ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА М. А. БУЛГАКОВА «БЕЛАЯ ГВАРДИЯ» 16 страница



Наконец, я подхожу к третьему, самому, на мой взгляд, слож­ному аспекту представления природы в изображении Валентина Распутина — природы, выявляющей природу человека. Эта тема является одной из основных во всех произведениях писателя. В «Прощании с Матерой» он создал яркие, колоритные образы, пока­зав в них все стороны человеческого характера. Это и бесстыдство Петрухи, который, после того как поджег свою избу, говорил, как «в последний момент проснулся от дыма в легких и от жара в воло­сах — волоса аж потрескивали»; это и самобытность «чужака» Бо-годула, и духовная сила старухи Дарьи, которая сама прибирает свою избу, прощается с ней, со своей прошлой жизнью; она испол­няет извечный обряд: «...Ее по-прежнему не оставляло светлое, ис-тайна берущееся настроение, когда чудилось, что кто-то за ней по­стоянно следит, кто-то ею руководит»; это и недетская серьезность молчаливого Коли, еще совсем маленького мальчика, который, од-

205


нако, уже успел узнать жизнь. Автор нередко «выворачивает» сво­их героев наизнанку, показывая самые тайные уголки их души. И

я думаю, что Валентина Распутина можно смело назвать знатоком природы человека и писателем драматического времени, совестью своего народа.

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (III вариант)

Тема взаимоотношений между человеком и природой во все вре­мена была очень актуальна. Она находит свое отражение в произве­дениях многих писателей: Ч. Айтматова, В. Астафьева, В. Распути­на, М. Пришвина, К. Паустовского. В своем сочинении я попыта­юсь раскрыть эту тему, опираясь на роман Ч. Айтматова «Плаха», в котором, на мой взгляд, эта проблема поставлена наиболее остро.

Ч. Айтматов уже давно стал одним из ведущих писателей наше­го времени. В своем романе он ставит перед нами философскую проблему взаимоотношений Бога, человека и природы. Как это все связано?

Автор объединяет эти понятия в один узел. И именно нам он предоставляет возможность развязать его.

Этот роман — призыв одуматься, оглянуться назад, осознать свою ответственность за все, что происходит сейчас в мире. Эколо­гические проблемы, поднятые в романе, Ч. Айтматов пытается ре­шить прежде всего как проблемы состояния человеческой души. Ведь, разрушая мир, мы обрекаем самих себя на погибель.

Одна из важнейших проблем романа — взаимоотношения меж­ду человеком и окружающей средой. На примере конфликта между волчьей стаей и человеком (в лице Базарбая и шайки Обер-Канда-лова) Ч. Айтматов показывает, как может нарушиться равновесие между этими двумя великими силами. Этот раскол провоцирует страшный человек. Базарбай — пьяница, подлец, привыкший оста­ваться безнаказанным, ненавидящий весь мир, завидующий всем. Он воплощение духовного распада и зла. Базарбай, как хищник, уничтожает все, бессмысленно и грубо врываясь в саванну. Его по­ступок ужасен, он похищает волчат, лишая потомства волчицу Ак-бару и Ташчайнара. И это неотвратимо приводит к схватке волчи­цы и человека, которая завершается трагично. В романе людям противопоставлены волки. Они не просто очеловечены. Ч. Айтма­тов наделяет их благородством, тем качеством, которого нередко лишены люди. Они самоотверженно преданы друг другу. Но их по­стигает беда: человек нарушает закон природы, который никогда и нигде не должен быть нарушен. Если бы люди не напали на Акба-ру, она, встретив беззащитного человека, не стала бы его трогать. Но, загнанная в тупик, отчаявшаяся и озлобленная, волчица обре­чена на борьбу с человеком. И выход у нее один — убить человека и самой погибнуть. Очень важно, что в этой жестокой борьбе поги­бает не только Базарбай, но и невинный ребенок. Акбара похищает мальчика и этим мстит за свое потомство. По роковому стечению обстоятельств этот мальчик — сын Бостона.

Образ Бостона в романе олицетворяет собой естественную чело­вечность. Он жертва глупой и жестокой выходки Базарбая, его ан-

206


типод. Бостон, как и Акбара, не найдя иного выхода, стреляет в

волчицу, убивая тем же выстрелом своего сына. Эта трагедия ра­зыгралась еще в саванне, когда одним махом был нарушен закон

естественного течения жизни. Автор показывает нам, как безнрав­ственность Базарбая сломала жизни и судьбы других людей.

В романе «Плаха» Ч. Айтматов обращается к вечной теме Иису­са Христа. Автор рисует образ Авдия, сына священника. Целью своей жизни он считает спасение человеческих душ. Все его дейст­вия говорят о высоте его помыслов и о твердом желании пролить свет в погрязшие во тьме души. Он стремится пробудить в своих врагах раскаяние и совесть — таков его способ борьбы со злом. Его поступки достойны глубокого уважения. В нем есть какая-то беспо­мощность и беззащитность. Ч. Айтматов наделяет его способностью к самопожертвованию.

С образом Авдия связана идея гуманизма, веры в доброе начало в человеке.

Роман Айтматова — воззвание к совести каждого. Тревога — вот главный смысл произведения. Тревога за утрату веры и высо­кие идеалы, за человека и окружающую среду.

Роман заставляет нас задуматься о жизни, вспомнить, как она коротка.

ТЕМА ВОЙНЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (/ вариант)

Правда в памяти! У кого нет памяти, у того нет жизни.

В. Распутин

Когда в мирную жизнь людей врывается война, она всегда при­носит горе и несчастье в семьи, нарушает привычный уклад жизни. Русский народ испытал на себе тяготы многих войн, но никогда не склонял головы перед врагом и мужественно переносил все невзго­ды. Самая жесточайшая, чудовищная из всех войн в истории чело­вечества — Великая Отечественная — затянулась на пять долгих лет и стала настоящей катастрофой для многих народов и стран, а для России особенно. Фашисты преступили законы человеческие, поэтому сами оказались вне всяких законов. Весь русский народ поднялся на защиту Отечества.

Тема войны в русской литературе — это тема подвига русского че­ловека, потому что все войны в истории страны, как правило, носили народно-освободительный характер. Среди книг, написанных на эту тему, мне особенно близки произведения Бориса Васильева. Герои его книг — люди сердечные, отзывчивые, с чистой душой. Одни из них героически ведут себя на поле боя, храбро сражаясь за Родину, другие — герои в душе, их патриотизм никому не бросается в глаза.

Роман Васильева «В списках не значился» посвящен защитни­кам Брестской крепости. Главный герой романа — молодой лейте­нант Николай Плужников, боец-одиночка, олицетворяющий собой символ отваги и стойкости, символ духа русского человека.

В начале романа мы встречаемся с неопытным выпускником во­енного училища, который не верит страшным слухам о войне с

207


Германией. Неожиданно настигает его война: Николай попадает в

самое пекло — в Брестскую крепость, первый рубеж на пути фаши­стских орд. Защита крепости — жесточайшая схватка с врагом, в которой погибают тысячи людей. В этом кровавом человеческом месиве, среди развалин и трупов, Николай встречает девушку-ка­леку, и среди страданий, насилия рождается — как огонек надеж­ды на светлое завтра — юношеское чувство любви между младшим лейтенантом Плужниковым и девушкой Миррой. Не будь войны, возможно, они бы и не встретились. Скорее всего, Плужников до­служился бы до высокого звания, а Мирра вела бы скромную жизнь инвалида. Но война свела их, заставила собраться с силами для борьбы с врагом. В этой борьбе каждый из них совершает по­двиг. Когда Николай идет в разведку, он хочет показать, что кре­пость жива, она не покорится врагу, что даже по одному бойцы бу­дут сражаться. Юноша не думает о себе, его беспокоит судьба Мир­ры и тех бойцов, которые сражаются рядом с ним. Идет жестокая, смертельная схватка с фашистами, но сердце Николая не черстве­ет, не ожесточается.. Он бережно заботится о Мирре, понимая, что без его помощи девушка не выживет. Мирра не хочет быть обузой для смелого солдата, поэтому она решает выйти из укрытия. Де­вушка знает, что это последние часы в ее жизни, но она вовсе не думает о себе, ею движет только чувство любви.

«Военный ураган невиданной силы» завершает героическую бо­рьбу лейтенанта. Смело встречает Николай свою смерть, даже вра­ги уважают мужество этого русского солдата, который «в списках не значился».

Война жестока и страшна, она не обошла стороной и русских женщин. Фашисты заставили воевать матерей, будущих и настоя­щих, в которых самой природой заложена ненависть к убийству. Стойко работали женщины в тылу, обеспечивая фронт одеждой и продовольствием, ухаживали за больными солдатами. Да и в бою женщины не уступали опытным бойцам по силе и отваге.

В повести Б. Васильева «А зори здесь тихие...» показана герои­ческая борьба женщин с захватчиками, борьба за свободу страны, за счастье детей. Пять совершенно различных женских характеров, пять разных судеб. Девушки-зенитчицы отправляются в разведку под командованием старшины Васкова, у которого «в запасе два­дцать слов, да и те из уставов». Несмотря на ужасы войны, этот «пенек замшелый» смог сохранить лучшие человеческие качества. Он сделал все ради спасения жизни девушек, но все равно не может успокоиться. Он сознает свою вину перед ними за то, что «мужики со смертью их оженили». Смерть пяти девчат оставляет глубокую рану в душе старшины, он не может оправдать ее в своих глазах. В скорби этого простого человека заключен высокий гуманизм. Пы­таясь захватить врага, старшина не забывает и о девушках, все время старается увести их от грозящей опасности.

Поведение каждой из пяти девушек — подвиг, ведь они совер­шенно не приспособлены к военным условиям. Героична смерть каждой из них. Мечтательная Лиза Бричкина погибает страшной смертью, стремясь поскорее перейти болото и позвать подмогу. Эта девушка умирает с мыслью о своем завтрашнем дне. Впечатлитель-

208


нал Соня Гурвич, любительница поэзии Блока, погибает, возвра­тившись за оставленным старшиной кисетом. И эти две смерти, при всей их кажущейся случайности, связаны с самопожертвовани­ем. Особенное внимание писатель уделяет двум женским образам: Рите Осяниной и Евгении Комельковой. По словам Васильева, Рита «строга, не смеется никогда». Война разбила ее счастливую семей­ную жизнь, Рита все время беспокоится о судьбе своего маленького сына. Умирая, Осянина поручает заботу о своем сыне надежному и умному Васкову, она покидает этот мир, осознавая, что никто не может обвинить ее в трусости. Ее подруга умирает с оружием в ру­ках. Писатель гордится озорной, дерзкой Комельковой, любуется ею: «Высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские — зеленые, круглые, как блюдца». И эта чудесная, красивая, трижды спасав­шая от гибели свою группу девушка погибает, совершая подвиг ра­ди жизни других.

Многие, читая эту повесть Васильева, будут вспоминать герои­ческую борьбу русских женщин в этой войне, будут чувствовать боль за прерванные ниточки человеческих родов.

Во многих произведениях русской литературы война показана как противоестественное человеческой природе действие. «...И на­чалась война, то есть свершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», — писал Л. Н. Толстой в своем романе «Война и мир».

Тема войны еще долго не будет сходить со страниц книг, пока человечество не осознает свою миссию на земле. Ведь человек при­ходит в этот мир, чтобы сделать его прекраснее.

ТЕМА ВОЙНЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (II вариант)

Очень часто, поздравляя своих друзей или родственников, мы желаем им мирного неба над головой. Мы не хотим, чтобы их се­мьи подверглись тяжелым испытаниям войны. Война! Эти пять букв несут за собой море крови, слез, страдания, а главное, смерть дорогих нашему сердцу людей. На нашей планете войны шли всег­да. Всегда сердца людей переполняла боль утраты. Отовсюду, где идет война, слышны стоны матерей, плач детей и оглушительные взрывы, которые разрывают наши души и сердца. К нашему боль­шому счастью, мы знаем о войне лишь из художественных филь­мов и литературных произведений.

Немало испытаний войной выпало на долю нашей страны. В на­чале XIX века Россию потрясла Отечественная война 1812 года. Патриотический дух русского народа показал Л. Н. Толстой в своем романе-эпопее «Война и мир». Партизанская война, Бородинское сражение — все это и многое другое предстает перед нами воочию. Мы становимся свидетелями страшных будней войны. Толстой по­вествует о том, что для многих война стала самым обыкновенным делом. Они (например, Тушин) совершают героические подвиги на полях сражений, но сами этого не замечают. Для них война — это работа, которую они должны добросовестно выполнить.

Но война может стать обычным делом не только на полях сраже­ний. Целый город может свыкнуться с мыслью о войне и продолжать

209


жить, смирясь с ней. Таким городом в 1855 году являлся Севасто­поль. О тяжелых месяцах обороны Севастополя повествует Л. Н. Тол­стой в своих «Севастопольских рассказах». Здесь особенно достовер­но описываются происходящие события, так как Толстой является их очевидцем. И после того, что он видел и слышал в городе, полном крови и боли, он поставил перед собой определенную цель — расска­зать своему читателю только правду — и ничего, кроме правды.

Бомбардировка города не прекращалась. Требовались новые и новые укрепления. Матросы, солдаты трудились под снегом, дож­дем, полуголодные, полураздетые, но они все равно работали. И здесь всех просто поражает мужество их духа, сила воли, огромный патриотизм. Вместе с ними в этом городе жили их жены, матери, дети. Они настолько свыклись с обстановкой в городе, что уже не обращали внимания ни на выстрелы, ни на взрывы. Очень часто они приносили обеды своим мужьям прямо в бастионы, и один сна­ряд нередко мог уничтожить всю семью. Толстой нам показывает, что самое страшное на войне происходит в госпитале: «Вы увидите там докторов с окровавленными по локти руками... занятых около койки, на которой, с открытыми глазами и говоря, как в бреду, бессмысленные, иногда простые и трогательные слова, лежит ране­ный под влиянием хлороформа». Война для Толстого — это грязь, боль, насилие, какие бы цели она ни преследовала: «...увидите вой­ну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и ба­рабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими гене­ралами, а увидите войну в настоящем ее выражении — в крови, в страданиях, в смерти...»

Геройская оборона Севастополя в 18541855 годах еще раз по­казывает всем, как сильно русский народ любит свою Родину и как смело становится на ее защиту. Не жалея сил, применяя любые средства, он (русский народ) на дает врагу захватить родную землю.

В 1941 — 1942 годах оборона Севастополя повторится. Но это бу­дет уже другая Великая Отечественная война — 1941—1945 годов. В этой войне с фашизмом советский народ совершит необыкновен­ный подвиг, о котором мы будем помнить всегда. М. Шолохов, К. Симонов, В. Васильев и многие другие писатели посвятили свои произведен-ия событиям Великой Отечественной войны. Это тяже­лое время характерно также тем, что в рядах Красной Армии на­равне с мужчинами сражались женщины. И даже то, что они явля­ются представителями слабого пола, не остановило их. Они боро­лись со страхом внутри себя и совершали такие героические по­ступки, какие, казалось, женщинам совсем несвойственны. Именно о таких женщинах мы узнаем со страниц повести Б. Васильева «А зори здесь тихие...». Пять девчат и их боевой командир Ф. Басков оказываются на Синюхиной гряде с шестнадцатью фашистами, ко­торые направляются на железную дорогу, абсолютно уверенные в том, что о ходе их операции никто не знает. В трудном положении оказались наши бойцы: отступать нельзя, а остаться, так немцы их как семечки слузгают. Но выхода нет! За спиной Родина! И вот эти девушки совершают бесстрашный подвиг. Ценой своей жизни они останавливают противника и не дают ему осуществить его ужасные планы. А какой беззаботной была жизнь этих девчонок до войны?!

210


Они учились, работали, радовались жизни. И вдруг! Самолеты, тан­ки, пушки, выстрелы, крики, стоны... Но они не сломались и отда­ли для победы самое дорогое, что у них было, — жизнь. Они отда­ли жизнь за Родину.

Но на земле существует гражданская война, на которой человек может отдать жизнь, так и не узнав за что. 1918 год. Россия. Брат убивает брата, отец — сына, сын — отца. Все перемешивается в ог­не злобы, все обесценивается: любовь, родство, человеческая жизнь. М. Цветаева пишет:

Братья, вот она

Ставка крайняя!

Третий год уже

Авель с Каином

Бьется...

Люди становятся оружием в руках власти. Разбиваясь на два лагеря, друзья становятся врагами, родные — навсегда чужими. Об этом тяжелом времени повествуют И. Бабель, А. Фадеев и многие другие.

И. Бабель служил в рядах Первой Конной армии Буденного. Там он вел свой дневник, который впоследствии превратился в зна­менитое сейчас произведение «Конармия». В рассказах «Конар­мии» говорится о человеке, который оказался в огне Гражданской войны. Главный герой Лютов повествует нам об отдельных эпизо­дах похода Первой Конной армии Буденного, которая славилась своими победами. Но на страницах рассказов мы не ощущаем победного духа. Мы видим жестокость красноармейцев, их хладно­кровность и равнодушие. Они без малейшего колебания могут убить старого еврея, но, что более ужасно, они могут добить своего раненого товарища, ни секунды не раздумывая. Но ради чего все это? Ответ на этот вопрос у И. Бабеля не дан. Он оставляет за своим читателем право размышлять.

Тема войны в русской литературе была и остается актуальной. Писатели пытаются донести до читателей всю правду, какая бы она ни была.

Со страниц их произведений мы узнаем о том, что война не только радость побед и горечь поражений, а война — это суровые будни, наполненные кровью, болью, насилием. Память об этих днях будет жить в нашей памяти вечно. Может быть, настанет тот день, когда на земле утихнут стоны и плач матерей, залпы и вы­стрелы, когда наша земля встретит день без войны!

ТЕМА ВОЙНЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (III вариант)

Не смеют крылья черные Над Родиной летать. Поля ее просторные

Не смеет враг топтать!

«О светло светлая и прекрасно украшенная земля русская», — писалось в летописи еще в XIII веке. Прекрасна наша Россия, пре­красны и сыны ее, которые защищали и защищают красоту ее от захватчиков уже много веков.

211


Одни защищают, другие воспевают защитников.

Давным-давно один очень талантливый сын Руси рассказал в «Слове о полку Игореве» о Яр-Туре Всеволоде и всех доблестных сынах «земли Русской». Отвага, мужество, храбрость, воинская честь отличают русских воинов.

«Опытные воины под трубами пеленены, под знаменами взлеле­яны, с конца копья вскормлены, дороги им известны, овраги зна­комы, луки у них натянуты, колчаны открыты, сабли заострены, сами скачут, словно серые волки в поле, ища себе чести, а кня­зю — славы». Эти славные сыны « земли Русской* воюют с полов­цами за «землю Русскую». «Слово о полку Игореве» задало тон на века, а другие писатели «земли Русской» подхватили эстафету.

Наша слава — Александр Сергеевич Пушкин — в своей поэме «Полтава» продолжает тему героического прошлого русского народа.

«Сыны любимые победы» защищают русскую землю. Пушкин показывает красоту боя, красоту русских солдат, смелых, мужест­венных, верных долгу и Родине.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!