ВЫСТУПАЕТ С ДОКЛАДАМИ ПО ЭТОЙ ТЕМАТИКЕ НА ВСЕСОЮЗНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЕРЕНЦИЯХ. 5 страница



В городах, особенно Вавилоне, спрос на жилье был велик. Городские дома сдавались внаем. При этом съемщик, как правило, обязывался дважды в год вносить квартирную плату и, сверх того, трижды в год «угощать» хозяина. Кроме того, съемщик за свой счет производил текущий ремонт дома — починку крыши, заделку щелей, побелку стен. Средний ремонт с применением кирпича, тростника и дерева тоже возлагался на съемщика, но стоимость его шла в счет квартирной платы. Когда же дом приходил в полную негодность, домовладелец сдавал его в аренду подрядчику, который возводил новый дом и вместо платы получал право в течение нескольких лет сдавать восстановленный дом внаем. Домовладельцы не несли никаких расходов по содержанию домов, но зато получали от домов порядочный доход. Когда в 312 г. до н. э. один из диадохов[††] Александра Македонского по имени Селевк переселил значительную часть жителей Вавилона в новую столицу Селевклидов — город Селевкин, жители покинули Вавилон, увозя с собой все, что могли, в том числе кирпичи, дома, городские строения для возведения новых жилищ.

Темпы строительства в Месопотамии были высоки. Об этом свидетельствует строительство города Дур-Шаррукина, который был заложен в 711 г. до н. э., а спустя четыре года строительство закончилось: Дур-Шаррукин превратился в столицу Ассирийского царства. Высокие темпы строительства порождали легенды. Так, по свидетельству историка Иосифа, Навуходоносор закончил строительство храма в 15 дней. Существуют сведения, что тот же Навуходоносор в 15 дней окружил тройной стеной Вавилон, а Семирамида окружила огромной стеной озеро не более чем за 7 дней.

Об отношении к «экономике строительства» в те времена можно судить по следующим словам из «Нового завета»: «Кто из нас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним».

Весьма своеобразно «заботились» о качестве строительства. Одна из надписей кодекса Хаммурапи гласила: «Если строитель построил дом для человека, и работа его не крепка, и дом, построенный им, обвалился и убил владельца, то строитель сей должен быть казнен». Если, например, обрушившийся дом убивал хозяина, то умерщвлялся строитель, а если в этом случае погибал сын хозяина, то умерщвлялся сын строителя. Австралийский профессор Генри Коуэн предполагает, что такая строгость могла сдерживать строительство более смелых сооружений, поскольку архитекторы думали прежде всего об обеспечении надежности сооружений, а не об экономии материалов.

Чтобы устранить опасность разрушения построек из сырого кирпича, месопотамские строители прибегали к различным ухищрениям. Это было непросто в условиях, когда жара и ветер постоянно подвергают кирпич разрушению — осыпанию и распылению, а сырость грунта и атмосферы вызывают скольжение и даже разложение поверхности. Месопотамцы сооружали колоссальные земляные холмы, служившие пьедесталом дворцам и храмам, для которых они были не только твердым и устойчивым фундаментом, но и изоляторами от сырости грунта.

Прочными делались и сами постройки. Месопотамские архитекторы владели многими техническими приемами для обеспечения прочности сооружений. Для защиты кладки из сырого кирпича последний часто плотно обмазывался глиной, гипсом, штукатурным раствором глины и гашеной извести. Эта же цель достигалась при помощи облицовки обожженным кирпичом или изразцами и эмалированными плитками или камнем. В отдельных случаях (например, при постройке ограды в Хорсабаде) довольствовались предохранением нижней части стены, ее установкой на каменную ступень. Для защиты земляного холма к этим предосторожностям присоединяли еще и систему дренажей. Были и другие способы. Например, для обеспечения прочности сырцовых стен часто использовались прокладки из тростника: через каждые 5—13 слоев кирпича укладывались пропитанные битумом плетни или тростниковые циновки. Они укрепляли стены, предохраняли конструкции от влаги и почвенных солей.

И все же, воздвигая грандиозные сооружения, месопотамцы не заблуждались насчет их долговечности. В их эпосе говорилось:

 

Разве навеки мы строим домы?

 

Тем не менее, Месопотамии принадлежит почетное место не только в истории архитектуры, но и в экономике строительства.


НИЧЕГО СВЕРХ МЕРЫ

 

В старой Греции денежной мерой

слиток золота был — талант.

Олжас Сулейменов

 

 

Древние греки сыграли выдающуюся роль в истории формирования и развития духовной культуры человечества. Огромен их вклад в строительную и архитектурную мысль. История сохранила много имен древнегреческих архитекторов, оставивших сочинения о сооружениях своего времени. Первым из них был Агафарх, который не только соорудил театральную сцену во времена Эсхила, но и оставил ее описание. Его литературный труд произвел сильное впечатление на современников, и некоторые из них последовали его примеру. Труд Агафарха побудил Демокрита и Анаксагора написать на ту же тему. Затем Силен выпустил книгу о соразмерности дорийских зданий, Феодор — о дорийском храме Юноны на Самосе, Пифей — об ионийском храме Минервы в Приене. Далее появились труды Иктина и Карпиона о дорийском храме Минервы на Афинском акрополе, Феодора Фокейского — о круглом здании в Дельфах, Филона — о соразмерности священных храмов и об оружейной палате в гавани Пирея, Гермогена — об ионийском храме в Магнесии. Появились произведения архитектора Аркесия — о коринфской соразмерности и об ионийском храме Эскулапа, который он сам построил в Траллах, Сатира и Пифия — о Мавзолее, ставшем в ряд «семи чудес» древнего мира. Известны еще девять имен в связи с учением о пропорциях и правилах соразмерности: Нексарий, Феокид, Демофил, Поллий, Леонид, Силанион, Меламп, Сарнак, Эвфранор.

Теперь, после столь обширного перечня древнегреческих авторов, следует отметить, что ни одно из их сочинений до нас не дошло. Так распорядилась история. Сказать о них мы почти ничего не можем, но примечательно уже само обилие этих имен, а также то, что авторами литературных произведений были сами создатели архитектурных сооружений. К ним, пожалуй, можно было бы добавить до сих пор не найденную «Книгу о стройке» Архимеда. Утрата всех этих произведений — одна из самых больших потерь в культурной истории человечества.

Если не сохранилось ни одного сочинения, принадлежащего древнегреческим зодчим, то сочинений по вопросам экономики строительства мы не находим даже в простом перечне книг. И все же можно с уверенностью предположить, что из сочинений, обобщающих опыт строительства, примеры и методы возведения зданий, или из простого технического описания построек можно извлечь косвенные сведения и об экономике строительства того времени.

Древняя Греция, Эллада, страна, которой суждено было сыграть исключительную роль в истории человечества, знала немало бурных событий; история ее строительства также знает периоды зарождения традиций, приобретения опыта, кульминации и, наконец, возрождения в других эпохах.

Так называемый гомеровский период Древней Греции приходится на XI—VIII вв. до н. э. Этот период оставил весьма скудные остатки построек и некоторые литературные описания строительных сооружений. Не сохранилось даже остатков жилых домов. И если потребовалось их реконструировать, то прежде всего следовало бы воспользоваться сведениями из гомеровской «Одиссеи»:

 

Близко к дверям запертым кладовой подошед, Пенелопа

Стала на гладкий дубовый порог (по снуру обтесавши

Брус, тот порог там искусно уладил строитель, дверные

Притолки в нем утвердил, на притолки створы навесил)...

 

В период архаики (VII—VI вв. до н. э.) в строительстве стали широко употребляться камень-известняк, гранит, мрамор. Ведущее место в застройке городов заняли храмы. Их эволюция в этот период наглядно показывает развитие строительного искусства. Первоначально храмы сооружались из дерева, с конца VI в. до н. э.— из известняка, а с середины VI в. до н. э.— все чаще из мрамора. В этот период получает развитие строительство общественных сооружений: домов для собраний, театров, стадионов, гимнасий и др.

В эллинистический период, приходящийся на конец IV—I вв. до н. э., строительство достигает небывалого размаха. Новые города, регулярная планировка которых началась в период классики, украшены великолепными архитектурными ансамблями. Дифференцируется тип жилища — от скромного недорогого дома до роскошного дорогостоящего дворца.

В эпоху эллинизма объем строительных работ падает и к концу IV в. н. э. становится ничтожным, за исключением нескольких северных городов.

Кульминацией расцвета Афин были 40-е и 30-е годы V в. до н. э. Со своим 200-тысячным населением это был по тому времени большой город, насчитывавший более 10 тыс. домов. В 40-е годы во главе афинской демократии встал Перикл — выдающийся политический деятель, покровитель наук и искусств. Используя выгодное политическое положение Афин, фактически подчинивших себе союзные греческие государства, Перикл объединил в своих руках громадные материальные ресурсы, а строительство, например, Афинского акрополя объявил общегородскими делом.

Перикл придавал строительству исключительно большое значение, с его помощью решая социально-экономические задачи. В городах оседали свободные от войн молодые и здоровые мужчины. Перикл не хотел, чтобы эти люди оставались без государственной поддержки, но в то же время он считал нежелательным, чтобы они получали деньги, ничего не делая и проводя время в праздности. Поэтому он поспешно вносил один за другим в народное собрание проекты больших сооружений. Представленные им планы требовали применения труда самых различных ремесленников и притом в течение длительного времени.

Все строительные рабочие делились на квалифицированных и неквалифицированных. К первым относились плотники, скульпторы, медники, каменщики, золотых дел мастера, размягчители слоновой кости, живописцы, эмалировщики, чеканщики. Представители этих профессий имели дело с материалом, требующим обучения, навыка, квалификации. Кроме них, в строительстве участвовали вспомогательные работники, в первую очередь те, кто обеспечивал транспортировку строительных материалов по морю и по суше. В доставке материалов участвовали купцы, мореходы, кормчие, каретники, извозчики. В строительстве принимали участие также канатчики, кожевники, шахтеры, дорожные рабочие. При этом работы производились так, что каждый из квалифицированных руководителей работ имел под своим началом целую армию неквалифицированных наемных чернорабочих из простого народа. Эти люди выполняли тяжелую физическую работу.

Строители имели в своем распоряжении самые разнообразные приспособления — блоки, вороты, уровни, отвесы, катки, рычаги. Для перевозки каменных плит применяли прямоугольные рамы и наклонные плоскости, распиловка твердых пород производилась особыми пилами.

Наиболее точные сведения о внутреннем устройстве и работе греческих «строительных организаций» известны из договоров и отчетов о расходах, высеченных в мраморе (договор на постройку арсенала в Пирее, договор на реставрацию стен в Афинах, отчеты храма Эрехтейона, Делоса, Элевсина, Эпидавра, Милета и т. д.). Сохранилась подробная «инструкция» о порядке постройки арсенала, возведенного между 347 и 329 гг. до н. э. знаменитым зодчим Филоном из Элевсина: «Углубив участок на три фута, считая от высшего уровня, и расчистив все остальное пространство, на этой плотно убитой площадке выложить и вывести (фундамент) равномерно до одной высоты и все по уровню. Выложить кладку и под столбами, отступая от каждой из двух (продольной) стен на пятнадцать футов, считая толщину столба...». Далее в этом официальном документе указаны точные размеры всего здания и его частей, материалы для изготовления деталей, способы их сочленения.

Из таких текстов также вытекает, что, как правило, материалы доставлялись государством: большие работы отдавались на подряд; штукатурные работы, работы по обтеске и скульптурные работы выполнялись то сдельно, то поденно.

Эксплуатация каменоломен происходила с применением труда государственных рабов. Этим обстоятельством объясняется то, что государство предоставляло предпринимателю материалы в готовом виде. Употребление этих материалов регулировалось договорами с подрядчиками. Платежи за выполненную работу производились в форме аванса, в несколько сроков (первая выплата, например, представляла треть расходной сметы), и как только подрядчик отчитывался в расходовании первого аванса, он получал второй и т. д. Денежная отчетность велась очень тщательно, что отражает, по-видимому, строгое соблюдение финансовой дисциплины полисными властями. Даже в богатейшем полисе Делос храмовые казначеи записывали в расходных отчетах мелкие выплаты, например: «Куплено от Дексия гвоздей 5 мин по цене 1,5 обола за одну мину».

Интересно, что договоры оговаривают самые мелкие детали строительства, но остаются немыми, когда дело касается украшений. Так, договор на сооружение арсенала в Пирее лишь ограничивается замечаниями «о карнизах». Некоторые договоры (например, на строительство Эрехтейона) перечисляют сдельщиков для каждой детали обтески и особо выделяют оплату за эту работу. Отдельно указываются также работы, осуществления которых трудно добиться от заинтересованного в оплате подрядчика; они выполнялись поденно или по договору, заключавшемуся непосредственно со специальными рабочими.

Таким образом обеспечивались экономия на основных работах и безупречное выполнение деталей.

Рассмотрев полученную от архитектора «рабочую документацию», администрация стройки сдавала на торгах подряды на все части строительства. После этого между «строительной комиссией» и подрядчиком заключался договор, в котором фиксировались условия сдаваемого строительного заказа, сроки его выполнения.

Когда дело касалось регулирования расходов, то нередко возникали споры. Платежеспособность поручителя была главной гарантией, но государство обеспечивало себя, кроме того, и более непосредственной мерой, применяя вычет в размере одной десятой из каждой выплаты. Желая предупредить споры, укрепить дисциплину на стройке, на камнях делали отметки о месте их происхождения. Некоторые незаконченные сооружения, между прочим и храм в Милете, представляют любопытный пример применения этой разумной меры.

Для производства строительных работ в греческих городах, как мы уже говорили, рабочие набирались главным образом среди свободных граждан, чернорабочие же — среди государственных рабов. Что касается подрядчика, то афиняне требовали, чтобы он был афинского происхождения. Подрядчиком мог стать любой человек, представивший платежеспособного поручителя.

Архитектор, на которого возлагалось общее руководство работами, был обыкновенно и подрядчиком этих работ.

Нередко архитектора брали из числа скульпторов. Так, скульптору Фидию Перикл доверил наблюдение за архитектурными работами в Акрополе. Ройк, архитектор храма в Самосе, работал как скульптор в Эфесе, скульптор Поликлет Младший был архитектором театра в Эпидавре.

Строительные работы велись по системе подрядов, широко распространенной в Греции. Огранизация подрядов находилась в руках строительных комиссий. При этом основную работу по подготовке подрядной документации производил именно архитектор. Он же распределял участки работы, которые подрядчики могли вести независимо друг от друга. Для этого архитектор выписывал из строительной программы соответствующий раздел, дополняя его необходимыми цифрами, а также «рекомендациями» о способах кладки, инструментах, материале и сырье.

Архитектура была профессией, сочетавшей в себе черты ремесла и искусства, требовала одновременно и чисто инженерного мастерства, и высокоразвитого чувства прекрасного, и немалой математической подготовки. Геродот отмечал как величайшее в мире создание строительного искусства храм Геры на острове Самосе, относящийся к VI в. до н.э., а археологические раскопки показали, что этот храм был построен на основе строгих математических пропорций.

Исследователи отмечают, что в IV и в начале III в. до н.э. настоящих мастеров-архитекторов было сравнительно немного. В приписываемом Платону сочинении «Соперники» упоминается, что отличного плотника можно нанять за 5—6 мин (500—600 драхм), а архитектора не найдешь и за 10 тыс. драхм, так как этих специалистов немного во всей Элладе. Т. Омолл составил следующую таблицу годового жалованья делосских архитекторов (табл. 2).

За 75—100 лет курс денег очень изменился, так что реальное содержание номинального одинакового заработка в IV и III, а особенно во II в. до н.э. разнилось очень сильно.

 

Таблица 2

Год до н. э. Сумма, драхмы Год до н. э. Сумма, драхмы Год до н. э. Сумма, драхмы
283 506* 269 720 Около  
282 1266** 250 540 190 780
279 720 246 585 180 720
278 1170 201 540    

 

* За 8 мес и 13 дней.

** Плата двум архитекторам.

 

В Греции большое значение придавали быстроте строительства. Прежде всего это относилось к сооружениям, предназначенным для празднеств, когда промедление было немыслимо. Однако строили быстро не только легкие и недолговечные сооружения, но и монументальные здания. Плутарх отмечал: «Казалось бы, что каждая из этих работ была доведена до конца лишь с трудом, в результате деятельности многих эпох и поколений; в действительности все это было выполнено в краткое время расцвета государства, управляемого одним и тем же человеком».

За строительством крупных сооружений следило все население. О построении Длинной стены Дома для посвящений — основной части храма Элесинской Деметры — Перикл произнес речь, которую слышал Сократ. Эту же постройку, однако, высмеивает в комедии Кратин; по его мнению, она слишком медленно продвигалась вперед:

 

... уж с давних пор ту стену

Перикл возводит — на словах, на деле ж — ни с места!

 

Акрополь был построен сравнительно быстро: его величественную колоннаду из пантеликонского мрамора создавали пять лет. Строительство Парфенона — храма из белого мрамора — одного из величественнейших, если не самого величественного здания в мире, было начато в 447 г. до н. э., а в 438 г. до н. э. здание, имевшее 96 м в длину и 31 м в ширину, было закончено. Пропилеи возводились с 437 по 435 г. до н. э., Эрехтейон — с 427 по 420 г. до н. э.

В связи с проблемой «быстроты» в создании произведения искусства небезынтересен диалог между двумя художниками того времени. Особенный смысл этот диалог приобретает с комментарием древнегреческого историка. Живописец Агафарх очень гордился, что умеет быстро и без труда писать картины. Зевксис, услыша это, сказал: «А я работаю с расчетом на большое время» (т.е. на века). В ту эпоху существовали разные мнения по поводу быстроты работы и ее качества. Бытовал, например, взгляд, что проворство и быстрота в работе не придают творению ни монументального характера, ни длительной ценности, ни совершенной красоты. Плутарх в связи с различными мнениями живописцев Агафарха и Зевксиса заметил: «Время, которое затрачено на создание произведения в виде труда, является как бы капиталом, отданным под проценты, насколько велик этот капитал, можно видеть из того, сколько времени сохранит свое значение созданное произведение». Это замечательное суждение древнего историка. Говоря современным языком, эффективность капитальных вложений в строительство тем выше, чем долговечнее сооружение; причем не только в конструктивном, т.е. в техническом, смысле, но и в функциональном, т.е. моральном, значении. Аналогичную мысль встречаем у древнегреческого историка философии Диогена Лаэртского. По его словам, при виде Галикарнасского Мавзолея — одного из «семи чудес света» — философ Анаксагор сказал: «Дорогостоящая гробница — это образ состояния, обращенного в камень».


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!