ВЫСТУПАЕТ С ДОКЛАДАМИ ПО ЭТОЙ ТЕМАТИКЕ НА ВСЕСОЮЗНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЕРЕНЦИЯХ. 15 страница



Даниэле Барбаро в «Комментарии к Витрувию», следуя за каждым словом древнего архитектора, восклицает: «Здесь мы находим поразительное указание, которое, дай бог, чтобы соблюдалось всегда, как оно соблюдалось раньше». Речь идет о строгом законе, существовавшем некогда в древнегреческом городе Эфесе, законе, по которому расходы по строительству не должны были превышать смету на одну четверть заявленной суммы. «Этот закон...,— писал Барбаро,— был бы полезен и в наши дни, притом в особенности в тех случаях, когда предстоит произвести расход сразу, когда решение связано с большим риском и отчетность более затруднена». В своем Комментарии Барбаро не упустил ни одного совета Витрувия, касающегося экономических вопросов, развивая, пространно комментируя и приспосабливая их к своему времени.

В 1561 г. была издана книга под названием «Новые наставления строить хорошо и дешево». Автор книги с таким интригующим названием стоит упоминания. В 1510 или может быть в 1515 г. (окончательно еще не установлено) в Лионе родился знаменитый архитектор Фелибер Делорм (точное имя также не установлено: так значится во всех актах, которые он заключал и подписывал, но в книгах, которые он написал, он именует себя Филибером де л’Ормом). Его отец — известный мастер-строитель, младший брат — тоже. Его карьера, пожалуй, типична для своей эпохи: чрезвычайная жажда знаний во всех жанрах, во всех науках. Он изучает математику, физические науки, греческий и латинский языки — это нужно для будущего архитектора. Изучает также естественные науки — нужные гораздо меньше, и даже медицину, астрологию, теологию. Настоящий человек Ренессанса. В двадцать три года он уезжает в Италию, изучает античность. Через три года возвращается в Лион и сразу получает значительный заказ: строит особняк на улице Жювери[§§§§§] для богатого казначея Жана Бильюда. Потом уезжает в Париж. Строит там маленький роскошный дворец** для своего прежнего покровителя Жана дю Белле, ставшего епископом столицы. Здесь бывают Рабле, Ронсар, король Франциск I. Придя в восторг от маленького шедевра, король берет Фелибера Делорма к себе на службу. Так, в тридцать один год архитектор получает официальную должность и титул смотрителя крепостей Бретани. Наиболее значительное сооружение, дошедшее (хотя и частично) до нас,— полная перестройка замка в Ане для прекрасной Дианы де Пуатье, фаворитки дофина, будущего Генриха II.

Став королем, Генрих II, восхищенный работами архитектора, назначает его главным управляющим королевских зданий. Кроме замка в Ане, строившегося пять лет, известны и другие значительные сооружения Фелибера Делорма в Париже, его предместьях и за пределами***.

 

Стены Вегеция (по Юсту Липсию, 1592)

 

В 1559 г на турнире погибает Генрих II. Обрывается и карьера архитектора, он оставляет все свои должности: Екатерина Медичи, жена короля, берет реванш. Отставка в сорок девять лет тяготит архитектора. Но нет худа без добра. Он создает произведения, в которых пытается отразить свой опыт. В 1561 г. Делорм издает книгу под названием «Новые наставления строить хорошо и дешево». Достойное название! Автор архитектурных шедевров, оказывается, думал об экономичности сооружений. В 1567 г. он издает второй труд под названием «Первый том архитектуры», в который он вводит и «Новые наставления» (предполагают, что первая книга к тому времени была распространена). Второго тома не было. Фелибер Делорм, которого хвалил Рабле и над которым насмехался Ронсар, умирает в Париже в 1570 г. еще молодым.

В эпоху Возрождения важнейшее значение приобретают вопросы экономики, относящиеся к различным сторонам строительного дела.

Поежде всего следовало установить, откуда будут взяты необходимые для строительства средства. И только в соответствии с размерами этих средств производится заготовка необходимых материалов, причем в таком количестве, чтобы не было задержки окончания стройки.

С точки зрения снижения затрат, строительный объект рассматривался не только в целом, но и в отдельных частях. Так, Альберти, подробно описывая желаемые качества строительного участка, отмечал, что наиболее вместительным участком и требующим меньших расходов при окружении его валом считается участок круглый. Если же участок расположен на склоне горы, то устройство насыпи или выравнивание участка следует производить «с умеренными и скромными тратами». В целях бережливости прелагается устройство под фундаменты не сплошного котлована, а «оставляя в нём промежуток, ставить на основании столбы наподобии колонн». Если скрепление камней известью на сваях покажется дорого, то рекомендуется связать камни ветками можжевельника.

Снижение стоимости строительства, сокращения расхода камня и извести, по мнению Альберти, можно добиться, устраивая в стенах ниши, которые, в свою очередь, могут использоваться как места для картин и статуй. Стоимость стен также значительно сокращается при определенном устройстве колонн, что одновременно способствует «сохранению прочности костяка и внушительности здания».

В архитектуре эпохи Возрождения одним из основных моментов был отказ от каменной каркасной конструкции готики и переход на новую конструктивную систему, отличающуюся простотой, экономичностью, во многом облегчившую труд строителей.

Во избежание лишних затрат рекомендуется засыпать «между оболочками пустоту» бутовым или малоценным камнем. Заботясь об экономии, предлагается все излишнее удалять «без ущерба для крепости сооружений», оставлять между балками промежутки. Экономия может быть также достигнута при оштукатуривании стен, например, последний из трех слоев штукатурки делается не толще подошвы. При строительстве моста, наряду с долговечностью, одним из условий являются «не слишком обременительные затраты». В частности, экономия может быть получена, если устраивать не сплошное основание, а придать ему продолговатую форму военного судна, направленного навстречу течению. Указывается также способ самой дешевой прокладки водопровода, пересекающего пруд или озеро: в дубовых бревнах в продольных направлениях продалбливается отверстие, в которое вставляется труба, а затем покрывается известью.

Вместе с возрождением многих идей античной искусства в эту эпоху вновь возникают теории «идеального» города, учитывающие, разумеется, новые общественные условия и социальные перемены. Они отражены в энциклопедическом трактате Альберти, а также в трудах Антоние Аверлино, называемого Филарете. Альберти пишет о благоустройстве и функциональном членении города, об отделении жилища от вредного производства. Его градостроительные идеи, как и рассмотренные выше идеи экономичности отдельных сооружений, до сих пор не утратили своей актуальности.

Идеи Филарете показались современникам настолько нереальными, что его биограф Вазари снисходительно назвал фантазирующего архитектора «смешным и ненормальным». В своем беллетризированном (с приключениями и открытиями) трактате Филарете обращается к миланскому герцогу Франческо Сфорца с просьбой поручить ему строительство города Сфорциада с фантастическими зданиями. Здесь впервые встречается звездообразный план города. Надо было, чтобы прошли столетия, прежде чем коллеги оценили «ненормального» коллегу как одного из виднейших теоретиков градостроительства своего времени.

Проблемы «идеального» города решает Леонардо да Винчи, который «проектирует» свой город будущего, где нет ничего невероятного за исключением, пожалуй, разделения пешеходного и транспортного движения, связанного с различным общественным положением людей. Его идеи городов-спутников будут реализованы спустя столетия.

В трактате одного из первых представителей французской градостроительной мысли XVII в. Жака Пере де Шамбери в великолепных иллюстрациях изображены города в виде звезд с 16 и даже 23 лучами.

Проект своего «идеального» города рисует немецкий художник Альбрехт Дюрер: город с квадратным планом и центральной площадью, с укрепленным королевским дворцом, вокруг которого расположены жилища горожан — от наиболее богатых в центре до беднейших за крепостными стенами.

Теории идеального города, предложенные мыслителями Возрождения, во многих случаях содержали рациональную градостроительную основу, распространялись по разным странам и в ряде случаев осуществлялись в других исторических эпохах. Но и в тех случаях, когда они оставались «идеями», они оказывали несомненное влияние на все последующие теории градостроительства, основанные на функциональной и экономической эффективности.

В эпоху Возрождения важное значение приобретает проблема качества строительства, хотя она была важна и в предшествующие эпохи. О качестве строительства в эпоху Возрождения свидетельствуют прежде всего памятники архитектуры, но, кроме них, теоретические трактаты великих мастеров. Вазари писал: «Скажу лишь в общем о том, как распознавать хорошие постройки и какова должна быть их форма, чтобы они были одновременно и полезными, и красивыми». Каждый, если пожелает, может убедиться, построено ли здание превосходными архитектором «и в чем заключается его мастерство, а также понять, сумел ли он приспособиться к участку и к воле заказчика». Для этого, по утверждению Вазари, прежде всего следует обратить внимание, подумал ли тот, кто возводил это здание от самого фундамента, о том, мог ли данный участок по своей форме и размерам вместить качество и количество такого проекта как в отношении распределения помещений, так и в отношении украшений и в зависимости от расположения стен, допускаемого данным участком узким или широким, высоким или узким; подумал ли он и о том, расчленена ли постройка с изяществом надлежащей мерой при помощи расстановки колонн, окон, дверей, а также о соответствии внешних и внутренних стен, их высоте и толщине, словом, с учетом всего, с чем бы ни пришлось столкнуться.

Изготовление кирпича. Эпоха Возрождения Со старинной гравюры
Приготовление извести. Эпоха Возрождения Со старинной гравюры

Одной из причин, по которой следует обдуманно производить расходы, является в эпоху Возрождения престиж, честь, доброе имя архитектора. И это понятно, ведь от престижа зависят будущие заказы, а ничто другое так не повредит престижу, как напрасно израсходованные деньги. Можно необдуманно начать строительство, но с течением времени все, что не учли, станет явным. И тогда либо будешь вечно стыдиться своей ошибки, либо здание разрушат и ты будешь осужден за бессмысленные издержки и расходы. Так рассуждали в те времена, принимаясь за новый строительный проект. Неумелая работа осуждалась в сатирах. Себастиан Брант в знаменитом «Корабле дураков» писал:

 

А если плотник без смекалки

Бревно для потолочной балки

Начнет тесать — так от бревна

Щепа останется одна!

...И каменщиков есть немало,

Кирпич кладущих как попало.

 

Устройство полов в закрытых помещениях (по Рускони)

Поэтому архитектор (наверное, не каждый, а только лучшие, такие, как Брунеллески) трудился не покладая рук. Брунеллески сам ходил на кирпичные заводы, где месили кирпич, «чтобы самому увидеть и помять глину, а когда они были обожжены — собственной рукой с величайшим старанием отбирал кирпичи». Он внимательно следил за каменотесами, чтобы камни были прочные и без трещин. Он мастерил для них модели подкосов и стыков из дерева, воска, а то и брюквы. Его можно было встретить в кузнице, где изготовлялась скобянка. Он постоянно придумывал и изобретал различные приспособления, значительно облегчил труд строителей.

Всякое же нерациональное ведение строительства немедленно вызывало критику. Например, узнав, что где-то в зданиях применяют деревянные четырехугольные балки, смеясь интересуются, не стали бы там делать балки круглыми, если бы в их распоряжении оказались четырехугольные бревна.

О продолжительности строительства можно судить по следующим данным. Почти 15 лет сооружался купол флорентийского собора Санта Мариа дель Фьоре диаметром 42 м. Для ведения строительных работ Брунеллески сконструировал и построил несколько кранов и других подъемных машин.

 

  Год начала и завершения строительства
Начало строительства в XIV в.  
Карлов мост (Чехословакия, Прага)..... .. . 1357—1378
Собор св. Стефана, южная башня (Австрия, Вена)... 1359—1433
Миланский собор (Италия)... .. .... . . 1386—1856
Начало строительства в XV в.  
Ратуша (Гилд-холл) — Англия, Лондон....... 1411—1440
Кафедральный собор (Англия, Манчестер). .. .. 1422—1520
Костел Девы Марии (Польша, Познань)....... 1431—1448
Госпиталь иоаннистов (Родос)..... .. ... 1440—1489
Дворец Ручеллаи (Италия, Флоренция).. . .... 1446—1451
Церковь Сан-Франческо (Италия, Римини)..... 1447—1468
Ратуша (Нидерланды, Левен)...... ... .. 1448—1459
Ратуша (Нидерланды, Миддельбург).. . . ... . 1452—1520
Ромбаутскерк (Нидерланды, Мехельн)... ... . 1452—1578
Церковь Санта-Мария-Новелла (Италия, Флоренция).. 1456—1470
Капелла Портинари Церкви Сант-Эусторджо (Италия, Милан).................... 1462—1468
Церковь Фрауэнкирхен (Германия, Мюнхен).. .. . 1466—1492
Церковь Санта-Андреа (Италия, Матуе)....... 1472—1494
Палаццо Преторио (Италия, Лукка)... .... . 1492—1588
Церковь Сен-Джованни Эванджелиста (Италия, Парма) 1496—1607
Начало строительства в XVI в.  
Замок Гайон (Франция, Бурже)...... ... . 1501—1510
Отель Бургерульд (Франция, Бурже)... .. ... 1501—1537
Отель Руртерульф (Франция, Руан)..... .. . 1501—1537
«Дом мясников» (Нидерланды, Антверпен).. . .. 1501—1503
Дворец Правосудия (Франция, Руан)... .. ... 1508—1509
Вилла Фарнезина (Италия, Рим)..... .. .. 1509—1511
Капелла Куинджи церкви Санта-Пополо (Италия, Рим).................... 1512—1520
Замок-резиденция Шапонсо (Франция, Бурже).... 1515—1522
Капелла Сигизмунда I в соборе на Вавеле (Польша, Краков).................... 1517—1533
Замок-резиденция в долине (Франция, Бурже).... 1518—1529
Лауренциана при церкви Сан-Лоренцо (Италия, Флоренция).................... 1523—1568
Дом гильдии рыботорговцев («Де Залм») — Нидерланды, Мехельн.................. 1530—1534
Собор (Венгрия, Эгер)...... ... .... 1531—1585
Летний королевский дворец Бельведер (Чехословакия, Прага).................... 1545—1563
Ратуша (Польша, Познань).... .. ..... 1555—1560
Замок (Румыния, с. Криш).... ... ..... 1559—1698
Ратуша (Нидерланды, Антверпен). .. ...... 1561—1565
Ландхауз (Австрия, Линц)....... .. ... 1564—1571
Ансамбль Уффици (Италия, Флоренция).. .. .. 1570—1585
Ландхаузе (Австрия, Клагенфурте)... ... .. 1574—1590
Палаццо делла Синьория (Италия, Лукка)...... 1578—1728
Театр Олимпико (Италия, Рим)..... .. ... 1580—1585
Церковь Сенкт-Михаэль (Германия, Мюнхен).... 1583—1597
Ратуша (Нидерланды, Лейден).... .. .... 1595—1597
Турецкий минарет (Венгрия, Эгер).... .. .. 1596—1687
Здание городских весов (Нидерланды, Харлем).... 1597—1598

 


«Нерадивый» архитектор (по Филибер де л’Орму, 1561)

 


Мудрый архитектор, поучающий юношество (по Филибер де л’Орму, 1561)

 


ВЕРСАЛЬ И НАЛОГИ НА ОКНА

 

Высшая ловкость состоит в том,

чтобы всему дать истинную цену.

Франсуа де Лярошфуко

 

 

Экономическое развитие европейских стран и связанное с ним обострение классовых противоречий внутри феодального общества явилось, как указывали К. Маркс и Ф. Энгельс, причиной образования крупных феодальных монархий в Западной Европе. Замкнутое натуральное хозяйство феодализма было разрушено растущим городским ремесленным производством и укреплением торговых связей. «Объединение более обширных областей в феодальные королевства являлось потребностью как для земельного дворянства, так и для городов»[******]. Уже в XVI столетии, когда среди западноевропейских стран крупную роль играет абсолютистская Франция, начинают заметно развиваться французские города, главным строителем которых становится государство. В следующем столетии — в правление кардинала Ришелье и Людовика XIV — французское градостроительное искусство достигло своего зенита. Отмечая, что Ришелье «смел в своих замыслах», Лярошфуко писал, что при нем «народ обременен податями». Неограниченно пользуясь налоговым прессом, государство получило широкие строительные возможности и целиком направило их на строительство показных сооружений.

В эпоху, когда феодализм переживает последнюю стадию своего существования, и в его недрах активно развиваются капиталистические отношения, происходит последовательная смена трех основных архитектурных стилей — Возрождения, барокко и классицизма. Смена архитектурных стилей, их развитие и расцвет в различных странах Европы приходятся на разное время.

Истоки стиля барокко, родиной которого стала Италия, восходят к эпохе Возрождения, к творчеству Микеланджело Буонаротти, которого нередко называют «отцом барокко». Расцвет барокко относится к XVII в., но и в XVIII в. этот стиль еще оказывал влияние на другие европейские страны. Первыми произведениями барокко были построенная Микеланджело в 1520—1534 гг. во Флоренции капелла Медичи и проект вестибюля библиотеки Лауренциана, осуществленный позднее. Особенно яркое выражение черты барокко получили в строительстве католических храмов. К числу первых из них относится главная церковь ордена иезуитов Иль Джезу (Иисуса) в Риме, построенная в 1575 г. архитектором Джакомо де ля Порта на основе проекта Виньолы.

Живописность и динамичность дворцов и церквей барокко достигается благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, сложному криволинейному плану и очертаниям. Если в эпоху Возрождения план помещений имел четкую геометрическую форму — круг, квадрат или прямоугольник, то в период барокко это уже эллипс или сложная форма, очерченная изгибающимися линиями, выпуклостями или вогнутостями стен, усложненная примыканиями соседних соподчиненных объемов. Для интерьеров этого стиля характерна неумеренная декоративность, тяжелая роскошь — многоцветная скульптура, лепка, резьба, плафонная живопись, зеркала. Как писал поэт:


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!