Офицер в рясе был героем-любовником 4 страница



       Говоря о Туркестане, нельзя не упомянуть об одном, весьма оригинальном, но, несомненно, благодетельном культуртрегере (нем. «носитель культуры» ldn-knigi) - этого края, великом князе Николае Кон­стантиновиче. Сосланный императором Александром III за какую-то несоответствующую его званию проделку, в Туркестан, он поселился в Ташкенте и там проводил жизнь, дававшую обильный материал для всевозможных разговоров. Великий князь жил уединенно, замкнувшись в своем, огороженном стеной, дворце, а от времени до времени удивлял своими эксцентричностями. Прибыв однажды к настоятелю Ташкентского военного собора, прот. Константину Богородицкому, он в категорической форме потребовал, чтобы его немедленно обвенчали с 17-летней гимназисткой. Прот. Богородицкий отказался исполнить просьбу, ибо великий князь состоял в браке. Великий князь ушел от него возмущенный «оказанной ему несправедливостью». 23 апреля 1914 года ген.-губернатор А. В. Самсонов рассказывал мне, что незадолго перед тем великий князь Николай Константинович вы­звал 500 человек, чтобы перемостить одну из главных ташкентских улиц, почему-то ему не понравившуюся. Чтобы предотвратить нашествие, ген. Самсонов должен был лично убедить великого князя, что этот ремонт надо отложить на некоторое время.

       И, однако, этот великий князь оказался несомнен­ным благодетелем Туркестана, когда не пожалел боль­ших средств, чтобы оросить так называемую Голодную степь, ранее бывшую бесплодной пустыней, а потом став­шую одним из благословенных уголков богатейшего Тур­кестана.

       В апреле 1914 года, будучи в Ташкенте, я сделал визит великому князю, на который он ответил немедлен­ной присылкой своей карточки. Проезжая затем через цветущую Голодную степь, я отправил ему телеграмму с выражением своего восторга перед совершенным им {40} великим делом. Вернувшись затем в Ташкент, я нашел целую папку присланных мне великим князем прекрасных акварелей, представляющих Голодную степь в ее преж­нем виде и преображенную его заботами.

       Поездку по Туркестану я представляю теперь, как какой-то волшебный сон, где мне рисовалось величественнейшее будущее этого края, неотделимое от вели­чия всей России. И только Красноводск, — конечный пункт Закаспийской железной дороги, — город на бере­гу Каспийского моря, окруженный высокими, лишенными всякой растительности, горами, в летнее жаркое время напоминал тот ад, в котором будут жариться и париться души неисправимых грешников, способствующих устрое­нию вместо рая ада на земле.

       Кавказ я проехал в 1911 и 1916 гг., когда побывал в городах Баку, Тифлисе, Кутаисе, Батуме, Александрополе, Карсе. Кавказ воспет поэтами. Он не мог не по­ражать наблюдателя несравненной красотой природы, разнообразием народностей, оригинальнейшим кавказ­ским гостеприимством, совершенно особым укладом всей кавказской жизни. Незнающий кавказских нравов и обы­чаев мог удивляться на каждом шагу.

       Прибыв в первый раз в Тифлис 2 или 3 октября 1911 г., я счел обязательным посетить все воинские ча­сти, расквартированные в этом городе. Меня неотлучно сопровождал командир кавказского корпуса, генерал А. З. Мышлаевский, бывший талантливый профессор Академии Генерального Штаба и мой сослуживец. В 17 драгунском Нижегородском полку, считавшемся Кав­казской гвардией, нас чествовали завтраком. Речи и то­сты, — это больное место кавказцев, — они для них «слаще меда и сота», — начались с первой чаши. Вы­ступил старший полковник полка князь Медиков. Он говорил о радости полка, увидевшего в своей среде про­топресвитера, молодого, энергичного, зарекомендовав­шего себя на Русско-японской войне и т. д. и т. д. Комплиментам там не было конца. «Итак, выпьем за {41} здоровье ген. Мышлаевского», — закончил свой тост полк. Медиков. — «А я-то тут причем?» — отозвался ген. Мышлаевский. И я тогда был удивлен заключением тоста. После же я узнал, что заключение было вызовом ген. Мышлаевскому, чтобы тот продолжил речь.

       В своем расцвете Кавказ не отставал от Сибири и Туркестана. С каждым годом разраставшиеся там чай­ные плантации, апельсинные, мандариновые и лимонные рощи, рисовые поля и новые, легко прививавшиеся куль­туры разных южных фруктов обещали всё большие и большие блага краю, а через него и России.

       После, во время Гражданской войны, мне пришлось познакомиться со Ставропольской губернией и Кубанской областью, землями, по библейскому выражению (Исх. III, 8), текущими медом и молоком. И та и другая пора­зили меня своим богатством: баснословное плодородие земли, множество скота, рыбы, дичи, всяких плодов зем­ных, «вина и елея» — создавали жителям их чрезвычай­ное благоденствие. Дом каждого хозяина был — чаша полная. Великолепнейшие храмы, с богатейшей утварью, драгоценными иконами и иконостасами, — были храмы, где иконостас стоил свыше 200.000 руб., — свидетель­ствовали о богатстве и щедрости жителей. Духовенство утопало в изобилии благ земных. Священник с годовым бюджетом в 10 тысяч руб. на Кубани представлял явле­ние не исключительное (A ординарный профессор Дух. Академии получал 3000 р. в год, бюджет же Новгородского священника часто не превышал 400-500 руб. в год.). Мне называли одного кубанско­го священника, который получал до 25.000 руб. в год. Такое обеспечение, однако, не способствовало ни подъ­ему духовного уровня, ни повышению работоспособности Ставропольского и Кубанского духовенства. Благоден­ствие этого края обещало возрасти еще более. Помимо с каждым годом улучшавшегося земледелия, скотовод­ства, овцеводства, виноделия — там, в Кубанской обла­сти, начала развиваться нефтяная промышленность и {42} были найдены изобиловавшие огромным количеством марганца озера. В 1919 году американцы усиленно пы­тались заарендовать эти озера, заявляя, что за них они готовы будут кормить всю Кубань.

       Стоило побывать на описанных мною выше трех окраинах и на Кубани, присмотреться к тамошним до­стижениям самых последних лет, чтобы убедиться, как быстро залечивались раны, нанесенные несчастной Рус­ско-японской войной, и как быстро неслась Россия впе­ред, развивая и умножая свои природные богатства. Бы­ла не только надежда, но и уверенность, что вскоре наша Родина станет богатейшей и счастливейшей в мире страной.

       Эта уверенность подкреплялась еще тем, что про­гресс наблюдался почти во всех областях жизни и внут­ренней России — в торговле, промышленности, земле­делии, в развитии школьного дела и, в частности, жен­ского образования.

       Кому Россия была обязана таким быстрым, всё про­грессирующим расцветом? На этот вопрос затрудняюсь ответить. Думаю, что блестящие министры последнего царствования — Столыпин, Витте, Кривошеин, Коковцов и другие — своими настойчивыми и талантливыми меро­приятиями способствовали всероссийскому прогрессу. Но было бы большой несправедливостью не отдать дол­жное и личности Императора Николая II, всегда и всей душой откликавшегося на клонившиеся к народному бла­гу разные реформы, если только эти реформы предлага­лись соответствующими министрами или иными началь­никами. Всякий начальник мог быть совершенно уверен в поддержке Императора, если только он сумеет пред­ставить ему необходимость и полезность нового начина­ния. Государь неподдельно и безгранично любил Родину, не страшился новизны и очень ценил смелые порывы вперед своих сотрудников. Это были драгоценные его, как правителя, качества, которым, к великому несчастью, не суждено было проявиться до конца и во всей силе.

 

{45}

 

III

 

Распутинщина при дворе

 

 

       Круг деятельности протопресвитера военного и мор­ского духовенства ограничивался только армией и фло­том, не простираясь на придворные сферы. Хотя и Госу­дарь и все великие князья носили военную форму, чи­слились в полках, многие из великих князей стояли во главе воинских частей или воинских учреждений и все, таким образом, были прежде всего военными, но входили они в паству протопресвитера придворного духовенства, духовные их нужды обслуживались придворным духо­венством. В частности, царская семья имела своего ду­ховника, каким обыкновенно бывал сам придворный про­топресвитер, а богослужения для нее совершались в церкви дворца, где она жила, духовенством собора Зим­него Дворца, при почти постоянном предстоятельстве придворного протопресвитера.

       В последнее время этот, исторически окрепший, по­рядок потерпел некоторые изменения.

       Летом 1910 года скончался знаменитый придворный протопресвитер Иоанн Леонтьевич Янышев, оставивший, как талантливый ректор Академии, как ученый, как бле­стящий проповедник, великую память о себе и в то же время, как протопресвитер и администратор, — плохое наследство.

       Я боюсь решать вопрос, что помешало мудрому, про­свещенному, пользовавшемуся беспримерным авторите­том и среди своих питомцев, и среди духовенства, и сре­ди иерархов, Иоанну Леонтьевичу стать таким же бле­стящим организатором-протопресвитером (1883-1910 г.), каким он был ректором СПБ Духовной Академии (1866-1883 г.). {46}

Может быть, И. Л. не придавал значения личному составу в своем ведомстве; может быть, и его великой душе не чужды были некоторые мелкие чувства, как опасение соперничества, боязнь, как бы другой талант не затмил его, или властолюбие, с которым не всегда покорно ми­рятся сильные подчиненные; и эти чувства, может быть, заслоняли от него тот ущерб для дела, который в осо­бенности должен был выявиться после ухода Иоанна Леонтьевича, своим личным величием, авторитетом и обаянием, закрывавшего от посторонних глаз пустоту и незначительность личного состава его ведомства.

       Каковы бы ни были причины факта, но факт был налицо: придворное духовенство, несмотря на прекрас­ное материальное обеспечение и все исключительные пре­имущества и выгоды своего положения, блистало отсут­ствием талантов, дарований, выдающихся в его составе лиц. В общем, может быть, никогда раньше состав его не был так слаб, как в это время: Иоанна Леонтьевича некем было заменить. Между тем, еще при его жизни по­требовались заместители; в последние годы он ослабел, ослеп. Поэтому еще при жизни своей он должен был передать другим обязанности царского духовника и за­коноучителя детей.

           

 

Вступив в должность протопресвитера, через не­сколько месяцев после смерти И. Л. Янышева, я застал придворное духовенство в таком положении.

       Заведывающим придворным духовенством был про­тоиерей, вскоре назначенный протопресвитером, Петр Афанасьевич Благовещенский. Духовником их величеств состоял протоиерей Николай Григорьевич Кедринский, а законоучителем детей — прот. Александр Петрович Васильев. Таким образом, одного Янышева заменяли трое, но и трое заменить не смогли. Скажу о каждом особо.

       Протопресвитер Благовещенский занял место Яны­шева уже будучи 80-летним старцем. Добрый и степен­ный — он никогда, однако, не выделялся из ряда {47} посредственных, теперь же он представлял развалину: еле передвигался с места на место и всё забывал: у Киевского митрополита Флавиана, например, всякий раз спрашивал, из какой он епархии. Однажды, вместо Пет­ропавловского собора, где должен был служить в высо­чайшем присутствии панихиду, заехал в Зимний Дворец и там более часу бродил по комнатам, ища неизвестно кого, а в Петропавловском соборе в это время терялись в догадках: куда же делся протопресвитер. В 1913 г., в первый день Пасхи, пока доехал до Царского Села для принесения в 12 ч. дня поздравления Государю, за­был, что утром в соборе Зимнего Дворца совершал ли­тургию и т. д. Конечно, ни о каком управлении им ведом­ством не могло быть и речи. Протопресвитером управ­ляли все, а сам протопресвитер не мог управлять и самим собою. Дело дошло до того, что однажды протопресви­тер Благовещенский поехал жаловаться Императрице Марии Феодоровне (у которой он был духовником) и Государю, что духовник — прот. Кедринский притесняет и обижает его. Те постарались его утешить.

       Прот. Н. Г. Кедринский еще при Янышеве попал в духовники по какому-то непонятному недоразумению. Хоть за ним и числились академический диплом, и стаж долгой придворной службы, на которую он попал чрез «взятие», женившись на дочери пресвитера собора Зим­него Дворца, прот. Щепина, но и академическое образо­вание и придворная служба очень слабо, почти незамет­но отразились на первобытной, не поддававшейся об­теске натуре отца Кедринского. Он представлял тип простеца, не злого по душе, но который себе на уме, довольно хитрого и недалекого.

Ни ученых трудов, ни общественных заслуг за ним не значилось. Его малораз­витость, бестактность и угловатость давали пищу беско­нечным разговорам и насмешкам. Более неудачного «цар­ского» духовника трудно было подыскать. При дворе это скоро поняли, ибо трудно было не понять его. При­дворные относились к нему с насмешкой. Царь и царица {48} терпели его. Но и их многотерпению пришел конец. Вы­сочайшим приказом от 2 февраля 1914 года отец Кедринский был смещен. Самый факт смены царского ду­ховника, хоть и подслащенный назначением смещенного на должность помощника заведующего придворным ду­ховенством, был беспримерен в прошлом и показывал, как мало отвечал своему назначению отец Кедринский. При увольнении он выпросил себе право по-прежнему пользоваться придворной каретой и был очень счастлив, когда это право за ним оставили. При первой встрече со мною, после своего увольнения, он прежде всего по­хвастался: «карету мне оставили». Рассказывали, что и с каретой у него выходили недоразумения, ибо он слиш­ком злоупотреблял своим «каретным» правом, вызывая парадную карету даже для поездок в баню.

Своим разъездам в карете, да еще в придворной, с лакеями в крас­ных ливреях, отец Кедринский придавал особое значение. Помнится, однажды, он спросил меня:

       — Ужели вы ездите на извозчике?

       — На извозчике я езжу редко, чаще в трамвае, — ответил я.

       Он сразу переменил разговор. С началом революции карету у него, конечно, отняли, и он, оставшись без ка­реты и забыв, как ездят в трамвае, в первый же месяц, садясь в трамвай, оступился, причем ему отрезало ногу.

       Прот. А. П. Васильев, родом из крестьян Смоленской губ., был учеником Татевской школы (в Смоленской губ.) знаменитого С. А. Рачинского. Курс СПБ Духовной Академии он окончил в 1893 году, но ученой степени кандидата богословия не получил. Кажется, какие-то семейные обстоятельства помешали ему написать канди­датское сочинение. Он очень долго служил в церкви Крестовоздвиженской общины сестер милосердия в Пе­тербурге, законоучительствовал в нескольких гимназиях и очень много проповедывал среди рабочих Нарвского района. До назначения ко двору, он пользовался в Пе­тербурге известностью прекрасного народного {49} проповедника дельного законоучителя и любимого духовника. Прекрасные душевные качества, доброта, отзывчивость, простота, честность, усердие к делу Божьему, приветли­вость расположили к нему и его учеников, и его па­ству. Кроме того, отцу Васильеву нельзя было отказать не только в уме, но и в известной талантливости.

       У отца Васильева была очень большая, благочести­во настроенная семья. Упоминаю о семье потому, что, как мне думается, многосемейность царского духовника очень влияла на его отношение к событиям, разверты­вавшимся при Дворе.

       В другое время и при других обстоятельствах, отец Васильев, может быть, удачно справился бы с большой задачей царского духовника (А. П. Васильев сменил Кедринского в должности царского духовника. С 1910 г. о. Васильев состоял законоучителем царских детей.). Но, к его несчастью, это была особенная пора, когда царский духовник обяза­тельно должен был выступить на борьбу с «темными силами» и, или победить их, или сойти со сцены. Это был крест отца Васильева, которого он не мог снести.

       Рядом с этими тремя официальными, ответственны­ми за духовную работу при Дворе, лицами стояло еще одно лицо, которое фактически было негласным ду­ховником и наставником в царской семье, лицо, пользо­вавшееся в ней таким бесспорным авторитетом, каким не пользовался ни талантливый, образованнейший прот. Янышев, ни все три вместе заместители его, — это был Тобольский мужик Григорий Ефимович Распутин или Новых, или, как называли его в царской семье, «отец Григорий».

       В 1915 году великий князь Николай Николаевич, тогда всемерно боровшийся с распутинским влиянием на царскую семью, однажды, сказал мне:

       — Представьте мой ужас: ведь Распутин прошел к царю чрез мой дом...

{50} История восхождения Распутина к «славе» была такова.

       В начале нашего столетия огромной популярностью в высших благочестивых кругах г. Петербурга пользо­вался инспектор СПБ Духовной Академии — архиман­дрит (1901-1909 г.), а потом

(1909-1910 г.) ее ректор — епископ Феофан (Быстров).

Большой аскет и мистик, он скоро стал известен при Дворе, где увлечение мисти­цизмом было очень сильно. Первою из высочайших особ близко познакомилась с отцом Феофаном великая кня­гиня Милица Николаевна, жена великого князя Петра Николаевича, живо интересовавшаяся всякими богослов­скими вопросами, затем вся семья великого князя Нико­лая Николаевича и, наконец, чрез них царская семья.

       Среди друзей еп. Феофана был священник Роман Медведь, почти однокурсник его по Академии, очень способный, хоть и очень своеобразный человек. Этот отец Медведь паломничал от времени до времени по монастырям, встретил в одном из них Распутина, узрел в нем Божьего человека и затем поспешил познакомить с ним еп. Феофана. Последний был очарован «духовно­стью» Григория, признал его за орган божественного от­кровения и, в свою очередь, познакомил его с великой княгиней Милицей Николаевной.

       Распутин стал посещать дом великого князя Петра Николаевича, а затем и дом его брата великого князя Николая Николаевича. Обе эти семьи в ту пору увлека­лись духовными вопросами и спиритизмом. Особенная «духовность» Распутина пришлась им по сердцу.

       Обе сестры, великие княгини(Анастасия и Милица Николаевны дочери Черногорского) короля.), были тогда в боль­шой дружбе с молодой Императрицей, еще более их ми­стически настроенной. Они ввели в царскую семью ново­го «пророка» и «чудотворца» Григория Распутина.

       Скоро «пророк» занял в царской семье такое {51} положение, что смог навсегда отстранить от нее разочаро­вавшихся в нем своих прежних покровителей: и великих княгинь и еп. Феофана.

       Чтобы разгадать секрет влияния Распутина на цар­скую семью, надо прежде всего разгадать характер Им­ператрицы, фактически во всем доминировавшей в семье и дававшей тон всему ее строю.

 

       Немка по рождению, протестантка по прежней вере, доктор философии по образованию, она таила в своей ду­ше природное влечение к истовому, в древнерусском духе, благочестию. Это настроение было как бы родовым настроением ее семьи. Ее сестра, Елисавета Феодоровна, отдала последние свои годы монашескому подвигу. Целодневно трудясь в своей обители (в Москве), ежеднев­но молясь в своей чудной церкви, она, кроме того, по воскресным дням предпринимала ночные путешествия пешком в Успенский собор к ранним богослужениям. Когда к ней приезжала погостить другая ее сестра Ире­на (жена Генриха Прусского), то и та ежедневно посе­щала наше богослужение, а по праздникам сопутство­вала сестре в ее ночных путешествиях в Успенский собор.

       «Ирена всегда говорила, — рассказывала мне вели­кая княгиня Елисавета Феодоровна, — что ничто не дает ей такого высокого наслаждения, как православное и в особенности в Успенском соборе богослужение».

       Любимым занятием великой княгини была иконо­пись. Прежде, чем приступить к написанию той или иной иконы, она, как древние наши праведные иконописцы, уединялась надолго (до двух недель) в своей моленной, находившейся рядом с алтарем церкви, и там строгим постом, молитвою и благочестивыми размышлениями подготовляла себя к работе. Написанные ею иконы отли­чались не только тщательностью отделки, но и особой духовностью, одухотворенностью.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 159; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!