Откровение 4-5 и взгляд о сцене суда



Открытие запечатанного свитка (4-11:19)

Воцарение Христа (4-5:14)

Видение небесного престола(4:1-11)

Запечатанный свток (5:1-14)

Семь печатей (6-8:1)

Снятие семи печатей (6:1-17; 8:1)

Запечатленные святые и великое множество (7:1-17)

Семь труб (8:2-11:19)

Беды первых шести труб (8:2-9:21) The Открытие маленького свитка (10:1-11)

Два свидетеля (11:1-14)

Седьмая труба (11:15-19)

"Вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее.."


ОБЗОР ОТКРОВЕНИЕ 4-11:19

С Откровения 4 и 5 главы начинается второй важный раздел книги Откровение. Иоанн, увидев видения о том «что есть» - а именно вести к семи церквям (1:9-3:22)- теперь готовится увидеть, «что будет после сего». (4:1; cf. 1:19). Таким образом, видения Откровения 4-22:5 касаются того, что произойдет после времени Иоанна и семи церквей. Однако, прежде чем дать панорамный обзор истории церкви и мира с помощью символического снятия семи печатей и звука семи труб, и это находится в соответствии с «идентификационно-описательной» стратегией Откровения, Иоанн прежде всего описывает уникальные черты Христа, дающие Ему возможность снять печати (об этом литературном приеме читай во «Ведении»).

Тогда как в главах 1:9-3:22 Иисус ходит посреди церквей на земле (cf. 1:12; 3:1),  в главе 4 события перемещаются на небо. Там, в удивительном великолепии небесного тронного зала все внимание сосредоточено на славном престоле, окруженном небесными созданиями, которые собрались по особому поводу. Превосходная литургия на мгновение прерывается, и все внимание устремляется к свитку, запечатанному семью печатями в деснице Бога. Иоанн понимает, что никто во всей вселенной «не достоин» открыть этот замечательный свиток. Наконец оказывается, что некто, подобный Агнцу/Льву, «корень Давидов», «как бы закланный» найден достойным раскрыть свиток. Когда он берет свиток из десницы Бога, то вся вселенная оглашается гимнами хвалы.

Свиток за семью печатями, бывший центром глав 4-5, кажется, является также центральной чертой второй главной части книги (главы 4-11). Все происходящее в этой части, кажется, вращается вокруг этого таинственного свитка. Это становится ясным из того факта, что в 5 главе представлен свиток, закрытый и запечатанный семью печатями, который никто во всей вселенной не может распечатать и развернуть, а 10 глава показывает открытый свиток, данный Иоанну могущественным Ангелом, содержание которого автор Откровения должен передать церквям. Между 5 и 10 главами показаны символические сцены снятия семи печатей и звучания семи труб, которые описывают события и условия, подготавливающие раскрытие запечатанного свитка. 

Таким образом, представляется, что отрывок Откровение 4-5 – это центр вращения всей книги. Эти две главы устанавливают декорации для всего последующего. Знание их содержания важно для понимания всей остальной книги Откровение. Поэтому, сначала нужно определить саму сцену Откр. 4-5 вместе со значением и важностью запечатанного свитка в этой сцене. Далее я покажу, как запечатанный свиток определяет структуру не только глав 4-11, но также и структуру всей остальной книги.

Воцарение Христа

Представляется, что Откр 4-5 описывает особое решающее событие  в истории вселенной. Правомерны следующие вопросы: Что за событие здесь показано? Какова цель и роль запечатанного свитка в этом событии? Веские доказательства заставляют нас верить, что эти две главы описывают возведение прославленного Христа на небесный престол одесную Отца, которое произошло после Его вознесения на небеса.

Связывающий отрывок : Откр 3:21

Откровение 3:21 дает первый аргумент в поддержку взгляда о церемонии коронации. Очевидно, что этот текст функционирует как связывающий отрывок, завершающий часть, касающуюся вестей к семи церквам, и служащий для ввода последующего материала (См. «введение» этого комментария). Если мы последуем модели связующих отрывков, то оказывается, что ключ к пониманию всей сцены Откр. 4-5 можно найти в заключительном утверждении, касающемся семи церквей: Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его. (3:21). Это утверждение функционирует как вводный текст к Откр. 4-7. 1

Следовательно, Откр.3:21, где Христос обещает побеждающему (это постоянный опыт победы в настоящем) будущее восседание с Ним на престоле, так же, как Он победил и воссел на престоле Отца (событие в прошлом) – является «отрывком-трамплином» для сцены глав 4-5 и должно рассматриваться как лучшая точка отчета для толкования всей сцены. Как указывает Джон Паулин, центральные темы Откр. 4-5 - это престол Отца (гл. 4), победа Христа (5:5), и Его воцарение на престоле вместе с Отцом (5:6-14). «Только в Откр. 7 искупленным явно позволено присоединиться к радости и поклонению в небесных дворах (7:9-12). Так же как награда святых связанна с наградой Христа в Откр. 3:21, так же связанны между собою и две сцены пред престолом из Откр. 5 и 7:9ff, хотя они одинаково разделены хронологически» 2

Так, если, сцена Откр. 4-5 о воцарении Христа является разработкой последней части 3:21, сцена 7:9-17 описывает исполнение первой части стиха – о том, что побеждающие присоединятся ко Христу на Его престоле. Паулин заключает: «между двумя сценами у престола находится 6 глава. Таким образом, печати 6 главы соответствуют утверждению Откр. 3:21(«побеждающему»); они охватывают время между победой Агнца и наградой святых». Таким образом, представляется, что печати 6 главы – это текущий период, когда народ Божий находится в процессе одержания победы, до их воцарения со Христом на Его престоле.

 

Церемония воцарения

Второй аргумент в пользу взгляда о церемонии воцарения заключается в том, что контекст и язык Откровения 4-5 подобен Ветхозаветным отрывкам, где говорится о приходе идеального царя Давидова (царя из рода Давида). Как показывает экзегетический анализ, все ключевые слова и фразы (включая такие как «десница», «лев из колена Иудина», «корень Давидов», «достоин») намеренно и соответственно выбраны в описании сцены Откровения 5. Представляется, что у них есть общий знаменатель - возвышенное положение чести и власти. 4 В пророческих книгах Ветхого Завета, эти слова часто используются по отношению к будущему идеальному царю из колена Давидова, который воссядет на престоле Давида. В Откровении 5 они используются, чтобы показать исполнение Ветхозаветных пророчеств, говоря о воцарении Иисуса Христа, обетованного потомка Давида на престоле вселенной.

Представляется, что описание сцены Откровения 5 построено по образцу Ветхозаветной церемонии коронации и возведения на престол (ср. 4 Цар 11:12-19; 2 Пар. 23:11-20). В Ветхом Завете воцарение имело два этапа: коронация, которая происходила в храме, далее следовало возведение на престол, происходившее в царском дворце. (cр. 2 Цар. 2:4; 5:3; 3 Цар.1:34, 39; 4 Цар 23:30).

Воцарение состояло в возложении на нового царя знаков царской власти (4 Цар. 11:12) и в последующем помазании, которое было неотъемлемым элементом ритуала коронации. Помазание указывало на божественное избрание и излитие Духа Божьего, в чьей власти теперь находился помазанный царь. (cр. 1 Цар. 10:10; 16:13). Правящий царь, таким образом, становился помазанником Господним (cр. 1 Цар. 24:7,11; 26:9, 11, 16, 23; 2 Цар. 1:14-16; 19:22; Плач Иер. 4:20). («помазанник» - это перевод еврейского «мессия»)

Церемония коронации завершалась радостными возгласами одобрения новому государю, которые исходили от собравшейся толпы – как от знатных людей народа, так и от простых людей (3 Цар. 1:34,39; 4 Цар. 11:12,14). Воздавая хвалу вновь коронованному царю, люди выражали свое признание царской власти и подчинения ей. После обряда коронации в святилище, собравшиеся покидали святилище и шли в царский дворец, где новый царь занимал свое место на престоле (cf. 3 Цар. 1:46; 4 Цар. 11:19), под возбужденные восклицания толпы(4 Цар. 11:20).

Когда мы сравниваем Откровение 5 с описанием коронации в Ветхом Завете, мы можем обнаружить несколько параллельных деталей. Во-первых, две части древней церемонии воцарения (первая во святилище, вторая в царском дворце) в Откр. 5 сливаются в одно и то же событие. Это можно объяснить, основываясь на факте, что в Откровении храм и дворец не различаются, но представляют из себя единое целое, как дальше видно из этой главы. Далее, наделение царя свитком/ «свидетельством» параллельно взятию свитка Агнцем (Откр. 5:7). И, наконец, радость воцарения особенно выделяется в Откр. 5, где вновь воцаренный Христос осыпается высшим одобрением: «Ты достоин!»

Дальнейший анализ Откр. 4-5 подтверждает, что здесь подразумевается событие коронации. В главе 4 описана обстановка приготовления к воцарению правителя. В небесном тронном зале (с великолепным сиянием драгоценных камней, радугой, громом и молнией) все внимание сосредоточено на сверкающем престоле, окруженном четырьмя живыми существами (возвышенным родом ангелов) и двадцатью четырьмя старцами (спасенными людьми, как будет показано дальше). Непрестанная хвала «Сидящему на престоле» выражает атмосферу ожидания величественного момента. Тогда как внутренняя обстановка храма/дворца находится на переднем плане в 4 главе, в 5 главе она отходит на задний план. Другое событие выходит на первый план: Все внимание приковано к взятию запечатанного свитка Агнцем, за тем следует бурное прославление и поклонение «Сидящему на престоле» и Агнцу. Особо знаменательно то, что взятие запечатанного свитка, скорее, чем его раскрытие вызывает радость одобрение небесных существ.

Некоторые интересные параллели могут быть проведены между 4 и 5 главами. Во-первых, «Сидящий на престоле» в 4 главе равен имеющему запечатанный свиток Агнцу, или как считается Христу, в 5 главе. Во-вторых, в 4 главе Бог провозглашается достойным принять честь, славу и силу, ибо Он сотворил все (4:11); в 5 главе Христос провозглашается достойным взять запечатанный свиток и открыть печати его, ибо Он был заклан (5:9). Затем, благодаря взятию свитка, Христос достоин принять «силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» (5:12). Это равняется принятию власти. Представляется, что такое толкование согласуется с естественным пониманием текста, как оно было задумано автором. 

Так показан тот самый момент, когда воскресший Христос в небесном храме/дворце приближается к престолу, берет запечатанный свиток с престола одесную Бога, что является символом передачи всей власти и верховного правления, на которое претендовал сатана. Затем Христос садится на престол вселенной одесную Отца и принимает поклонение и возгласы одобрения, принадлежащие лишь царю.

Время сцены Откр . 4-5

Когда же в действительности произошло это восхождение, это принятие власти? Многочисленные тексты Нового Завета утверждают, что воцарение Христа на небесном престоле одесную Отца произошло после его жертвенной смерти, воскресения и вознесения на небо (Деян. 2:32-36; 13:33-34; Рим. 8:34; Eф. 1:20-22; Евр. 1:3; 10:12; 12:2; 1 Петр. 3:21-22) – то есть, на Пятидесятницу. (Откровение 5:6 упоминает, что Святой Дух послан на всю землю, это событие произошло на Пятидесятницу; ср. Деян. 2:32-36.) Г.Р. Бисли-Муррей замечает: «Не смотря на утверждение в 4:1 о том, что сейчас Иоанн увидит, «чему надлежит быть после сего», очевидно, что победа Христа уже произошла на кресте и при Его воскресении, что Он взошел на престол Божий, и что Его правление началось». 5

Как объяснить, что хотя Христос уже воссел на с Отцом на Его престоле (cf. Rev. 3:21), но само восседание на престоле отсутствует в Откр. 5? Как это может быть, что Христос и престол, так тесно связанные между собой, оказываются разделенными и отличными друг от друга на протяжении большей части книги? Почему только после установления эсхатологического царства небесный престол становится царской прерогативой и троном правления Христа (Откр. 22:1, 3; cр. 7:17)?  Представляется, что Откровение 5 нужно понимать в свете общей Новозаветной концепции «уже» и «еще нет»., или эсхатологии инаугурации и завершения. Сцена Откр. 5 показывает инаугурацию Христа на Его царское служение. Он уже царь вселенной, осуществляющий верховное правление со «всякой властью на небе и на земле» (Mф. 28:18; cр. Откр. 2:27) . Согласно Павлу, «Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои» (1 Кор. 15:25). Это царствование Христа – тема Откровения 6-11. Подавление же всего восстания еще не произошло, однако, но относится к будущему суду (cм. также 1 Кор. 15:24-28). Поэтому Иоанн откладывает сцены восседания Христа на престоле на конец. Хотя воцарение Христа на престоле отмечает начало конца, но концепция эсхатологии конца отсутствует в Откровении 5, она оставлена на конец книги.

Откровение 4-5 и взгляд о сцене суда

Популярный взгляд говорит о том, что Откровение 4-5 описывает сцену суда. Те, кто придерживаются этого взгляда, верят, что Откровение 4-5 особо построено на Даниила 7:9-14. Некоторые параллели с Даниила очевидны: присутствие больше чем одного престола (Дан. 7:9; cр. Откр. 4:4), Бог восседает на сияющем престоле (Дан. 7:9b; cр. Откр. 4:2-3), присутствие бесчисленного количества небесных существ (Дан. 7:10b; cр. Откр. 5:11), упоминание книг (и) (Дан. 7:10b; cр. Откр. 5:1), Сын человеческий, получающий власть (Дан. 7:13-14; cр. Откр. 5:6-9), присутствие святых (Dan. 7:14; cf. Rev. 5:9). Не смотря на явные параллели, ничто в Откр. 4-5 не говорит о том, что это сцена суда.

Прежде всего, в Откровении 4-5 отсутствует язык суда. Тогда как язык суда часто используется в остальной книге (напр., Откр. 6:10; 11:18; 14:7; 16:5; 17:1; 18:10, 20; 19:2; 20:4,12-13), в Откровении 4-5 автор его намерено избегает. Единственное появление языка суда в первой части книги находится В Откр. 6:10; этот текст ясно показывает, что с перспективы глав 4-5 суд еще на начался. Мученики под жертвенником вопиют к Богу: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?

Использование таких ключевых терминов, как «десница», «достоин», «лев от колена Иудина» и «корень Давидов», говорит не о суде, но о царственности. Пожелания славы, чести, силы, благословения и крепости (Откр. 4:11; 5:13) не вписываются в сцену суда, но направлены к царственной особе, Тому, кто правит на престоле или готовится на него воссесть. Эти радостные вскрики почтения не слышны в сценах суда в Библии (cр. Дан. 7:9-14; Откр. 20:11-15) или в иудейских апокрифических книгах. Они просто не соответствуют атмосфере суда.

Наконец, как в Библии так и в иудейских книгах сцены суда включают раскрытие «книг». В Откровении 5 только одна книга, запечатанный свиток, о его раскрытии не упоминается. Именно взятие его Христом, а не его открытие вызывает бурю радости, восторга, приветствий царю и поклонения небесных существ (Откр. 5:7-14). Раскрытие «книг» суда оставлено на конец Откровения, где окончательный суд описывается ясным судебным языком. (Откр. 20:11-15).

Судные действия, однако, нельзя совершенно исключить из воцарения. Нужно заметить, что древние церемонии воцарения имели и значимость и для суда. Царя воспринимали и как правителя, и как судью(cр. 3 Цар. 3:16-28; 7:7; Притч. 31:9). Так, ветхозаветные церемонии воцарения обычно сопровождались судными действиями, когда новый взошедший на престол царь приступал к наказанию тех, кто показали себя непокорными и восстающими и награждал особыми почестями приверженцев царя (3 Цар. 2; 16:11; 4 Цар. 9:14-10:27; 11:1, 13-16). В Ис. 11:1-5 Дух Святой наделяет «отрасль от корня Иессеева» мудростью и ведением, чтобы праведно судить. Можно сравнить это с молитвой о разуме, чтобы праведно судить народ, которая была вознесена только что увенчанным царем Соломоном (cм. 3 Цар. 3:8-11). Согласно Пс. 2 и 109 помазанный и находящийся на престоле царь осуществляет правление, совершая суд над мятежными (cм. Пс. 2:7-11 и Откр. 19:15-16).

Уже самим событием восшествия Христа на престол верным обеспечено право быть «царями и священниками Богу нашему; и они будут царствовать на земле» (5:9-10; cм. также 7:9-17). Но действия вновь воцаренного Христа после церемонии коронации (показанные снятием семи печатей) – это «предварительные суды», которые последовательно происходят на земле – война, кровопролитие, голод, мор. Как показано в описании главы 6, концепции войны, голода, мора, диких зверей напоминают о проклятиях завета в Пятикнижии (cм. Лев. 26:21-26) и их исполнении в контексте Вавилонского плена (Иер. 14:12-13; 21:6-9; 24:10; 29:17-18; Иез. 6:11-12; 33:27-29). Эти концепции стали техническими терминами проклятий завета, которыми Бог наказывает отступничество и неповиновение завету (Иер. 15:2-3; Иез. 5:12-17; 14:12-23; Авв. 3:12-16).6 Коронация Христа в Откровении 5, таким образом, отмечает начало исполнения суда.

Следовательно, даже хотя Откровение 5 – это не сцена суда, но дальнейший суд следует. Так, когда в Откровении 5 Христос водворяется на небесном престоле (который также престол суда[Откр. 20:11-15; см. также Дан. 7:9-10]); Он получает должность, как царя, так и судьи(cр. Ин. 12:31-32). То, что Он достоин и имеет «семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих» (Rev. 5:6) указывает на Его способность и право как править, так и судить. Судьба человечества была передана в Его руки, когда Он подошел к небесному престолу и взял запечатанный свиток.

Нужно сделать несколько комментариев по поводу популярного взгляда, что Откровение 4-5 показывает сцену следственного суда 1844 г. 7 Во-первых, предыдущие аргументы не поддерживают взгляд о некоей сцене суда в Откр. 4-5. Во-вторых, если Откр. 4-5 описывает сцену следственного суда 1844 г., то все, что следует за Откр. 5, включая семь печатей, семь труб и служение двух свидетелей Откр 11 главы должно происходить после 1844 г. Тщательный анализ Откровения 6-11 не поддерживает эту идею. Далее, обсуждение литературной структуры Откровения в введении к данному комментарию показывает, что структурная композиция первой половины книги скорее сосредоточена на истории христианства, чем на эсхатологическом периоде. Доказательства явно подтверждают точку зрения, что Откровение 4-5 описывает воцарение воскресшего Христа одесную Отца(cм. Дан. 7:13-14; Фил. 2:6-11), событие, произошедшее на Пятидесятницу(Acts 2:32-36), в качестве самого удовлетворительного толкования. Тогда мы станем ожидать, что материал, следующий за Откровением 5 относится ко всей истории христианской эры, начиная с первого века и заканчивая Вторым Пришествием.

 


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!