ВЫСТУПАЕТ С ДОКЛАДАМИ ПО ЭТОЙ ТЕМАТИКЕ НА ВСЕСОЮЗНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЕРЕНЦИЯХ. 3 страница



 

Построил мне пирамиду из камня среди

пирамид. Начальник над строителями размерил

место для постройки. Начальник над художниками писал

изображения.

Начальник над ваятелями

работал резцом. Начальник над зодчими города Вечности

следил за пирамидой.

 

На правом берегу Нила в каменоломнях вблизи Мемфиса тысячи людей были заняты добычей белого тонкозернистого известняка. Монолит отделялся от скалы, затем каменную глыбу обрабатывали на месте инструментами из камня, меди и дерева. Камень приобретал форму стандартного куба. В окрестностях Асуана и сейчас существуют древние каменоломни, на территории которых найдено много уже готовых блоков. Как оказалось, это был брак.

Обработанные блоки на лодках перевозили на другой берег Нила. Дальше их везли по специально проложенной дороге. Затем у подножия будущей пирамиды лицевую сторону блоков тщательно шлифовали, используя для этого камень, воду и песок.

Чтобы поднять блоки, египтяне строили наклонную насыпь с углом подъема около 15° из кирпича и камня. По мере того как строилась пирамида, насыпь удлиняли. Древнегреческий историк Диодор Сицилийский утверждал, что при постройке пирамид по этим насыпям камень тащили наверх на деревянных санях. И действительно, археологи обнаружили остатки таких саней у храма при пирамиде Хефрена. Современные исследователи считают, что для уменьшения трения трассу постоянно смачивали водой, так что полозья легко скользили по грязи. Затем с помощью деревянных рычагов блоки устанавливали на место. По окончании строительства пирамиду покрывали облицованными блоками (начиная сверху), а наклонную насыпь постепенно разравнивали.

Имхотеп, зодчий пирамиды Джосера. Бронзовая статуэтка, (около 2600 г. до н. э.)

Зная о колоссальных трудностях, которые приходилось преодолевать египтянам для осуществления задуманных ими построек, не приходится сомневаться в их изобретательности. Что стоила хотя бы перевозка многотонных блоков-обелисков, колонн-монолитов, статуй колоссов и прочих камней? Например, обелиск Тутмоса I высотой 21,75 м весит 143 т, такой же памятник Тутмоса III — 220 т[†], обелиск Хатшепсут (Карнак) высотой 29,5 м — от 350 до 390 т, а предполагаемая масса незаконченного обелиска в Асуане высотой 41,75 м равна 1168 т! Для подъема тяжестей применяли рычаги, качалки, журавли. Тягловой силой служили люди, реже — быки. Транспортировка обелисков фантастической тяжести требовала огромных усилий. Известны расчеты трудовых затрат, по которым перевозку 100-тонных обелисков осуществляли 2 тыс. человек, а также расчеты, по которым асуанский обелиск должны были тянуть 13 тыс. человек (из расчета 40 кг на 1 человека) и по которым колосс массой 1000 т перетаскивали 20 тыс. человек. Геродот писал: «Но более всего удивляет меня следующее: он (Амасид) велел перевезти из города Елефантины монолитный храм, доставка которого продолжалась три года, а заняты были ею две тысячи человек». Такая операция, безусловно, требовала хорошей организации строительных работ.

О сложности строительных работ свидетельствует и не столь изнурительное, но все же трудоемкое возведение больших оград вокруг храмов. На протяжении более тысячи лет здесь использовали кирпич размером примерно 40x20x15 см, а внутри массивных стен иногда закладывали кирпич меньшего размера — 33x16x9 см. Работа была организована так, что стену возводили участками, которые условно называют «башнями» и «промежутками». Кладку каждого «промежутка» вели совершенно самостоятельно, поэтому работу можно было производить по всему периметру, по всем участкам одновременно. Кирпичи клали одновременно с внешней и внутренней сторон, а там, где происходила их стыковка, щель снизу доверху закладывали «нестандартным» кирпичом, положенным косо на торец. Такой прием способствовал в какой-то мере и удешевлению строительства и использованию отходов.

Египетские сооружения требовали не только огромных трудовых затрат, но и стоили больших денег. По утверждению Геродота, даже на пирамиду сравнительно малого размера были израсходованы бесчисленные тысячи талантов. О расходах, которых требовали отдельные сооружения, мы знаем из следующего свидетельства Геродота: «Цари эти пожелали оставить по себе общий памятник, ради чего сооружали лабиринт немного выше Миридского озера, подле так называемого Города крокодилов. Я видел его и нашел, что он выше всякого описания. Действительно, если бы собрать вместе эллинские укрепления и другие сооружения, то оказалось бы, что они стоили меньше труда и денег, нежели лабиринт, хотя в Эфесе и на Саме есть замечательные храмы». (Показательно, что Геродот акцентирует внимание на затратах труда и денег).

Наряду с одноэтажными домами под плоской крышей в городах были и богатые дома с невысокими башенными надстройками. При этом, как отмечает Шуази, египтянам чужды монументальные фасады, свидетельствующие о богатстве жилищ: народы Востока боятся возбудить зависть, выставляя роскошь напоказ. Даже дворцы выходят на улицу глухой стеной.

На храмовые сооружения нередко употребляли дорогостоящие материалы. В храмах Нового царства колонны, пол и даже стены покрывали металлом. В храмовом дворце в Мединет Абу в одном из домов колоннада сверху донизу была отделана золотом. В другом храме — Мут — золотом была отделана целая стена. В Большом храме Амона некоторые помещения и большая дверь были обиты или инкрустированы золотом. Золотым листом была отделана также гранитная притолока этого храма и божницы. По подсчетам, произведенным Кинк, только на покрытие деревянных статуй, подаренных Рамсесом III Большому храму, было затрачено несколько тонн золота, электрона (естественный сплав золота и серебра) и других металлов.

Разумеется, не только драгоценный металл превращал египетские сооружения в дорогостоящие постройки. Сама грандиозность задуманных мероприятий требовала огромных расходов. Поэтому не кажется преувеличенным заверение Геродота, что фараону Хуфу, которого греки называли Хеопс, не хватило всей государственной казны для завершения пирамиды и что тот якобы воспользовался для пополнения денежных запасов сомнительным Способом. Не так давно расшифрован папирус, который поведал о массовом протесте рабочих против мошеннических махинаций чиновников фараона при выплате натуральной заработной платы. Рабочие прекратили работу, пока им не выплатили заработанного. Полагают, что это была первая забастовка в истории человечества. Не кажутся преувеличенными и стихи Р. Киплинга:

 

И секрет, что был зарыт

У подножья пирамид,

Только в том и состоит,

Что подрядчик, хотя он

Уважал весьма закон,

Облегчил Хеопса на мильон.

 

Вопросы экономики древнеегипетского строительства решались в условиях чрезмерных затрат физического труда, строительных материалов и финансов. Рабочая сила была дешева и неограниченна, но материальные и финансовые затраты были настолько велики, что приходилось изобретать способы их снижения. В Египте, бедном лесом, дорогостоящая древесина ввозилась из далекого Ливана и даже Греции. Поэтому старались употреблять ее только в самых необходимых случаях — для столярных изделий, перекрытий и столбов. Дерево нужно было экономить, а потребность в нем увеличивалась. Когда это было возможно, на изготовление ворот-дверей, дверных и оконных рам, потолочных балок и т. п. шла местная акация-сикомора, не столь прочная, но более дешевая. Применяли также стволы пальм и даже связки из тростника и камыша, которые разнообразно сочетались с конструкциями из кирпича-сырца.

Употребляя кирпич для постройки не только стен, но также и сводов, египтяне обходились без помощи кружал, что, естественно, было значительно проще и, кроме того, при отсутствии строевого леса крайне необходимо. Шуази отмечает: «Вынужденные экономно расходовать дорогое дерево, египтяне возводили остов здания из кирпича, а деревом, в виде мелких брусков и тонких досок, заполняли лишь пролеты». Иногда в египетском строительстве дорогостоящие деревянные подмости заменялись временными стенами из кирпича между каменными колоннами; они снимали нагрузку с колонн во время подъема и укладки на место блоков и плит перекрытия. Кроме того, они были дешевле дефицитного дерева. Не располагая строевым лесом, египтяне изобрели метод возведения стен без лесов. В процессе стройки щековая стена представляла собой лестницу, по которой строители взбирались к месту работы и подносили материал.

В Египте трудно было найти более дешевый и простой строительный материал, чем почва, состоявшая из наносных лессовых пород, смешанных с глиной. Поэтому жилые дома египтян строили из сырцового кирпича.

Стены и колонны храмов сооружались из необработанного камня. Камень клали таким, каким он поступал из карьера, поэтому кладка основной стены не всегда отличалась тщательностью. В одном ряду могли оказаться камни разной высоты, между камнями нередко имелись зазоры. Таким способом строители добивались известной экономии материалов и рабочей силы. Впрочем, в более поздние времена, в правление Птоломеев, качество кладки заметно улучшилось.

Можно выделить три приема кладки в больших массивах египетских сооружений: правильными рядами; без перевязки постели и, наконец, с последовательным рядом облицовок. «Если бы при дальнейшем увеличении пирамиды пользоваться правильной кладкой,— отмечает Шуази,— то это повлекло бы за собой большую потерю материала; второй прием дает известную экономию материала; третий прием представляется наиболее выгодным при окончании сооружения, так как при этом кладку выравнивают не в каждом ряду, а лишь через значительные интервалы. Правда, в последнем случае каменная масса не так прочно связана, но зато достигается значительное упрощение работы». Таким образом, возводя стены своих сооружений, египтяне немалое внимание уделяли экономии материала и рациональному способу ведения работ. Важным было и то, что кирпич, изготовляемый одного размера, являлся общей единицей измерения или естественным «модулем». Это позволяло использовать кирпич целиком, не обсекая, и, следовательно, экономить материал, а также стандартизировать конструкции и виды работ.

Для египетского строительства характерно многовековое сохранение традиций. Это проявляется и в строительных материалах, и в типах сооружений, и в методах строительства. Говоря о египетском храме, Кинк отмечает, что во времена Нового царства выдерживался единый план строительства; различия наблюдались в деталях, в расположении и количестве малых культовых камер. В сложившихся планировочных решениях тех же храмов добивались известной экономии строительных материалов и трудовых затрат. «То, что здесь уменьшены широкие глубокие помещения главной постройки, объясняется соображениями экономии»,— отмечает немецкий историк архитектуры Л. Курцис.

При сооружении монументальных построек значительная часть трудовых, материальных и финансовых затрат связано со вспомогательными работами. По словам Геродота, для доставки блоков на строительство Великой пирамиды была сооружена специальная дорога, строившаяся 10 лет, вдвое меньше, чем сама пирамида. Геродот отметил, что эта дорога только немного проще сооружения пирамид. Огромные усилия, затраченные на сооружение дороги, были оправданы.

Строительство каждого храма начинали с рытья судоходного канала длиной от 0,5 до 1 км, подходившего как можно ближе к сооружаемому зданию. Затраты на сооружение каналов, по-видимому, компенсировались экономией транспортных расходов. Вынутая при рытье канала земля использовалась на подсыпку и подъем храмовых оград. Это также способствовало экономии расходов на строительство.

Имея дело с огромными тяжестями, которые приходилось поднимать на большую высоту, египтяне широко пользовались вспомогательными сооружениями — наклонными плоскостями и насыпями. Очень рационально использовались лестницы, которые, прежде чем выполнять свои основные функции, служили вспомогательными сооружениями в процессе строительства. Заложенные камнем лестницы представляли собой пандусы, и по ним поднимали и спускали различные грузы. Таким образом, вспомогательные сооружения, хотя и были громоздкими, но в то же время очень простыми и требовали минимальных затрат.

Грандиозные египетские сооружения возводились медленно и долго. Располагая рабочей силой в неограниченном количестве, фараоны строили обстоятельно, и строительство длилось десятилетиями. Возведение пирамиды начиналось сразу по вступлении фараона на престол. Десятки лет строили юбилейный храм в Дейр-эль-Бахри, поминальный храм Рамсеса III возводили 12—13 лет. Известны и более длительные сроки возведения построек, но они относятся, как правило, к греко-римскому периоду, когда в Египте строительство храма Эдфу длилось 180 лет, а храма Исиды на острове Филе и храма в Ком-Омбо и того больше — 400—450 лет. Однако имело место и то, что, по словам историка, египетский храм никогда не являлся вполне законченным. Каждый из последующих фараонов перестраивал дворы и крытые залы, строил новые дворы, ставя перед ними новые пилоны. Поэтому при постепенном разрастании храма план его усложнялся, приобретая громадные размеры (так, комплекс храмов в Карнаке занимает более 3 га).

Самый большой из известных нам обелисков — обелиск Тутмоса III (первоначальная высота 33 м, длина каждой стороны нижнего основания 3 м) был вырезан в гранитном карьере Асуана и доставлен в Фивы и, как гласит надпись на нем, камень «в течение 35 лет находился в руках мастеров».

Действительно, нужно было затратить очень много времени и неограниченную дешевую рабочую силу, чтобы, например, заостренным концом железа отшлифовать огромное количество базальтовых глыб. Но, как заметил Шуази по поводу длительности египетского строительства, «на Востоке время не учитывается». Были и другие причины, такие, например, как высыхание в течение 5—6 лет кирпича-сырца или раствора внутри стен, толщина которых доходила до 10 м и более.

С профессиональным уважением исследователи отмечают, что ни один из египетских обелисков не был опрокинут бурей, и некоторые стоят до сих пор. А ведь они стоят на своем цоколе совершенно свободно, не будучи прикреплены фундаментными блоками, которых египтяне не знали, без всякого раствора.

Советские исследователи произвели расчет некоторых обелисков на опрокидывание сильнейшей бурей и нашли коэффициент устойчивости от 2,5 до 2, т. е. близкий к допустимому и теперь.

Долговечность (если не сказать — вечность) египетских сооружений вошла в поговорки. «Всё на свете боится времени, а время боится пирамид»— гласит пословица. Стремление обеспечить особую прочность гробниц было связано с верованиями египтян. До настоящего времени археологи насчитали 80 пирамид. Однако не все пирамиды дошли до наших дней. Уже в древнеегипетской песне были такие слова:

 

Я слышал Имхотепа и Джедефхора,

Слова, которые все повторяют.

А что с их гробницами?

Стены обрушились,

Не сохранилось даже место, где они стояли,

Словно никогда их не было.

 

В египетском строительстве нас поражает не только сам результат, но и тот факт, что возведение пирамид и грандиозных храмов было тщательно организовано и к вопросам экономики строительства относились без пренебрежения.


ЗИККУРАТЫ И ДРУГИЕ

 

Нас Вавилон пленяет до сих пор:

Там роскошь небывалая царила.

Джордж Г. Байрон

 

 

О могущественном некогда Вавилонском царстве, о великой ассирийской державе и шумерах — родоначальниках всей вавилонской культуры еще до прошлого века было известно только из Библии да из описаний некоторых древних авторов. Байрон писал:

 

Скептические люди в наши дни

Твердят упрямо, но довольно вяло,

Что это все побасенки одни,

Что Вавилона вовсе не бывало.

 

Так распорядилась история. От старых, некогда цветущих городов Месопотамии остались груды бесформенных холмов. Постепенно удалось восстановить представление не только об образе жизни, политике и экономике месопотамцев, но и об их архитектуре. Шумеры разработали принципы пропорций в строительстве, изобрели арку, купол, пилястр, фриз, мозаичные стенные орнаменты.

Уже в III тысячелетии до н. э. Южная Месопотамия была многолюдной страной со многими городами, лежащими на большом расстоянии один от другого. Города были различны по величине, но в шумерской и аккадской терминологии их размеры не различались. Даже городская стена не всегда подчеркивала величину города, впрочем, она была необязательна. Самым крупным городом в Халдейский период был Вавилон площадью 2500 акров. Затем идет Ниневия—1850 акров и Урук, занимавший около 1100 акров. Другие города были гораздо меньших размеров: хеттская столица Хаттусас занимала 450 акров, а Ашур — только 150. Из царских городов Дур-Шаррукин располагался на площади в 600, а Калах — 800 акров. На протяжении пятнадцати столетий Вавилон оставался экономическим, политическим и культурным центром Древнего Востока. Вавилоняне и ассирийцы (а не европейцы в XVIII—XIX вв.) первыми стали строить города с прямыми улицами, пересекавшимися под прямым углом.

Города различались не только величиной. Наиболее процветающими были те из них, где находился дворец победоносного царя и где оседали военные трофеи, подати побежденных городов и дары покорённых соседей.

Высокая культура, созданная в долинах Тигра и Евфрата, была результатом творчества многих поколений целого ряда народов, щедро обогативших друг друга своими достижениями, в том числе и строительным ремеслом.

Древнейшие архитектурные памятники относятся к концу IV— началу III тысячелетия до н. э. Уже с этого времени архитектуре принадлежит ведущее место в искусстве Месопотамии. С этого времени шумерийцы вводят в практику все те принципы, «которые впоследствии будут характеризовать не только их архитектуру, но и архитектуру соседних с ними народов».

На всей месопотамской территории господствовала архитектура, которая, по словам Шуази, «в каждой отдельной местности даёт лишь незначительные варианты, в зависимости от локальных условий». Эти условия влияли на выбор строительного материала, хотя выбирать было практически не из чего. Дело в том, что в стране не было ни камня, ни дерева, ни металла. Были, правда, финиковые пальмы, но они не могли служить надежным материалом даже для столярных и плотничных работ. В Ассирии было незначительное количество дубов, не имевших большого практического значения, и естественный камень, который так и не нашёл широкого применения. И всё же в стране имелись ресурсы, которые позволили развернуть грандиозную строительную деятельность — тростник и глина. Тростник заменял дерево: он служил строительным материалом для закрепления стен домов и каналов. Из глины строили бедняцкие хижины, царские дворцы, храмы богов.

Однако развитие ирригационной системы требовало применения металла, дерева, камня, т. е. «такого технического сырья, которого не имелось в пределах самой долины и, следовательно, рост производительных сил приводил с необходимостью к росту обмена»,— отмечал акад. В. В. Струве. Поэтому в страну ввозились металл, камень, древесина; предметом экспорта служили промышленные товары, например ткани, производимые в месопотамских замкнутых хозяйствах храмов и дворцов.

Глина, превращенная сначала в кирпич-сырец, а потом в обожженный кирпич, определила весь характер строительства. Считается, что честь изобретения кирпича принадлежит Ассирии. Все многочисленные города были застроены зданиями, конструкции которых основывались на применении обожженного кирпича и кирпича солнечной сушки (сырца) или на соединении кирпича-сырца с камнем. По свидетельству Геродота, в Вавилоне были дома в три и даже четыре этажа. Основным же типом жилого дома, известного нам по рельефам, был одноэтажный оштукатуренный дом из сырцового кирпича с дверью и узкими бойницами вместо окон. В доме было до 5—10 комнат — в зависимости от благосостояния хозяев.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!