ВЫСТУПАЕТ С ДОКЛАДАМИ ПО ЭТОЙ ТЕМАТИКЕ НА ВСЕСОЮЗНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЕРЕНЦИЯХ. 11 страница



В отличие от рабовладельческого Рима, располагающего неограниченной организованной рабочей силой и не останавливающегося перед огромными материальными и трудовыми затратами, в феодальную эпоху создалось совсем иное положение. Применение крепостного труда было более ограниченно, социальная раздробленность ограничивала размеры принудительного труда.

Быт и жизнь горожан феодального города регламентируют официальные документы, относящиеся к тому времени. В этих же документах можно выделить отдельные положения, относящиеся к вопросам строительства и содержания городских сооружений. К концу XII в. было создано древнейшее городское право города Страсбурга. В нем, в частности, говорится:

«...80. Кто повредит городские стены или вал, платит бургграфу штраф в 40 солидов.

81. Кто застроит улицу, уплатит тот же штраф бургграфу. Он никому не должен давать разрешения.

82. Никто не должен вываливать навоз или отбросы перед своим домом, если только он не желает немедленно вывезти их, за исключением предназначенных для сего мест.

...105...кузнецы обязаны делать все, что понадобится епископу в его дворце, а именно по части дверей, окон и разных вещей, которые делаются из железа: при этом дается им материал и отпускается продовольствие на все время.

...118. Плотники обязаны каждый понедельник выходить на работу к епископу за его счет...»

К 1182 г. относится хартия, дарованная епископом Реймским горожанам Бомона:

«1. Мы постановляем и жалуем вам на вечные времена, что горожанин, у которого в городе дом или за стенами города огород, будет платить нам ежегодно 12 денье, а именно: 6 денье в день рождения Христова и 6 денье в день св. Иоанна-крестителя; кто не заплатит шесть денье спустя три дня после указанного срока, тот должен будет заплатить два су штрафа...

...55. Из всех штрафов, которые мы и преемники наши, архиепископы Реймские, возьмем с города Бомона, горожане получают половину для поддержки городских укреплений, для чего они изберут верных присяжных, а мы назначим нашего сержанта в качестве третьего...»

Небольшие размеры городов сочетались с высокой этажностью и чрезвычайно плотной застройкой. Историк отмечает, что сооружение стен стоило громадных денег, поэтому строители сокращали их длину, застраивая каждый клочок до отказа, а когда все было застроено, город начал расти в высоту.

Основным строительным материалом служил местный камень, главным образом известняк. В некоторых областях Франции применялись также разноцветные камни вулканического происхождения, в Нормандии — гранит, в Средней Италии для облицовки — мрамор. В северных областях Франции, в Германии и Нидерландах использовали кирпич.

Замкнутый характер феодального хозяйства вызывал сокращение строительства и ухудшение качества дорог. Плохое качество дорог чрезвычайно осложняло транспортировку или же вообще исключало применение крупных каменных блоков. Самые крупные камни в средневековом строительстве меньше крупнейших камней в Египте, Греции или Риме. Поэтому строительные камни нарезались в близлежащих каменоломнях. Но при этом старались использовать для транспортировки водные пути, как, например, для возведения Кентерберийского собора при доставке камней из Кана (Нормандия). В эту эпоху были созданы специальные религиозные ассоциации по поддержанию и строительству мостов через реки. Известны мосты, возведенные в XI—XII вв., каменный мост через реку Дюрано, мост в Эрве, Авиньонский мост через реку Рону. О сооружении моста в Туре говорится в хартии графа Энде; при короле Людовике Благочестивом были организованы работы по поднятию уровня реки Луары.

Таким образом, использование в строительстве местных материалов вызвано не столько плохим состоянием дорог, как считали прежде, а тем, что при замкнутости феодального хозяйства феодалы предпочитали производить материалы на месте, а не доставлять их извне. Поэтому приходилось считаться с условиями доставки строительных материалов, беречь рабочую силу, экономно расходовать материалы. В постройках приходилось отказываться от искусственных монолитных конструкций, требующих большой затраты материалов.

Практически это способствовало применению метода, который возник в период романской архитектуры и стал незыблемым правилом в эпоху готики. В этот период камень укладывается в совершенно отесанном виде, после чего он уже не требует дальнейшей обработки. Этот прием укладки без последующей отески оправдывается вдвойне: во-первых, соображениями экономики, во-вторых, требованиями высокого качества конструкции. Экономически целесообразно камни начерно отесывать еще в каменоломнях, а на месте постройки подвергать их лишь окончательной отделке. При дорогостоящем транспорте нерационально привозить издалека грубые блоки. С точки зрения качества конструкции, также целесообразно отделывать камни еще до их укладки, так как после укладки это представляется опасным. Если в предшествующие времена применялся метод отески камней, уложенных на месте, то это было возможно только, когда камни пригонялись насухо, но после применения раствора возникала угроза расшатывания кладки. Камни обтесывались грубо, а растворные швы были крайне толстыми. К 1000 г. качество строительства заметно улучшилось, причем нормандская каменная кладка в Англии, как отмечает Коуэн, была более совершенной, чем англо-саксонская.

На качество постройки влияло еще и то, что каждый камень обрабатывался одним рабочим. Следовательно, появлялись личная ответственность и заинтересованность, что способствовало успеху работы. В этом полная противоположность древнеримской системе обезличенного и безответственного труда.

Иногда романская конструкция представляет собой массив, сложенный из грубых неправильных камней и облицованный тонкими каменными плитами, имитирующими правильную кладку из больших камней. Подобная кладка нерациональна, поэтому в эпоху готики от этого приема отказались. В романскую эпоху всюду чувствуется стремление приспособить методы строительства к местным материалам.

Романские строители не использовали приемов укладки камней насухо, как и приемов бетонной кладки горизонтальными слоями, характерных для римской техники. Кладка стен велась из небольших отесанных камней, уложенных на раствор. Стены обычно возводились из трех слоев — два внешних из тесаного камня на растворе и внутренний — забутка из каменного балласта и раствора.

Большой экономии строительных материалов и трудовых затрат при возведении стен способствовало то, что конструктивная система расчленена на собственно стену и столбы-контрфорсы, устанавливаемые на местах наибольшего действия распорных усилий. Этот важнейший итог романского зодчества стал основой для развития готической системы.

В эту эпоху, как мы уже отмечали, строилось большое количество замков. Массивные стены с башнями затрудняли доступ к донжону — главной отдельно стоящей башне средневекового замка. Донжон служил жилищем и последним оплотом защиты. Для нас интересно то, что возникновение донжона связано не только с необходимостью защитить сеньора. Это, как отмечают французские исследователи, экономично и с военной и с финансовой точек зрения: сокращается площадь, подвергающаяся нападению, что приводит к строительству укрепления в высоту, и отпадает необходимость в возведении очень дорогих массивных стен.

В романскую эпоху здания сооружались обычно очень долго. Так, перестройка церкви возле Дворца дожей на старых фундаментах длилась с 973 по 1140 г. В Авиньоне мост длиной в 900 м строился в XII в. в течение 10 лет, на Роне в XIII в. мост длиной в 1000 м был закончен через 30 лет. В то же время умели строить и быстро, когда это было необходимо. Например, укрепления со сторожевыми башнями и бруствером для быстроты возводились не только днем, но и ночью.

Особенностью этого периода является то, что за 200 лет своего существования романская архитектура прошла путь развития более длинный, чем путь, который архитектура Древнего Востока проходила за тысячелетия. Был сделан еще один шаг на пути решения задач экономики строительства.

 


 

  Год начала и завершения строительства
Деревянная церковь (Норвегия, Урнес).. ... . 1060—1130
Собор (Англия, Кентербери)....... . .. 1070—1503
«Белая башня»— Тауэр (Англия, Лондон)..... 1078—1085
Церковь (Испания, Сант-яго де Коспостелла)... 1080—1211
Церковь монастыря Мария Лах (Германия).... 1093—1156
Собор Сан-Пьер (Франция, Ангулем)...... 1105—1123
Церковь Сан-Фредерико (Италия, Лукка)..... 1112—1147
Базилика Сан-Микеле (Италия, Павия)...... 1117—1155
Собор Сан-Лазар (Нидерланды, Отен)...... 1120—1132

 


ГОТИЧЕСКАЯ РАССУДОЧНОСТЬ

 

А то, что делается спешно,

Никак не может быть успешно.

Себастиан Брант

 

 

В эпоху средневековья со второй половины XII—XV вв. быстро развиваются города, старые поселки превращаются в городские образования, интенсивно строятся новые города. В них развиваются торговля и ремесла. Каждое ремесло обычно имело в городе свою улицу, переулок или квартал. Жилые дома различались месторасположением в городе, величиной и отделкой, в чем проявлялось имущественное и социальное положение хозяев. Города становятся средоточением экономической, политической и культурной жизни. В них ведутся интенсивные строительные работы. Развивается гражданская архитектура — строятся дома, торговые ряды, склады, больницы и т. д. Строятся укрепления, мосты, фортификационные сооружения — городские стены, проездные башни. Возводятся монументальные здания и сооружения.

С быстрым развитием города достигает высокого уровня западно-европейская архитектура. В наиболее быстро развивающихся северных районах Франции — Иль-де-Франс, Пикардии и Шампани с главными городами Парижем, Амьеном и Реймсом — в середине XII в. зарождается и достигает своего расцвета в первой половине XIII в. новое стилевое направление в архитектуре, получившее название готического (буквально — готского, от названия германского племени готов). Это название сложилось в период Возрождения. Итальянские мастера XV—XVI вв., опираясь на античное наследие, принципиально отвергали готику, придавая самому названию оттенок порицания.

Готический стиль быстро распространялся по странам Западной Европы. Вместе с походами крестоносцев принципы французской готики проникают в города Сирии, Кипра, Родоса. В Англии, где предпосылки готики возникали раньше, чем на континенте — около 1130 г., развитие нового архитектурного стиля проходило медленно и долго, прерывалось следствие внутренних и исторических потрясений. Расцвет германской готики наступил в середине XIII в. Готическое зодчество северных стран — Норвегии, Дании, Швеции переплелось с английским, французским и немецким. В течение XIII—XV вв. готика достигла расцвета в Венгрии, Чехии, Словакии, Словении, Трансильвании, Польше, Латвии, южной Эстонии, Литве.

При общих чертах, характерных для готики, в различных странах она отличается своеобразием. Испанские соборы велики по размерам; в итальянские храмы, сохранившие общий романский тип, включались готические элементы; восточноевропейские готические постройки сохранили крепостные черты с их лаконизмом и даже суровостью форм. Поэт О. Мендельштам писал об этом стиле:

 

...Но выдает себя снаружи тайный план:

Здесь позаботилась подпружных арок сила,

Чтоб масса грузная стены не сокрушила —

И свода дерзкого бездействует таран.

Стихийный лабиринт, непостижимый лес,

Души готический рассудочная пропасть.

 

Своей вместимостью и высотой готические соборы значительно превосходят самые большие соборы романской эпохи. Они поражают своим величием даже человека, знакомого с успехами современной строительной техники.

В ту эпоху строили много соборов. Вслед за расходами на войну строительство соборов было самым дорогостоящим занятием того времени. Как говорил Гамлет: «... клянусь владычицей небесной, он должен строить церкви, иначе ему грозит забвенье». Период XII—XIII вв. был золотым веком строительства соборов. Однако в ту же эпоху строились в большом количестве и крестьянские дома из дерева, едва возвышавшиеся над землей. При этом специально определялось количество дерева, которое можно брать бесплатно для постройки дома. Строятся дома из глины, хотя и реже — глина весьма ценится и ее добывание регулируется особыми постановлениями. Строительство каменных домов было большой редкостью даже в ту пору, когда здания из кирпичей широко распространялись в городах. В Геттингене тому, кто заменял соломенную крышу черепичной, магистрат компенсировал четвертую часть расходов.

Не имея времени лично заниматься строительством, «заказчики» — епископы и настоятели обычно поручали эту задачу каноникам (членам церковного совета храма), а настоятели монастырей — одному из монахов. Каноники не только наблюдали за продвижением работ, но и вели расчеты, платили рабочим, подписывали ведомости заказов на материалы. Все это записывалось в специальные книги. Некоторые из них сохранились до наших дней. Поражает завидная точность и пунктуальность записей, отражающих поступление средств и упорядочение бесконечных расходов.

Поскольку, начиная строительство, никто не знал даты его завершения, не было и речи о полном обеспечении строительства необходимыми средствами. Рассчитывали, естественно, на удачу.

Для осуществления интенсивного строительства необходимы были значительные средства. Такие средства складывались из денежных налогов или так называемой натуральной повинности. Значительную долю средств для возведения соборов доставляли сами коммуны — городские общины, члены которых отвоевали или отсудили у своих феодальных сеньоров право самоуправления. Другую часть средств давали сборы с индульгенций и пожертвования. В исследовании Шуази находим сообщение о том, что в реестрах собора в Отэне указывается обложение налогом капитула, «передача на строительные потребности соборов с вакантных церковных приходов». Во Франции существовал обычай, по которому средства на строительство, как и на поддержание сельских церквей поступали из двух «источников»: финансирование самой постройки входило в обязанность населения, а хора — в обязанности сеньора. Поэтому и выглядели такие церкви странно: в одной — рядом с бедным нефом находился великолепный алтарь, в другой — к более чем скромному зданию примыкала богатая монументальная башня. Такое «долевое участие» приводило к тому, что каждый строил свою часть сооружения как мог, а другой частью не интересовался вовсе.

Обычно, решив строить собор, городская коммуна рассылала по окрестностям и далеким краям сборщиков даяний. Сборщики возвращались, набрав определенную сумму. Тогда приступали к закладке собора; иногда строили поэтапно, возводили один только хор, чтобы начать в нем службу. Нередко войны, стихийные бедствия, эпидемии приостанавливали начатое строительство. Прежде чем строительство возобновляли, снова собрав средства, проходили десятилетия, иногда — столетия. Так, Миланский и Кельнский соборы приобрели свой окончательный вид лишь в XIX в. Существовавшая натуральная повинность заключалась в том, что по призыву пап и епископов народ массами приходил на постройки. Заслуги строителей сравнивались с заслугами солдат, с оружием в руках освобождающих святые места. Несмотря на изобилие рабочих рук, польза от них на строительстве была невелика, потому что в отличие от древнеримского организованного строительства организация отсутствовала. Труд был нерегулярным, добровольным и бесплатным. Трудились беспорядочно, производительность труда была низкой. Из хроник известно, что при строительстве церкви Пресвятой Девы тысяча человек впряглись в одну повозку. Наверное, это преувеличение. Тысяча человек скорее мешали бы друг другу, чем умножали свою силу. Люди приходили с целью добыть индульгенции, а не трудиться на стройке. Истинными же строителями, например французских больших зданий, были оплачиваемые мастера.

Архитекторы соборов были выходцами из мирского населения, к ним обращались и монастыри. Выбор архитектора, по крайней мере в XIV и XV вв., по-видимому, осуществлялся путем конкурса. Пользовались известностью архитектурные конкурсы на строительство Миланского собора. Известно также, что прославленные архитекторы приглашались издалека. Французские архитекторы возводили соборы во многих европейских странах, и их влияние на средневековое искусство так же заметно, как позднее, в эпоху Возрождения, влияние итальянских архитекторов. Сохранились сведения о существовании семейств архитекторов, где традиции передавались от отца к сыну.

В Средние века строительные корпорации не представляли новшества, поскольку они существовали уже у римлян. В романскую эпоху им старались придать монастырский вид, а XIII в. вернул им чисто гражданский характер. Ремесленники различных профессий имели свои цехи со своими правилами. Например, в 1399 г. промыслы кузнецов, котельников, медников и латунников в Нюрнберге принимали в свой цех только тех, кто приобрел дом, с которым было связано право заняться ремеслом. Эти дома носили название «Eheschmiden», так как приобретались обычно вступлением в брак: женясь на дочери мастера, подмастерье сам достигал званья мастера. Как и современные им коммуны, строительные корпорации обладали определенными правами и обязанностями. Члены корпорации за известную подать, уплачиваемую королю или сеньору, образовывали общество, обладающее правом защищать свои интересы. Строительные корпорации готического периода пользовались некоторыми привилегиями, из которых наиболее важной было освобождение от караульной службы. Корпорации имели свои кодексы, которые иногда ограничивались регистрацией установившихся обычаев. Этими обычаями фиксировались условия приема, время обучения, гарантия хорошего исполнения, даже часы, когда мастерская должна открываться и закрываться. В тексте статуса говорилось: «Каменщиком может быть всякий желающий», лишь бы он представлял гарантии известной подготовки.

Профессиональная подготовка строителей была долгой и отличалась высокой требовательностью. Устанавливались требования технического характера. Основные технические сведения рабочий, как и архитектор, получал в процессе обучения в мастерской. Прежде чем стать мастером, нужно было весьма продолжительное время (7 лет) пробыть учеником, затем работать у опытного в качестве подмастерья, совершить странствование, произвести так называемые пробные работы и, наконец, вступить в цех. В готический период существовали обязательные для всех строительные правила (например, построения пропорций), которые переходили от отца к сыну и соблюдались неукоснительно. Однако были и правила, связанные с определенными строительными мастерскими, которые также старательно соблюдались и по возможности охранялись от влияния других мастерских.

В эпоху готики возросла роль многоопытного мастера — хранителя профессиональных секретов строительного дела. Он постоянно находится на строительной площадке, наблюдает за работой. Однако, насколько известно, непосредственно не работает. В одном из средневековых французских документов читаем: «Существует порядок, согласно которому мастер принимает участие в работе только словами и никогда — руками. Плату за труд, однако, он получает значительно более высокую, чем другие. Мастера-каменщики с палкой в руках только показывают, а сами не работают». В этом тексте чувствуется откровенный упрек. Автор явно недооценивает роль мастера на стройке. Как будто, не имея мастера, работалось бы легче.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!