ВЫСТУПАЕТ С ДОКЛАДАМИ ПО ЭТОЙ ТЕМАТИКЕ НА ВСЕСОЮЗНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЕРЕНЦИЯХ. 14 страница



По поводу другой постройки Брунеллески написал свое откровенное мнение на листе и передал его в магистрат. «Приняв во внимание трудности этой постройки, — писал Брунеллески, — я нахожу, почтеннейшейшие господа попечители, что купол ни в коем случае не может быть правильным шаровидным сводом, так как верхняя его поверхность, на которой должен стоять фонарь, настолько велика, что нагрузка ее скоро привела бы к крушению...»[†††††]. Эта обширная записка была переписана в книгу, в которой велись приходные и расходные счета на лес и мрамор, а Брунеллески получил заказ, и ему было назначено содержание на условиях, обычных для главных руководителей работ. Вмешательство Брунеллески вызвало разноречивые мнения среди художников и горожан. Одни одобряли его, другие порицали. Во всяком случае, строительство крупных зданий находилось в центре внимания всего народа.

Людям эпохи Возрождения приходилось быть мастерами на все руки в полном смысле этого слова. Сын нотариуса, Филиппо Брунеллески был архитектором, скульптором, математиком, инженером. Сын каменщика, Андреа ди Пьеро ди Падова, по прозвищу Палладио, — архитектор-гуманист, получивший разностороннее образование. Даниеле Барбаро — архитектор, литератор, филолог, философ, музыкант, астроном. Леон Баттиста Альберти был архитектором, теоретиком искусства, поэтом, драматургом, автором первой грамматики итальянского языка, картографом (его карта Рима способствовала разработке принципов современной картографии), автором первого научного трактата по криптографии (тайнописи). Леонардо да Винчи был не только выдающимся живописцем, скульптором, архитектором, но также и математиком, военным инженером, гидротехником. Сохранился любопытный документ начала 1481 г., в котором тридцатилетний Леонардо да Винчи предлагает свои услуги правителю Милана Лодовико Сфорца:

 

«...Я решаюсь... сообщить Вашей светлости о некоторых секретах, которыми обладаю я, в следующем кратком перечислении:

1. Я владею способом постройки очень легких мостов, которые можно легко переносить и с помощью которых можно привести врага в бегство и преследовать его. Знаю также и иные, более прочные, которые смогут противостоять огню и мечу и которые можно легко поднимать и опускать. Я знаю также способы сжигать и разрушать вражеские мосты.

2. В случае осады я знаю, как осушать рвы, строить складные лестницы и иные подобные машины.

3. Далее: в случае высокого местоположения или мощности враждебной позиции, когда невозможно ее обстрелять, я знаю способы уничтожить ее путем минирования, если только фундамент крепости не скалистый.

4. Я умею также строить нетяжелые пушки, легкие в перевозке, которые могут бросать горючие материалы, дым коих вызовет ужас разрушения и растерянность среди врага.

5. Далее: при помощи узких и извилистых подземных ходов, сооружаемых без всякого шума, я могу создать проход в самые недоступные места, причем даже под реками.

6. Далее: я умею строить безопасные крытые повозки для подвоза пушек к расположению врага, сопротивляться коим не смогут даже значительные силы и под защитой которых пехота сможет безопасно подойти к месту боя.

7. Я могу строить орудия, мортиры и огнеметные машины и иные, одновременно прекрасной и полезной формы, которые отличаются от всех, применяемых в настоящее время.

8. Или же, если применение пушек окажется невозможным, я смогу заменить их катапультами или иными прекрасными бросающими машинами, доселе неизвестными. Коротко говоря, я смогу создать бесконечное число орудий для нападения.

9. А если сражение должно разыграться на море, я знаю многие, чрезвычайно мощные машины как для нападения, так и для защиты, и такие корабли, которые будут безопасны как от пушечной стрельбы, так и от огня. Знаю я также порохи и воспламеняющиеся вещества.

10. Полагаю, что в мирное время я смогу соревноваться с каждым по части архитектуры, а также по части сооружения общественных и частных монументов и в постройке каналов.

...Я могу выполнять статуи из мрамора, бронзы и глины; что касается живописи, то в ней я могу соперничать с любым. В частности, я могу изваять из бронзы конную статую вашего вечной памяти отца... Если из вышеупомянутых вещей покажется что-либо вам невыполнимым, то я готов выполнить сие...»

 

В годы деятельности Леонардо понятие «инженер» уже бытовало в Западной Европе. Появилось оно около XII в. и обозначало строителя военных машин и фортификаций, т. е. специалиста, которого в эпоху эллинизма называли «механиком», так как все технические средства по ведению военных операций и обороны назывались «ingenia». С XV в. в Италии инженерами называли также строителей каналов.

Строили много. Не только короли и крупные сеньоры хотели обладать особняками, построенными в новом изящном стиле, но и высшие должностные лица, купцы. Однако внутри укрепленных ограждений, оставшихся в большинстве городов еще с былых времен, земля стала уже редка и дорога. В предместьях, за пределами городских стен, не строили. Возникла необходимость экономить городскую территорию. Поэтому строили главным образом в высоту, планируя «компактные» здания.

Когда земля была приобретена и выбран мастер-строитель, который создаст проект и будет руководить работами, будущий домовладелец и мастер отправлялись к нотариусу. Так, в XVI в. и много позднее обычай требовал, чтобы сколько-нибудь значительный акт (а строительство особняка было значительным событием) закреплялся контрактом в присутствии нотариуса. В эпоху, когда многие не умели ни читать, ни писать, нотариус был заметной личностью даже в маленьких городах. Он был хранителем записей, свидетельствующих о заключенном соглашении. Эти акты — весьма ценные документы для изучения экономики строительства — сохранились до наших дней. Они составлены скрупулезно и учитывают самые ничтожные детали. Здесь указано точное место строительства (между таким-то и таким-то жилищем), описан план здания (причем, как правило, не прямоугольный, а учитывающий особенности данного участка), само здание, число этажей, лестницы, чердачные помещения, слуховые окна, кровля и т.п. В акте определены материалы, из которых должно быть сооружено здание, а также источники их получения. Оговариваются даже толщина шифера и его размеры.

Материалы часто перевозят водным путем, затем подводами. В случае пересыхания рек (например, Луары, которая служила для снабжения Парижа шифером из Анжу) предусматривался дополнительный срок строительства.

В акте имеется описание всех основных помещений здания, указаны их размеры, расположение и назначение за исключением кухонь, подвалов и других служебных помещений.

Самыми важными статьями акта являются, по-видимому, указания сроков завершения работ. От этого зависело число рабочих, каменотесов, каменщиков, плотников, кровельщиков, столяров и т. д., которых должен нанять мастер-строитель. От этого также зависела и стоимость работ. В случае невыполнения договорных сроков, условленная цена могла быть пересмотрена.

Стоимость строительства записывается с наибольшей точностью, указываются также периодичность оплаты рабочим: первый взнос при подписании контракта, последний — при завершении дела в соответствии с традиционной формулой: «конец работе — конец оплате».

Строительству обычно предшествовало выполнение эскизов чертежей и почти обязательно — моделей. Среди архитекторов, предлагавших свои проекты, происходило активное соперничество. Когда в 1355 г. флорентийская коммуна постановила расширить городскую площадь, лучшим мастерам города было заказано «много проектов великолепной и огромнейшей лоджии у дворца, а вместе с ней и Монетного двора, где чеканят деньги». Поступившие проекты обсуждались, и в конце концов был единодушно одобрен и принят проект Орканьи. Преимущество проекта, выбранного заказчиком, было в том, что он самый большой, величественный и красивый[‡‡‡‡‡].

Большое значение имели модели, которые архитекторы заказывали столярам или выполняли собственноручно. В моделях собора, выполненной в соответствующих размерах, Брунеллески показал «все трудности, как, например, освещенные и темные лестницы, все виды источника света, двери, связи и ребра, а также сделал для образца кусок ордера галереи». Узнав об этой модели, архитектор Лоренцо Гиберти решил представить свою модель, даже две. Готовые модели были показаны заказчикам и оплачены. Любопытно, что Брунеллески получил за одну свою модель 312 лир 9 сольди, а Гиберти за две модели только 300 лир, но их биограф Вазари, чьи симпатии откровенно на стороне Брунеллески, с огорчением пишет, что модель Брунеллески была оплачена всего в 50 лир и 15 сольди. Вазари, по-видимому, не знал, что выплата Брунеллески, как это следует из распоряжения в книге казначея собора Мильоре ди Томмазо, была дополнительной. Модели служат не только для отработки архитектурной композиции здания, но и для определения необходимого количества материалов, а также стоимости строительства.

В первом известном со времен Витрувия архитектурном трактате Леона Баттисты Альберти «Десять книг о зодчестве» (около 50-х годов XV в.) — литературном документе по вопросам европейского зодчества, настоящей строительной энциклопедии, говорится и о назначении моделирования для расчета необходимых затрат и ресурсов. «Определив по отдельным частям модели весь план здания, — писал Альберти, — следует посоветоваться об этом с людьми сведущими и прежде чем строить, хорошо будет не только выяснить, откуда возьмутся средства, но и заготовить заранее все остальное, необходимое для строительства».

Конструированию модели как пособия для научного исследования Альберти придавал особое значение, даже большее, чем выполнению чертежей или рисунков. Он призывает «вновь и вновь обдумывать, пользуясь советом ученнейших, все сооружение и отдельные размеры всех его частей не только на чертеже и рисунке, но и в моделях и образцах, сделанных из досок или чего-либо еще, и прежде чем приступить к чему-нибудь из того, что требует издержек или заботы, исследовать это». При этом Альберти подчеркивал экономическую сторону дела, полагая, что не только вид постройки, но и сумма будущего расхода, «чем отнюдь не следует пренебрегать», будет точнее известна путем определения ширины, высоты, толщины, числа, объема, формы, вида и качества отдельных вещей, их ценности и стоимости рабочих рук. Здесь совершенно ясно просматривается руководство по составлению сметы на строительство по объемам работ и конструктивным элементам.

В эпоху Возрождения особое значение для строительства приобретает математика. Ее вмешательство в строительную практику архитекторами сначала было воспринято холодно. Когда по стенам римского собора вдруг поползли угрожающие трещины, папа Бенедикт XIX пообещал тому, кто сможет приостановить гибель прекрасного здания, огромную сумму. Тогда-то за решение задачи взялись многие, причем не только архитекторы, художники, скульпторы, но и математики. Специальный теоретический трактат трех ученых — Бошковича, Секье и Ле Сера вызвал много шума. Трактат, хотя и содержал некоторые ошибки в расчетах, вызвал немедленное возмущение архитекторов не по причине этих ошибок, а потому, что «математикой запятнали искусство». Архитекторы предложили свой способ спасения собора. Он оказался тем же, что и предлагали математики. Мнение папы склонилось в пользу ученых.

Установлено, что постройки Брунеллески, несомненно, несут следы его математических познаний, по-видимому, тщательно скрываемых от ученых-схоластов. Причина этого, по мнению академика В. Вернандского, коренилась в средневековом взгляде на науку как окостеневшую систему сведений, рассчитанных лишь на «спасение души» и далеких от мирской суеты. В связи с этим уместно вспомнить слова Леонардо да Винчи: «Всякая практика должна быть воздвигнута на хорошей теории. Наука — полководец, а практика — солдат».

Архитекторы получали единовременное или периодическое жалование по договору. Одновременно с назначением архитектора распорядителем и главой стройки ему выдавали определенную сумму. 13 августа 1423 г. по распоряжению консулов и попечителей нотариус записал на имя Брунеллески 100 флоринов, подлежащих выплате через Герардо, сына мессера Филиппо Корсини, и, кроме того, ему назначали содержание 100 флоринов в год. Архитектор Лоренцо получал назначенное ему жалованье даже тогда, когда был отстранен от участия в строительстве.

И все же мастеру приходилось помнить, кому он служит, от кого зависят заказы и награды. Однажды Лоренцо деи Медичи, беседуя с флорентийским живописцем Граффионе, сказал: «Хочу, чтобы мне сделали из мозаики и лепнины все внутренние ребра купола». На это Граффионе ответил: «У вас нет таких мастеров». На это Лоренцо возразил: «У нас денег столько, что мы их сделаем». Граффионе тотчас возразил: «Э, Лоренцо, не деньги делают мастеров, а мастера делают деньги».

Действительно, во имя своих эстетических идеалов заказчики (а то и сами архитекторы, если удавалось их убедить) нередко шли на большие затраты материалов, труда и денег. Например, вместо одной стены строили две: кирпичную, создающую конструктивное ядро, и каменную, необходимую для облицовки. Причем вторая, облицовочная, стена иногда достигала внушительных размеров.

Но в эпоху Возрождения тратили средства вовсе не безрассудно, напротив, их экономному расходованию придавали первостепенное значение. Применяя в лицевой части стены камень и кирпич, иногда внутренние части стен заполняли более дешевым материалом. Сооружая вместо деревянных мостов каменные, люди шли на большие затраты во имя долговечности сооружений. В этом случае более дорогие мосты оказывались в конечном счете более выгодными. В 1333 г. большим наводнением во Флоренции были уничтожены въезды на мост Рубаконте, разрушено селение Альтафронте, от моста Понте Веккио остались лишь два средних быка, были разрушены и многие другие сооружения. Правители города, заказывая архитектору Таддео Гадди проект и модель нового моста Понте Веккио, поставили два условия: мост должен быть наикрасивейшим и наипрочнейшим. Не жалея ни труда, ни расходов, архитектор выстроил мост с прочными береговыми устоями и сводами, сложенными из тесаного камня. Мост не только выдерживал 44 лавки, поставленные по 22 лавки с каждой стороны, но и устоял перед многочисленными наводнениями и даже перед сокрушительным наводнением 1557 г. Длина сводов от края до края составляла 32 локтя, средняя дорога равнялась 16 локтям, дорожки у лавок — по 8 локтей с каждой стороны. На сооружение моста пошли большие деньги — 60 тыс. золотых флоринов, но мост стоил того. И не только потому, что хозяйственные флорентийцы выручали за аренду лавок 800 флоринов в год. Построенный тем же архитектором в 1346 г. мост Понте Санта Тринита обошелся в три раза дешевле — всего в 20 тыс. флоринов, но оказался менее удачным, так как был совершенно разрушен наводнением 1557 г. Прочность и долговечность сооружений, по мнению Вазари, зависели и от выбора проекта, и от мастерства строителей.

Строителям эпохи Возрождения были под силу сложные технические операции. Об этом можно судить хотя бы по установке ватиканского обелиска. Известный римский архитектор Доменико Фонтано считал его вершиной своего творчества. Каменный обелиск массой 300 т и высотой более 30 м был перевезен в Рим из Египта еще в период царствования императора Калигулы. В соответствии с планировкой города весной 1586 г. потребовалось поставить этот огромный обелиск перед собором св. Петра. Подготовка и организация такого трудного мероприятия потребовали тщательной продуманности и напряженного труда в течение 5 мес. Сначала папа римский приказал огородить обелиск деревянным забором, чтобы любопытствующие не мешали работать. В день установки обелиска людям разрешили следить за работой, но под страхом смерти было приказано соблюдать полное молчание. Для убедительности тут же находился палач. О начале подъема обелиска Фонтано объявил сигналом трубы. В работе было занято 900 человек. Пришли в действие лебедки и тали, и гигантский обелиск медленно тронулся с места. Таким образом, при необходимости для крупного строительного предприятия даже в ту эпоху можно было собрать большое число людей и идеально организовать их работу.

Со строительством связан один любопытный пример того периода. В 1511 г. в Аугсбурге некоронованным королем европейских банкиров Яковом Фуггером Богатым был построен городок для неимущих католиков. Квартиры в этом городке предоставлялись лишь тем, кто мог доказать свою бедность, а при улучшении материального положения семьи ее выселяли за пределы благотворительного городка. Бедноте предоставлялись почти бесплатные жилища. Квартирная плата взималась в размере 1 флорина в год, чем окупались расходы на поддержание жилища в городке. Городок этот выглядел таким образом: на огороженной стеной территории площадью примерно 1,5 га были поставлены параллельными рядами двухэтажные уютные каменные дома с 102 двухкомнатными квартирами. Идея всего сооружения состояла не столько в создании бесплатного жилища, сколько в рекламе — об идеальном жилом мирке могли заговорить по всей Европе.

К вопросам градостроительной экономики эпохи Возрождения следует отнести мастерство реконструкции городов. Архитекторы бережно относились к памятникам прошлых эпох, считаясь с идеями своих предшественников. Как отмечает А. В. Бунин, «они умели «войти в город» каждой новой постройкой, не разрушая соответствующей художественной гармонии, а, наоборот, укрепляя и развивая ее». Таким образом, сохраняя старый строительный фонд, архитекторы экономили на новых затратах и делали это с большим тактом и мастерством. Об этом читаем у испанского драматурга Тирсо де Молина:

 

Вложили, скажем, деньги в дом

Облупленный, убогий, старый,

Он древней был вчера хибарой,

Стал нынче новеньким дворцом.

 

Экономические задачи, как видим, постоянно решались в практической строительной деятельности. В теоретических же трактатах, посвященных зодчеству, вопросам экономики уделялось особое внимание. О них писали Альберти, Палладио, Барбаро, Вазари и др. К основным вопросам, связанным с экономикой строительства, следует отнести: рациональное использование материалов, экономию трудовых и денежных затрат, целесообразный выбор участка для строительства, прочность и долговечность сооружений, и, наконец, качество постройки.

Принципы умеренности, бережливости, ограничения всякой роскоши, заимствованные у предков, действовали и в эпоху Возрождения. «Тот, кто хочет найти верное и правильное украшение,— писал Альберти,— тот понимает, что оно заключается не в размерах богатства, а более всего в дарованиях ума...» Обращает на себя внимание выведенная Альберти формула, по которой «всякое другое произведение, исполненное с такими же затратами или в таких же условиях, не имело бы более приятного вида или не стяжало больше похвал». Звучит весьма современно.

Архитекторы эпохи Возрождения были знакомы со знаменитым трактатом Витрувия. В конце XV — начале XVI в. одно за другим вышло несколько изданий этого трактата на латинском языке. Первое издание сочинений Витрувия на латинском языке вышло под редакцией Сиплития в 1484—1486 гг., второе — в 1496 г. (издатель неизвестен), а третье, четвертое и пятое в 1497 г., 1511 г. и 1513 г. осуществил Юкундус.

Когда эпоха Возрождения открыла для себя классика античной архитектуры, выдающиеся зодчие были поражены не только глубиной и мудростью его чисто архитектурных рекомендаций, но и не обошли вниманием и проблем экономики строительства, встречающихся почти во всех книгах трактата Витрувия. Например, серьезнейшим образом относился к вопросам экономики строительства Альберти. Однако, изучив советы античного мастера, пошел дальше. «Я полагаю,— писал Альберти,— что строительство и расходы не следует производить необдуманно как по другим причинам, так и затем, чтобы не повредить чести и доброму своему имени». Альберти не только дает «руководство» по составлению смет, но и определяет их специфику для сложных архитектурных сооружений. Уже в начале своего классического трактата Альберти отмечал: «...Вид и сумма будущего расхода... будут точнее известны путем определения ширины, высоты, толщины, числа, объема, формы, вида и качества отдельных вещей, их ценности и стоимости рабочих рук, и в то же время более ясно и достоверно будут известны род и количество колонн, капителей, базисов, карнизов, фронтонов, облицовки, полов, статуй и тому подобного, относящегося либо к прочности, либо к украшению здания». Итак, Альберти советует производить расчет стоимости сооружения с учетом затрат, относящихся к прочности и отдельно — к украшению зданий. Это уже уроки Альберти!


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!