Седьмой конкурс « Домашнее задание»



Творческая работа на тему: «Память о В.В. Верещагине». Презентация работ.

Литература:

1. Лебедев А.К., Солодовников А.В.. Василий Васильевич Верещагин. – Ленинград: «Художник РСФСР», 1987

2. В.В. Верещагин. Отпечатано в ООО издательский дом «Череповец», Череповец, улица Металлургов, 14а. Заказ 19919, тираж 1000, 2004 г.

3. Художник В.Верещагин. Наполеон I в России 1812. - Тверское агентство «Созвездие», 1993.

«Спешите делать добрые дела…»

К 105-летию со дня рождения А.Я. Яшина (1913 – 1968)

Автор: Базанова Марина Анатольевна,
педагог дополнительного образования

 

       Яшин – псевдоним поэта, придуманный от отчества (настоящая фамилия – Попов). Вошёл в литературу на рубеже 20-30-х годов 20 века типично для поэтов этого периода – Исаковского, Твардовского. Литература для Я. являлась формой активного вмешательства в жизнь. Умер от тяжёлой болезни. Сейчас его творчество кажется масштабнее, чем при жизни. Зрелый Я. начал писать удивительные стихи, но творчество его оборвалось на самой высокой ноте. Человек очень прямой, ненавидящий лесть, Я. обеспечил себе трудную жизнь, в которой шёл своим путём, не оглядываясь на случайные оценки. На формирование Я. огромное влияние оказал Север. Трудности (гибель сына, женщины, с которой многое его связывало) не сломили его. До конца остался борцом за справедливость. Всегда ощущал себя послом вологодской деревни, ответственным за её судьбу.

       Родился Я. в Никольском уезде, в деревне Блудново, в крестьянской, но интеллигентной семье. Дед его, по профессии кузнец, был грамотным, в молодости ходил бурлаком, а затем, в 1900 году, основал в деревне начальную школу. Отца Я. не помнил, тот погиб на войне. Мать вторично вышла замуж; из семерых детей Я. был старшим, поэтому ему рано пришлось работать. Отчим хотел оставить его в деревне, семье трудно было лишиться работника, но Я. рвался учиться, и крестьянский сход, собранный его дедом Михаилом Михайловичем Поповым, почитаемым крестьянином, отправил его в Никольск, постановив: «Учить Шурку!» Поэтому Я. всегда чувствовал свою ответственность перед крестьянами, которые дали ему путёвку в жизнь. Не случайно появились строки ст. «Меня добру учила вся родня…» (1959). Как бы вы определили отношение Я. к деду, к матери? Таит ли он обиду за их строгость? Как поэт оценивает систему воспитания в своей семье? С самых ранних лет деревенский мальчик Шурка Попов чувствовал в себе талант: «Я ощущал его с детства, с юности как страшную, разрушительную для самого себя силу». Он окончил школу-семилетку, педтехникум, где выступил в защиту «крестьянского поэта» С. Есенина, из-за чего его не сразу приняли в комсомол. Пишет стихи, рассказы, стихотворные фельетоны, песни, пьесы для школьных вечеров, издаёт рукописный журнал «Наше творчество», организует литературный кружок… Экстерном сдал экзамены в вологодский пединститут. Спустя годы окончил Литературный институт в Москве, то есть, можно сказать, учился постоянно. В 1935 году он переезжает в Москву и одновременно с учёбой работает в многотиражке завода. Избран председателем Союза писателей Северного края, присутствует с совещательным голосом на 1 съезде советских писателей, где познакомился с лучшими дарованиями страны.

       Начал творить под влиянием устного народного творчества, оттуда брал формы и средства изображения. На малой родине Я.бережно сохраняли русскую старину, бывальщины, сказки, песни. И эта красота русского слова, говора, народная интеллигентность придали творчеству поэта самобытность. В автобиографии он пишет: «Сказочные сюжеты воспринимались мною с детства как что-то очень близкое, обжитое, своё». Ст. «Только на родине» 1955. Какие слова в этом ст. характерны для сказочного повествования? С какими сказками ассоциируются у вас эти строки?

 Первая книга «Песни Северу» вышла в 1934 году, но она носила подражательный характер, и строгий к себе Я. позже не печатал её и не перечислял в ряду своих произведений. С книги «Северянка», вышедшей в 1938 году, начался Я.-поэт. Основная тема книги – перемены в северной деревне. Ст. «Вологда»: повторы, оканье, разноударная рифма, синтаксический параллелизм, т.е. налицо влияние фольклора. В 30-е годы стих Я тяготел к прозе: наличие сюжета, воспевание женщины, повествование – от лица героини (как, например, у Исаковского). Ст. «Земной поклон» (1958): для А.Я. Вологодчина – «край добра и чудес» - была постоянным, неиссякаемым источником творчества. Там ему дышалось легко, писалось вольно, туда он приходил со своими неудачами и невзгодами.

       В годы В.О. войны Я. уходит на фронт. 12 июля 1941 года становится коммунистом. Работал в нескольких армейских газетах на самых тяжёлых участках фронта. Пришёл на войну поэтом, но война, скорее, факт его биографии, но не творчества. Утверждал ценность мирной жизни, труда, земли. В конце войны в лирике начинает анализировать собственную жизнь; нарастает ощущение кризисности. Много ездит, занимается переводами, встречается с молодыми людьми, как тракторист участвует в покорении целины. Пытается найти новые темы – романтики, энтузиазма молодого поколения. Выходят сборники «Земляки», «Советский человек», но самого Я. его поэзия перестала удовлетворять. Последствия культа личности – черты бесконфликтности, идеализация советской действительности – в полной мере коснулись и поэзии Я.. Поэта захватило чувство победителя, он любуется родной природой, после великой Победы все остальные проблемы кажутся мелкими… Теряется характер, северные особенности поэзии. Лучшее ст. этого периода – о любви-столкновении «Я тебя не хочу встречать». Финал перечёркивает заявленную в названии решимость поэта (традиции любовной лирики Лермонтова, Цветаевой). Только к концу 50-х годов совершается поворот Я. к истинному лиризму. Развенчание культа личности Сталина приводит поэта к признанию собственных недостатков, вины перед земляками. В развернувшейся дискуссии о лирике поддерживает позицию Ольги Берггольц: лирика не должна быть описательной. Начинается новый период творчества Я., ознаменованный взлётом, новыми темами и поэтикой. Он обращается к гражданской, философской лирике, стремится постичь современного человека. Приходят метафоричность, ассоциативность. Пытается осмыслить изменения в стране. Тема прозрения становится постоянной («Переходный возраст» - вовсе не подростковый).

       Одна из главных тем поздней лирики Я. - тема добра и участия в судьбе других. Он не мыслил своего существования иначе, как в постоянном свершении добрых дел. Знакомо ли вам чувство досады, что прошлое нельзя вернуть? Сознание упущенных возможностей ярко выразилось в ст. «Спешите делать добрые дела». Эти знаменитые строки, по свидетельству поэта В. Солоухина, явились сутью отношения автора к миру. Добрые дела действительно нужно спешить делать, ведь время быстротечно. Кажется, я молод, у меня вся жизнь впереди, я всё успею, куда торопиться? Но пролетевших лет не вернуть назад. Не мечтайте, не обещайте, а просто делайте добрые дела, чтобы потом не корить себя за упущенные возможности. Дорожите временем.

Тема правды, добра звучит и в строках ст. «Память» (1958). В ст. «Зайчонок» (1956) добро противопоставлено жестокости.

       В этот же период Я. обращается к прозе. «Журавли», «Сирота» были неоконченными. Первое прозаическое произведение, за которое Яшина много критиковали, - рассказ «Рычаги». Сам он придавал своей прозе большое значение.

       Выделяют лирическую и социально-аналитическую прозу Я.. В 50-е годы 20 века появляется очерковая проза деревенской тематики, и Я. творит в этом русле. По художественным особенностям его проза сродни прозе Евгения Носова: те же сказочность, условность, лиризм, лаконизм описаний, метафоричность. Единство прозы и поэзии ярче всего проявилось в лучшей лирической новелле Я. – «Угощаю рябиной». Одна из её главных мыслей та, что человеку, человечеству необходимо общение с природой, он должен помнить свои корни, истоки. Символом деревенских истоков у Я. явилась рябина. Ещё одна грань произведения – тоска по оставленной родине, которая переходит в чувство страха за детей, которые не понимают деревенской природы, тоски по ней отца. Отсюда конфликт отцов и детей, городских и сельских жителей, хотя вернуться в село Я. не призывает, понимая, что такое течение жизни неизбежно. Этот же конфликт мы наблюдаем и в ст. «Милое моё горе». В новелле пропасть оказывается преодолимой, так как это хороший отец и хорошие дети, между ними нормальные взаимоотношения, нет разницы мировоззрений. Дети понимают отца, призывают его ещё раз побывать с ними в деревне. В новелле нет мотива города как растлителя и деревни как носительницы высоких моральных качеств.

       Лирическая проза 50-х годов опиралась на опыт М.М. Пришвина. Цикл миниатюр Я. 1961 г. «Вместе с Пришвиным» отличают пластичность образов, отточенность синтаксиса и метафоризации, лаконизм.

       Но не меньшее значение для Я. имеет социально-аналитическая проза. Он не просто выдвигает проблему, а исследует её; публицистическое начало ставит произведения Я. на грани очерка и рассказа. Для первых его рассказов характерен конфликт между истинным и ложным в человеке.

 Повесть «Слуга народа»: героиня – деревенская старушка Матрёна Савельевна. Её сын стал большим начальником. Она едет к нему в город погостить. Оказывается, истинная слуга народа – она, а не сын; именно она живёт интересами народа. Сына же судит мягко: «И о других подумать не грех».

Повесть «Баба Яга»: построена на контрасте между внешним и внутренним миром человека. Баба Яга – старая, но крепкая женщина Устя. Гордая старуха ни к кому не обращается за помощью, не хочет переезжать в центральную усадьбу, живёт одна на острове. Председатель считает, что она это делает назло, не любя людей. Но автор раскрывает её внутренний мир, сюда вписывается и её внутренний голос. Оказывается, жизнь её теснейшим образом связана с островом. Девочкой её изнасиловал отчим. Её не поняла мать – за то, что она разрушила её женскую судьбу; насмехались люди. И девушка озлобилась, характер её стал жёстким. В городе не прижилась… В повести вновь звучит тревога за судьбы людей, которые порывают связь с родиной.

Лучшая повесть Я. – «Сирота». Её характеризует совмещение социальной проблематики и проникновения в глубины характера. Здесь проявился сатирический талант Я., но во многом автор тут лирик. Павел Мамыкин действительно сирота, но он спекулирует на этом для своей выгоды. Его брат Шурка вырос абсолютно другим, это воплощение совести. Шурка становится опорой семьи, и все, даже Павел, забыли, что он такой же сирота. Павел ушёл из деревни, потому что он безнравственен. Он обманул всех, оставшись в городе и женившись на Валерии: Нюрку, председателя, бабушку с братом. Он довёл до смерти самого близкого человека – свою бабку. Отношение Шурки к брату меняется – от любви к прозрению, ненависти и презрению. Шурка близок автору, он продолжатель дела отца. Яшина интересует, откуда получаются такие, как Павел Мамыкин. Автор обличает потребительскую психологию.

1962 г.. «Вологодская свадьба» - повесть, близкая к очерку из-за строгой документальности. Но логика композиции, сюжет, многообразие образов говорят о том, что перед нами художественное произведение. Высоко оценил произведение Твардовский. Но многие критиковали Я. за стремление очернить советскую действительность. Через несколько месяцев в защиту Я. выступили земляки, и повесть была по достоинству оценена. Жизнь в деревне действительно мало похожа на идиллию. В основе фабулы – поездка к вологодским родственникам на свадьбу. Время – начало 60-х годов 20 века, и Я. говорит о недостатках деревни, нарушении принципа демократии, материальной заинтересованности. Своеобразие композиции проявилось в том, что автор появляется только в начале и в конце произведения. Я. интересно описывает свадебный обряд, но с горечью отмечает, что к нему молодёжь обращается только ради игры, это из-за недостатка зрелищ для них спектакль. Соединение нового и старого наблюдает читатель в характерах героев. Например, невеста Галя, родственница автора, - одна из лучших в деревне, умеет трудиться, проявляет чувство экономической независимости, когда пьяный жених начинает куражиться, надевает папаху и кричит: «Расступись все, я Чапай!» Мать же Гали по старой традиции считает, что нужно подчиняться мужу, поэтому «расстилается» перед пьяным зятем.          

       В 60-е годы выходят три главные поэтические книги Я.: «Совесть», «Босиком по земле», «День творения». Последняя сдана в набор за 2 недели до смерти Я.. Уже в поэтике названий намечена нравственная проблематика. Исчезли описательность, риторика, появился подтекст, усложнился внутренний мир лирического героя. В книге «Босиком по земле» осмысляются взаимоотношения человека и природы, в центре её лирический герой, который пытается постичь себя, природу, историю, любовь… Во всех сборниках центральной является тема родины. В последние годы жизни Я. жил близ Вологды, только изредка выезжая в Москву. Природа не была для Я. средством ухода от проблем, она нужна была, чтобы разобраться в самом себе. Центральный мотив – идея служения добру. Ст «Жёлтые листья»: стремление автора взять ответственность за дела земляков, горечь, что не всегда он мог помочь… Это одно из самых глубоких в социальной лирике Я. стихотворений. Ст. «Счастлив ли я»: продолжение той же темы. Автор даёт нам определение поэзии. Ст. «С матерью наедине»: стремление найти у матери поддержку. Вместе с тем – боль, страдание, которые идут от Яшинской неуспокоенности. Силу матери поэт видит в неразрывной связи с землёй, а земля не терпит суетности. Ст. «Отходная»: предчувствие смерти.

       Особое место в поздней лирике Я. занимает тема любви. Она приобретает напряжённость, её характеризует смена настроений, чувств. Любовная лирика носит исповедальный характер, в ней звучат трагические ноты, тютчевские интонации. Цикл «Ночная уха»: тема смерти любимой. При её жизни написано лишь 5 стихотворений из 19. Ст. «Над речкой Вертушинкой»: речка становится символом любимой и неспокойной, капризной, кокетливой любви. Ст. «В.М.Т.»: это и инициалы героини, и «высшая мёртвая точка». Прославление и осмысление любви, жизни. Человек должен преодолеть В.М.Т.. Он должен быть беспокоен постоянно. После 1965 года – трагичные стихи: «Так любить, как она любила,/ Больше никто полюбить не в силах». Ст. «Навсегда» написано свободным стихом, который как нельзя лучше передаёт смятение человека.

Рабочая программа

Внеурочной деятельности

«Наша малая родина»

2– 4 классы – 24 часа (три года обучения)

Воронова С.Н.,

учитель технологии и руководитель школьного музея

 МОУ «Ботовская школа»

2017 -2018 учебный год

 

Пояснительная записка

       Программа внеурочной деятельности «Наша малая родина» для учащихся начальных классов составлена в соответствии с общими целями изучения курса, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

   Актуальность и педагогическая целесообразность программы «Наша малая родина» для начальных классов.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Начинать этот процесс надо с детства, чтобы дети понимали связь времен, преемственность поколений, бережно относились к культурно-историческому наследию предков.Программа внеурочной деятельности «Наша малая родина» создаст для детей широкий общекультурный фон, поможет понять свою причастность к историческим событиям.

Цель программы внеурочной деятельности:

- развитие образного мышления детей;

- формирование универсальных действий - наблюдения, анализа, сравнения, обобщения;

- воспитание в детях стремления к познанию;

- пробуждение у детей интереса и уважения к родному краю.

Задачи программы:

образовательные:

- расширять общий кругозор учащихся;

- углублять знания учащихся об истории родного края, о его достопримечательностях, о людях, прославивших родной край;

       развивающие:

- развивать познавательную самостоятельность;

- развивать речь, внимание;

- развивать пространственное воображение;

       воспитательные: 

- формировать общественную активность, культуру общения и поведения в социуме, любовь к родному краю.

       Отличительные особенности программы.

Программа «Наша малая родина» для 2 – 4 классов является комплексным курсом внеурочной деятельности. Объём содержания данной программы опирается на стандарты начального общего образования с учётом принципа преемственности с дошкольным периодом и средней школой.

В рамках этой программы для каждого ребёнка создаются оптимальные условия для формирования целостной картины образа малой родины.

       Образовательно-воспитательный процесс основан на сотрудничестве и взаимодействии, ориентирован на культурологическую направленность содержания образования.

Программа помогает с юных лет прививать учащимся навыки бережного отношения к истории родного края, позволяет углубить и расширить познавательные интересы детей.

     Программа внеурочной деятельности «Наша малая родина» содержит следующие ценностные ориентиры:

     Ценность истины как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

     Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни.

     Ценность гражданственности, осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

     Ценность патриотизма, одного из проявлений духовной зрелости человека, выражающегося в любви к России, народу, малой родине.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:

8 – 11 лет (2 – 4 классы общеобразовательной школы).

Продолжительность образовательного процесса: программа рассчитана на три года обучения. Содержание программы по краеведению для начальных классов построено по модульному принципу из расчета 8 часов во 2 классе, 8 часов в 3 классе и 8 часов в 4 классе.

Формы и режим занятий: беседы в школьном музее и учебных кабинетах, экскурсии по родному краю, викторины, краеведческие игры, тематические линейки, заочные путешествия, практическая деятельность: мастер-классы.

Место проведения занятий – учебные кабинеты, школьный краеведческий музей, читальный зал сельской библиотеки.

     Планируемые результаты освоения программы:

личностные

у детей будут сформированы:

- положительное отношение к краеведению;

- познавательный интерес к малой родине;

- уважительное отношение к окружающим людям;

метапредметные

дети научатся:

-адекватно воспринимать окружающую действительность;

-применять свои знания по краеведению при изучении предметов начального общего образования;

познавательные

дети научатся:

- находить нужную информацию по краеведению в библиотеке, в музее;

- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения о людях своей деревни, их занятиях, интересах;

коммуникативные

дети научатся:

- участвовать в коллективном обсуждении;

- отвечать на вопросы и задавать вопросы;

- проявлять свою любознательность, инициативность;

- выражать собственное эмоциональное отношение к малой родине

     Способы проверки планируемых результатов:

тестирование, анкетирование.

     Формы подведения итогов реализации программы:

школьные конкурсы, соревнования, выставки, школьная историко-краеведческая неделя, школьная и окружная научно-практические конференции «Первые шаги в науку».


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 160; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!