Хотя Сам Иисус не крестил, а лишь ученики Его, — 5 страница



8. Первосвященник говорит: "Да, Господи, ради высшего человек тоже должен отважиться на высшее! Желающий насладиться видом с высокой горы должен прежде согласиться на трудное и утомительное восхождение. Прежде чем пожнёшь, надо сначала вспахать и посеять. Знающий о том, что он может получить какую-то прибыль, должен прежде на что-то решиться. А кто не решится ни на что из боязни, что прибыли не будет, тот не сможет никогда получить какую-нибудь прибыль. Посему, о Господи, если Ты сообщишь нам о путях Твоих, то нам и не трудно будет достичь того, о чём Ты сейчас возвестил, то есть чтобы стать совершенным, как совершенен Отец на Небесах!"

9. Я говорю: "Конечно, и Я ещё добавлю: иго Моё - благо и бремя Моё - легко! А людям до сих пор приходилось нести тяжёлые ноши; и они ничего не могли добиться. Вопрос теперь в том, какова будет их вера, когда привычное, тяжёлое старое им надо будет поменять на необычно лёгкое новое. Не скажут ли они, в конце концов: "Если мы путём тяжёлых усилий и трудов ничего не достигли, чего мы достигнем с усилием детей, с каким они играют в свои игры?"

10. Я говорю им: вам придётся совлечь с себя старого человека, как старую одежду и облечься в совершенно нового человека! Правда, вначале он будет неудобным. Но кто из-за такой мелочи не даст загнать себя в привычное старое и примирится с маленьким неудобством, тот достигнет того совершенства, о котором Я говорю вам.

11. Ну, а теперь приготовьтесь все: сейчас Я отправлюсь в небольшое путешествие на гору. Кто желает идти со Мной, пусть идёт. А ты, Матфей, иди и принеси свои письменные принадлежности! Но возвращайся поскорее, ибо Я уже готов идти!"

12. Матфей говорит: "Господи, Ты же знаешь, как сильно я хочу следовать за Тобой! Но если я пойду сейчас домой, туда, где я, как мытарь и писец, состою на жаловании и службе у римлян, работая на главном шлагбауме перед городом, то для меня, как всегда, найдётся много работы. И римская стража не отпустит меня раньше, чем я выполню всю работу. Поэтому для меня было бы лучше получить достаточно письменных принадлежностей здесь. А вечером я принёс бы свои принадлежности, которых, как я уже говорил, хватит на полных два дня. Ведь я не получаю от римлян письменных принадлежностей больше, чем на три дня вперёд, и почти всегда я их расходую".

13. Я говорю: "Друг Мой, делай всегда только то, что Я тебе говорю; и у тебя всё хорошо обойдётся! Иди же сейчас, как Я тебе сказал. И ты не найдёшь никакой работы, и никто не будет тебя ожидать у шлагбаума. Возьми ещё других своих писцов, чтобы Слово Моё было размножено!" Матфей говорит: "Ну, если так, то я пойду!"

14. После этого мытарь Матфей идёт и действительно находит у себя всё так, как Я предсказал ему. Вскоре он возвращается с тремя писцами; и мы все отправляемся на гору Гаризим. И когда через час пути мы добрались до горы, первосвященник спрашивает Меня, должен ли он подняться наверх и открыть древний Дом Божий.

15. Но Я показываю ему на местность и многих людей, пришедших за нами, и говорю: "Смотри, друг, вот древнейший и самый настоящий Дом Божий! Но он очень запущенный, посему Я хочу его вновь поднять, как Я поднял дом Ирхаиль! А для этого не нужен древний дом, достаточно этой местности у подножия горы. К тому же здесь много скамеек и столов, которые хорошо послужат писцам. Итак, откройте свои уши, глаза и сердца и приготовьтесь; ибо пред очами вашими произойдёт сейчас то, что предсказал пророк Исайя!"

16. Матфей говорит: "Господи, мы готовы слушать Тебя!"

17. И вот начинается известная Нагорная Проповедь, которую можно прочесть у Матфея в главах 5,6,7. Но эта проповедь длилась около трёх часов, ибо на сей раз Я говорил медленно ради писцов.

 

 

                                         Глава 40

В Сихари. Критика Нагорной Проповеди тогдашними священниками.
Чистосердечный первосвященник обращается к Господу с продолжением
критики Нагорной Проповеди.
Его наставление о том, что брать следует не образ, а дух Его слов!

 

1. Когда закончилась проповедь, многие ужаснулись, и особенно священники. Некоторые из них сказали: "Кто тут может спастись?! Мы, книжники, тоже проповедуем верно и справедливо о том, как когда-то с горы Моисей возвестил народу Закон! Но всё это - роса и лёгкое вечернее дуновение в сравнении с этим строгим Учением и сильнейшей проповедью. Вряд ли возможно что-то возразить против такого Учения, но уж очень оно резкое; и человеку будет трудно исполнить его.

2. Кто сможет полюбить врага, благотворить человеку, делающему зло? Кто сможет благословлять тех, кто ненавидит и злословит тебя?! И при этом я не должен отвращаться от того, кто хочет занять у меня, закрывать уши и сердце своё от слов его, если даже ясно вижу, что просящий в долг никогда не сможет мне вернуть его? Ах, да ведь это нелепость! Если об этом узнают лентяи и бездельники, то не придут ли они к людям имущим и не будут ли занимать у них до тех пор, пока те будут что-то иметь?! Если они таким способом, (а ведь нет ничего легче, чем это), отдадут всё в долг нищим, которые никогда не смогут вернуть взятое, и, в конце концов, ничего не будут больше иметь, - то спрашивается, кто же потом будет работать и у кого тогда нищие будут занимать?!

3. Слишком очевидно, что при соблюдении этого учения, построенного против природы человеческого устройства, мир за короткое время превратится в пустыню. А если мир будет пустыней, откуда тогда люди получат образование? Ведь все учебные заведения неизбежно прекратят существование; и никто не будет иметь возможности для их основания и содержания.

4. Посему это учение ни в коем случае не годится! Плохие люди и враги добрых людей и их добрых дел должны быть наказаны. И человек, дающий мне пощёчину, должен, по меньшей мере, получить обратно две увесистые пощёчины, чтобы впредь у него пропало всякое желание вновь наградить меня пощёчиной! Распутный должник должен быть заключен в трудовую тюрьму. Он должен научиться работать и руками своими, как трудящийся человек, зарабатывать свой хлеб. А совсем нищий пусть просит милостыню, и ему не откажут! Это - старый, но добрый закон, под которым только и может существовать человеческое общество. А эти законы, данные якобы Христом, слишком непрактичны для человеческой жизни и потому не могут быть приняты.

5. Я не хочу говорить ничего обо всём остальном, как бы бессмысленно оно ни звучало. Но предложенное самоуродование при возможных соблазнах через собственные члены, и к тому же явно рекомендуемая праздность, согласно которой никто ни о чём не должен заботиться, кроме, как только постоянно искать Царство Божие, а всё остальное якобы дастся свыше?! Стоит нам это дело подвергнуть испытанию в течение нескольких месяцев, и люди не будут ни к чему прикасаться, не будут работать. И тогда уж выяснится, заплывут ли к ним в рот жареные рыбы!

6. А насколько глупо, наконец, рекомендуемое уродование себя при соблазне членов! Позволим кому-нибудь острым топором в правой руке отсечь и выбросить левую руку свою - и что он будет делать, если после этого соблазнит его правая рука? Как он тогда отсечёт её, как вырвет глаза и, наконец, как без рук отсечёт ноги, могущие соблазнить его?! Ах, что это за учение?! Оно даже для крокодила слишком плохое, не говоря уже о человеке! Стоит сопоставить последствия - и вам станет ясно, как день, что это учение не может быть не чем иным, как следствием старо-иудейского фанатизма.

7. И если бы пришли все ангелы с Небес и учили людей таким путям достижения Вечной Жизни и применять такие средства для обретения Небес, - то таких учителей следует с треском прогнать из мира. Пусть они сами забавляются своими глупыми небесами! Сплошная непоследовательность! "Зуб за зуб" и "око за око" Он находит несправедливым и жестоким, проповедует величайшую кротость и терпимость, даже всем ворам открывает ворота. Ведь Он говорит: "Кто захочет взять у тебя рубашку, отдай ему в придачу ещё и пальто!" Хорошее учение! И люди сами должны вырывать свои глаза и отсекать руки и ноги! Кто из вас слышал когда-нибудь большую бессмыслицу?!"

8. Тут священник подходит ко Мне поближе и говорит: "Учитель! Дела Твои свидетельствуют о том, что Ты способен на большее, чем обычный человек. Если Ты можешь как-то правильно размышлять, в чём я не сомневаюсь, (ибо я видел, как Ты очень мудро говорил в доме Ирхаиль), то откажись от некоторых крайне нежизненных тезисов учения в Твоей проповеди! Иначе мы, несмотря на все Твои весьма достойные Мессии дела, будем вынуждены принять Тебя за фанатично обученного в какой-нибудь древнеегипетской школе колдуна и прогнать Тебя как чистейшего лжемессию.

9. Рассмотри внимательней сильное учение Своё, и Ты Сам поймёшь, что учение Твоё совершено неприменимо для достижения Вечной Жизни, и никем не может быть когда-либо исполнено. Ведь если кто-то будет таким образом заслуживать Небеса, то он бросит Небеса! Лучше никогда не родиться, чем так заслуживать Небеса, в которые он может войти лишь искалеченным! Но скажи мне совершенно откровенно, видишь ли Ты это, или учение Твоё действительно истинное для Тебя?"

10. Я говорю: " Ты же - первосвященник, но ты слеп больше, чем крот под землёй. Что же остаётся думать и ожидать от остальных?! Я дал вам здесь образы, а вы глотаете только свою материю, которая грозится вас задушить. А о духе, которого Я вложил в эти образы, похоже, вы не имеете никакого представления.

11. Поверь Мне, как вы считаете себя мудрыми, так же мудры и мы. И мы очень хорошо знаем, может ли и должен ли человек калечить себя, чтобы обрести Жизнь Вечную! Но мы знаем также, что вы не понимаете и ещё долго не будете понимать Духа этого Учения! Поэтому мы не заберём обратно слова Свои. У тебя тоже есть уши, но они не слышат правое. У тебя есть и глаза, но они тоже духовно слепые. И ты с открытыми ушами и глазами всё же ничего не видишь и не слышишь!"

 

 

                                                   Глава 41

 

В Сихари. Дальнейшая критика от разума первосвященника
по поводу жестокого Учения Господа.
Хорошая притча о закрытом кувшине воды и жаждущем человеке.
Практичный жизненный ум человека разума.
Терпение Господа к словоохотливому священнику, который ещё раз
критикует кажущиеся ему безрассудными пункты Нагорной Проповеди.
Господь направляет его для разъяснения к Нафанаилу.

 

1. Первосвященник говорит: "Да, да, наверно, Ты прав в этом. Ибо я хочу, но пока действительно не могу справиться с тем, что тут есть духовное, как и что скрывается за этим духовным в представленных образах Твоего Учения. Но всё же Ты должен согласиться со мной в том, что если я даю, например, кому-то учение и хочу, чтобы оно было понятным и мои ученики исполняли его, - то я неизбежно должен представить своё учение так, чтобы ученики мои рассматривали его в истинном духе. Если я знаю, что ученик мой понял учение моё всецело по духу внутренней истины, то тогда я с полным правом могу требовать от него, дабы он стал его исполнителем.

2. А если бы я кому-то дал учение в таких образах, когда его, в сущности, невозможно соблюдать, и если бы ученик спросил меня и сказал: "Что это? Как я могу лишить себя жизни, чтобы обрести Жизнь? Как я могу убить себя и потом, будучи мёртвым, получить из смерти новую, даже Вечную Жизнь?", — то тогда я сказал бы ему: "Смотри, друг, ты должен понимать и принимать это вот так! Посмотри, между данными тебе образами и содержащейся в них  истиной существует вот такое духовное соответствие; и, согласно этому соответствию, а не внешнему образу, ты должен устраивать свою жизнь!"

3. Видишь, Учитель, тогда ученик поймёт меня. И тогда я могу, как я уже говорил, с полным правом требовать от него, чтобы он по духу истины исполнил учение моё. Но могу ли я, будучи не глупцом, требовать того, чтобы жестокий образ моего учения он поднял до исполнения? И если бы я серьёзно потребовал этого от моего ученика, то я перед всеми мыслящими людьми произвёл бы впечатление того, кто в хорошо закрытом кувшине носит воду. Когда подходит к нему жаждущий и просит дать ему пить, то водонос ему тотчас протянул бы закрытый кувшин и сказал: "Вот тебе кувшин — пей!" Тот пытался бы пить, но не нашёл бы отверстия и спросил водоноса: "Как я могу пить из него? Ведь кувшин закрыт со всех сторон?" А водонос сказал бы ему: "Если ты слеп и не можешь найти отверстие, то проглатывай тогда весь кувшин, так ты проглотишь и воду!"

4. Скажи мне, милый и мудрый, впрочем, Учитель, что должен сказать жаждущий такому водоносу?! Я думаю, что жаждущий тут имеет полнейшее право назвать такого водоноса дураком.

5. Я не хочу из-за этого называть Тебя дураком. Но если Ты говоришь, что мы из-за нашей духовной слепоты и глухоты не можем увидеть и понять Духа Твоего учения, то учение Твоё всё же подобно воде в закрытом кувшине, который жаждущий должен действительно проглотить вместе с водой. Такое требование может выдвинуть только сбежавший из дурдома пророк! Принимай это дело, как хочешь! Пока Ты к Своему учению, которое в некоторых отдельных положениях содержит много доброго и истинного, не добавишь достаточного пояснения, я и многие более умно думающие остаёмся при этом высказанном мнении! Ты никогда не дождёшься того, чтобы  мы сейчас же по Твоему учению начали отсекать себе руки и ноги и вырывать глаза! Мы будем так же, как и прежде, работать и в поте лица своего зарабатывать свой хлеб. И если кто лукаво приступит к нам, тот не избежит справедливого наказания!

6. И вору, укравшему нашу рубашку, мы не дадим бесплатно пальто. Мы схватим вора и бросим его в тюрьму, где ему будет предоставлено достаточно времени, чтобы осознать свой плохой поступок и улучшить свою жизнь! Если Ты - истинно исшедший от Бога Мудрец, то Ты должен быть пронизан святой необходимостью сохранения Закона Моисея, Самим Богом при молнии и громе оглашённого израильтянам в пустыне! А если Ты Своим учением желаешь нарушить Закон, то смотри, как Ты справишься с Иеговой!"

7. Я говорю: "Думаю, что Податель Закона свободен издать Закон и даже исполнить его по духу и истине или вовсе устранить его при определённых условиях!"

8. Первосвященник говорит: "Это звучит очень странно из уст Твоих! Сегодня утром я бы славил такое слово из уст Твоих, ведь мне воистину казалось, что Ты - действительно есть Обещанный! Но после изложения Твоего учения Ты стал для меня сумасшедшим, желающим угостить нас своими навязчивыми идеями как мудростью обещанного Мессии. Посему лучше скажи сейчас, поясни своё жёсткое учение, которое без достаточного объяснения ни один человек не сможет когда-нибудь понять и действовать по нему!"

9. Я говорю: "Так, говори же, что так сильно смущает тебя в Моём

Учении, и Я разъясню тебе!"

 

10. Первосвященник сказал: "Я уже несколько раз говорил Тебе об этом. Но для того чтобы Ты видел, что я справедлив и воздержан, говорю Тебе: все остальные пункты Твоего учения я нахожу хорошими и мудрыми для исполнения, но я не могу принять вырывание глаз и отсечение рук и ног! Подумай только Сам, возможно ли вырвать себе глаз! Разве человек, сам себе отсекающий руку или ногу, не истечёт вскоре кровью и не умрёт? А если он мёртв, то какие плоды исправления он сможет тогда принести?

11. Смотри, это - самый нежизненный пункт Твоего учения; и его невозможно когда-то разумно исполнить! А если и найдутся какие-то дураки, которые исполнят это учение, то они явно от этого не исправятся. Ибо если кто-то лишается при этом жизни, то он уже не восхвалит Бога за мучения, в которые ввергло его якобы Божье учение. А если он умрёт, что, скорее всего, можно предположить, то я спрошу вместе с Давидом: "Господи, кто будет хвалить Тебя в смерти, кто во гробе будет славить Тебя?!" Итак, по крайней мере, этот пункт поясни нам более отчётливо. Всё остальное мы примем, как поднятое до высочайшей вершины человеколюбивое учение!"

12. И Я сказал: "Ну, хорошо! Твоё желание справедливо. И Я скажу тебе: "Среди всех священников ты - самый мудрейший после Самуила, поскольку у тебя доброе сердце. В корне ты не отвергаешь Моё Учение, ты хочешь только освящения его. Посему Я дам тебе ответ. Но не из Моих уст. Свет будет дан тебе из уст одного из Моих учеников! Посему обратись к одному из Моих учеников, и тебе станет ясно, что Моё Учение уже сейчас, без разъяснения Моего, понятно людям!"

 

 

                                                      Глава 42

В Сихари. Ясное, резкое освещение Нафанаилом пункта Нагорной Проповеди, служащего соблазном
для разумного человека.
Призвание Мессии — говорить притчами. Соответствие природного духовному.
Путь к пониманию духовного. Отличие Божественного Слова от человеческого.
Цель испытаний в жизни во плоти. Пояснённые указания для жизни.
Опасность любви к миру. Замечание критику.

 

1. Тут первосвященник обращается к Нафанаилу и говорит ему: "По указанию вашего Учителя я обращаюсь к тебе. Объясни мне только самый жёсткий пункт учения вашего Учителя! Но прошу тебя, только ясными, чистыми словами! Ибо сплошным туманом никакая комната не осветится! Итак, говори!"

2. Говорит Нафанаил: "Неужели у вас так сильно притуплённые сердца (души), что такое ясное Учение вы не можете понять в его истинном смысле? Разве почти все пророки не предсказывали, что Христос откроет уста Свои и будет говорить с людьми только в притчах?"

3. Первосвященник говорит: "Да, ты прав: написано так ".

4. Нафанаил говорит дальше: "Ну, хорошо, если ты знаешь об этом как сведущий в Писании, то почему ты ругаешь Господа дураком? Он, согласно Писанию, открывает уста Свои в притчах, для понимания которых ты можешь попросить у Господа света. Но ты не должен ругать Господа, если Его речь в притчах тебе не понятна и ты ничего не понимаешь в вещах Божьих?!

5. Смотри, природные вещи имеют свой порядок и могут существовать только в этом свойственном им порядке. Вещи духовные тоже имеют свой особенный порядок и вне этого порядка не могут существовать, не могут быть представлены и высказаны. Но между природными вещами и вещами духовными, поскольку первые произошли из последних, есть и существует точное соответствие, которое лучше всех известно, конечно, только одному Господу.

6. Когда Господь сообщает чисто духовное нам, находящимся ещё в жёстком порядке природности, Он может совершить это только посредством образов соответствия, положенных в притчу. Но для того чтобы верно понимать их, мы должны стремиться пробудить свой дух соблюдением Божественных заповедей. Только пробудившись, мы сможем понять всё то, что открывал нам Господь в этих соответствующих образах; и именно этим Его вечно Божественное Слово отличается от нашего человеческого.

7. Ну, а теперь обрати внимание! То, что для природного человека является глазом, для духа есть способность созерцания Божественных и небесных вещей, единственно подходящих для естества духа для его блаженнейшего вечного бытия.

8. Но дух, вследствие необходимейшего Божественного Порядка, должен быть на определённое время погружен в материю этого мира, чтобы стать твёрдым в свободе своей и почти полностью независимым от Бога, без чего он никогда не смог бы увидеть Бога и тем более существовать в Боге, рядом с Богом и при Боге. (Именно в материи дух созревает и укрепляется в свободе и независимости от Бога. Однако он пребывет в неизбежной опасности быть поглощённым и убитым самой материей. И пробуждение из этой смерти к жизни в Боге должно быть крайне трудным и мучительным). Поэтому Господь говорит не плотскому человеку, а человеку духовному: "Если глаз тебя соблазняет, то вырви его и брось от себя. Ибо лучше тебе с одним глазом прийти на Небеса, чем с двумя — в ад!". А это означает: "Если тебя слишком прельщает свет мира, то сделай над собой усилие и отвернись от такого света, который тянет тебя в смерть материи. Как дух, откажись от пустого  созерцания мира и обратись своим взором к чисто небесным вещам! Ибо лучше тебе без земного знания войти в Царство Вечной Жизни, чем как слишком знающему в земном отношении, с одной стороны, и слишком мало сведущему в духовном, с другой стороны, быть поглощённым смертью материи!


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 148; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!