Грехопадение прародителей. Следствия грехопадения.



Первозданный человек не был всецело обожженным, но был устремленным к единению с Богом. Совершенство человека до грехопадения выражалось в способности приобщаться Богу, участвовать в Божественной жизни. В нем не было никаких признаков противления добру. Воля человека характеризовалась нравственной свободой, то есть в человеке не только отсутствовало греховное расположение, но также он обладал положительным добрым направлением воли. Человек любил добро и стремился к нему, не зная внутренних колебаний между добром и злом.

Грехопадение есть преслушание, нарушение запрещающей заповеди. Адаму пост был дан как необходимое испытание его свободной воли, как закон для упражнения свободы, чтобы добродетель человека являлась не просто природным свойством, но была обусловлена его суверенным личностным выбором.

За грехом прародителей скрывается страшный грех, который можно определить, как нежелание нести свой крест. Человек добровольно отверг предложенный ему Богом путь и выбрал более легкий путь, предложенный змием - путь, который в дальнейшем получил наименование магии.

Это было не просто непослушание, а целый комплекс греховных действий и состояний: поругание святыни, духовное прелюбодеяние, воровство и алчность. Центральное место среди них занимает гордость, т.е. такая установка сознания, когда весь мир начинает восприниматься человеком в эгоцентрической перспективе, когда человек предпочитает свои желания всему, в том числе и Божественным установлениям, а значит и Самому Богу. В сущности, гордость есть стремление, сознательное или бессознательное, стать богом помимо Бога.

В грехопадении человек как свободная личность совершил противоестественный выбор и тем самым навязал своей природе, а в силу центрального положения в мироздании, и всему материальному космосу противоестественный способ существования.

Последствия для отношений человек – Бог:

1. Отчуждение от Бога как источника жизни

2. Бог становится вместо источника любви и жизни, источником страха

3. Бог «гневается» на человека, некая «вражда» человека с Богом – попытка описать состояние человека. Гнев понимается как попущение Божие. Бог попускает человеку жить по его произволу и человек становится игрушкой страстей. Бог гневается не на грешника, а на состояние греха. Бог не может вступить в общение ни с чем греховным и злым. Бог не хочет чтобы человек погибал в грехе. Попущение болезней есть попытка вразумить человека.

Последствия в природе человека:

1. Физические:
- Дисгармония в природе человека, нарушение изначально установленной иерархии. Дух ищет утешение в душевных стремлениях, а душа подчиняется телесным движениям, а тело внешним стихиям.
- Тление. А) как подверженность страдательным состояниям (болезнь, скорбь, усталость, физическая боль). Естественные или безупречные страсти, по природе свойственные всем людям. Б) как истление – распадение целого на составляющие элементы. Смерть физического тела, душа отделяется от тела.
- Распадение душевных си: Ум омрачается и человек не понимает где добро и зло, воля помрачается, чуства стремятся к извращенным желаниям. Смерть духовная – отпадение человека от Бога. Смерть телесная – разделение души и тела.

2. Моральные:
- Греховная страстность и связанная с ней удобопреклонность ко греху
Греховная страсть – извращение и расстройство сил и способностей души (блуд, чревоугодие, сребролюбие…)

В отношениях между людьми: разобщенность, эгоизм, отчужденность, вражда (чувство стыда, чужого – отчуждение, снижение любви), человек становится онтологически одинок.

В отношениях между миром и человеком: человек утрачивает свою власть над миром. Мир выходит из повиновения.

Участие Лиц Пресвятой Троицы в деле спасения. Господь Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек. Свидетельства Откровения. Отличие Иисуса Христа по человечеству от других людей.

Священное Писание говорит, что созданию человека предшествовало некое таинственное совещание Божественных Лиц. Славянское слово «совет» означает «волеизъявление», а не «совещание», ибо «совещание» - согласование нескольких воль, тогда как в Боге воля едина.

Бог создал человека свободным существом, и человек способен злоупотребить своей свободой, «повернуться спиной» к своему Создателю. Бог предвидел, что человек недолжным образом воспользуется своей свободой и согрешит. А согрешив, будет нуждаться в искуплении. Поэтому Бог определил спасти человека и предызбрал к этому необходимые средства. Эти средства – воплощение Сына Божия – Второго Лица Пресвятой Троицы – и Его искупительная жертва. Решение об искуплении было предвечным. Апостол Павел называет это решение тайной, о которой «от вечных времен было умолчено» (Рим. 14:24). И Сам Христос называется в Священном Писании Агнцем, предназначенным в жертву от создания мира (1 Петра 1:19-20, Откр. 13:8)

Богу Отцу принадлежит благоволительное определение в Совете Божием спасти людей через Своего Единородного Сына.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Сын совершил наше спасение и искупительную жертву. Господб во время Своего земного служения неоднократно говорил, что Он пришел для того, чтобы исполнить волю Отца.

Святой Дух усвояет искупленным грешникам искупительные плоды жертвы Христовой и Своим содействием совершает в сердцах человеческих дело спасения. Везде в Священном Писании, где говорится о благодатном освящении человека предполагается действие Святого Духа.

Господь Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек.

Иисус Христос есть Бог по своей природе, вторая ипостась Святой Троицы. Христос Сам неоднократно утверждает и показывает Себя как Бог. Сын согласно словам Господа, являет в Себе всего Отца. На Тайной вечере на просьбу ап. Филиппа: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас – Господь отвечает: «Видевший Меня видел Отца» (Ин 14:8-9).

Господь Иисус Христос также есть истинный человек. На человеческую природу Спасителя указывается уже в Ветхом Завете. В книге Бытия о грядущем Мессии говорится как о семени Авраамовом, а также как о семени Исаака и Иакова. В Книге пророка Иеремии Мессия назван потомков Давида. В Новом Завете в Евангелиях от Луки и Матфея приводятся родословия Господа Иисуса Христа, где указаны его предки по плоти. Сам Господь неоднократно называет Себя Человеком и Сыном Человеческим. Само выражение «Сын Человеческий» в Новом Завете применительно ко Христу упоминается около 80 раз.

Слова «душа» и «дух» в Новом Завете по отношению к человечеству Христа употребляются как взаимозаменяемые. Душа усвояется Христу с ее силами и проявлениями, например, в Гефсиманском молении Он говорит: «Душа моя скорбит смертельно» (Мф 26:38). «Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух» (Мф 27:50). Усвояются Ему и силы души, например, ум и воля, различные проявления душевной жизни, например, радость, возмущение, любовь, ревность о славе Божией и гнев, а также скорбь при мысли о страданиях и смерти.

 

Отличия Иисуса Христа от нас по человечеству

1) Он родился по человечеству сверхъестественным образом.

Первородный грех, как удобопреклонность ко злу, наследуется каждым человеком от своих родителей. Бог же не может ни с чем греховным вступить в общение и соединиться. Поэтому Христос не мог родиться естественным образом.

2) Иисус Христос есть Человек безгрешный – это следствие Его сверхъестественного рождения.  С момента воплощения человечество Христово находилось в неразрывном единстве с Божеством. «Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин 14:30)

Господь Иисус Христос воспринял природу Адама не в ее первозданном состоянии, которую тот имел до грехопадения, а человеческую природу, хотя и безгрешную, но подверженную так называемым безгрешным / неукоризненным страстям, т.е. различным страдательным состояниям: голод, жажда, усталость, подверженность страданиям и смерти – сами по себе не являются греховными, но вошли в жизнь человека вследствие грехопадения прародителей. Эти страсти были в нем естественны, поскольку совершались в соответсвии с законами человеческой природы, которым Господь свободно подчинил Себя в воплощении. Однако эти страсти были «превыше естества», поскольку «естественное во Христе не предваряло Его хотения… в Нем ничего не усматривается вынужденного, но все – добровольное. Ибо по собственной воле Он алкал, по собственной воле жаждал… добровольно умер» (Иоанн Дамаскин).

 

Краткая история догмата о Лице Спасителя. Образ ипостастного соединения во Христе двух естеств. Следствия ипостасного соединения двух естеств в Иисусе Христе. Приснодева Богородица.

Церковь с самого начала своего существования утверждала, что Христос есть и истинный Бог, и истинный Человек, но в то же время исповедовала Христа единым Существом, единым Лицом, которое невозможно «разделить на части». Самым сложным было найти термины, позволяющие выразить веру одновременно и в троичность, и в единство Божества, причем так, чтобы одно не утверждалось в ущерб другому, и чтобы одной стороны выразить реальное различие двух природ во Христе, а с другой – утвердить единство бытия, единство жизни, единство Лица Христа так, чтобы одно не находилось в противоречии с другим.

Серьезными толчками для развития богословской мысли в этом направлении были споры с еритиками.

Несториане ( 20е годы V столетия) – признавали в Христе два различных субъекта – Божественный и человеческий. Сын Божий и Сын Марии ипостастно разделены между ними лишь связь подобно связи между Богом и ветхозаветными праведниками. Несторий проповедовал, что Деву Марию нельзя называть Богородицей, так как она родила не Бога, а человека.

Против несториан выступал Кирилл Александрийский: В Нем только одно «Я» - это «Я» Второго Лица Пресвятой Троицы, Сына Божия. Во Христе имеет место единый личный Субъект, тождественный Второму Лицу Пресвятой Троицы; особого человеческого лица, особого человеческого субъекта во Христе нет.

3 вселенский собор, защитил Церковь от опасности ереси Нестория, но не дал положительного учения о Лице Искупителя.

Монофизитство (после Халкидонского собора 451 года, выступили против него) – признавали Христа Богом, но не истинным, совершенным человеком, утверждали единство природы во Христе. Ассимилиляция человечества Божеством.

На пятом вселенском соборе 553 года – безусловное признание во Христе двух совершенных и различных природ, Божественной и человеческой. Наряду с этим исповедуется вера в единое Лицо Спасителя, поскольку два естества соединены в единую Ипостась воплотившегося Бога Слова.

Образ ипостасного соединения во Христе двух естеств: неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно.

В результате соединения природы не слились между собой, ни Божественная ни человеческая природа не изменились, но они не существуют отдельно, не образуют двух лиц, соединившись в единую ипостась в воплощении эти два естества никогда не разлучались и не разлучаться.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 332; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!