Развіцце Рэнесанскай гісторыяграфіі за межамі Італіі.



Родонач ист мысли в Анг-и Полидор Вергилий – 27 томов «Англ истории» на лат языке, исп различ-е источники, критик реформы Генриха 7, не польз-я популярностью, но работы Эдварда Холла(конспект Вергилия на англ языке) были популярны.Также писали Р. Холингед,Джордж Бьюкенен.

Вт п 16- 17 вв. движение антикваров – Кейден (археол раскопки) «Британия», стрем-я сочет-ь критику и высок литер-й стиль. Хэкалд – сведения о путешествиях.

Дж. Хэйворд « Перв часть жизни и правл Генриха7», по приказу Елизаветы в тюрьме.

Ф. Бэккон «Ист правления Генриха 7»- ист бывает церковной и гражданской.

Уолтер Рейли «Всемир ист-я» - антибрит-я сущность монархии.

Фр-я: Клод де Сейсей, Паоло Эмилио, Жозеф Жув Скалигер – « О европ языках», выдел 11 групп от еврейского, сравнивал народы.

Пьер Дебурдей «Ист галантных дам», «Жизнеописания изв полководцев» - изв людей своего времени, владел прочными энциклопедическими знаниями, знал латинский .

Агриппа д Абиньи «Мемуары»

Распр-е идей возр-я встречало сопрот-е – борьба религ-х партий: гугеноты отрицали итал кул-ру, счит что это вредно для Фр-ии: Анри Этьен « Апология истории» - итал язык – вред, фр- от греческого, Клод Фоше « Очерк галл-х и франх древностей»; католики Жак Огюст де Ту( организ побег Генриха из Польши) мемуары «Комплимент моей жизни», « Ист моего времени» писал на латыни.

Гер наход в союзе с Сев Ит, но ренес традиции укорен-ь плохо: Иоган Науклер, Валерий Руданшелле, Альбер Кранс, Конрад Пейтингер.

Попытку объед-ь деятелей нем Возрожд сделал Конрад Цейтис – пыт-ся создать кружки. Иоган Успиниан « О римских цезарях»- преемсв-ь РИ и Свящ РИ, плохое знание источников, псевдо историч истории.

В 16 в Герм пришла в эп-у реформации. Ее лидеры пыт-сь исп-ь ист-е знания в своих проповедях. Лютер треб-л от ист-в объективного отношения к ист-и.

Ф. Мелангтон и его ученик Иоган Кареон «Хроника» - показ христианские идеи, где ист-я раскрытие божьего промысла, ссылки на др мыслителей и деятелей Э.В. – учебник в протест-х школах.

В странах ВЕвр знакомство с гуман-м нач в к 14- н 15 в. Влияние ренес-й лит-ы б слабым. В польс-й историог распр-ю идей ренес способ-а Бона Сфорца. Она пригл сюда итальянцев.

16 в Матей Карпеш из Мехова « О двух сарматиях»,

М. Крамер « О правах и деяниях поляков», «Польша»; Ст. Сарницкий « Гетманские книги», «Ан-ы или происх поляков и литовцев»,- писались не для поляков поэтому подробное эк и геогр положение, ввели легенду происх славян от сарматов, исп риторические приемы.

 Гусовский «Песня про зубра»

Ян Вислицкий «Прусская война»- ссылки на ист события.

Михалое Литвин «Трактат о нравах литвин и москов».

Ренесанс пришел благод полякам: Стрийковскому «Хр-а польск, литов, жамойцкая и всея Руси» - на старопольском, стихот стиль.

А. Гвайнини «Описание европ-й сарматии» - энциклоп трактат.

Протестанты:

Ян Лосицкий сб. « Про религ жертвоприн, погреб обряды»- много ист сведений. Соломон Росинский «Жизнеописание Кристофа Радзивила», «Поэтич пересказ событий ливонск войны».

Католики:

Альберт Виюг-Каялович – генеалогия, геральдика

Ист возрож-я стремились: возрожд античной традиции, популяриз ист-и в народе, приемы источников.

13.Спробы інтэлектуалізацыі гістарычных ведаў у др.пал. 16 – пач.17 ст.

В рез-е деятельности ист-в эп. Возрождения происх-т процесс интеллектуализации ист-и:

-выдел ист в самост направление

- появл собств филос-и знаний

- разраб методол исслед-й

- собствен концепции

Разл. т.зр.

1. Випперано «Книга написания истории» - ист преукрашенный рассказ о прошлом, цель – воспитание гражданских чувств.

2. Кампанелла , Скекерман – ист как часть философии.

3. Фр. Патрици «Сокровищ-а ист иск-ва», «10 диалог-в об ист-ии» - «ист ищет правду, литератор правдиво придумывает», систематизировал приемы критики источников, ист м позволять предсказывать будущее, выступал за ограничение использов. риторики.

4. Ф Бэкон – трактат, где выделил 3 основ-х направления: чистая наука- философия, наука-воображение – поэзия, наука чел памяти о прошлом – история, завис от философии.

5.  Ж. Баден «Метод легкого постижения ист-и»- ист-я самост часть знаний, критикует антич-х писателей, советовал критиковать отношения к источникам. Ист это прогрессивное развитие, которое происх благод-я нескольким факторам.

- геогр среда и климат, псих особен-и деятелей, свобода воли

17 в. идеи Декарта вообще не выдел-л ист-ю – она бегство от реальности.

У эпоху контррэф. у краінах ЗЕ паулярнасцю карысталася палемічная літ., і католікі і пратэстанты часта рабілі спасылкі на гісторыі, робячы памылкі ці падрабляючы гіст. праўду. З мэтай супрацьстаяць гэтаму многія гісторыкі былі вымушаны выкладаць тэарытычныя асновы свайго мастацтва.

 1579 г. Ехан Вольф кн. “Скарбніца гістарычнага мастацтва”, але тэарытычныя працы пачынаюць выходзіць яшчэ раней, пісалі не гісторыкі, а філосафы.

 1560 г. філосаф Франчэска Патрыцыо “10 дыялогаў аб гісторыі”, гісторыя - самастойная навука, ад філасофіі адрозніваецца тым, што мае канкрэтны матэрыял даследвання, ад літаратуры - імкненнем да праўды. Ставіў 3 задачы перад гісторыкамі: пошук праўды, выкарыстанне яе да пошукаў шчасця, для прадказання будучыні. Патрабаваў каб гісторыкі карысталіся пісьмовымі крыніцамі.

 1569 г. Антоніо Віперана “Аб напісанні гісторыі”, гісторыя – разумная, добрарасказаная сказка аб мінулым, гістарычная праца павінна мець добры мастаці густ, стыль, геаграфічныя і этнаграфічныя апісанні, прамовы. Галоўная мэта гісторыі - выхаваўчая, прынесці карысць грамадзянам сваей краіны.

 Тамаза Кампанэла - лічыў гі сторыю часткай філасофіі, асновай для любой навукі, павінна абапірацца на дакументы. Гісторык павінен ведаць пра што піша, быць мужным, праўдзівым і не ігнараваць чужыя думкі. Гісторыя: натуральная, божая, чалавечая.

 Жан Бадэн – 1566 г. ”Метад для лёгкага пазнання гісторыі”. Цэнтарльная частка яго даследвання гісторыя сямейнага і прыватнага права, лічыў што гісторыя развіваецца цыклічна, разглядаў праблему рэвалюцыі: галоўная прычына рэвалюцыі эканамічная падстава. Гісторыя самастойная навука, на развіццё народаў уплывае геаграфічнае асяроддзе. Гісторыя: сусветная і прыватная, галоўная апора гісторыкаў пісьмовая крыніца, трэба верыць звесткам іншаземцаў. Гісторык асцярожны да пахвал, непадкупны.

 Лапалем’ер – 1580 г. - “Гісторыя гісторыі”, гісторыя узнікла у старажытных егіпцян, склаў першую праграму вывучэння гісторыі Францыі

 Дэкарт 1637 г. “Разважанне аб метадзе”, гісторыя бегства ад рэчаіснасці, пастаяннае канструіраванне рэчаіснасці для далейшага аб’ектыўнага ўжывання, гісторыя не навука, а чалавечая дзейнасць. Крытыка гісторыі па трох прынцыпах: 1)аўтарытэт не можа вымусіць верыць у немагчымае, 2)непісьмовыя крыніцы павінны правярацца па пісьмовых, 3)розныя крыніцы павінны супрацьпастаўляцца паміж сабой.

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!