Отношение Церкви к учению о апокатастасису.



Во времена Григория это учение было богословским мнением.

В 6 веке в связи с Оригенистическими спорами личность Григория Нисского стала соблазном. Учение Оригена получило осуждение.

Г. поместный собор в Константинополе

9я анафема: тем, кто думает, что мучения демонов и грешников не вечны

553 г. V Вселенский собор.

Анафема тем, кто говорит, что начало тождественно концу, а конец мироначало.

7 век. Максим Исповедник пытается оправдать Григория Нисского.

Максим Исповедник предлагает различать «признание» и «причастность»

«У Григория Нисского вся тварь признает Бога, но это не значит, что вся будет причастна Ему». То есть все преобразятся, но не все они спасутся.

 

В 15 веке учение св. Григория Нисского вновь всплыло в связи с полемикой между католиками и Марком Эффесским о чистилище.

Марк Эфесский:

1. Нет ничего удивительного, что св. Григорий как человек погрешил, так как истина лишь у полноты Церкви

2. В те времена эта тема была предметом спора, и Григорий писал не в строго догматическом смысле.

3. Имеет место возможное искажение текста святителя еритиками-оригинестами.

4. Учени о апокатастасисе отвергается свободой человека, Бог никого силой в рай не запихивает.

Особенности Христологии святого Кирилла Александрийского.

Полемизировал с несторианами.

Не был строг в терминологии.

Его 12 анафематизмов против учения Нестория вошли в акты Эфесского собора.

Во втором анафематстве провозглашает учение о ипостастном соединении Логоса с плотью «Слово плоть бысть» Иоанна 1:14

В третьем анафематстве Кирилл провозглашает природное единство во Христе.

Кирилл часто пишет, что Бог соединился с плотью. Что вызвало подозрения его в аполлинаризме (согласно которому Иисус Христос не обладал человеческой природой, ибо при воплощении божественный Логос вытеснил человеческую душу).

Также Кирилла упрекали за термин «воплощение – соединение с плотью», так как, по мнению восточных отцов этот термин не мог выразить реальности и полноты человечества во Христе.

Поэтому в своем послании Сукенсу Кирилл добавляет «Бог стал плотью, то есть человеком. Только термин «Богородица» отвечает на вопрос: кто родился? – Второе лицо Троицы по человечеству».

 

Более серьезными являются претензии восточных епископов к учению Кирилла о единой природе Христа.

«Единая природа Бога Слова воплощенная» - монофизиты построят на этой фразе свою ересь: «Человеческая природа растворилась/смешалась с Божественной»

 

Но у Кирилла был православный смысл: Отцы 4го вселенского собора считали, что Кирилл также как и Афанасий Великий понимает под термином «природа» термин «ипостась».

 

Святой Леонтий Византийский и преподобный Иоанн Дамаскин считают, что у Кирилла под единой природой следует понимать божественную природу Отца, Сына и Святого Духа, созерцаемую в ипостаси Сына.

К тому же Кирилл говорит, что единая природа воплотилась, но нигде не говорит, что единая природа пострадала.

 

Прп. Максим Исповедник. Логология, иерархия добродетелей и призвание человека. Христология.

Годы жизни 580 – 662

С 640 года активно выступает против монофилитства (одна воля во Христе).

Логология – учение о логосах.

Бог всегда знал и созерцал мир в своих логосах «идеях», но мир начал свое существование, бытие во времени после творения, изначально у него было потенциальное бытие.

Мир идей – «логосы», самостоятельного бытия не имеют.

Связь между материей и логосами – тождество по ипостаси.

Мир умопостигаемый находиться в вещественном как душа в теле. Божественные логосы соотносятся со второй ипостасью Логосом. Именно вторая ипостась является сосредоточением божественных логосов.

Таким образом, весь мир устремляется к Сыну Божьему, как к нетварному центру тварного мира.

Человек может быть причастен к божественному Логосу трояким образом:

1. Логос бытия – то что человек сучествует – это уже есть причасие Логосу.

2. Если человек живет согласно посеянному в нем Логосу, то он причастен Логосу благобытия.

3. Если человек раскрывает в полной мере логос благобытия, то он становится причастен Логосу приснобытия (обожение)

В каждом человеке есть замысел Божий, Бог нас всех видит святыми.

Иерархия добродетелей:

любовь
бесстрастие
мужество
воздержание
мудрость
рассуждение
справедливость

 


Каждой добродетели присуща некая степень Логоса.

Задача в этом мире для достижения приснобытия, преодолеть 5 разделений:

1) Разделение на мужское и женское (в монашестве или семье единая плоть)

2) Рай и земля ( нести благодать любви через творчество)

3) Небо и земля (через добродетель человек должен достичь ангельского образа бытия)

4) Мир умозрительный и мир чувств (достичь ангельский уровень Богопознания)

5) Тварное и нетварное (обожение по благодати)

Христология. (против монофилитов)

Единосущее Христа нам по человечеству. У каждого человека есть воля, так как Христос есть истинный человек, то у Него есть человеческая воля.

Учение прп. Максима /Исповедника о двух волях:

Природная воля изначально заложена в человека и изначально была благой. После грехопадения природная воля рисуется как избирательная.

Избирательная воля – атрибут ипостаси. Во Христе в следствии сверхестественного рождения, в нем была только природная воля, находящаяся во всем в согласии с Божественной.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 151; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!