СИМЕОН ДЖУГАЕЦИ—СИММЕТРИЧНОСТЬ 2 страница
н неуничтожимым свойством материи и потому не С, а движение — первичное понятие. Сужение филос. значения понятия Си — главное — трудности его применения к области нек-рых физич. явлений вызвали сомнение относительно его объективного содержания. Это послужило поводом для попыток изложения физики без использования понятия С. Однако в конце 19 в. понятие С. вновь появляется в физике, но теперь уже в иной математич. форме. Исходной точкой совр. представлений о С. является понятие взаимодействия. Появление С. непосредственно определяется взаимодействием, а именно, наличием противодействия вследствие изменения состояния взаимодейств, объектов. Т. о., С. служит характеристикой (одной пз мер) интенсивности (степени) взаимодействия материальных объектов. Хотя для характеристики этой интенсивности совр. физика использует также понятия энергии, импульса, действия, во мн. отношениях глубже и полнее отображающие взаимодействие материальных объектов, понятие С, несмотря на ограничение области его применимости и переоценку его роли, продолжает занимать важное место в структуре физич. знаний.
Лит.: Р а й н о в Т. И., К истории построения «Меха
ники без силы», «Социалистич. реконструкция и наука»,
1933, вып. 1; О в ч и н н и к о в Н. Ф., Понятия массы и
энергии в их историч. развитии и филос. значении, М., 1957;
К о н ы к Г. К., Логика развития понятия «сила» в физике,
«ВФ», 1962, >й 8; Jammer M., Concepts of force, Camb.
(Mass.), 1957. И. Ляхов. Москва.
|
|
СЙЛВА, Феррейра да Силва (Ferreira da Silva), Винсенти (p. 1916) — один из первых пропагандистов экзистенциализма в Бразилии; основатель «Независимого колледжа высших учений» п гл. ред. филос.-лит. журнала «Dialogo» («Диалог»). В своих работах С. выступает против любых филос. систем в принципе; он отрицает возможность достоверного познания действительности и развивает идеалпетич. тезис Кьеркегора «о субъективности как истине» (см. «Kierkegaard e о problema da subjectivi-dade», «Kev. Bras, filos.», 1956, v. 6, № 21). С. известен своими выступлениями против марксистской философии и социализма, к-рый приводит, по его мнению, к уничтожению личности.
СИЛЛОГИЗМ (греч. ox > X \ oyie \ i 6< z ) — форма дедуктивного умозаключения, в к-рой из двух высказываний (посылок) определ. субъектно-предикатной структуры следует новое высказывание (заключение) той же логич. структуры. С. обычно наз. категорический С, высказывания (суждения) к-рого составлены пз трех терминов, причем каждое высказывание представляет собой связь двух терминов посредством одного пз след. четырех логич. отношений: «Всякое... есть...», «Ни одно... не есть...». «Некоторое... есть...», «Некоторое... не есть...» (обозначаемых в логике соответственно буквами А, Е I , О). Примеры форм категория. С: «Всякое М есть Р всякое S есть М; следовательно, всякое S есть Р» «Ни одно Р не есть М, нек-рые S суть М; след. нек-рьн S не суть Р». (Или, формулируя С. в форме условной высказывания, что ближе к тому, как понимал С создатель его теории Аристотель: «Если всякое к есть Р и всякое S есть М, то всякое 5 есть Р»; «Ecni ни одно Р не есть М и некоторое S суть М, то неко торое 5 не суть Р»). Пример конкретного раСсуждени: в форме С. (в спллогистич. форме): «Если ни оди дельфин не является рыбой, а нек-рые живые существ в этом водоеме — рыбы, то нек-рые живые существ в этом водоеме — не дельфины». Высказывания содержащие термин, не входящий в заключение С (называемый средним термином и обознг чаемый обычно буквой М), составляют две посылк С. Посылка, содержащая предикат (логич. сказуемо< заключения (больший т е р м и н, Р), Has
|
|
СИЛЛОГИСТИКА
большей посылкой. Посылка, содержащая субъект (логич. подлежащее) заключения (м е н ь-ш и й термин, S ), наз. меньшей посыл-к о й. По положению среднего термина (М) С. подразделяют на четыре фигуры. В 1-й фигуре М является субъектом в большей посылке и предикатом в меньшей, во 2-й фигуре — предикатом в обеих посылках, в 3-й — субъектом в обеих посылках, в 4-й — предикатом в большей и субъектом в меньшей посылках. В фигурах в зависимости от вида постоянных логич. отношений, связывающих термины в посылках и заключении, выделяются различные модусы С. Всего, с т. зр. всевозможных сочетаний в трех высказываниях С. четырех постоянных логич. отношений, насчитывается 4-4-4=64 модуса в каждой из фигур; итого 256 модусов в четырех фигурах силлогизма. Однако правильными (т. е. такими, что, рассуждая по ним, мы всегда из истинных посылок получим истинное заключение) из них являются лишь 24 модуса, в т. ч. т. н. ослабленные модусы, т. е. модусы, для к-рых существуют модусы, дающие более сильное заключение из тех же посылок (напр., заключение «Всякое S есть Р» вместо «Некоторые S суть Р»). Перечень всех (неослабленных) модусов С. по фигурам (указание фигуры С, фиксация логич. отношения, связывающего термины С. в его посылках и заключении, н задание порядка записи высказываний, составляющих С,— сначала большая посылка, затем меньшая и, наконец, заключение — однозначно определяют понимание нижеследующих трехбуквенных «слов»): 1-я фигура — модусы AAA , EAE , АН, ЕЮ; 2-я фигура — ЕАЕ, АЕЕ, ЕЮ, АОО; 3-я фигура — AAI , IAI , АН, ЕАО, ОАО, ЕЮ; 4-я фигура — AAI , АЕЕ, IAI , ЕАО, ЕЮ; замена общих высказываний частными в соответствующих модусах дает ослабленные модусы. Дальнейшие сведения о теории (катего-рич.) С. см. в ст. Силлогистика.
|
|
|
|
Термин «С.» применяется и в более широком смысле — применительно к условным п условно-категорическим умозаключениям, разделительно-категорическим умозаключениям и условно-разделительным (лемматическим) умозаключениям (см. Дилемма, Лемма).
Лит.: Аристотель, Аналитики, первая и вторая, пер. с греч., [Л.]. 1952; Калбертсон Д ж. Т., Математика и логика цифровых устройств, пер. с англ., М., 1965. См. также лит. при ст. Силлогистика.
А. Субботин. Москва.
СИЛЛОГИСТИКА (от греч. о-иМоуготьхбд — выводящий умозаключение) — теория дедуктивного вывода, оперирующая высказываниями (суждениями) определенной субъектно-предикатной структуры: о б-щеутверд и тельными — «Всякое S есть Р», общеотрицательными — «Ни одно S не есть Р», частноутвердительными — «Некоторое S есть Р» и ч а с т н о о т р и ц а т е л ь-н ы м и — «Некоторое S не есть Р». Здесь буквы S , Р обозначают различные общие термины (напр., «человек», «треугольник» и т. п.), входящие в силлогизм (термины силлогизма), а выражения «Всякое... есть...» (условно обозначаемое буквой А), «Ни одно... не есть...» (Е), «Некоторое... есть...» (/), «Некоторое... не есть...» (О) являются постоянными логич. отношениями, связывающими эти термины в высказывание.
В С. выясняются общие условия, при к-рых из одного, двух и более высказываний — посылок указанной структуры — с необходимостью следует нек-рое новое высказывание — заключение той же структуры, и условия, при к-рых такое следование не имеет места. В случае следования заключения лишь из одной посылки мы имеем непосредств. силлогистич. вывод (см. Непосредственное умозаключение); в случае же следования заключения из двух посылок мы имеем собственно силлогизм (или категорич. силлогизм,
в отличие от условных, разделительных и нек-рых др. умозаключений, также нередко называемых силлогизмами). По своему строению все (категорич.) силлогизмы подразделяются на силлогизмы 4 фигур; в пределах каждой фигуры выделяются различные модусы (формы) силлогизма (см. Силлогизм).
Одна из задач С.— выяснить, какие модусы каждой из фигур силлогизма являются правильными умозаключениями, а какие — неправильными и почему. Обоснование правильных модусов силлогизма обычно проводится путем сведения их к правильным модусам первой фигуры. Это достигается путем обращения высказываний силлогизма, перестановки его посылок и применения особого способа косвенного доказательства — доказательства от противного. В С. можно выделить также задачу рассмотрения различных видов сложных силлогизмов, в к-рых заключение следует из более чем двух посылок (см. Полисиллогизм), и др.
Примерно в таком понимании ее предмета и объема встающих в ней задач С. была разработана еще Аристотелем (см. Древнегреческая логика). Она явилась исторически первой логич. теорией дедуктивного рассуждения и послужила отправным пунктом для развития формальной, логики. В школе перипатетиков, в работах древнеримских, византийских и арабских философов и логиков, в схоластич. логике С. уточнялась и детализировалась, оставаясь вместе с тем в рамках, очерченных еще аристотелевским «Органоном». Вплоть до 17 в. она считалась совершенной в своей законченности и чуть ли не единственно возможной логич. теорией и в многочисл. школьных пособиях по логике дожила до нашего времени, составляя традиционный логич. элемент гуманитарного образования.
Являясь строго и систематически построенной теорией, С. вместе с тем недостаточна для описания всех видов дедуктивного рассуждения. Уже гибкость и точность рассуждений древнегреч. математиков разительно контрастируют с узостью схем силлогистич. умозаключений, к-рыми они (вообще) мало интересовались. Силлогизм естественно считать выражающим структуру рассуждений, связанных (гл. обр.) с классифицирующей деятельностью мышления, вычленяющего в рассматриваемых объектах (прежде всего) родовидовые связи. В философской и логич. литературе неоднократно развивалась критика С, связанная с новыми аспектами и подходами к исследованию структур и форм мыслительной деятельности. • Важный перелом в такой оценке связан с эпохой Возрождения, когда развитие опытного и вместе с тем математизированного естествознания выдвинуло задачу обоснования своей методологии. Критика С. здесь развивается и с рационалистических, и с эмпи-рич. позиций. С одной стороны, Р. Декарт, как бы подытоживая всю незначительность для математики правил силлогистич. дедукции, отказывается от них как от эффективных канонов науч. исследования и выдвигает в противовес им свои «правила для руководства ума». С др. стороны, Ф. Бэкон возражает против силлогизма как средства доказательства, к-рое, по его словам, действует неупорядоченно и упускает из рук природу. Правда, он не сомневается, что в силлогизме заключена некая математическая достоверность, однако основную проблему «Нового Органона» он видит в разработке индуктивного метода, долженствующего предоставить в распоряжение возможной дедукции ясные, определенные и соответствующие природе изучаемых объектов понятия.
Недостаточность С. обнаружилась и в ходе развития самой формальной логики. Существ, роль здесь сыграли исследования по матем. обработке С.— по ее ариф-метич. интерпретации, алгебраическому и геометрич.
СИЛЛОГИСТИКА
9
(или топологич.) представлению, к-рые проводились, начиная с работ Лейбница, мн. философами, логиками и математиками (см. Н. И. Стяжкпн, Становление идей математической логики, М., 1964). Со 2-й половины 19 в. в математике важное значение приобрели исследования по ее логич. основаниям, что явилось мощным стимулом для новых логич. изысканий. Сложившаяся в этой связи .математическая логика содержала гораздо более общие, чем С., логич. системы — логику высказываний и предикатов исчисление и вместе с тем выработала строгие методы самого логич. исследования. С т. зр. этих систем и методов обнаружились как узость и частность силлогистич. теории дедукции, так и несовершенство ее формального построения в традиц. логике.
В совр. формальной (математич.) логике результаты С. могут быть получены в исчислении предикатов, если специфические силлогистич. понятия выразить в понятиях этого исчисления — силлогистич. термины истолковать как одноместные предикаты, приставки «всякое» и «некоторое», соответственно, как кванторы общности и существования, а отношение «присущности» определить через (материальную) импли-.. кацию и конъюнкцию. Тогда, напр., «Всякое S есть Р» примет вид ух ( S ( x ) zi Р(х)), а «Некоторое S есть Р» — вид зж ( S ( x )& P ( x )). При этом, поскольку силлогистич. высказывания носят экзистенциальный характер, т. е. не только частные, но и общие из них предполагают существование объектов, охватываемых терминами этих высказываний, при выводе нек-рых модусов силлогизма в исчислении предикатов следует добавлять к числу посылок допущение непустоты нек-рого предиката (см. Пустое); в противном случае в исчислении предикатов выразима не вся С. (см. Антилогизм).
Весьма удачный способ формализации С, сохраняющий своеобразие последней и вместе с тем вписывающий ее в общий ансамбль совр. матем. логики, был предложен Лукасевичем в 1939 (см. рус. пер. его книги «Аристотелевская силлогистика с точки зрения современной формальной логики», М., 1959). У Лукасевича С. является расширением исчисления высказываний за счет введения в его аксиоматику след. аксиом, выражающих специфически силлогистич. отношения: (I) Ааа; (II) Iaa ; (III) ( Abc & Aab ) Zi ZDAac ; (IV) ( Abc & Iba ) z 21 ас (где а, Ь, с — термины силлогизма) и правил вывода из этих аксиом. Логич. отношение Е и О определяются через А, I и знак отрицания: (V) ЕаЬ = -л lab , (VI) Oab = -л Aab . Из аксиом I — IV и выводимых формул исчисления высказываний выводятся с помощью правил этого исчисления и определений V — VI все модусы силлогизма и все законы, относящиеся к силлогистич. высказываниям. Напр., для вывода закона обращения Iabzzlba в закон исчисления высказывания (х&уэ z)3 (aO (j/Z3 z)) делается подстановка х/АЬс ( Abe подставляется на место х), y / Iba , z / Iac и из полученного выражения и аксиомы IV по правилу modus ponens получается Abcz >( Ibai ) Iac ); сделав в этой формуле подстановку Ь/а, с/а, а/ b , мы из полученного выражения и аксиомы I по тому же правилу выводим lab ^ Iba .
Построенная Лукасевичем система С. непротиворечива (см. Непротиворечивость). Это можно показать путем ее интерпретации в области логики высказываний, если термины силлогизма рассматривать как пропозициональные переменные (переменные для высказываний), а выражения Aab и lab интерпретировать соответственно как ( azD a )&( bz > b ) и ( azia ) z > Zi ( bZ 2 b ). При этом аксиомы I — IV и все выражения системы, получаемые из них согласно допущенным правилам вывода и определениям, обращаются в тождественно-истинные предложения логики высказы-
ваний. Вместе с тем система С. не полна (см. Полнота) даже в том (синтаксическом) смысле, что не становится противоречивой, если к аксиомам I — IV присоединить в качестве дополнит, аксиомы нек-рое невыводимое в С. выражение, напр. неправильный модус второй фигуры ( Ecb & Eab )^ Aac . Действительно, использовав ту же интерпретацию системы, мы убеждаемся, что это выражение обращается в тождественно-истинное. Поэтому расширенная за его счет аксиоматика I — IV непротиворечива. В работах Я. Лукасевича и Я. Слупецкого для описанной выше формализованной С. решена также разрешения проблема.
С. можно построить и как натуральное исчисление. В этом случае нек-рое органич. число форм силлогистич. вывода принимается в качестве исходных правил вывода и определяются правила, порождающие из одних правил вывода другие (производные от первых) правила вывода (что и позволяет переходить от одних силлогистич. выводов к другим) (см., напр., В. А. Смирнов, Замечания по поводу системы силлогистики и общей теории дед¥кции, в кн.: Проблемы логики, М., 1963).
Одним из способов построения логич. теорий яв
ляется функционально-алгебраич. способ, когда изу
чаемые логич. объекты и связи между ними (операции
над объектами) рассматривают как определенную ал-
гебраич. систему, используя, т. о., в логике тот или
иной уже разработанный (или же специально разра
батываемый) алгебраич. аппарат. Для С. имеется
ряд таких алгебраич. представлений. Одним из них
является т. н. нижняя полуструктура.
Нижней полуструктурой наз. такое частично^упоря-
доченное (см. Порядка отношение) множество М,
для всякой пары элементов к-рого (а, Ъ), принадле
жащих к М (а, Ъ^М), определена нек-рая двумест
ная операция, называемая композицией, такая, что
она порождает элемент а-Ъ (точка есть знак компози
ции), обладающий след. свойством: a - bs ^ a , а-Ъ^Ъ и,
если к.-л. элемент d множества М таков, что с?<а
и d < ib , то d ^ a - b (а-Ь наз. точной нижней гранью для
а и Ь). Этому определению эквивалентно другое:
множество М с одной определенной в нем двуместной
операцией композиции наз. полуструктурой, если эта
операция удовлетворяет условиям идемпотент
ности ( а- а=а), коммутативности
(а-Ъ=Ъ-а) и ассоциативности (а-(Ъ-с) =
= (а-Ь)-с). Нулевым элементом такой полуструктуры
наз. такой элемент 0, что Os^a (или а-0 = 0) для любого
а£М. Полагая 4 возможных результата для компо
зиции элементов а и Ь в полуструктуре: а-Ъ=а (или
а-Ъ = 6), а-Ь = 0, a - b >0, a - b < a (или а-Ъ<Ъ) соответст
венно четырем осн. типам силлогистич. высказываний
Aab , Eab , lab и ОаЪ, мы представляем осн. проблему
С. (выяснение условий, при к-рых из одного или
более высказываний — посылок, с необходимостью
следует нек-рое новое высказывание — заключение)
как задачу нахождения композиции к.-л. двух эле
ментов, напр. а и с, если известны композиции каж
дого из них с нек-рым третьим элементом Ъ. Разреши
мые случаи этой задачи для не нулевых а, Ъ и с соот
ветствуют правильным модусам силлогизма, неразре
шимые — неправильным. Др. алгебраич. модель С.
предложил П. Лоренцен (см. P. Lorentzen, Cher die
Syllogismen als Berationen-Multiplicationen, «Arch.
math. Logik und Grundlagenforsch.», 1957, Bd 3,
№ 3—4). Рассматривая силлогизмы как произведения
двуместных отношений между силлогистич. термина
ми, он представил теорию С. в виде таблицы умноже
ния в полугруппе таких отношений.
Помимо описанной теории классического (аристотелевского) силлогизма и упоминавшейся выше С, не предполагающей непустоту предикатов, соответ-
10
СИЛЬВЕСТР
ствующих силлогистич. терминам (неклассич. С), построены различные обобщения или «расширения» С. (об этом подробнее см., напр., Cz. Lejewski, Aristotle's syllogistic and its extensions, «Synthese», 1963, v. 15, № 2).
Лит.: Бэкон Ф., Новый Органон, [пер. с англ.], Л.,
1935; Чел панов Г. И., Учебник логики, [М.1, 1946;
Гильберт Д., Аккерман В.,. Основы теоретич.
логики, пер. с нем., М., 1947; Декарт Р., Избр. произв.,
пер. с франц., [М.], 1950; Аристотель, Аналитики,
первая и вторая, пер. с греч., [Л.], 1952; Новиков П. С,
Элементы математич. логики, М., 1959; Бурбаки Н.,
Очерки по истории математики, пер. с франц., М., 1963;
Петров Ю. А., Об одной гипотезе Я. Лукасевича, в кн.:
Формальная логика и методология науки, М., 1964; Суб
ботин А. Л., Аристотелевская силлогистика с точки зре
ния алгебры, там же; е г о ж е, Теория силлогистики в оовр.
формальной логике, М., 1965; его же, Традиционная и совр.
формальная логика, М., 1969. А. Субботин. Москва.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!