ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКОГО СТИЛЯ
ПОСЛАНИЙ ИВАНА ГРОЗНОГО
Осипова Е. И. (УО МГПУ им. И. П. Шамякина, Мозырь)
Научный руководитель – Т. Н. Чечко, канд. пед. наук
Зарождение и развитие индивидуально-авторского стиля важное явление в искусстве.
На ранних стадиях своего развития произведения искусства подчиняются эпохальным стилям, литературному этикету; личностное авторское начало проявляется условно.
Произведения Ивана Грозного созданы во времена, когда индивидуальность
у государственных деятелей уже проявлялась, а индивидуальный стиль писателей был развит еще слабо. На этом фоне в своих сочинениях Иван Грозный выступает как смелый новатор, мастер авторского «кусательного» стиля.
Стиль Грозного характеризуется борьбой разных стихий, противоречивым отношением
к действительности. В его сочинениях сочетается стремление исправлять и наказывать силой
с желанием переубеждать и опровергать разумными аргументами [2, с. 268]. Еще одной характерной чертой является притворно смиренный тон и просторечные выражения в непосредственном соседстве с пышными и торжественными формулами, церковнославянизмами.
Как у многих эмоциональных писателей, стиль Грозного сохранял следы
“устного мышления”; он писал, как говорил. В его сочинениях мы находим не только следы устной речи, но и характерное для устной речи многословие, частые повторения мыслей и выражений. Многочисленно встречаются отступления и неожиданные переходы от одной темы к другой, вопросы и восклицания, постоянные обращения к читателю как к слушателю. Автор держит читателя “на близком расстоянии, постоянно в поле зрения”, то обращается к нему как к равному или даже к высшему, то стремится подавить его своей эрудицией, своим государственным положением, силой власти и т. д.
|
|
В скрытых диалогах Грозный демонстрирует высокую степень актерского мастерства.
Он ясно передает все возражения противника, как бы переселяется в его положение, учитывает особенности его характера, упрощает и превращает в гротеск аргументы противника. Этот скрытый диалог есть и в посланиях к Курбскому, Грязному, Полубенскому.
К числу излюбленных приемов Грозного-спорщика относятся постоянные иронические вопросы, с которыми он обращался к своим противникам: «Ино, се ли храбрость, еже служба ставити в опалу?» (Первое послание Курбскому), «Се ли убо пресветлая победа и одоление преславно?» (там же), «али ти чаял, что таково ж в Крыму, как у меня стоячи за кушаньем шутити?» (Послание Василию Грязному) [3, с. 169]. Наиболее устойчивую «инвариантную» лексическую группу в языке Грозного составляет брань. Он умело сочетает элементы разных стилей (торжественного, разговорного, деловой переписки). В своих посланиях Грозный как бы играет со своим противником: задает вопросы, сам аргументировано на них отвечает, делает выводы
и принимает решения. В жизни такие «игры» заканчивались вынесением приговора и казнью,
в сочинениях грозный правитель морально уничтожает своего собеседника, не давая ему возможности реабилитироваться.
|
|
Таким образом, Иван Грозный – смелый новатор, изумительный мастер языка. Будучи образованнейшим человеком своего времени, владея многими языками и стилями, приемами ораторского искусства, он продемонстрировал современникам «уникальный авторский почерк», какого не знала литература средневековья.
Литература
1. Древняя русская литература: хрестоматия / сост. Н.И. Прокофьев. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1988. – 429 с.
2. Лихачев, Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси / Д.С. Лихачев. – М., 1975. – С. 265–287.
3. Древняя русская литература в исследованиях: хрестоматия / сост. Л.Н. Гусева, Л.Л. Короткая. – Минск: Изд-во БГУ, 1979. – 312 с.
СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТРЕВОЖНОСТИ
В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Останина Е. В. (ФГБОУ ВО ГГПИ им. В. Г. Короленко, Глазов)
|
|
Научный руководитель – Н. М. Ичетовкина, канд. пед. наук
Поставленная проблема является актуальной в связи с увеличением числа детей, страдающих повышенным уровнем тревожности. Семья как социальный институт имеет наибольшее влияние на формирование личности подростка, поэтому акцент мы делаем именно на нее.
Проанализировав большое количество психолого-педагогической литературы, связанной
с поставленной темой, мы охарактеризовали различные аспекты феномена тревожности
и особенности различных стилей воспитания, а также их влияние на психику подростка. Было определено, что тревожность рассматривается в двух аспектах. Первый – тревожность является здоровой психифизиологической реакцией на грозящую опасность. Во втором, тревожность – личностная черта, выражающаяся в низком пороге возникновения тревоги, постоянной готовности
к страху, склонности к его переживанию. Второй случай не считается нормой, так как это свидетельствует о пережитом негативном опыте, который повлиял на подростка и вызвал закрепление тревожности. Источником этого негативного опыта как раз и могла быть семья.
Наиболее часто и подробно в научной и методической литературе описаны следующие стили семейных взаимоотношений: авторитарный, либеральный (попустительский), демократический. Авторитарный стиль можно обозначить как субъект – объектные отношения,
в которых подросток является лишь пассивным исполнителем требований своих родителей, часто испытывает насилие. Авторитарные родители удовлетворяют бытовые потребности подростка, но развитие его духовной сферы игнорируется. В либеральном стиле трудно определить, какие позиции занимают члены семьи, так как взрослые вовсе не замечают своего ребенка, не заинтересованы
в нем. Подросток живет с родителями, как с чужими людьми, а недостающее общение и любовь находит в других группах. Демократический стиль представлен субъект – субъектными отношениями. Демократическая семья – это семья, где все ее члены находятся на равных, интересы и потребности каждого берутся во внимание, каждый чувствует уважение, заботу и знает о своей необходимости. Придерживаясь демократического стиля воспитания, родитель формирует в ребенке положительные, социально одобряемые качества, обеспечивает его душевное равновесие, чувство внутренней безопасности, а, значит, препятствует развитию тревожности у подростка. Авторитарный и либеральный стили, несмотря на разные картины воспитания, имеют одинаковый итог для психического развития ребенка. В таких семьях ребенок не чувствует себя нужным
и любимым. Для него семья не является источником безопасности, в ней он не получает защиты
и спокойствия. Не вырабатывая навыков общения с людьми в семье, подросток испытывает трудности в общении со сверстниками, следствие этого – неуверенность в себе, эмоциональная отчужденность, напряжение при любой социальной ситуации.
|
|
Однозначно сказать, авторитарный или либеральный стиль является наиболее «опасным» для развития подростка, нельзя. Сила воздействия негативных проявлений стилей определяется не только характером самих воздействий, но и особенностями нервной системы подростка, его окружением помимо семьи.
К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 628; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!