Знак – обозначение определенной функции объекта, которая выявлена и зафиксирована субъектом.



Знак может выражаться в слове, изображении, жесте, геометрической форме, материальных предметах, символах и т.д.

Скамейка- для бомжа: место для сна, для посетителей парка: место для отдыха, для детей- место для игр

Книжка: для кого-то предмет для чтения, для кого-то подпорка под стул

Радуга- для геев-символ свободы, для других людей- символ радости


18. Типология знаков Ч.Пирса, социальные функции знаков

 

 

Знаки по Пирсу делятся на три типа в зависимости от разных отношений между «означающим и означаемым»:

1. Иконические (от «икона» - подобие, образ) знаки

Основаны на фактическом подобии между знаком и объектом. Знаки, когда люди разговаривают на разных языках, но понимают знаки – смайлики, картины, изображения, фотографии. – знак олимпийских игр

2. Индексные (от лат. «указатель») знаки

Действие знака основано на реальной смежности между означающим и означаемым. Пример, любые жесты, звуки (чириканье, гул).

Преподаватель: объект сигнализирует о себе миру (субъекту) посредством знака-индекса;

Дым – индекс огня;

Сирена – индекс скорой помощи (полиции);

Все жесты – индекс души человека;

Запах мандарин – индекс Нового года.

Криминалистика: Шерлок Холмс – гений индексов.

3. Символические (от греч «знак») знаки

Основаны на условной, установленной по соглашению связи означающего и означаемого (буквы, цифры, нотные знаки).

Преподаватель: символ – особый тип знака, который возник в результате соц.договоренности.

Разводные мосты – иконический знак, который является символом СПб;

Белые ночи – индексный знак, который является символом большого количества мероприятий СПб;

Алые паруса – индексный знак, который является символом праздника выпускников СПб;

Панда – иконический знак, который является символом фонда по защите природы.

Символом могут стать и иконические, и индексные знаки, если они являются общезначимыми (гимн, саундтрек, свадебные марши и т.д.)

 

Иконическими знаками выступают изображения, звуки, которые воспроизводят тот или иной объект для нас.

Индексными знаками выступают жесты, запахи, следы, звуки, если они воспроизводятся объектом.

Символическими знаками выступают графические изображения, включая буквы и цифры, жесты, запахи, следы и предметы.

 

NB ! Самым простым является иконический знак, поскольку он фиксирует прошлый опыт, более сложным является индексный знак, поскольку он существует в настоящем опыте. И самым сложным является символический знак, поскольку он может определять будущее, влияя на мысли и поведение людей.

 

Незнание соц. обусловленного значения знаков и их ошибочная трактовка ведет к затруднению/разрыву К.

Постижение другой культуры – постижение базовых символов

Социальный знакзнак, который сообщает информацию о соц. статусе индивида, о его принадлежности к определенной группе, движению, организации.

Социальный знак может быть представлен в слове, предмете, действии, жесте, образе.

Например, значок депутата гос.думы, мигалки на машинах (принадлежность к элите), форма одежды (по субкультурам, военная), обращение граждан друг к другу, как социальный знак (дама, господин).

 

Примеры перехода знаков:

1. Знаки маркируют отношения одной социальной группы с другой. Социальный знак — маркирует социальную группу

 

2. Георгиевская лента: изначально цвета ленточки ордена → символ победы → социальный знак праздника

 

3. Лайк – индексный знак, переходит в иконический, затем становится символом одобрения

 

4. Птичка-твиттер (воробей): чириканье – индексный, иконический знак воробушка, символ – знак известной соц.сети


Три уровня семиотического анализа коммуникаций

 

Чарльз Морриз и его уровни семиотического анализа:

1. Семантика (обозначение) – изучает соотношение между знаком и обозначаемым объектом действительности.

Ценится в рекламе! Например, «говорящие логотипы». Знак мегафона, знак мерседеса. Изучает вершину (знак) и правый угол треугольника (объект).

2. Синтактика (порядок, построение) – изучает соотношение знаков друг с другом и принципы их соотношения. (Например, реклама чая «Беседа» в 1992 году – самовар, домовенок, деревня, логотип, имя). Изучаются две вершины разных треугольников (знак и знак).

3. Прагматикаизучает оценки и мнения коммуникаторов, адекватность интерпретации знаков, использование знаков в типовых ситуациях.

Прагматическое правило: следует употреблять только те сочетания знаков, которые поняты и приняты в определенной соц.группе. Изучает, как две вершины двух треугольников (знак и знак) поняты и приняты реципиентом.

Автомобиль Жигули – Лада;

Веселый молочник, домик в деревне;

Майонез Слобода – богатый, сильный (а в ролике наоборот)

 

Семантика имеет дело с отношениями мира знаков к объектному миру, к тому, что они означают, к объектам, к которым они применяются. Она изучает законы образования и функционирования смыслов в опосредованных знаками социальных взаимодействиях.


Прагматика направлена на изучение отношений между знаками и их пользователями — людьми и социальными общностями. Прагматические правила определяют условия, в соответствии с которыми знаковые единицы воспринимаются и функционируют как знаки. Именно прагматическое измерение семиозиса выступает в качестве ведущего для понимания и объяснения характеристик человеческого общения в конкретной ситуации.


При объяснении понятия "прагматика" в качестве простейшего примера знаковой системы часто приводят систему дорожной сигнализации - светофор. Эта система имеет три знака: красный, обозначающий "остановиться", зеленый - "можно ехать" и желтый - "приготовиться к движению (или остановке)". Синтактика знаков светофора составляет четыре комбинации, каждой из которых соответствует определенная семантика.

Синтактика Семантика
красный + желтый стоять + приготовиться к движению
желтый + зеленый приготовиться к движению + ехать (идти)
зеленый + желтый ехать (идти) + приготовиться к остановке
желтый + красный приготовиться к остановке + остановиться

Прагматика светофора заключается в следующем. Знаковая система светофора адресуется водителям и пешеходам. Если на стороне светофора, обращенной к водителю, последовательно загорается "желтый + зеленый", то для водителя эта комбинация означает "приготовиться к движению". В то же время для пешехода, который смотрит на сторону светофора, обращенную к водителю, и видит эту же комбинацию, она означает "приготовиться к остановке + остановиться" (соответственно, на его стороне светофора загорается комбинация "желтый + красный"). Таким образом, значение каждой комбинации различно по отношению к каждому из адресатов (водителю и пешеходу). Если пешеход в этой ситуации выполнил "команду" светофора и остановился, значит, коммуникативный акт со стороны светофора был успешным.

 

Билайн- соотношение желтого и черного

Георгиевская ленточка- праздник победы-соотношение оранжевого и черного- в ситуации близкой к празднику (мы интерпретируем, что человек помнит о празднике, что он часть определенной группы)

 

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 203; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!