Кубанский государственный университет



Краснодар, Россия

КОНТИНУАЛЬНОСТЬ СЕМАНТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА КАК ОТРАЖЕНИЕ КОГНИТИВНОЙ БАЗЫ АВТОРА

 

В статье рассматривается особенность формирования семантического каркаса художественного текста, обусловленного когнитивными ресурсами языкового сознания автора. Поднимается проблема континуальности семантики художественного текста как репрезентативного феномена, характеризующего когнитивную базу и опыт создателя художественной картины мира.

Ключевые слова: художественный текст, семантика, континуальность, когнитивность, языковое мышление, образ, слово, когнитивная база.

Художественный текст (ХТ) в истории и в современных исследованиях привлекает особое внимание учёных: являя собой ментально-знаковую ипостась языковой личности автора, он отражает когнитивно обусловленную континуальность его языкового мышления, характеризующегося свойством креативности. Когнитивная база сознания и личности автора художественного текста детерминирует специфику продуцирования уникальной художественной картины мира на основе применения особых языковых конфигураций, лексико-семантических комбинаций и деривации образно-символьных знаковых репрезентаций. Языковое мышление Б.Л. Пастернака, например, образ вьюги рисует так: «С неба оборот за оборотом бесконечными мотками падала на землю белая ткань, обвивая её погребальными пеленами. Вьюга была одна на свете, ничто с ней не соперничало» [3, с. 12]. Дискретные фрагменты авторских впечатлений, наблюдений, воспоминаний, сопоставлений, ощущений, воображения преобразовались и как бы слились в процессах языкового семиозиса в стройный, законченный в своей семантической целостности образ. Когнитивный опыт писателя, креативность его мировидения и языкового воплощения этого мира можно увидеть в необычности объектов сравнения: «В разрывах заросли проступала вода пруда, как сок арбуза в треугольнике разреза» [3, с. 17]. Особенностью языкового мышления Б. Пастернака выступает, по нашим наблюдениям, его оригинальная неповторимость, обусловленная неповторимостью когнитивного моделирования мира на основе уникального жизненного опыта.  

Континуальность семантики ХТ отражает единство ключевых когнитивных единиц-конституентов художественной картины мира: субъектность, предметность, время, пространство, процессуальность, действие, эмотивность, эмоциогенность, количественность, объектность, самоидентификацию, принадлежность, владение, оценку, контрарность и др. Автор выбирает для создания того или иного образа только ему присущий вербальный знак, репрезентирующий языковое бытие денотата. Такой подход рационален, даже если онтологические характеристики предмета во всей своей полноте неизвестны автору ХТ. Это объясняется тем, что в его языковом сознании запечатлены личностные когнитивные и языковые образы как перцептивная реакция на языковую экспликацию предметов или понятий, т.е. на те выражения, которые отложены и закреплены в авторском языковом опыте.

Языковое мышление в лингвистическом понимании можно интерпретировать как процессуальность порождения самых разнообразных мыслительных конструктов посредством единиц языка; как создание рече-языковых феноменов, выражающих авторскую мысль. Языковое мышление творца ХТ есть его практическая способность творить, создавать, конструировать с помощью разнообразных знаков языка репрезентанты мыслительных образов, вызывающих у разных реципиентов субъективные ассоциации, связанные с их личной, индивидуальной картиной жизни. В широком понимании языковое мышление следует считать вторичным по отношению к мышлению образному, хотя хронологически эти процессы могут быть синхронными: денотат всегда первичен по отношению к номинирующему его слову и/или знаку.    

Художественный текст, как в высшей степени образное воплощение уникальности языкового мышления и языкового сознания автора, континуальности текстового семантического пространства, способен вызывать в сознании реципиента определённую виртуальную систему представлений, ассоциаций и символов. Интерпретация художественного текста – это сложная когнитивная процедура, связанная с расшифровкой в индивидуальном сознании каждого реципиента культурно-смыслового кода всего текста.

Слово как ментально-вербальный уникальный продукт и знаковый результат эволюции сознания человека как социального субъекта, как полифункциональная знаковая операциональная единица его интеллектуально-духовной жизни, в художественном тексте реализует когнитивные и эстетико-ценностные интенции автора [1, с. 21]. А.Ф. Лосев называл слово живым нервом реального опыта, утверждая, что «только в слове мы общаемся с людьми и природой, что только в имени обоснована вся глубочайшая природа социальности во всех бесконечных формах её проявления» [2, с. 33–34].

Со Словом связана проблема континуальности ХТ, так как Слова как операционально-функциональные знаки создания текста синтезируют в единое целое мысль и мышление, сознание, понимание, действие и реакцию. Особую когнитивную функцию выполняют ключевые вербальные знаки, выступающие средством репрезентации авторской когниции и участвующие в формировании семантико-когнитивной структуры текста как художественного мира. Репрезентируя континуум авторского знания и опыта, они как узлы уникальной «сети» авторской картины мира маркируют её главные ассоциативно-смысловые фрагменты, организуют гетерогенные когнитивные текстоформирующие конструкты. Так органически сопряжены в художественном тексте семантика континуальности и когнитивность личностного опыта и когнитивной базы его создателя.

 

Библиографический список

1. Буянова Л.Ю. Художественный текст как знаковая репрезентация когнитивно-креативного механизма языкового мышления автора // Язык: история и современность: международный электронный журнал. Нальчик, 2017. Вып.1.

2. Лосев А.Ф. Философия имени // Самое само. М., 1999.

3. Пастернак Б.Л. Доктор Живаго // Полное собрание сочинений: в 11 т. М., 2004. Т.4. 

 

С.Г. Воркачев

Кубанский государственный

Технологический университет

Краснодар, Россия


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!