МИЛОСЕРДНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ



В ДЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

Здоровье есть гармония. Нравственное здоровье есть стремление к добру.

                                Пифагор

В современных условиях всеобщего дефицита особенно разрушителен дефицит нравственности. Сложившаяся ситуация особенно пагубно влияет на формирование духовного мира подрастающего поколения.

Способность делать добро, откликаться на чужую боль, сострадать и сочувствовать, потенциально заложена в каждом человеке. Но если эту способность не развивать, она слабеет и атрофируется.

Изучение опыта работы детских и молодежных общественных объединений показывает, что взрослые лидеры ещё не в полной мере владеют методикой воспитания у детей и подростков милосердности как качества личности. А она предполагает, прежде всего, понимание самим педагогом сущности милосердия как явления нравственности, осознание актуальности воспитания этого морального качества, умение организовать благотворительную деятельность учащихся.

Чем большее количество учащихся будет участвовать в гуманных акциях, тем сильнее облагораживающее воздействие, которое будут испытывать они сами. Народная мудрость гласит: «Чем больше отдаёшь, тем больше остаётся». Гуманная школа не лозунг, это наше будущее. Задача сегодняшнего дня заключается в выработке гуманистических ценностных ориентаций учащихся в их отношениях с другими людьми, природой, обществом.

Одна из важнейших мировоззренческих ценностей – милосердие – это стремление отдавать, делиться с другим, жертвовать собой. Однако, прискорбно, что в нашей цивилизации не мирная жизнь, а скорее война и страдания мобилизуют готовность человека жертвовать собой. Десятилетиями в людях воспитывалось сострадание не к ближним, а к дальним. Кому мы только, живя плохо, не помогали – голодающим африканцам, арабам, пострадавшим от катастроф и аварий, политическим заключённым ЮАР.

К сожалению, долгие годы считалось, что нет в стране нуждающихся, все обласканы государством. Люди были запрограммированы на глобальные действия. Произошло бедствие, в котором пострадали сотни, тысячи, бросаемся на помощь, объявляем сбор средств. А рядом несчастье куда скромнее – старость, хроническая болезнь, ребёнок-сирота. И эта беда остаётся незамеченной, её обходят стороной. Люди привыкли мыслить и действовать коллективно и словно забывали при этом, что сегодня, сейчас есть немало людей, живущих трудно и нуждающихся в нашем попечительстве. Так получилось, что слово «милосердие» на долгие годы выпало из нашей жизни. По мнению писателя Даниила Гранина, «милосердие убывало неслучайно. Во времена раскулачивания, в тяжёлые годы массовых репрессий людям не позволяли оказывать помощь близким, соседям, семьям пострадавших. Не давали приютить детей арестованных, сосланных. Людей заставляли высказывать одобрение суровым приговорам. Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные».

На протяжении многих веков сосредоточием социальной помощи сиротам и больным были церковь и монастыри. Необходимо отметить, что на Руси задолго до установления организованной системы социальной помощи в русской деревне были распространены так называемые «помочи», т.е. помощь сельчан сиротам, погорельцам, вдовам, всем, попавшим в беду.

В Киевском государстве IХ – Х вв. на церковь возлагалась обязанность устраивать в городах гостиницы-странноприимницы, сиротские дома и больницы, на что выделялась десятина княжеских доходов.

В петровскую эпоху были заложены основы государственной опеки как системы. Вместе с тем, правительственная, казённая система централизованной помощи не могла охватить всех нуждающихся в ней. Это обстоятельство побуждало к созданию общественных благотворительных организаций. Но в каком бы виде ни проявлялась помощь, материальную основу её в большинстве случаев составляла частная благотворительность.

Возрождение забытого понятия «милосердие» началось на исходе 80-ых годов. Тогда и были созданы Детский фонд и Фонд милосердия и здоровья. В современных условиях проблема милосердия – не только социальная, но и нравственная. Милосердие – одно из важнейших проявлений нравственности. Причём нравственная деятельность, рассматриваемая с внутренней и внешней стороны, напоминает некое соотношение между милосердием как качеством личности (милосердность) и благотворительностью как проявлением этого качества в реальных добрых делах и поступках. Умение делать добро приобретается только в опыте, а милосердие всегда конкретно.

Наша белорусская школа нацелена на развитие личности творческого типа, поэтому особой задачей становиться обеспечение учащихся творческими видами деятельности. Самостоятельная, осуществлённая по личной инициативе забота о страдающем человеке является актом творчества, фактором развития положительной Я-концепции. А побудительным к милосерднической деятельности должно быть знание и понимание таких нравственных категорий, как «добро» и «зло». Педагоги должны систематически уделять внимание рассмотрению вопроса о том, что есть добро, каковы природа и сущность происхождения добра. Нравственное воспитание и самовоспитание, в конечном счёте, зависит от того, насколько прочно утвердилось в сознании, в бытии, в практике жизни идея добра. Добро – это мысль, помноженная на волю. Воспитание активной доброты всегда было важно для общества. «Не делать зла – мало, надо творить добро» – такая нравственная установка должна быть постоянной в воспитательном воздействии на ребёнка.

Воспитать в детях такое сложное моральное качество, как доброта, можно только совместными усилиями родителей, педагогов и детского общественного объединения. Воспитать доброго ученика может только добрый наставник. Чтобы воспитать доброту в растущем человеке, нужна атмосфера, в которой не только все заботятся о нём, но и он заботится обо всех: о природе, воздухе, земле, растениях, животных, о людях – малых и старых, знакомых и незнакомых, о поколениях – существующем и грядущем. Закон заботы гласит: заботиться – значит проявлять внимание к потребностям, нуждам окружающих людей; защищать их интересы. Забота требует внимания, сострадания, поддержки, соучастия и опеки. В этом и состоят главные функции деятельности школьных отрядов и клубов милосердия, которые являются приемниками традиции тимуровского движения. «Особые возможности в развитии навыков заботливости заключены в тимуровской работе. Она позволяет школьникам приобрести опыт творческой заботы о «чужом» человеке, увидеть в нём черты близких родных людей. Забота о людях старшего поколения развивает готовность брать на себя достаточно сложные трудоёмкие работы. Вместе с тем для ребят поучительно и имеет воспитательную ценность стойкость человека перед жизненными невзгодами. Тимуровская работа выходит за рамки бытовой помощи, походов в магазины и аптеки. Она включает заботу о моральном состоянии людей». (К.В. Гавриловец). Задача педагогов – привить учащимся стремление заботиться о людях и ликвидировать дефицит милосердия в обществе.

В современных условиях не может считаться цивилизованным человек, если в душе его нет сострадания и милосердия. Поставив перед собой задачу воспитания милосердности у учащихся, педагог должен чётко осознавать, что милосердие как качество личности (милосердность) состоит из следующих компонентов: интеллектуально-эмоционального, волевого и собственно практического. А это значит, что воспитанники должны понимать суть милосердия как явления нравственности, учиться сопереживать и творить добро.

Прежде, чем раскрыть детям сущность милосердия, педагогу необходимо выявить, какой смысл они вкладывают в такие понятия, как «милосердие», «благодарность», «филантропия», «подвижничество» и др. С этой целью при проведении уроков этической грамоты можно использовать методику незаконченного предложения («Милосердие – это…»), дать сочинение на одну из предложенных тем: «Милосердие – души потребность…», «Не только милость, но и помощь…», «Экзамен на милосердие», «Какой я вижу эру милосердия?», «Умеем ли мы быть милосердными?».

Учить служению добру можно на исторических примерах всемирного скаутского движения. Узел на галстуке скаута – это узелок на память о «добром деле», не совершив которого за день, развязывать узелок для скаута просто неприлично. Скаута учили заботиться о людях, быть терпеливым с ними. Один из распространённых скаутских приёмов обучения: дать понять здоровому, каково инвалиду. И вот пример. Абсолютно здоровые дети, разувшись и зажав между пальцами ног фломастер или кисть, пытались что-то рисовать или писать на больших листах бумаги; другие здоровые дети ходили на костылях; третьим завязывали глаза чёрной повязкой; четвёртые ездили в инвалидной коляске. Всё это делалось для того, чтобы каждый из подростков смог ощутить боль другого человека и почитал его за равного.

Чтобы современная педагогика стала педагогикой милосердия, молодое поколение необходимо знакомить с людьми, жизнь которых является примером подвижничества и активного, деятельного милосердия. Далеко немногим известны заслуги перед Отечеством замечательного русского врача Фёдора Петровича Гааза, нравственный подвиг Альберта Швейцера. В истории милосердия и благотворительности известны такие личности, как выдающийся русский просветитель и благотворитель ХVII в. Фёдор Михайлович Ртищев, поэтесса Елизавета Юрьевна Кузьмина-Каратаева (в монашестве мать Мария), монахиня римско-католической церкви мать Тереза, монахиня и просветительница Ефросинья Полоцкая, простая русская женщина Александра Аврамовна Деревская, которая в годы войны спасла и воспитала 42 ребенка.

Пример выдающихся личностей, понимание современными подростками сущности милосердия – необходимые, но недостаточные условия для того, чтобы сформировать у них милосердность как качество личности. Необходима организация «практического милосердия», включение детей и подростков в благотворительную деятельность. И в этом велика роль детских и молодёжных общественных объединений.

Анализ опыта привлечения детей и молодёжи к «практическому милосердию» показывает, что на этом пути много трудностей и нерешённых проблем. Совершенно очевидно, что милосердию нужно учить. «Практическое милосердие» в современном детском общественном объединении предполагает следующие формы и методы организации ценностно-ориентационной деятельности подростков:

1.Организация постоянно действующих движений

* «Забота» (шефство над престарелыми людьми);

* «Дети Гиппократа» (помощь больным);

* «Тёплый дом» (шефство над детскими домами, приютами);

* «Доверие» (оказание помощи оступившимся подросткам);

* «Не скучай, Малыш» (шефство над дошкольными учреждениями образования);

* «Тимуровец» (забота о ветеранах, семьях погибших героев).

2. Создание многопрофильных формирований (отрядов, клубов) «Милосердие».

3. Организация добродетельных центров

* «Помоги себе, помоги другим» (центр по работе с подростками, составляющими «группу риска»);

       * « Три С» (служба срочного содействия);

       * «Телефон доверия» (центр по оказанию психологической помощи);

* «Равный обучает равного» (образовательный центр по подготовке инструкторов «практического милосердия»).

4. Проведение благотворительных операций (рейдов):

       * «Посылка дальнему другу» (благотворительная акция помощи детям-сиротам);

       * «Книжка в подарок» (помощь библиотекам);

* «Фабрика игрушек» (праздничная акция);

* « Дети в беде» (сбор средств и пожертвований);

       * «Салют тебе, Солдат победы!» (поздравление ветеранов ВОВ);

       * «От обелиска к обелиску» (уход за историческими памятниками и захоронениями).

5. Проведение благотворительных встреч и праздников благодарности, милосердия и миротворчества.

       Возвращение общественного сознания к таким социально-этическим феноменам, как милосердие, попечительство, благотворительность есть веяние нашего времени. В наше время мы всё чаще слышим слово «волонтёр». Сегодня волонтёр - это человек, который добровольно и бескорыстно предлагает свои услуги для оказания помощи всем нуждающимся, ведёт агитацию и пропаганду за сохранение и укрепление здоровья, распространяет гуманные ценности. В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому.

В Беларуси волонтерское движение стало зарождаться в конце ХХ века, хотя, если заглянуть в историю, следует признать, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского движения, всевозможных обществ охраны природы и памятников. Однако современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтёры незаменимы. Таким образом, волонтёрское движение предполагает более широкий спектр направлений деятельности. Но говорить о волонтерском движении как о явлении можно, только в том случаи, если все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом — помогать людям.

       Сегодня волонтёрские группы создаются и действуют в учреждениях образования наряду с клубами милосердия и тимуровскими отрядами. Эти детские и молодёжные объединения могут называться по-разному и объединять детей, подростков и молодёжь разного возраста, но иметь при этом единые цели деятельности, основанные на гуманистических принципах и нравственных ценностях.

Если каждый ребёнок в процессе полезной общественной деятельности увидит все стороны человеческих переживаний и социальных проблем, от созерцания которых мы так тщательно оберегаем детей, если ребёнок окажет помощь нуждающимся,- вот тогда мы получим, наверняка, милосердное поколение. Главная задача современного педагога состоит в том, чтобы донести до сознания своих воспитанников понимание того, что «милосердие – интимное дело. Им занимаются не ради славы или поощрения, а для себя. И следование высоким этическим нормам порождает ту особенную атмосферу, без которой наша жизнь ущербна. Люди хотят быть добрыми и отзывчивыми. Добро абсолютно. И если мир наш ещё существует, то в силу Добра» (Станчиц М.А.)

ПОЛОЖЕНИЕ

О волонтерской деятельности

 

Настоящее Положение устанавливает основы организации, правового регулирования волонтерской деятельности в учреждении образования, определяет формы и условия реализации данного движения в ученической среде.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Под волонтерской деятельностью понимается добровольная деятельность, не связанная с извлечением прибыли, направленная на решение социальных, культурных, экономических, экологических и других проблем в обществе.

1.2. Основная цель волонтерской деятельности в учреждении образования - пропаганда идей добровольческого труда на благо общества и привлечение молодежи к решению социально значимых проблем.

1.3. Задачи волонтерской деятельности:

· воспитание у учащихся активной гражданской позиции, формирование лидерских и нравственно-этических качеств, чувства патриотизма и др.;

· вовлечение учащихся в проекты, связанные с оказанием социально-психологической и социально-педагогической поддержки различным группам населения;

· поддержка инициатив учащихся в реализации программ профилактической и информационно-пропагандистской направленности.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 378; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!