения – это время героев. Рассмотрим особенности этих категорий в поэме-сюите «Полустолетие». Само название поэмы-сюиты связано с числом. Поэма названа так, потому что в ней описано 50 лет жизни её автора, 1929 -1979 годы. В поэме «Полустолетие» 12 частей, озаглавленных названиями месяцев. В произведении интересна и категория пространства: действие переносится из Череповца в Ленинград, затем в далёкую Сибирь, вновь в Череповец, затем в Ульяновск, а вскоре пространство замыкается Череповцом. Меняется не только пространство, но в время: в главе «Ноябрь» героиня пишет в то время, когда ей 20 лет, затем следует рассказ от нее, уже 70-летней.

Приведем несколько примеров роли эпиграфов в произведении. Например, перед интродукцией, в самом начале произведения, эпиграф созвучен общему настроению поэмы: «светлая печаль». Так определил свое состояние проникновенный лирик XX века, наш земляк Н.М. Рубцов. К главе «Июнь» эпиграфом взяты строки Игоря Северянина: «Череповец, уездный город, / Над Ягорбой расположон». В этом стихотворении автор рассказывает о своей жизни в Череповце, трех годах учебы в череповецком Реальном училище. Поэт подчеркивает провинциальность города («косматые бороды», «лохматые жены»). В главе «Июнь» Иванова-Романова тоже описывает свою жизнь в Череповце, который, несмотря на свою провинциальность, стал для нее памятен тем, что здесь она встретила свою любовь и определилась с профессиональным интересом к литературе.

 Считаем цель и задачи нашей работы достигнутыми. Пополнив знания об авторе, делаем следующие выводы. Череповец занял в жизни Н.М. Ивановой-Романовой и в душе её лирической героини особое место: он стал городом, подарившим ей встречу с любимым человеком — незаурядной личностью. Это город, где прошла лучшая пора ее жизни — юность, город, где она нашла себя и главное дело жизни, а в этом трудно переоценить роль литературного кружка при местной газете и влияние Несудьбы, прототипом которого стал ссыльный студент МГУ Александр Афанасьев.

       Мы убедились в том, что пространство и время в произведении претерпевают интересные метаморфозы, но одно неоспоримо: всё начинается и заканчивается в Череповце как одном из важных городов в жизни автора поэмы. Эпиграфы выполняют прогнозирующую функцию, то есть еще до знакомства читателя с текстом сообщают о главной теме или идее произведения в целом или отдельной главы, ожидаемых сюжетных ходах, характеристике героев. Они также выполняют функцию выражения авторской позиции и свидетельствуют о широком поэтическом кругозоре автора, хорошо знакомого в том числе с литературой Вологодского края.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 270; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!