Swami Shantananda Puri 20 страница
П. Как её увидеть телесным глазом?
М. Самбандар1пел: "Единый, очаровавший моё сердце, пленивший моё сердце, я мысленно пою о Нём". Сердце увлечено, поэтому ум должен погрузиться в Сердце; и еще остаётся воспоминание, которое впоследствии даёт возможность мудрецу петь о Боге.
После этого (присутствующие в Холле) заговорили о переживании одного молодого ученика. Молодой человек, образованный и благополучный, хорошего здоровья и трезвого ума, однажды, будучи дома, смотрел на изображение Шри Бхагавана и медитировал на его фигуре. Внезапно изображение, казалось, ожило, и молодой человек сильно испугался. Он позвал мать, она пришла и спросила, в чем дело. Собрались родственники, сбитые с толку таким загадочным явлением. Он знал об их присутствии, но все еще был охвачен некой таинственной силой, которой пытался сопротивляться. На короткое время он потерял сознание, очнулся, и страх снова обуял его. Окружающие забеспокоились и пытались помочь лекарствами.
Когда позднее он прибыл в Тируваннамалай, то имел некоторое предчувствие подобного переживания. Близость Шри Бхагавана предотвращала какие-либо неблагоприятные случаи. Но стоило ему оказаться вне Холла, и он почти не мог сопротивляться этой силе, страх поглощал его.
Шри Бхагаван сказал: "Это действительно так? Раньше никто не говорил мне об этом".
П. А не было ли это снисхождением Божественной силы [ шактипата ]?
|
|
М. Да, это так. Просто сумасшедший цепляется за самскары, тогда как джняни этого не делает. В этом и состоит единственное различие между ними. Джняна – это своего рода безумие.
П. Но говорят, что шактипата случается, когда есть кармасамья, т. е. равенство достоинств и недостатков.
М. Да. Малапарипака, кармасамья и шактипата означают одно и то же. Человек следует направлению своих самскар; когда его учат, что он – Атман, эти поучения затрагивают его ум, и фантазия начинает бунтовать. Он чувствует беспомощность перед её атакующей силой. Его переживания только и соответствуют собственным фантазиям о состоянии "Я – Атман", что бы он ни представлял себе. Лишь шактипата дарует истинное и надлежащее переживание.
Когда человек подготовлен для получения предписаний и его ум близок к погружению в Сердце, эти наставления мгновенно выполняют всю работу и он благополучно осознаёт Себя, Атман. В противном случае всегда имеет место борьба.
Манонаша, джняна и читта-икаграта [уничтожение ума, Знание и однонаправленность] означают одно и то же.
276. Дама из штата Уттар Прадеш приехала вместе со своим братом, подругой и дородным телохранителем.
Войдя в Холл, она приветствовала Махарши с большим чувством и уважением и села на шерстяное одеяло перед Шри Бхагаваном. Шри Бхагаван в это время читал в книге Трилинга на языке телугу историю о перевоплощении одного мальчика.
|
|
Мальчику сейчас тринадцать лет, и он учится в средней школе одной из деревень близ Лакнау. Когда ему было три года, он любил копать глубокие ямки повсюду. Если его спрашивали, то он обычно отвечал, что пытается найти что-то, когда-то спрятанное им в земле. Когда ему было четыре года, в его доме праздновали свадьбу. Уезжая, гости, смеясь, заметили, что они вернулись бы на свадьбу этого мальчика. Но он обернулся к ним и сказал: "А я уже женат. У меня две жены". Когда его спросили, где они, он попросил отвезти его в определенную деревню и там указал на двух женщин как своих жен. Сейчас уже известно, что мальчик родился через десять месяцев после смерти их мужа.
Когда об этом рассказали прибывшей даме, она спросила, можно ли что-нибудь узнать о состоянии человека после смерти. Шри Бхагаван сказал: Некоторые рождаются (вновь) сразу после смерти, другие – через некоторый отрезок времени, небольшое число не перерождается на этой земле, но в конечном счете получает спасение в некоторой высшей сфере, и очень немногие освобождаются здесь и тотчас же.
|
|
Она: Я не это имела в виду. Возможно ли узнать обстановку, в которой находится человек после смерти?
М. Это возможно. Но зачем стараться узнать об этом? Все события истинны лишь настолько, насколько истинен сам искатель.
Она: Рождение человека, его бытие и смерть реальны для нас.
М. Поскольку вы ошибочно отождествили свою собственную сущность с телом, вы и о другом человеке думаете в терминах тела. Однако ни вы, ни другой не являетесь телом.
Она: Но с позиций моего уровня понимания я считаю себя и моего сына реальными.
М. Рождение "я"-мысли есть собственное рождение человека, а её смерть – смерть личности. После возникновения "я"-мысли возникает ошибочное отождествление с телом. Считая себя телом, вы неправильно оцениваете других и отождествляете их с телами. Ваше тело родилось, растет и разрушится, и точно так же вы полагаете, что кто-то другой родился, вырос и умер. Думали ли вы о своем сыне до его рождения? Эта мысль пришла уже после его рождения и будет сохраняться даже после его смерти. Так как вы думаете о нём, он является вашим сыном. Куда он ушел? Он вернулся к источнику, из которого возник. Он един с вами. Пока вы есть, он существует тоже. Если вы прекращаете отождествлять себя с телом, но видите истинное Я, эта неразбериха исчезнет. Вы – вечны. Подобным образом и другие так же будут признаны вечными. Пока эта истина не осознана, всегда будет это горе, вызванное ложными ценностями, возникающими вследствие ошибочногознания и ошибочного отождествления.
|
|
Она: Да буду я иметь истинное знание Милостью Шри Бхагавана.
М. Оставьте "я"-мысль. Пока "я"-мысль жива, есть горе. Когда "я"-мысль прекращает существование, горя нет. Рассмотрите состояние глубокого сна!
Она: Да. Но когда я обращаюсь к "я"-мысли, возникают другие мысли и беспокоят меня.
М. Посмотрите, чьи эти мысли, и они исчезнут. Их корень в единственной "я"-мысли. Держитесь её, и они пропадут.
(Здесь Учитель опять сослался на историю о Пунья и Папа из Йога-Васиштхи, часть V, глава 20, где Пунья утешает Папу в связи со смертью их родителей и поворачивает его к осознанию Атмана.)
Далее, творение надо рассматривать в двух его аспектах – Ишвара сришти [сотворённое Богом] и джива сришти [сотворённое человеком]. Из них вселенная относится к первому, а её связь с человеком – ко второму аспекту.
В Панчадаси рассказывалась следующая история. Два молодых человека, живших в одной из деревень Южной Индии, отправились в паломничество на север Индии. В дороге один из них умер. Оставшийся в живых, который немного подрабатывал, решил вернуться домой лишь через несколько месяцев. Тем временем он встретил одного странствующего паломника и попросил передать в свою деревню в Южной Индии весточку о себе и своём умершем спутнике. Паломник сделал это, но по ошибке перепутал имена. В результате родители умершего радовались его благополучию, а родители живогo убивались горем. Таким образом, смотрите, боль и удовольствие не относятся к действительным событиям, а лишь к умственным представлениям. И джива сришти отвечает за это. Убейте дживу, и не будет ни боли, ни удовольствия, но лишь вечное блаженство ума. Убийство дживы означает пребывание в Атмане.
Она: Я слышала обо всём этом. Но это выше моего понимания. Я молю Шри Бхагавана помочь мне понять это.
Как-то я была у водопада в Майсуре. Это нечто чарующее. Воды струились, словно пальцы, пытающиеся ухватиться за скалы, но они увлекались потоком вниз, в глубину. Я представила, что это состояние людей, цепляющихся за их нынешнее окружение. Но я не могу перестать цепляться.
Я не могу вообразить, что мы ничем не лучше, чем сезонные цветы, плоды и листья на деревьях. Я люблю цветы, но эта идея всё-таки не властна надо мной.
(Через несколько минут она сказала, что собиралась спросить Махарши о смерти и вопросах, связанных с ней, однако не сделала этого. Тем не менее Махарши читал о подобной теме в газете, и вопросы оказались разрешенными.
Повидав корову Лакшми, она покинула Ашрам.)
Ноября
277. Г-н С. С. Коган: Что такое воля? Я имею в виду – где она расположена? В пяти кошах?
М. Сначала возникает "я"-мысль и затем все остальные мысли. Они и составляют ум. Ум является объектом, а "я" – субъектом. Может ли быть воля без этого "я"? Она входит в состав "я"; "я"-мысль – это виджнянамайякоша [оболочка интеллекта]. Воля включена в неё.
Аннамайя коша – это оболочка грубого тела. Чувства вместе с праной и органами действия [ кармендрии ]образуют оболочку праны [ пранамайя коша ]. Чувства и ум формируют оболочку ума [ маномайя коша ]. Они являются органами познания [ джнянендрии ]. Ум состоит только из мыслей. Идам [это] – объект, а ахам ["я"] – субъект; вместе они образуют оболочку интеллекта [ виджнянамайя коша ].
Ноября
278. Мисс У. Умадэви, дама из Польши, обращенная в индуизм, путешествовала по Кашмиру и привезла виды Кашмира, которые мы все рассматривали. Шри Бхагаван с юмором заметил: Теперь мы посмотрели эти места без всяких хлопот путешествия.
П. Я хочу отправиться к Кайласе.
M. Эти места можно видеть, только если предопределено судьбой. И никак не в другом случае. Но после видения всего там останется увидеть ещё больше – если не в этой сфере, так, может быть, в другой. Знание подразумевает неведение того, что лежит по ту сторону познанного. Знание всегда ограничено.
Через некоторое время Шри Бхагаван продолжил: Аппар1 был уже старым и дряхлым, но всё-таки начал путешествие к Кайласе. У него на пути появился другой старик и попытался отговорить от попытки достичь Кайласу из-за огромной трудности задачи. Аппар, однако, оказался упрямым и сказал, что ради этой попытки он рискнул бы и жизнью. Незнакомец попросил его погрузиться в водоём, что находился поблизости. Аппар сделал это и тотчас же обнаружил Кайласу. Где же всё это произошло? В Тирувайяре, в девяти милях от Танджора. Где же тогда находится Кайласа? Внутри ума или вне его? Если Тирувайяр был воистину Кайласой, то и все остальные также должны были обнаружить это. Но Аппар один нашел, что это так.
Похожее говорили и о других местах паломничества на Юге (Индии) – что они являются местообитаниями Шивы, – и преданные убеждались в этом. Это было правильным с их точки зрения. Всё пребывает внутри. Нет ничего снаружи.
279. П. Сколько нужно времени, чтобы после смерти человек родился снова? Это происходит сразу или спустя какой-то период?
М. Вы ещё не знаете, кем были перед рождением, однако хотите знать, что станет с вами после смерти. Знаете ли вы, кем являетесь сейчас?
Рождение и перерождение относятся к телу. Вы отождествляете Себя с телом, но это ошибка. Вы считаете, что оно рождено и умрёт, смешивая феномен, относящийся к телу, с Атманом. Познайте ваше истинное Бытие, и эти вопросы не поднимутся.
О рождении и перерождении говорят единственно для того, чтобы побудить вас исследовать их и обнаружить, что нет ни рождений, ни перерождений. Они связаны с телом, а не с Атманом. Познайте Себя, и сомнения перестанут беспокоить.
280. П. Можете ли Вы помочь мне избавиться от майи?
М. Что такое майя?
П. Привязанность к этому миру.
М. Был ли этот мир в вашем глубоком сне? Была ли там привязанность к нему?
П. Там ничего не было.
М. А вы сами были там или нет?
П. Возможно, что и был.
М. И после этого вы отрицаете, что существовали в глубоком сне?
П. Я не отрицаю.
М. Поэтому вы сейчас "тот же, что и в глубоком сне".
П. Да1.
М.
Глубокий сон | Бодрствование |
Мира нет Привязанности нет Атман | Мир Привязанность Атман |
Что же это тогда такое, только что спросившее о майе?
П. Ума в глубоком сне не было. Этот мир и привязанность к нему принадлежат уму.
М. Это так. Мир и привязанность к нему принадлежат уму, а не истинной природе, Атману.
П. В глубоком сне я был невежествен.
М. Кто говорит, что он невежествен был? Разве он не невежествен сейчас? Разве он уже джняни?
Под невежеством сейчас понимается загрязнение Атмана.
П. Был ли Атман чист тогда, в глубоком сне?
М. У Него не возникало никаких сомнений. ОН не чувствовал несовершенства или нечистоты.
П. Такое Я является общим для всех, даже для мертвого тела.
М. Но крепко спящий или мертвец не задает вопросов. Рассмотрите, кто их задает. Это вы. Разве вас не было в глубоком сне? Почему там не было несовершенства? Чистое Я – это просто Бытие. Оно не связывает себя с объектами и не становится сознанием, отвечающим состоянию бодрствования. То, что вы сейчас, в нынешнем состоянии, называете сознанием, является связанным сознанием, требующим мозга, ума, тела и т. п., от которых оно и зависит. Но в глубоком сне сознание сохранялось без всего перечисленного.
П. Но в глубоком сне я не имею представления об этом сознании.
М. Кто не сознаёт его? Вы допускаете "Я есмь". Вы допускаете "Я был" в глубоком сне. Это состояние бытия и есть ваша суть, истинная природа.
П. Вы хотите сказать, что глубокий сон и есть Само-реализация, осознание Себя?
М. Глубокий сон есть Атман. А почему вы говорите о Реализации? Есть ли хоть какой-то момент, когда Атман не реализован? Если бы такой момент существовал, то определённый другой момент можно было бы назвать моментом Реализации. Нет ни такого мгновения, когда Атмана нет, ни такого, когда Атман не реализован. Зачем для этого выбирать глубокий сон? Даже сейчас вы являетесь реализовавшим Себя, Атман.
П. Но я этого не понимаю.
М. Потому что вы отождествили Атман с телом. Отбросьте ошибочное отождествление, и Атман открыт.
П. Но всё это не служит ответом на мой вопрос о помощи мне в избавлении от майи, т. е. привязанности.
М. Эту привязанность не найти в глубоком сне. Она воспринимается и чувствуется сейчас. Она не является вашей истинной природой. На ком присутствует это наращение? Если Истинная Природа познана, оно не существует. Если вы осознали Себя, собственность не воспринимается. Это и есть избавление от майи. Майя не является чем-то объективным, что может быть отброшено каким-либо иным способом.
Ноября
ИСКРЫ ОТ НАКОВАЛЬНИ-1
281. Один человек, называвший себя бывшим учеником Шри Махарши, подал иск в суд с просьбой подтвердить, что он является законным управляющим [сарвадхикари] Ашрама. Шри Махарши допрашивали в Комиссии. Собралась толпа, но судопроизводство проходило спокойно в одной из комнат Ашрама, выходящих на северо-восток.
Нижеследующее представляет собой несколько лакомых кусочков оттуда: ответы Шри Бхагавана были совершенно спонтанными и мягкими.
Вопрос. К какой ашраме (стадии жизни) принадлежит Шри Бхагаван?
М. К атиашраме (выше четырех традиционных стадий жизни).
В. Что это за стадия?
М. Она выше четырех обычно известных ашрам.
В. Она отвечает Писаниям?
М. Да. О ней упоминается в ряде шастр.
В. Кроме Вас принадлежит ли к ней еще кто-нибудь?
М. Может быть.
В. Например, кто?
М. Шука, Ришабха, Джада Бхарата и другие.
В. Вы в юности оставили дом, так как не имели привязанности к дому и собственности. Но уже здесь, в Ашраме, у Вас есть имущество. В чем дело?
М. Я не искал его. Имущество навязано мне. У меня нет ни любви, ни ненависти к нему.
В. Вам дают имущество?
М. Вещи дают для конкретного Свами, кем бы он ни был. Но тело рассматривается в этом мире в качестве Свами. То же относится и к этому телу. Оно ограничивает меня до себя.
В. В таком случае привязанность к собственности сейчас возобновлена? Разве не так?
М. У меня к ней нет ненависти – это всё, что я сказал.
В. В практической жизни это сводится к тому, что говорю я.
М. Именно так, как мы живем и действуем в практических делах.
В. Даете ли Вы упадешу [наставление]? Давали ли Вы её когда-нибудь?
М. Посетители задают вопросы. Я говорю им то, что знаю. Это их дело использовать мои слова по своему усмотрению.
В. Является ли это упадешей?
М. Разве мне говорить о том, как другие принимают мои слова?
В. Имеете ли Вы учеников?
М. Я не даю упадеши формальным методом. Например, задерживая дыхание, выполняя при этом пуджу и шепча человеку на ухо.
Человек может называть себя моим учеником или преданным. Я не считаю кого-либо своим учеником. Я никогда не искал упадеши у кого-либо и сам не даю официальную упадешу. Если люди называют себя моими учениками, я и не одобряю, и не возражаю. С моей точки зрения все одинаковы. Они считают себя готовыми, чтобы называться учениками. Что я могу им сказать? Я не считаю себя учеником или Гуру.
В. Почему Вы одобрили строительство Скандашрама на Горе, являющейся землей Великого Храма, без получения предварительного разрешения от властей?
М. Будучи руководим той же Силой, которая заставила меня прийти сюда и жить на Горе.
В. Когда Вы в течение часа после своего прибытия сюда выбросили свои наличные деньги и всё остальное, Вы так поступили, поскольку не желали собственности. Вы никогда не прикасаетесь к деньгам. У вас не было никакого имущества в течение нескольких лет после Вашего прибытия сюда. Почему же тогда Ашрам сейчас принимает пожертвования?
М. Эта практика развилась на более поздней стадии, поскольку у нас некоторые начали использовать моё имя для сбора денежных средств. Я и не одобрял их действия, и не препятствовал им. Поэтому всё идет само собой. Один человек уходит, другой приходит, но этот процесс продолжается. У меня нет желания принимать эти пожертвования, но люди не обращают внимания на такой совет. Я не хочу давать безрезультатных советов. И поэтому я не препятствую им. Деньги приходят, а потому самопроизвольно растёт и имущество.
В. А почему Вы не подписываетесь своим именем?
М. Автор "Само-Реализации"1 уже представил свой ответ на этот вопрос. Более того, под каким именем меня должны знать? Я сам этого не знаю. С тех пор как я прибыл сюда, люди время от времени давали мне разные имена. Если бы я подписался каким-то одним именем, то все не поняли бы этого. Поэтому я обычно говорю тем, кто добивается автографов, что даже если они и показали бы мою подпись, то люди вообще не признали бы её подлинной.
В. Я полагаю, что Вы не прикасаетесь ни к деньгам, ни к другим подношениям.
М. Люди иногда кладут фрукты прямо мне в руки. Я касаюсь их.
В. Если Вы получаете такой вид подношения, то почему бы Вам не принимать также и деньги?
М. Я не могу есть деньги. Что я буду делать с ними? Почему я должен брать то, с чем не знаю как обращаться?
В. Почему посетители останавливаются в Ашраме?
М. Это они должны знать, почему.
В. Я полагаю, что Вы никому не препятствуете приехать и остановиться здесь.
М. Никому.
В. Также у Вас нет и возражений, чтобы приезжие оставались столько, сколько они хотят.
М. Нет. Если я сочту такое неприемлемым, то уйду. Это все, что можно сказать.
Адвокат, один из почитателей, спросил Шри Бхагавана, не вызвал ли у него сильного напряжения допрос, что проводился Комиссией накануне.
М. Я не использовал ум, а потому не было и напряжения. Пусть они допрашивают меня хоть тысячу дней. Я не возражаю.
Ноября
282. П. Тантрическая садхана вызывает Само-реализацию?
М. Да.
П. Какое почитание в Тантре является наилучшим?
М. Это зависит от темперамента.
П. Какую роль в Само-реализации играет кундалини?
М. Кундалини поднимается ради любой вашей цели. Кундалини – это прана-шакти [ток жизни].
П. Говорят, что в различных чакрах обитают разные божества. В ходе садханы человек видит их?
М. При желании они могут быть видимы.
П. Путь к Само-реализации проходит через самадхи?
М. Эти термины являются синонимами.
П. Говорят, что Гуру может побудить ученика осознать Атман, передав ему некоторые из своих сил. Это правда?
М. Да. Гуру не осуществляет Само-реализацию. Он просто удаляет препятствия к ней, ибо Атман всегда реализован.
П. Для Само-реализации иметь Гуру абсолютно необходимо?
М. Пока вы ищете Само-реализацию, Гуру необходим. Гуру – это Атман. Считайте его истинным Я, а себя – индивидуальным "я". Исчезновение этого чувства двойственности и есть удаление неведения. Гуру нужен, только пока вы воспринимаете двойственность. Поскольку вы отождествляете себя с телом, вы думаете, что Гуру – тоже тело. Ни вы не являетесь телом, ни Гуру. Вы – Атман, и Гуру тоже – Атман. Это знание – результат того, что вы называете Само-реализацией.
П. Как можно определить, способен ли какой-то конкретный человек быть Гуру?
М. Переживанием покоя ума, обретаемого в его присутствии, и чувством почтения, которое вы к нему испытываете.
П. Если Гуру оказался некомпетентным, то что ждет ученика, абсолютно верящего ему?
М. Каждому – по его заслугам1.
П. Каково Ваше мнение о социальном преобразовании?
М. Ограничьте себя самосовершенствованием. Социальная реформа сама позаботится о себе.
П. Каково Ваше мнение о движении Хариджан2, возглавляемом Гандиджи?
М. Спросите его.
П. Необходимо ли принять ванну, если мы прикасались к мертвым телам?
М. Тело – это труп. Пока человек находится в контакте с ним, он должен купаться в водах Атмана.
П. Если адвайта является конечной (Истиной), то почему Мадхвачарья учит двайте?
М. А ваше Я – это двайта или адвайта?Все системы согласны с отдачей себя. Сначала достигните её, а затем будет время судить, чья точка зрения верна, или наоборот.
П. Почему Вы не проповедуете людям, чтобы установить их на правильном пути?
M. Сами вы уже решили, что я не проповедую. А знаете ли вы, кто я и в чем проповедь состоит?
П. Разве не безжалостно брить головы вдовам брахманов?
М. Об этом можно спросить у реформаторов или прочесть в Дхарма шастрах. Реформируйте сначала себя, и давайте потом позаботимся об остальном.
Ноября
283. Как можно стать незапятнанным связями [ джитасангадоша ]?
М. Сат-сангом (общением с мудрым).
" Сат-санг ведет к непривязанности, непривязанность – к освобождению от иллюзии, после чего достигается та Реальность, которая и даёт (состояние) дживанмукти [Освобождение при жизни]"
Сатсангатве ниссангатвам, ниссангатве нирмохатвам, нирмохатве нисчалататвам, нисчалататве дживанмукти
Сат-санг означает санга [связь] с Cam. Cam есть только Атман. Тому, у кого сейчас нет понимания, что Атман – Cam, нужно искать общества Мудреца. Это и есть сат-санг. Результатом будет внутренняя сосредоточенность. Затем откроется Cam. Для кого эта связь? Для кого непонимание [ доша ]?
П. Для Атмана.
М. Нет. Атман чист и ничем не затрагивается. Загрязнения влияют только на эго.
П. Может ли душа оставаться без тела?
М. Она будет без тела лишь недолго – в глубоком сне. Атман – бестелесен. Даже сейчас это так.
П. Может ли санньясин оставаться среди сансары?
М. Пока кто-то думает, что он – санньясин, он – не санньясин. Пока человек не думает о сансаре, он – не пребывающий в сансаре [ сансарин ];другими словами, он – санньясин.
Ноября
284. П. В Шримад Бхагавад-Гите сказано: "Осознай Атман чистым интеллектом, служением Гуру и исследованием"1. Как совместить эти требования?
М. " Ишваро Гуруратмети " – Ишвара, Гуру и Атман тождественны. Вы ищете Гуру, думая, что он отличается от вас, пока даёт себя знать чувство двойственности. Тем не менее он учит вас Истине, и вы приобретаете интуицию.
П. Будьте добры, объясните:
ахамеко наме касчит нахаманьясья нахам
пасьями ясьяхам там на пасьями ё мама
(Я – один; нет ничего моего; Я – ничей; Я никого не вижу, чей Я, кто мой).
М. Эта шлока встречается в различных Писаниях, святых книгах, таких как Бхагаватам, Махабхарата и т. д. Она также составляет эпиграф к 11 главе "Само-реализации".
Ахам – Я – только одно. Эго же различны. Они пребывают в Едином Я. Атман не затрагивается этими эго. Я – только одно. Я – это Истина. Всё, что отсюда следует, предназначено опровергнуть чувство двойственности.
285. П. Если Атман Сам сознаёт, то почему я даже сейчас не сознаю Его?
М. Здесь нет двойственности вас и Атмана. Ваше теперешнее знание обусловлено эго и является только относительным, требующим и субъекта и объекта, тогда как сознавание Атмана – абсолютное и не нуждается в объекте.
Подобным образом и воспоминание относительно, так как предполагает и вспоминающего и объект воспоминания. При отсутствии двойственности кто и кого вспоминает?
П. Что происходит с поднявшимся эго, когда тело умирает?
М. Эго – это "я"-мысль. В своей тонкой форме оно остаётся мыслью, тогда как в грубом аспекте эго охватывает ум, чувства и тело. Все они исчезают в глубоком сне вместе с эго. Тем не менее Атман присутствует; подобное произойдет и при смерти.
Эго не есть какая-то сущность, независимая от Атмана, чтобы она должна была создаваться и уничтожаться сама собой. Эго действует как инструмент Атмана и периодически прекращает функционировать. Другими словами, оно появляется и исчезает; это можно считать рождением и смертью.
Относительное знание относится к уму, а не к Атману. Поэтому оно является иллюзорным и непостоянным. Например, возьмем учёного. Он формулирует теорию, что Земля круглая, начинает доказывать это и устанавливать на неопровержимой основе. Когда же он крепко спит, вся эта идея исчезает; его ум становится пустым. И какое имеет значение (для этого спящего ученого), осталась ли Земля круглой или плоской во время его сна? Отсюда вы видите тщету всего такого относительного знания.
Следует идти за пределы относительного знания и пребывать в Атмане. Действительное Знание и есть переживание Атмана, а не представление ума.
П. Почему Шри Бхагаван не выходит к народу и не проповедует ему Истину?
М. Откуда вы знаете, что я этого не делаю? Разве проповедь заключается в том, чтобы взобраться на трибуну и взывать к толпе вокруг? Проповедь есть просто сообщение Знания, а по-настоящему оно может быть передано только в Тишине. Что вы думаете о человеке, который слушает поучение в течение часа и уходит, не затронутый им настолько, чтобы изменить свою жизнь? Сравните его с другим, сидящим в святом Присутствии и уходящим через некоторое время с полностью изменившимся взглядом на жизнь. Что лучше: громко проповедовать без всякого толку или безмолвно сидеть, посылая Внутреннюю Силу?
Дата добавления: 2015-12-20; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!