ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 3 страница



Женщина и война — понятия несовместимые хотя бы потому, что женщина дает жизнь, тогда как любая война — это прежде все­го убийство. «Не женская это доля — убивать», — сказала одна из героинь книги «У войны не женское лицо...», вместив в эти слова весь ужас и всю жестокую неизбежность совершенного ею. Любому человеку трудно лишить жизни себе подобного, а каково же было женщине, в которой, как считает Б. Васильев, самой природой не­нависть к убийству заложена?! В своей повести «А зори здесь ти-

228


хие...» писатель очень хорошо показал, что это такое было для де­вушки — впервые убить, пусть даже врага. Рита Осянина ненави­дела фашистов тихо и беспощадно. Но одно дело — желать кому-то смерти, и совсем другое — самому привести приговор в исполне­ние. Когда эта девушка впервые застрелила немца, ее потом всю ночь трясло, а помкомвзвода Кирьянова утешала: «Пройдет, Риту-ха. Я, когда первого убила, чуть не померла, ей-богу. Месяц снил­ся, гад...» Чтобы спокойно убивать, нужно было привыкнуть, ду­шой зачерстветь... Это тоже подвиг и одновременно огромная жерт­ва наших женщин, которым ради жизни на земле пришлось пере­ступить через себя, пойти против своей природы,

Однако женщины были способны и на еще большую жертву: во имя Победы матери готовы были самое дорогое отдать — своих де­тей. Снова и снова я возвращаюсь к книге С. Алексиевич. Подполь­щица Мария Савицкая, чтобы пронести медикаменты в лес к ране­ным через немецкие и полицейские посты, натирала своего трехме­сячного малыша солью (!), а между ручек и ножек клала бинты, сыворотку. Подходила она с плачущим ребенком к посту: «Тиф, пан... Тиф...» Тот, конечно, кричал, чтоб скорее уходила. Безу­словно, эта подпольщица очень переживала, но через день-два сно­ва шла: надо. Мы не должны забывать об этой величайшей жертве, принесенной женщинами на алтарь Победы!

«Фашисты преступили все законы человеческие и потому сами оказались вне закона», — писал Б. Васильев, но «человек не хотел забыть в себе человека». Мне очень запомнился рассказ санинст­руктора Тамары Умнягиной, который как нельзя лучше говорит о милосердии наших женщин. Сталинград. Самые, самые бои. Тама­ра тащила двух раненых (по очереди), и вдруг, когда дым немного рассеялся, она, к своему ужасу, обнаружила, что тащит одного на­шего танкиста и одного немца. Санинструктор прекрасно знала, что если она оставит немца, то он буквально через несколько часов умрет от потери крови. И она продолжала тащить их обоих... Сей­час, когда Тамара Степановна вспоминает этот случай, не перестает себе удивляться. «Я — врач, я — женщина... И я жизнь спасла» — вот так просто и незамысловато она объясняет свой, я бы сказала, героический поступок. И нам остается лишь восхищаться этими де­вушками, которые прошли весь ад войны и не «зачерствели ду­шой», остались такими человечными! Разве это не подвиг?! Кто-то из великих сказал, что «тот, кто врага не добьет, — победитель вдвойне». Да, эта нравственная победа — самая великая наша побе­да в эту страшную войну.

В своей книге «У войны не женское лицо» С. Алексиевич собра­ла свидетельства живых. А у Б. Васильева в повести «А зори здесь тихие,..» все пять девушек погибают, но выполняют задание: не­мцы не прошли. И хотя их бой с фашистами был всего лишь «мест­ного значения», но именно благодаря таким людям и складывалась Великая Победа. А ведь эти девушки могли выйти замуж, «наро­жать ребятишек, а те бы внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки», «маленькой ниточки в бесконечной пряже челове­чества...».

Закончить свое сочинение мне бы хотелось словами из книги

229


С. Алексиевич: «В одном из писем Николая Рериха, написанном в маеиюне 1945 года и хранящемся в фонде славянского антифа­шистского комитета... есть такое место: «Оксфордский словарь уза­конил некоторые русские слова, принятые теперь в мире... Следо­вало добавить еще одно слово — непереводимое, многозначительное русское слово «подвиг». Как это ни странно, но ни один европей­ский язык не имеет слова хотя бы приблизительного значения...» Если когда-нибудь в языки мира войдет это слово, в том будет доля и совершенного в годы войны советской женщиной!

НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ВОЕННОЙ ПРОЗЫ

Смелый к победе стремится, Смелым — дорога вперед. Смелого пуля боится, Смелого штык не берет.

А. Сурков

Война... Страшное, как сама смерть, слово. Даже страшнее, ес­ли помнить, что смерть для каждого человека — естественное, не- ' избежное окончание жизни, а война — ужасающее бедствие, вызы­ваемое злой волей людей. Пятьдесят лет миновало с тех пор, как умолкли громы Великой Отечественной войны, а народ наш не пе­рестает оплакивать потерю. Нет в нашей стране ни одной семьи, из которой бы война не унесла чью-то жизнь или не искалечила кого-то пулями и осколками. Невозможно забыть это:

Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем, Так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, Никто не забыт и ничто не забыто...

Эти скорбные и торжественные слова высечены на мемориаль­ной плите в Ленинграде.

Война советских людей с фашистскими агрессорами была одно­временно и борьбой идей. Выдающуюся роль сыграла в годы войны советская литература. Она стала литературой одной темы — темы войны, темы Родины.

Уже в первые дни войны в «Правде» печатается очерк М. Шоло­хова «На Дону». С этого момента очерки и публицистические ста­тьи стали преобладающими жанрами в его творчестве. Автор пока­зывает нравственное превосходство советских людей над врагом, рисует образ не сломленного страданиями человека, сохранившего то, что делает его непобедимым, — живую душу, способность ясно мыслить, остро чувствовать и наблюдать. «Наука ненависти» М. Шолохова — это реальная история одного фронтовика, с кото­рым свел его случай. Писатель не пожелал замыкаться в рамки част­ной судьбы — он создал произведение, в котором художественно обобщил нравственный опыт народа и суровые уроки военного ли­холетья, раздумья самого писателя о русских людях, вызвавших восхищение всех честных людей земли своей стойкостью и мужест­вом, красотой и величием души. Нелегко далась «наука ненавис­ти» герою рассказа лейтенанту Герасимову. Закаленный в боях,

230


вкусивший полную меру страдании, он спокойно и сдержанно де­лится своими мыслями с собеседником: «На таком оселке, как вой­на, все чувства отлично оттачиваются». От его слов веет силой и спокойствием, в них таится опыт народа, испытавшего тяготы вой­ны. Герасимов не только себя имеет в виду, но и «всех нас», когда говорит о ненависти к фашистам и о любви к Родине.

Проблема героизма во время войны также является решающей, главной в творчестве писателя В. Быкова. Смелость, отвага, презре­ние к смерти — вот те основные качества, которыми определяется достоинство воина. В повестях Василя Быкова «Журавлиный крик», «Фронтовая страница» мы не увидим ни грандиозных тан­ковых сражений, ни решающих операций. Свое внимание он уде­ляет внутреннему миру человека на войне, стремясь правдиво и ху­дожественно верно показать величие духа людей, истоки их бес­примерного героизма. Автор от повести к повести возвращается к волнующим его мыслям, развивая их и углубляя, и продвигаясь, таким образом, все дальше и дальше в решении центральной для всего его творчества проблемы — проблемы героизма. Героика у В. Быкова отличается от тех устоявшихся представлений, которые, к сожалению, свойственны поверхностному пониманию подвига. Героизм у автора начисто лишен внешнего блеска, эффектной кра­сивости, «героического» ореола. Писателя интересует «душа» по­двига — нравственность. Не просто выстоять и победить, но высто­ять, победить и остаться в этой жестокой, нечеловечески трудной борьбе человеком, противопоставив фашизму и его исполнителям, которых Гитлер освободил от совести, человечности и даже элемен-' тарной житейской морали, не только силу оружия, но и силу убеж­денности в правоте своего дела, — вот главное для героев произве­дений В. Быкова.

Два типа жизненного поведения, истоки героизма, цена подвига и позорный финал предательства — вот главные проблемы, рас­крывающиеся через образы двух героев повести В. Быкова «Сотни­ков». В своем произведении автор высказывается прямо и недву­смысленно, показав, к чему приводит в этой жесточайшей бескомп­ромиссной борьбе, что вел с фашистами советский народ, малейшая уступка, малейший нравственный компромисс, малейшее отступле­ние от нравственных норм нашего общества. Рыбак — смелый бо­ец, когда за его спиной стоят свои. Оказавшись же один на один с врагом, он идет на предательство и убийство своего товарища.

Сотников — скромный, незаметный человек, без всяких внеш­них признаков героя, необыкновенной личности. Раненный, боль­ной, изуродованный, он в минуту решительного выбора оказался сильнее Рыбака. Трагической силе обстоятельств он противопоста­вил свою волю, нравственную бескомпромиссность, оставаясь в са­мых нечеловеческих условиях человеком. Сотников гибнет. Он — герой. Ибо смерть его — это пример для тех людей, что собрались у места казни. Пример мужества, стойкости, самоотверженности в борьбе с врагом. Пример человеческого достоинства. Он не разгро­мил врага, но остался человеком. Его стойкость выглядит как по­двиг в глазах тех нескольких десятков людей, которые явились

231


свидетелями его последних минут и на чьих глазах искал свой путь к спасению Рыбак. Каждый сделал свой выбор.

Сделал свой выбор и партизан Левчук, герой повести «Волчья стая», с риском для собственной жизни спасающий от «хищной» стаи карателей чужого ребенка и в жестокой борьбе с фашистами утверждающий себя в высоком звании Человека. В «Волчьей стае», воскрешая еще одну страницу героической борьбы народных мсти­телей в тылу врага, В. Быков, как и в предыдущих своих произве­дениях, стремится показать те нравственные компоненты духовно­го мира человека, те грани характера, те тончайшие движения ду­ши, которые в конечном счете предопределят его поведение в той или иной ситуации, обусловливают силу и слабость, героизм или предательство в тяжелейшую минуту испытаний. В образах своих героев В. Быков показал простых советских людей, на плечи кото­рых всей тяжестью легли события Великой Отечественной войны и которые стойко и мужественно вынесли все выпавшие на их долю испытания.

У подвига есть удивительное, счастливое свойство: он дарит осо­бые часы, мысли и воспоминания человечеству, часы, которые с не­бывалой силой обнажают братство людей и преступную бессмыс­ленность захватнических войн.

ПРАВДА О ВОЙНЕ

Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день идет за них на бой.

И. В. Гете. «Фауст»

Великая Отечественная война — тяжелейшее испытание, вы­павшее на долю русского народа. Это самый трагический период российской истории. Именно в такие тяжелые моменты проявляют­ся лучшие человеческие качества. То, что люди смогли с честью выдержать это испытание, не уронить своего достоинства, защи­тить свою Родину, своих детей, — величайший подвиг. Способ­ность к совершению подвига — самое важное качество настоящего человека. Чтобы совершить его, нужно, прежде всего, забыть о себе и думать о других, забыть о смерти и страхе смерти, бросить вызов природе своим отречением от свойственной всему живому жажды жизни. Поэтому одной из важнейших тем нашей литературы явля­ется тема подвига человека на войне. Многие писатели сами про­шли трудный солдатский путь, многие из них были свидетелями великой трагедии и великого подвига. Не оставляют равнодушны­ми произведения К. Симонова, В. Быкова, В. Некрасова, Б. Васи­льева, Г. Бакланова и многих других писателей. Каждый писатель по-разному пытается понять, что позволяет человеку совершить по­двиг, где нравственные истоки этого поступка.

Василь Быков. Повесть «Сотников». Зима 1942 года... Парти­занский отряд, обремененный женщинами, детьми, ранеными, окружен. На задание отправляются двое — Сотников и Рыбак. Ры­бак — один из лучших солдат в партизанском отряде. Его практи­ческая хватка, умение приспособиться к любым обстоятельствам

232


жизни оказываются бесценными. Его противоположность — Сотни­ков. Скромный, незаметный человек, без явных внешних призна­ков героя, бывший учитель. Почему, будучи слабым, больным, он пошел на ответственное задание? «Почему они, а не я должен идти, какое я имею право отказываться? & — так думает Сотников перед уходом на задание. Когда Сотников и Рыбак попадают в плен, тог­да проявляются по-настоящему их моральные качества. Ничто не говорило о том, что крепкий и здоровый Рыбак струсит и станет предателем. А измученный болезнью, ранением, побоями Сотников до последней минуты будет держаться мужественно и примет смерть без слабости и страха. «Я партизан... — не очень громко сказал Сотников. — Остальное ни при чем. Берите одного меня».

Истоками его мужества являются высокая нравственность, убежденность в правоте своего дела, поэтому ему не стыдно было смотреть в глаза мальчика. «Вот и все кончено. Напоследок он оты­скал взглядом застывший стебелек мальчишки в буденовке».

В повести В. Быкова нет абстрактного человека. В одном случае страх смерти уничтожает в человеке все человеческое, как это про­изошло с Рыбаком; в других случаях в тех же обстоятельствах че­ловек преодолевает страх и выпрямляется во весь свой нравствен­ный рост. Такими показали себя и Сотников, и староста Петр, и крестьянка Дёмчиха.

Война — это всегда тяжелое время в жизни людей, но больше всего своей тяжестью она давит на плечи женщины. Во время Ве­ликой Отечественной войны женщины бросили вызов природе, от­казавшись от «женской» жизни и начав жить не свойственной им «мужской».

В своем произведении «У войны не женское лицо» С. Алексие-вич описывает героинь Великой Отечественной, именитых и безве­стных, благодаря которым мы сейчас живем. Они заслонили потом­ков от врага, положив на алтарь Победы все: свою жизнь, свое сча­стье — все, что у них было.

Женщина-снайпер... Сочетание противоестественное. Было сложно переступить черту между жизнью и смертью и убивать во имя жизни.

Вспоминает снайпер Мария Ивановна Морозова: «Наши развед­ чики взяли одного немецкого офицера, и он был крайне удивлен, что в его расположении выбито много солдат и все ранения только в голову. Простой, говорит, стрелок не может сделать столько по­паданий в голову. «Покажите, — попросил, — мне этого стрелка, который столько моих солдат убил, я большое пополнение полу­чил, и каждый день до десяти человек выбывало». Командир полка говорит: «К сожалению, не могу показать, это девушка-снайпер, но она погибла». Это была Саша Шляхова. Она погибла в снайперском поединке. И что ее подвело — это красный шарф. А красный шарф на снегу заметен, демаскировка. И вот когда немецкий офицер услышал, что это была девушка, он голову опустил, не знал, что сказать...»

Бессмертный подвиг во время войны совершили врачи, оказы­вая помощь миллионам раненых, помогая людям, не щадя себя, своих сил, своей жизни.

233


Вспоминает Екатерина Михайловна Рабчаева, санинструктор:

«Первого раненого тащила, у самой ноги подкашивались. Тащу и шепчу: «Хотя б не помер... Хотя б не помер...» Перевязываю его, и плачу, и что-то говорю ему, жалко...»

«Раненых нам доставляли прямо с поля боя. Один раз двести че­ловек раненых в сарае, а я одна. Вот не помню, где это было... В какой деревне... Столько лет прошло... Помню, что четыре дня я не спала, не присела, каждый кричал: «Сестра... сестричка... помоги, миленькая!..» Я бегала от одного к другому, и тут же уснула. Про­снулась от крика, командир, молоденький лейтенант, тоже ранен­ный, приподнялся на здоровый бок и кричал: «Молчать! Молчать, я приказываю!» Он понял, что я без сил, а все зовут, им больно: «Сестра... сестричка...» Я как вскочила, как побежала — не знаю куда, чего... И тогда я первый раз, как пришла на фронт, заплака­ла...»

Книга «У войны не женское лицо» заканчивается призывом: «Поклонимся ей, до самой земли. Ее великому Милосердию». Это призыв к нам — молодым,

Очень много подвигов совершено в войну, но достаточно прочи­тать повесть Б. Васильева «В списках не значился», чтобы начать понимать истоки этого героизма, которые исходили из беззаветной любви к Родине.

Это произведение о том, какой путь зрелости проходит за корот­кий срок обороны Брестской крепости девятнадцатилетний лейте­нант Николай Плужников. Только что Николай окончил военное училище. По своей просьбе он получил назначение в одну из частей Особого Западного округа командиром взвода. Поздно ночью 21 июня 1941 года он прибывает в крепость, намереваясь утром явиться к командиру, чтобы зачислиться в списки и приступить к обязанностям. Но началась война, и Плужников так и остался вне списка. Отсюда и название повести. Но главное — это показ героиз­ма и внутренней красоты наших воинов.

После трех первых дней яростных боев «дни и ночи обороны крепости слились в одну единую цепь вылазок и бомбежек, атак, обстрелов, блужданий по подземельям, коротких схваток с врагом и коротких, похожих на обмороки, минут забытья. И постоянного изнуряющего, не проходящего даже во сне желания жить».

Когда немцам удалось ворваться в крепость и разорвать ее обо­рону на отдельные, изолированные очаги сопротивления, они стали превращать крепость в развалины. Но ночью развалины оживали вновь. «Израненные, опаленные, измотанные поднимались из-под кирпичей, выползали из подвалов и в штыковых атаках уничтожа­ли тех, кто рисковал остаться на ночь. И немцы боялись ночей».

Когда в конце Плужников остается единственным защитником крепости, он продолжает сражаться в одиночку. Даже когда его за­жали в ловушку, он не сдался и вышел лишь тогда, когда узнал, что немцы были разбиты под Москвой. «Теперь я должен выйти и в последний раз посмотреть им в глаза». Он прячет боевое знамя, чтобы оно не досталось врагам. Он говорит: «Крепость не пала: она просто истекла кровью».

Людей, которые погибли при обороне Брестской крепости, назы-

234


вают героями из героев, которые, оставшись в окружении, не зная, жива ли страна, боролись с врагом до последнего.

История войны полна фактов мужества и самоотверженности миллионов людей, беззаветно защищавших свою Родину. Одержать победу в войне могут лишь люди, обладающие сильным духом, имеющие твердые убеждения, готовые идти за них на смерть. Во время войны проявились все эти качества русского народа, его го­товность совершать подвиги во имя свободы. Возвращаясь к словам Гете, можно заключить, что каждый день войны был битвой за жизнь и свободу. Победа, с таким трудом завоеванная русским на­родом, была достойной наградой за все, совершенное им.

ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ВОЕННОЙ ЛИРИКИ

Его зарыли в шар земной, А был он лишь солдат, Всего, друзья, солдат простой, Без званий и наград... Давным-давно окончен бой...

С. Орлов

Великая Отечественная война... Она унесла миллионы жизней, обернулась трагедией для каждой третьей семьи. Да, мы вырвали победу у врага! Трудно подобрать какое-либо иное слово. Мы имен­но вырвали победу, она далась нам дорогой ценой, ценой целого по­коления. Что же чувствовали те, кто прямо со школьной скамьи попал в самое пекло боя, совсем еще юные, неопытные?

Важно с девочками простились, На ходу целовали мать, Во все новое нарядились,

Как в солдатики шли играть.

Ни плохих, ни хороших, ни средних...

Где ни первых нет, ни последних...


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 196; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!