ВЫСТУПАЕТ С ДОКЛАДАМИ ПО ЭТОЙ ТЕМАТИКЕ НА ВСЕСОЮЗНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЕРЕНЦИЯХ. 13 страница



В готическую эпоху кирпич, изготовлявшийся вручную, был менее распространен, чем в Древнем Риме. Технология производства кирпича была достаточно разработана. Так, согласно английскому уставу 1477 г. глина должна была быть добыта до 1 ноября, «замешана» до 1 февраля, и «сформирована» после 1 марта. Затем глину перемешивали лопатами до состояния клейкой массы. Кирпичи формовали руками в деревянных формах и обжигали. Топливом служили дрова или уголь. В связи с большими трудозатратами на его изготовление кирпич не был дешевле естественного камня и применялся главным образом там, где отсутствовали месторождения камня, например в Восточной Англии.

В большинстве городов действовали местные стандарты, но наиболее распространенной была длина кирпича 8—11 дюймов (203—280 мм), ширина несколько менее половины этого размера и толщина 1¾—2½ дюйма (44—63 мм). Общеанглийская стандартизация кирпича в Англии была осуществлена в XV—XVI вв., его размер стал 9x4½x2 дюйма (229x114x51 мм). Коуэн предполагает, что толщина кирпича обусловливалась трудностями процесса обжига, во время которого кирпич, вероятно, деформировался, что вызывало потребность в более толстых швах. В готический период растворный шов составлял ¼ часть общего объема кирпичной кладки, что чрезвычайно много.

При том, что готические соборы были уникальным явлением в истории архитектуры, массовое строительство по-прежнему составляли деревянные дома под соломенной крышей. Любопытно, что вплоть до XV в. они рассматривались как движимое имущество, их перевозили с места на место, иногда увозили в город. Крепостью постройка не отличалась и признавалась удовлетворительной, если три человека тремя заступами не в состоянии были сорвать крышу.

Принято считать, что значительные здания и сооружения готического периода являются созданиями векового, медленного и терпеливого труда. Однако если помнить о долгих и многочисленных перерывах в работе, вызванных бедствиями феодальной эпохи, то периоды собственно работы не покажутся столь длительными. Во всяком случае они были не больше, чем, например, на хорошо организованных постройках XIX в. При этом следует помнить, что одновременно с большими соборами строилось огромное число церквей даже в маленьких деревнях и много других разнообразных зданий и сооружений. Поэтому справедливы слова Шуази о том, что «составится представление о такой деятельности, пример которой редко можно встретить в другой какой-либо архитектуре».

Смелая и сложная каркасная конструкция собора эпохи готики позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, намного увеличить внутреннее пространство. Все это предопределило экономичность готических сооружений, если сравнивать их (в принципе) с сооружениями предшествующей романской эпохи.

 

Возведение готических сводов

 

Уже в романскую эпоху отказались от применения угловых камней ломаной формы, ступенчатой, по внешнему очертанию, кладки арок. И не только потому, что эти приемы оказались ненадежными — история строительства знает приемы, когда ненадежные сооружения старались укрепить ценой больших затрат, а не отказаться от них в пользу простых и надежных. В эпоху готики от них отказались еще из-за их неэкономичности.

Строительные растворы в XIII—XVII вв. готовились из местной доломитовой и привозной магнезиальной извести, в XII в. еще из кальцевой извести, гипсового и смешанного гипсо-известкового вяжущего. С течением времени качество строительных материалов улучшилось: среднее известково-песчанистое соотношение растворов от 1 : 3,1 в XIII—XIV вв. доходит до 1 : 1,19 в XV—XVI вв. и до 1 : 1,1 — в XVII в.[§§§§]

Готическая архитектура была архитектурой общества, которое стремилось к созданию грандиозных сооружений, обладая ограниченными средствами. Для того чтобы согласовать между собой желания и возможности, приходилось быть изобретательными. Мастерам готического периода удалось изобрести остроумные методы строительства. Развивая достижения романского периода, строители готических сооружений искали более совершенные методы возведения зданий, позволяющие облегчить конструкцию и экономно расходовать материал, добыча и транспортировка которого, как уже отмечалось, в период средневековья были сопряжены с большими трудностями и затратами.

Важное значение для экономики строительства в готической архитектуре имели: расширение внутреннего пространства за счет увеличения высоты с помощью новых, более совершенных видов перекрытий; применение стрельчатых сводов на ребрах с облегченной оболочкой самого свода, что значительно снизило его массу; облегчение внутренней опоры сводов — внутренние столбы несут главным образом вертикальную нагрузку, а большая часть распора сводов передается на контрфорсы. Следовательно, при своем своеобразии готическая архитектура чрезвычайно экономична сама по себе и, кроме того, открывает приемы строительства, экономичные по своей сути.

О том, что на поиски экономичных приемов было направлено само производство работ, свидетельствует хотя бы стремление упростить устройство строительных лесов. Употреблявшиеся в строительстве камни были небольших размеров, что позволяло обходиться сравнительно дешевыми приспособлениями, главным образом легкими подмостями. Экономические соображения привели к тому, что эти подмости насколько возможно лежали на самом сооружении.

Не только престижное, но и принципиальное значение в готический период приобретает качество строительства. Об этом говорят и тщательная многолетняя подготовка мастеров-профессионалов, и цеховые кодексы, и сами здания и сооружения того периода. Как отмечает Шуази, «каменотес представляет собою более чем пассивную силу, слепо подчиняющуюся некоторой власти: он имеет свой фрагмент скульптуры, кусок фриза, капитель или базу, где его мысль развивается свободно, конечно, не выступая из общего очертания, намеченного архитектором; следовательно, каждый из мастеров является ответственным сотрудником и соревнование между ними именно и сообщает французской готической архитектуре ее полное жизни образование». Для готического строительства большое значение имела корпорация, которая не допускает иного, как только безукоризненного исполнения, в силу профессиональной добросовестности. Обращая внимание на то, что эту добросовестность можно оспаривать с экономической точки зрения, Шуази в то же время отмечает, что именно эта добросовестность объясняет высокое материальное достоинство всего, что нам оставили Средние века. «Статуты доходят до того, что запрещают работу вечером для производства, требующего деликатного, заботливого выполнения: никогда тирания регламентации не заходила столь далеко».

Современные историки архитектуры, например Ж. Леврон, отмечают, что время для строителей соборов не имеет значения. Однако причины, растягивающие строительство на десятилетия (и даже столетия), часто можно отнести к объективным: войны, останавливающие работы, недород, препятствующий поступлению пожертвований от верующих. Справедливо или нет, но с тех пор известно насмешливое обращение жителей французского Тура: «Ты медлителен, как строительство собора!»

Некоторое представление о продолжительности строительства, вернее о сроках между его началом и окончанием, дают следующие данные:

 

  Год начала и завершения строительства
Франция  
Ранняя готика  
Церковь аббатства Сен-Дени.......... 1137—1144
Собор в Лане................ 1150—1215
Собор Парижской богоматери.......... 1163—1257
Собор в Шартре............... 1194—1260
Зрелая готика  
Собор в Реймсе............... 1211—1311
Собор в Амьене............... 1220—1288
Часовня Сент-Шапель в Париже......... 1243—1248
Другие страны  
Костел в Туме (Польша)............ 1141—1161
Собор во Фрейбурге (Германия)......... 1200—конец XV в.
Собор в Леоне (Испания)........... 1205—1288
Собор в Бургосе (Испания)........... 1221—1599
Вестминстерское аббатство в Лондоне...... 1245—1420
Собор в Кельне (Германия)........... 1248—1880
Собор в Утрехте (Нидерланды)......... 1254—1517
Хор и трансепт собора св. Вита в Праге...... 1344—1856
Собор в Севилье (Испания)........... 1402—1506
Кирпичные церкви  
Церковь Успения богородицы в монастыре Студеница (Сербия).................. 1183—1896
Церковь монастыря Сакочани (Сербия)...... 1264—1265
Монастырь в Корине (Германия)......... 1275—1334
Мариенкирхен в Любеке (Германия)....... 1270—1350
Мариенкирхен в Пренцлау (Германия)...... 1326—1340
Светские здания  
Дворец князей-епископов в Льеже (Бельгия).... 1145—1164
Замок графов Фландрских (Нидерланды)..... 1180—1200
Палаццо делла Раджоне в Падуе (Италия)..... 1215—1306
Замок (Уэльс)................ 1283—1322
Ратуша в Сен-Кантене (Франция)........ 1351—1509
Дворец пап в Авиньоне (Франция)........ 1334—1352
Замок Пьерфон (Франция)........... 1390—1420
Дом Жака Кора в Бурже (Франция)........ 1443—1451

 


ЭПОХА ТИТАНОВ

 

Ни разу я не просчитался,

Хоть переплачивал не раз.

Иоганн Вольфганг Гете

 

 

Эпоха Возрождения — одна из самых блистательных эпох в истории европейской культуры. Характеризуя эту эпоху, Ф. Энгельс писал: «В спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир — греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья; в Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть»[*****].

Культура Возрождения возникла в Италии во второй половине XIV в. и к XVI в. во многом преобразовала облик Европы. Гуманисты Возрождения, выступая против средневековой идеологии, не порывали ни с религией, ни с феодалами, как правило, состояли на службе у пап, кардиналов, князей, знатных вельмож, выполняя их заказы, приспосабливаясь к воле заказчика. В то же время художники и архитекторы были свободны от средневековых канонов, сковывающих творчество. Ф. Энгельс отмечал: «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными»**. Невежеству и грубости нравов средневековья гуманисты Италии противопоставили культуру античных предков.

Сам термин «Возрождение» встречается уже у итальянских гуманистов***, но утверждается в науке позже — в XVIII в. Современные историки отмечают, что исследование Возрождения связано со многими трудностями; до сих пор предметом дискуссий служат его хронологические рамки, отдельные стадии его развития, даже само понятие Возрождение. Когда речь идет о Возрождении, то подразумевается не архитектура массовых зданий Италии и Европы вообще, создаваемая ремесленниками-строителями, а только архитектура отдельных, наиболее значимых зданий. Наряду с выдающимися архитектурными памятниками всегда существовали здания, создаваемые в народных традициях.

В XV в. произошли существенные политические изменения, отразившиеся и на экономике европейских стран, и на развитии их городов. Если до середины XV в. развитие промышленности и торговли способствовало расцвету городов, то во второй половине этого столетия начался экономический кризис, связанный с расширением Оттоманской империи, подчинившей себе всю восточную половину Средиземноморского бассейна и захватившей Константинополь. Великие географические открытия повлияли на изменение традиционных путей мировой торговли. Итальянские города перестали играть роль посредника в международной торговле. Казалось бы, строительство в этих городах должно было приостановиться. Но, напротив, оно приобрело еще больший размах. «Это кажущееся противоречие между экономикой и строительством в Италии, — отмечает А. В. Бунин,— объясняется тем, что капиталы, лишенные применения их в торговле, стали овеществляться в произведениях зодчества. Помещая капиталы в городские строительства, буржуазия тем самым сохраняла их, так как в то время дома и земли являлись наилучшей формой хранения ценностей». Поэтому в итальянских городах во второй половине XV в. и почти весь XVI в. ведется интенсивное строительство, обеспеченное финансированием. Переселившиеся в Венецию, во Флоренцию, в Геную, Милан, Сиену наиболее богатые слои торговцев и банкиров вкладывали капитал в строительство громадных палаццо и церквей. И сейчас, спустя пять столетий, статистика показывает, что 64% всех церквей и палаццо Венеции, Флоренции и Сиены стоят со времен эпохи Возрождения, 25% построено в Средние века и лишь 11% — во все последующие столетия вплоть до нашего времени.

Впрочем, было бы неверно переоценивать роль буржуазии в развитии итальянских городов. Создавая великолепные дворцы и соборы, эти богачи спокойно относились к трущобам, которые начинались в непосредственном соседстве с центральными ансамблями. «Удушающая теснота городской застройки, бедность, глядящая из всех щелей, наконец, низкий уровень благоустройства характерны и для Венеции, и для ее тосканской соперницы — Флоренции». Частично это можно отнести на счет Средних веков, но лишь частично. Ведь основной строительный фонд создавался в эпоху Возрождения. Даже в период прогрессивной строительной деятельности разрешать большие градостроительные задачи буржуазия не могла.

Те огромные средства, которые вкладывались в строительство, распределялись крайне неравномерно, несмотря на учреждение городских планировочных управлений. Как отмечает А. В. Бунин, более половины городского бюджета поглощало строительство городских центров, служащих помимо своего прямого назначения средством прославления господствующей социальной верхушки. Значительная доля расходов уходила на оборонительные укрепления городов, строительство рыночных площадей, дворцов и церквей, и лишь ничтожная часть городского бюджета шла на благоустройство рядовых жилых районов. Этим и объясняется разительный контраст между центральными и окраинными жилыми районами городов в эпоху Возрождения.

Известны также примеры поступления финансов от отдельных семейств и лиц на строительство различных сооружений в городах. Вазари отмечает, что на средства благородного семейства Аччайуоли и, главным образом, мессера Никколо построен Флорентийский монастырь, огромная сумма денег оставлена Никколо во Флорентийском банке на строительство университета, Джованни ди Биччи деи Медичи обещал прихожанам построить за свой счет ризницу и одну из капелл флорентийской церкви Сан-Лоренцо. Строительство велось также за счет коммун. Так, в 1355 г. флорентийская коммуна скупила вокруг своего дворца несколько домов у горожан, чтобы увеличить и расширить площадь. Строили и за счет внутренних средств «доходные» учреждения. Так, было постановлено, поскольку средства больницы увеличились, увеличить и ее церковь, посвященную святому Эгидию.

Были и другие «финансовые операции», связанные с развитием городов. Например, Габриель Мариа, сеньор пизанский, продал этот город флорентийцам за 200 тыс. эскудо.

Особенности нового архитектурного стиля ярче всего проявляются во дворцах и соборах. Итальянский дворец — 2- или 3-этажное здание с красивым фасадом и колоннами; на первом этаже окна маленькие, на втором большие, на третьем — еще больше. Лестница очень широкая: во время торжественных встреч на ней с обеих сторон стояли шеренгами слуги, оставляя обширное пространство для прохода гостей. Стены первого этажа обычно были массивны и строились из грубо отесанного камня, фактура камня второго этажа была гладкой. Естественный камень и обыкновенный кирпич на известковом растворе в основном составляли небольшой ассортимент строительных материалов. Но камень в эпоху Возрождения буквально оживает. Об этом говорил великий художник Микеланджело Буонарроти:

 

Не правда ли — примерам нет конца

Тому, как образ, в камень воплощенный,

Пленяет взор потомка восхищенный

И замыслом, и почерком резца?

 

В эпоху Возрождения муниципалитеты и княжеские роды не довольствовались тем, что указывали архитекторам общий план сооружений и оплачивали расходы. Как правило, они входили в малейшие детали проекта.

Проект обычно осуществлялся на конкурсной основе, а когда дело шло о муниципальных постройках, то судьей делалось все городское население.

От средневековья Италия унаследовала корпоративную организацию ремесленников с ее уставом, который считали для членов корпорации гарантией против иноземной конкуренции, а для тех, кто обращался к их услугам, гарантией против недоброкачественной работы. В эпоху Возрождения прежде чем начать работу в качестве архитектора, мастер должен был быть принят в корпорацию строителей. Известно, что Брунеллески осмелился уклониться от вступления в корпорацию, но за нарушение этого обычая подвергся тюремному заключению. При этом, судя по расходным отчетам, мастер не имел другого наименования, кроме названия корпорации, членом которой он состоял.

Будучи по существу рабочим, архитектор долго оплачивался как простой рабочий, обычно поденно. Но постепенно роль и способ оплаты архитекторов меняются, часто оплата скрывается под формой почетных пенсий. Браманте получает оклад, присвоенный лицу, скрепляющему буллы печатью. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джулио Романо получают право на таможенные и пошлинные сборы.

Представление о характере взаимоотношений заказчика и архитектора может дать следующий эпизод. В то время во Флоренции начали строить церковь Сан-Лоренцо. Согласно постановлению прихожан, главным распорядителем постройки был избран настоятель, занимавшийся архитектурой для собственного развлечения. Уже было начато строительство, возвели кирпичные столбы. И тут Джованни ди Биччи деи Медичи, вложивший в это предприятие свои деньги, пригласил к себе на завтрак Филиппо Брунеллески и спросил знаменитого архитектора, что тот думает об этой постройке. Понимая, что от его ответа многое зависит, Брунеллески не сразу высказал свое мнение, но, уступая просьбам хозяина дома, со свойственной ему прямотой все же сказал, что думал. Брунеллески во многом осудил это предприятие, затеянное дилетантом, почерпнувшим свои знания из книг и не имевшим настоящего опыта в такого рода постройках. Джованни спросил, можно ли сделать что-либо более красивое? «Без сомнения, — отвечал Брунеллески, — и я удивляюсь вам, как вы, будучи главой этого дела, не отпустили несколько тысяч скуди и не построили церковного здания с отдельными частями, достойными как самого места, так и стольких находящихся на нем славных могил, ибо с вашей легкой руки и другие будут изо всех сил следовать вашему примеру при постройке своих капелл...»


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 203; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!