ВЫСТУПАЕТ С ДОКЛАДАМИ ПО ЭТОЙ ТЕМАТИКЕ НА ВСЕСОЮЗНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЕРЕНЦИЯХ. 10 страница



Диаметр центрального купола храма — 31,4 м. Конструкция купола выполнена даже чересчур смело. Спустя 20 лет после окончания строительства, во время небольшого землетрясения, купол разрушился. Его покрытие оказалось слишком тонким, конструкция не выдержала непредвиденного увеличения нагрузки. Конструкторы еще не владели научным расчетом. Главный купол был сложен из глиняных горшков, которые до сих пор удивляют своей крепостью. Они сделаны из особенной глины, привезенной с острова Родос. Масса 12 таких горшков равняется массе одного кирпича. Так было достигнуто соответствие между огромным размером купола и его легкостью.

Эта самая пышная византийская постройка была гордостью Юстиниана. И не удивительно, что через 5 лет 11 мес и 10 дней после пожара храм был готов. В день открытия храма император на колеснице, запряженной четверкой лошадей, подъехал к главному входу, быстро прошел до середины собора и, подняв руки к небу, воскликнул: «Слава богу, который дал мне возможность закончить эту постройку. Я превзошел тебя, о Соломон!».

В день освящения храма столичным жителям было роздано 1000 быков, 1000 баранов, 600 серн, 10000 разной живности и 30000 мер хлеба. Денежные подарки, розданные населению, достигли чудовищных сумм.

Храм Св. Софии в Константинополе оказал огромное влияние на последующее развитие архитектуры, являясь образцом для многих сооружений, оказал известное влияние на экономику строительства. Ни одно здание уже не достигало размеров и великолепия этого храма. Его композиция служила образцом, которому подражали и на котором учились многие поколения строителей. Венский искусствовед Г. Зедльмайер замечает: «Юстиниановская система является созданием необычайно гениальных инженеров-изобретателей по профессии, которые были одновременно — и это редкий случай — столь же гениальными художниками». Шуази справедливо усматривает самое существенное в предпочтении аналитики технической функции отдельных частей архитектурного организма. «Там все — вычисление» в противовес «разумно примитивной архитектуре» римлян. «Результатом этой склонности является разделение здания на прекрасно организованный скелет и заполняющие органы, — пишет Г. Зедльмайер. — ... У императора-заказчика следует признать пристрастие к технической виртуозности, неосознанное понимание архитектуры как сублимированного инженерного искусства».

Таким образом, были созданы предпосылки для построения экономичных зданий, где экономика обусловливалась рациональной конструктивной схемой. Так, сплошная толщина стены привела бы к излишней трате материала, и поэтому везде, где можно, в ней оставлены полые ниши.

Югославский теоретик архитектуры Д. Петрович по поводу сочетания теории с практикой строительства отмечает, что все прежние знания классического периода глубоко почитались и сознательно не подвергались изменению, и только математика считалась совершенствующейся наукой; строители, бывшие одновременно математиками, вводили новшества в формы византийской культуры и создавали конструкции, которые невозможно было задумать без глубочайшего знания механики и математики. Знаменитые геометры эпохи Юстиниана — Эвтоций, Исидор и Анфимий — развивают старые традиции и вносят в формы византийской архитектуры ряд геометрических элементов.

Византийским зодчим был знаком трактат Витрувия со всеми рекомендациями, касающимися вопросов экономики строительства. Известен и написанный на рубеже VI—VII вв. оригинальный труд епископа Исидора «20 книг начал, то есть истинных знаний», в котором содержатся сведения по архитектурно-строительному делу. И хотя этот труд в большой мере основывается на трактате Витрувия, в нем отражены также потребности византийского времени.

Архитектура Византии заимствовала у классического Рима не только все прежние знания, но и практические достижения, в частности, в области арочно-сводчатых конструкций. Однако бетон, хорошо известный Риму, не был воспринят Византией. Основным строительным материалом стал плоский кирпич-плинфа, наиболее употребляемый размер которого был 35,5x35,5x5,1 см. В восточных областях Сирии и Закавказья, богатых карьерами известняка и туфа, применялась кладка из тесаных камней на растворе. В целях придания большой прочности и гидравлической стойкости в известь, используемую в растворе, примешивали мелко истолченный кирпич-цемянку. Цемяночный раствор быстро схватывался; это позволяло возводить своды и купола без применения дорогостоящих лесов по древневосточному обычаю. Наружная поверхность стен обычно не штукатурилась.

Вначале купол в византийской архитектуре опирался непосредственно на паруса и напряженные арки. Однако появившийся позднее между куполом и опорой цилиндрический объем — барабан позволил освободить интерьер от громоздких дорогостоящих стен и одновременно расширить внутреннее пространство. Так, в храме св. Софии огромное пространство главного нефа площадью 1970 м2 более чем вдвое превышает площадь римского Пантеона (961 м2). Увеличение пространства достигалось также приемом подпирания подпружных арок полукружными, создающими вместе с куполом единое пространство, иногда достигавшее очень больших размеров. Как отмечает архитектор Н. Ф. Гуляницкий, использование пространственных объемов, обладающих в силу геометрического строения жесткостью и устойчивостью, позволило до минимума уменьшить массивность опорных конструкций, рационально распределить в них строительные материалы, значительно снизить трудовые и материальные затраты.

В отличие от строительных традиций Рима, конструкция византийских сводов из кирпича была экономичнее, так как для облегчения веса в кладку сводов вводились пористые каменные породы, в частности пемза. В этом Византия продолжает традиции восточных областей империи и сопредельных стран.

Темпы строительства в Византии были весьма высокими. Достаточно сказать, что столица империи город Константинополь был в основном построен с невероятной быстротой — с 326 по 330 г. Мало того что в городе за это время были воздвигнуты великолепные дворцы и храмы, многие его строения отличались пышностью и богатством (а работы, связанные с декором, как известно, требуют больших затрат времени). О высоких темпах работы свидетельствует также то, что самое грандиозное здание того периода — собор св. Софии также строилось всего лишь пять лет. Чтобы ускорить ход работ, нужно было заставить рабочих работать сверх положенного времени. Император мог предложить соответствующее увеличение оплаты, но он предпочел иной путь. В духе времени, по его приказу поблизости от места постройки было рассыпано некоторое количество серебряных монет. Рабочие, опасаясь подбирать монеты при дневном свете, оставались на стройке как можно позже, чтобы, не боясь надсмотрщиков, унести под покровом ночной темноты свою находку домой.

В связи с оплатой строительных рабочих интересно вспомнить одно из суждений того времени. Король остготов Теодорих (455—526 гг.) был большим поклонником византийской культуры, а его просвященный помощник Кассидор в послании «Архитектору Алозию» писал: «... Выше всего ставь заботу о справедливой выплате рабочим заработанных ими денег, так как когда рабочий доволен пропитанием, он работает лучше всех».

Строительство Константинополя являет яркий пример возведения города с учетом экономико-градостроительных условий. Архитектурные сооружения Византии, несмотря на их богатство, оказались настолько рациональными, что положенные в их основу идеи получили широкое распространение во многих странах мира. Попытка свести к минимуму массивность опорных конструкций приводила к экономии строительных материалов, а следовательно, снижению финансовых и трудовых затрат.


ЗА СЕМЬЮ ЗАМКАМИ

 

Тесали камень. Грунт мостили.

И стены клали в пять рядов.

Так образовывались стили

У европейских городов.

Евгений Винокуров

 

 

Архитектуру, господствовавшую в X—XIII вв. в западноевропейских католических странах и затронувшую некоторые страны Восточной Европы, называют обычно романской. Когда в начале XIX в. возник термин «романский стиль», то подразумевалось наследие некоторых черт архитектуры и отдельных строительных приемов древних римлян, а также то, что стиль этот был распространен у романских народов. Однако этими признаками не исчерпываются особенности архитектуры зрелого средневековья. Характерные типы зданий, своеобразные конструктивные приемы, специфическая организация строительного производства выделяют романский период как важный этап развития европейской архитектуры.

Предшествовавший романскому периоду длительный период раннего средневековья (V—X вв.) отмечен общим относительным застоем в развитии экономики западноевропейских стран. Производительные силы развивались очень медленно. «Архитектура прозябает в течение пяти столетий, черпая из запаса, сложившегося в Византийской империи».

Древнюю культуру безжалостно уничтожили варварские (что означает — чужие) племена. «Рим стал жертвой Аттилы, который не только разрушил стены и уничтожил огнем и мечом все самые дивные и величественные постройки города, но сжег его целиком и, истребив всех живущих в нем, отдал его в добычу огню и пламени», — писал Джорджо Вазари. Были уничтожены не только многие постройки. Некогда высокий уровень строительной техники, достигнутый римлянами, снизился, многие строительные секреты были утрачены. Жизнь европейских городов надолго замерла.

Только к концу X в. наметился прогресс в развитии производительных сил, хотя общее экономическое положение оставалось еще тяжелым. Крестовые походы на Восток, начавшиеся в XI в. как религиозные и превратившиеся в грабительские завоевательные войны, имели некоторые последствия для развития западноевропейского строительства. Вместе с усовершенствованием ремесел, кузнечного и оружейного дела, выделки льняных и суконных тканей, обработки кожи, производства более совершенных глиняных изделий с применением гончарного круга, мельничного дела совершенствуется и строительное дело.

Новые города, размеры которых были еще очень невелики, возникали на перекрестках торговых путей. В эпоху раннего средневековья французский город Арль размещался, например, в развалинах старого амфитеатра, а Париж — на маленьком островке Сите, где находится теперь Собор Парижской богоматери. Небольшие по размерам средневековые города были обычно окружены высокими каменными, иногда деревянными стенами с башнями и воротами. Плотность застройки была чрезвычайно высокой, высота фахверковых домов с зависшими верхними этажами достигала 25—30 м. «Если учесть, — пишет А. В. Бунин, — что современные нам большие города имеют примерно тот же высотный уровень застройки при ширине улиц в 6—7 раз большей, чем в средние века, то станет понятным эффект высотности средневекового города». Над крышами домов возвышались башни, которые в средневековых городах возросли до 100 и даже 150 м.

Центром города служила большая рыночная площадь. Неподалеку от нее располагался городской собор, а в городах, где было самоуправление горожан, — городская ратуша. Ремесленники одной профессии жили обычно на одной улице. Центральная часть города была вполне заселена и производила благоприятное впечатление, в других же кварталах стояли пустые развалившиеся дома.

Романский стиль в архитектуре сложился в период раннего средневековья благодаря соединению двух культур — римской, античной, и местной, варварской. Первоначальные формы романского стиля в архитектуре Италии появились уже в IX—X вв. (так называемый первый романский стиль), в архитектуре Франции, где романское зодчество отмечено большим многообразием местных школ, — в конце X в. Монументальностью композиции отличалась бургундская школа, богатым скульптурным декором — школа Пуату, строгим декором — нормандская школа. Для ломбардской школы в Италии характерны регулярная кладка стен и опор, каменные покрытия. В Германии саксонская школа воздвигала церкви с двумя симметричными хорами, без лицевой фасадной стороны, в прирейнских городах (Шрейере, Майнце) в XI—XIII вв. строятся грандиозные соборы. Романский стиль в Англии господствовал в конце XI—XII вв. Эти особенности, естественно, отражались и на экономике строительства.

Общими характерными особенностями романского стиля были тяжеловесность, массивность форм, полукруглые арки, толстые стены, небольшие проемы дверей и окон. В романскую эпоху во Франции сложился тип замка-крепости. Особенно много замков было построено в Испании.

В романскую эпоху главными покровителями искусств были монастырские ордена, а строителями — монахи. Пока монастыри не начали тормозить развитие науки, они были центрами образования, что повышало роль строителей романского периода. Только в конце XI в. появились первые бродячие артели каменотесов-мирян, среди которых были строители и скульпторы.

 

Стройка во времена владычества короля франков Карла Великого

 

В эпоху Каролингов и еще позже до XII в., монахи являлись единственными строителями каменных зданий, причем не только культовых или монастырских, но и «мирских». Впоследствии они передали свои познания прочему люду.

Многие «тайны искусства» были известны одним монастырям. Единственный технический трактат, унаследованный нами от романского периода, — книга Теофила (иногда Феофил) — произведение монаха, написанное для монахов же. Немецкий монах Теофил жил в X столетии, странствовал по Европе. Он записал целый ряд изобретений, сделанных монахами и ремесленниками. Например, выделка стекла, которое умели изготовлять лишь небольшими кусками, изготовление разноцветных стекол, выделка проволоки новым методом — с применением волочильной доски, через которую пропускают предварительно выкованную и заостренную проволоку, вместо наковальни и молотка[§§§]. У Теофила имеется самый старинный рецепт выделки масляных красок**, механического и химического состава металлической бронзы, указания по отливке колоколов*** и др.

В период раннего средневековья появляется профессия инженера. Сначала инженер — это человек, который, помимо своих профессиональных умений, обладает еще некой суммой знаний. Чаще всего зодчий, скульптор или художник мог также сооружать укрепления, строить водопроводы, исполнять множество технических или художественных поручений феодального властителя или бюргерской знати. Кроме того, каждый архитектор обязательно должен был быть также механиком, хотя бы для того, чтобы знать, способны ли выдержать построенные им крепостные стены удары осадной мощи противника. В романский период архитектура понималась как область ремесла. Средневековый писатель Рудольф Пламенный (XI в.) в своей классификации ремесел назвал архитектуру наряду с «уходом за конем».

В цехе строителей объединялись каменщики, штукатуры, цементщики. Прежде чем стать архитектором, строитель должен был пройти путь ученичества в цехе, работать подмастерьем, мастером. На строительство храмов архитекторы привлекались иногда по конкурсу, в том числе и иноземные. Труд архитектора оплачивался поденно, тогда как труд мастера-строителя — сдельно. В Италии архитекторы выдвигались из талантливых плотников, каменотесов, ювелиров, чеканщиков. По оплате труда они не отличались от простых рабочих, а их общественное положение не отличалось от положения кучера, скотника и водоноса папского двора. По словам Шуази, отношение Козимо Медичи к своим архитекторам несколько напоминает благоволение хозяина к своей челяди.

В этот период для «составления проекта» достаточно было схематического наброска с размерами, фиксирующего пожелания заказчика. Поэтому представляют большой интерес указания по сооружению кузницы, приведенные в трактате Теофила. Здесь имеются конкретные размеры сооружения: «Построй дом, широкий и высокий, вытянутый в длину на восток. На его южной стороне сделай окна, сколько сумеешь и захочешь, но так, чтобы не менее пяти шагов. Затем отдели половину дома для литья металла и обработки меди, олова, свинца и поставь стенку до самой крыши. Оставшееся пространство снова раздели стеной на две части. В одной стороне ты будешь обрабатывать золото, в другой — серебро. Окна не должны подниматься над землей более чем на локоть. Вышина окна — 3 локтя, ширина — 2 локтя».

В романскую эпоху ведущий архитектор был ответственен как за проект, так и за его своевременное осуществление в соответствии с принятым заказом. Это универсальный знаток различных строительных специальностей, подрядчик, решающий организационные вопросы, и даже эксперт, когда возникают трудности при возведении конструкций.

Строительные корпорации существовали и раньше. Например, в древней Армении свою корпорацию каменщики имели еще в VII в. Армянских каменщиков называли «мастерами камня». Позднее цехи каменщиков были организованы в западноевропейских странах. Каменщики Ломбардии воздвигали сооружения в Германии, Франции, Англии. Цехи каменщиков стали хранителями производственных секретов: у строителей накапливались большие практические познания в области строительного ремесла, в частности, строительной механики. Секреты раскрывались в процессе строительства. Каждое большое строительство было хорошей школой.

Письменных же правил строительства не было. Таких, например, как строительные законы, действовавшие в тот же период в Китае. Система стандартных строительных деталей в Китае была разработана до мельчайших подробностей, причем не только в области размеров, но также и во всех возможных комбинациях, с учетом их символического значения. Проектирование соборов доверялось самым опытным мастерам, которые были одновременно и зодчими, и мастерами-каменщиками. В Средние века архитекторы не располагали ни развитой технологией проектирования, ни уницифицированными единицами измерения. Почти в каждом городе был свой «стандартный» фут или ярд, по которому мастера считали свои собственные мерительные трости. Но в области геометрии зодчие обладали существенными познаниями: в начале XII в. был переведен на латинский язык полный текст «Элементов» Эвклида. Поэтому разбивка сооружений осуществлялась сугубо геометрическим построением (а не путем масштабного переноса), иногда на пергаменте, но чаще на оштукатуренном полу, именуемом «тразура». Стоимость тразуры оговаривалась особо, и упоминания об этих полах сохранились во многих счетах.

В тот же период в среднеазиатских городах строительное дело было более организовано. Замыслы архитектора, начертанные в проекте, осуществлялись огромным числом строителей. В XIII в. во главе этого коллектива стоял не только архитектор, осуществляющий архитектурно-художественное руководство, но и чиновное лицо, — распорядитель кредита с аппаратом писцов, отвечающий за материально-финансовую сторону строительства. Денежными средствами распоряжались многочисленные администраторы и контролеры. Современные исследования подтверждают, что постройки сооружались за реальные деньги, рабочим платили, но очень мало, что иногда вызывало серьезные инциденты.

По исследованиям историка архитектуры М. С. Булатова, особой заботой государства Газан-хана становятся качество строительства, прочность возводимых сооружений, правильное расходование строительных материалов и денежных средств, в связи с чем организуется государственный финансовый и строительный контроль.

Порой строительство зданий затягивалось настолько, что трудно приписать их план какому-либо архитектору. Скорее всего, это плод коллективного труда. Под наблюдением и по проектам многих греческих архитекторов в течение полутора веков (с 973 по 1140 г.) длилась постройка церкви в Италии, о которой упоминает Вазари. Архитекторы и ремесленники из Франции, приглашенные епископом и аббатами нормандского происхождения, возвели при помощи английских крестьян 95 соборных и монастырских строений, разбросанных по всей Англии. Ульям из Сенса приехал в Англию из Франции, чтобы стать мастером-каменщиком Кентерберийского собора в XII в., Этьен из Бонней отправился из Парижа в Швецию, чтобы в качестве мастера-каменщика принять участие в строительстве собора города Упсалд. Иностранные специалисты были приглашены в Милан, чтобы помочь советом при строительстве грандиозного собора.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!