Swami Shantananda Puri 15 страница
М. Чей это интеллект? Он принадлежит человеку. Интеллект – это всего лишь инструмент.
П. Да. Но сохраняется ли он после смерти человека?
М. Зачем думать о смерти? Посмотрите, что происходит, когда вы крепко спите. Что вы переживаете там?
П. Но глубокий сон является временным, а смерть – нет.
М. Сон – это промежуток между двумя состояниями бодрствования, а смерть – также промежуток, но между двумя последовательными рождениями. И то и другое является временным.
П. Я хотел спросить, несёт ли дух с собой интеллект после развоплощения?
М. Дух не является бесплотным. Тела бывают разные. Тело может и не быть грубым (физическим). Тогда это будет тонкое тело –как во сне1, в сновидениях или в дневной дремоте. Интеллект не меняется, тела могут различаться в зависимости от обстоятельств.
П. Значит ли тогда, что духовное тело является астральным телом?
М. Интеллект является астральным телом даже сейчас.
П. Как такое может быть?
М. А почему бы и нет? Вы, кажется, думаете, что интеллект не может быть ограниченным, словно какое-то тело. Он – лишь скопление определенных факторов. Разве астральное тело является чем-то иным?
П. Но ведь интеллект – это оболочка?
М. Да. Без интеллекта не познается ни одна оболочка. Кто говорит, что существует пять оболочек? Разве не интеллект заявляет это?
200 [207]. М. Глубокий сон – это лишь состояние недвойственности. Может ли в нём сохраниться разница между индивидуальной и Всеобщей душой? Глубокий сон предполагает забвение всех различий. Это одно составляет счастье. Смотрите, как тщательно люди готовят свои постели, чтобы приобрести это счастье. Мягкие валики, подушки и всё остальное предназначены для того, чтобы вызвать крепкий сон, т. е. покончить с бодрствованием. И всё же мягкая постель и тому подобное не имеют значения в самом состоянии глубокого сна. Общий смысл в том, что все усилия предназначены только для того, чтобы покончить с неведением. Они не используются после Реализации.
|
|
201 [208]. M. Вполне достаточно, чтобы человек себя подчинил. Отдача – это возвращение к исходной причине своего бытия. Не обманывайте себя, воображая первопричиной какого-то Бога вне вас. Ваш исток – внутри. Отдайте себя ему. Это значит, что вам следует найти источник и погрузиться в него. Так как вы воображаете, что находитесь вне источника, у вас и возникает вопрос: "Где источник?" Некоторые утверждают, что сахар не может ощущать собственную сладость и что какой-то дегустатор должен пробовать его и получать удовольствие. Подобным образом индивидуум тоже не может быть Высочайшим и наслаждаться Блаженством этого состояния; поэтому, с одной стороны, должна сохраняться эта индивидуальность, а с другой – Божественное, так чтобы наслаждение могло возникнуть! Разве Бог неодушевлён, словно сахар? Как может человек отдать себя и всё же сохранять свою индивидуальность ради высшего наслаждения? Далее они также говорят, что душа, достигая определенной божественной сферы и оставаясь там, служит Высочайшему Существу. Могут ли звуки слова "служение" обмануть Господа? Разве Он не знает? Разве Он ждёт служения от этих людей? Разве Он – чистое Сознание – не спросит, в свою очередь: "Кто это вы, поодаль от Меня, что предполагаете служить Мне?"
|
|
Более того, они предполагают, что индивидуальная душа становится чистой, будучи лишённой эго и готовой стать телом Господа. Таким образом, Господь является Духом, а очищенные души составляют Его тело и члены! Может ли существовать душа для душ? Сколько же душ там? Ответ должен быть таким: "Есть много индивидуальных душ и Единая Высшая Душа". Что же такое душа в этом случае? Она не может быть телом и т. д. То, что остаётся после того, как всё подобное устранено, и должно называться душой. Таким образом, даже после реализации души как того, что невозможно отбросить, Высшая Душа должна пониматься как существующая. В таком случае, как же эта душа была реализована окончательной реальностью после отбрасывания всего, чуждого ей? Если бы это было так, то душа, описанная как та неотъемлемая реальность, не есть истинная душа. Вся эта путаница вызвана словом "душа" [ атма ]. Одно и то же слово атма используется для обозначения тела, органов чувств, ума, жизненного принципа, индивидуальной души и Высочайшего Бытия. Столь широкое применение этого слова привело к идее, что индивидуальная душа [ дживатма ]входит в состав тела Высочайшего [ Параматма ].
|
|
"Я есть Атман, о Арджуна! В Сердце каждого существа
я пребываю; Я есть начало и середина, а также конец
всех существ".
Бхагавад-Гита (X, 20)
Эта строфа показывает, что Господь является Атманом (Я) всех существ. Разве в ней говорится: «Атман индивидуальных "я"?» С другой стороны, если вы погружены в Атман, то не останется никакого отдельного бытия. Вы станете самим Источником. Что же в этом случае означает отказ, отдача? Кто должен отдать, что и кому? Отдача составляет преданность, мудрость и исследование.
Также и среди вайшнавов святой Наммальвар говорит: «Я был в лабиринте, прилепляясь к "я" и "моё". Я блуждал, не зная своего Я. Осознав свое Я, Себя, я понимаю, что я сам есть Ты и то "мое" (то есть мое имущество) – только Ты».
|
|
Таким образом, вы видите, преданность – это не что иное, как познание самого себя. Школа ограниченного монизма также признаёт это. Тем не менее, придерживаясь своего традиционного учения, они настаивают на признании индивидуумов частями Высочайшего – как, например, Его конечностями. Их традиционная доктрина говорит также, что индивидуальная душа должна быть очищена, а затем отдана Высочайшему; тогда эго теряется и душа после смерти достигает царства Вишну; после этого в конце концов наступает радость Высочайшего (или Бесконечного)!
Говорить, что человек отделен от Первичного Источника, само по себе является некой претензией; добавлять же, что человек, лишенный эго, становится чистым и всё-таки сохраняет индивидуальность только для того, чтобы наслаждаться Высочайшим или служить Высочайшему, – это уловка, вводящая в заблуждение. Что за двойственный подход – сначала присвоить то, что на самом деле принадлежит Ему, а затем претендовать на наслаждение Им или служение Ему! Разве всё это уже не известно Ему?
Июня
202 [209]. Г-н Б. К. Дас, преподаватель физики, задал вопрос о свободной воле и судьбе.
М. Чья это воля? "Она моя", – вы можете сказать. Вы находитесь за пределами воли и судьбы. Пребывайте как ТО, и вы превзойдете судьбу и волю. Именно таков смысл преодоления судьбы силой воли. Судьбу можно преодолеть. Судьба является результатом прошлых действий. Общением с мудрым дурные склонности преодолеваются. Переживания человека можно тогда увидеть в их правильной перспективе.
"Я сейчас существую. Я – наслаждающийся. Я наслаждаюсь плодами действий. Я был в прошлом и буду в будущем". Кто этот (вездесущий) "Я"? Если это "Я" будет обнаружено как чистое Сознание, лежащее за пределами действия и наслаждения, то свобода и счастье завоеваны. Тогда не нужны усилия, ибо Атман совершенен и больше ничего не остается для обретения.
Пока существует отдельное бытие, человек является и наслаждающимся и делателем. Но если оно утрачено, то преобладает божественная Воля, которая и определяет ход событий. Личность же воспринимается сторонними наблюдателями, которые не могут воспринять божественную силу. Ограничения и дисциплина предназначаются для других индивидуумов, а не Освобождённых.
В духовных предписаниях свободная воля подразумевается как благое дело. Свобода воли подразумевает преодоление судьбы. А это совершает мудрость. Огонь мудрости сжигает все действия. Мудрость приобретается общением с мудрецом или, вернее, с атмосферой его ума.
203 [210]. Своими действиями человек обязан другой Силе, тогда как он думает, что делает всё сам, – подобно парализованному, который хвастается, что если ему помогли бы встать, то он сразился бы с врагом и прогнал его. Действие вызывается желанием; желание возникает только после подъёма эго; а это эго обязано своим происхождением Высшей Силе, от которой его существование и зависит. Высшая Сила не может оставаться в стороне. Зачем тогда болтать: "я делаю", "я действую", "я функционирую"?
Осознавшее Себя существо не может не приносить пользы этому миру. Само его существование есть высочайшее благо.
204 [211]. Г-н Б. К. Дас спросил: "йога" означает "союз". Меня интересует: союз чего с чем?
М. Совершенно верно. Йога подразумевает наличие предварительного разделения и является средством для последующего соединения одного с другим. Но кто соединяется и с кем? Вы – искатель, ищущий союза с чем-то. Если вы принимаете данное предположение, то тогда это "что-то" должно быть отдельным от вас. Но ваше Я хорошо знакомо вам и вы всегда сознаёте Его. Ищите Его и будьте Им. Тогда Оно предстанет как бесконечность и вопроса о йоге не будет. К кому относится это разделение [ вийога ]? Выясните это.
П. Камни и тому подобное обречены всегда оставаться такими же?
М. Они воспринимаются вашими чувствами, которые, в свою очередь, приводятся в действие вашим умом. Поэтому они и существуют в вашем уме. Чей это ум? Задающий вопрос должен выяснить это сам. Если Атман будет обнаружен, то этот вопрос уже не возникнет.
Атман более знаком вам, чем объекты. Найдите субъект, и объекты сами позаботятся о себе. Разные личности видят объекты согласно их точке зрения и строят соответствующие теории. Но кто тот, кто видит, кто познаёт все эти теории? Это вы. Найдите своё Я. Тогда придёт конец всем этим причудам ума.
П. Что такое ум?
М. Связка мыслей.
П. Откуда они возникают?
М. Из Сознания Атмана (Я).
П. Тогда мысли не реальны.
М. Они не реальны. Единственная реальность – Атман.
205 [212]. Махарши заметил: Прадакшина (индуистский ритуал обхода объекта почитания по часовой стрелке) означает: "Всё пребывает во мне". Говорят, что истинное значение обхода вокруг Аруначалы столь же действенно, как и путешествие вокруг света. Это означает, что весь этот мир сконденсирован в этой Горе. Столь же хорош и обход храма Аруначалы; и поворот (т. е. вращение вокруг себя) как последнее средство тоже полезен. Поэтому всё содержится в Атмане. Рибху Гита говорит:
"Я остаюсь неподвижным, в то время как бесчисленные вселенные, становясь представлениями моего ума, вращаются во мне. Эта медитация является высочайшим круговым обходом [ прадакшина ]".
Рибху Гита (III, 31)1
Июня
206 [213]. Г-н Б. К. Дас спросил, почему ум никак не повернуть вовнутрь, несмотря на повторяющиеся попытки.
М. Это совершается с помощью практики и бесстрастия, и цель достигается только постепенно. Ум напоминает корову, которая привыкла длительное время без ведома хозяина пастись на воле и которую поэтому нелегко приучить к стойлу. Как бы сторож ни соблазнял её сочной травой и другим превосходным кормом, она сначала отказывается от них. Затем пробует немного, но срабатывает внутренняя склонность к свободе и она покидает стойло. При повторных попытках хозяина корова привыкает к стойлу и в конце концов никуда не уходит, даже если её не удерживать. Подобное творится и с умом. Если однажды он найдет своё внутреннее счастье, то уже не будет блуждать вовне.
207 [214]. Г-н Эканатха Рао, частый посетитель, спросил: Разве нет в созерцании модуляций, соответствующих обстоятельствам?
М. Да, они существуют. Временами есть озарение, и тогда созерцание даётся легко; в другое время созерцание невозможно даже при повторяющихся попытках. Это обусловлено работой трёх гун (качеств природы).
П. Влияют ли на созерцание деятельность человека и обстоятельства?
М. Они не могут повлиять на него. Препятствием является чувство делания – картритва буддхи.
22 июня
208 [215]. Махарши читал перевод Тирувасагам, сделанный Г. У. Попом, и дошел до стихов, описывающих сильное чувство бхакти, выраженное трепетом всего тела, плавлением плоти, костей и т.д. Он заметил: Маниккавасагар – это один из тех, чье тело в конце концов превратилось в сияющий свет, не оставляя после себя трупа.
Один преданный спросил, как такое могло произойти.
M. Грубое тело является только конкретной формой тонкого материала – ума. Когда ум расплавляется и впредь сияет как свет, тело также сгорает в таком процессе. Нанданар – другой пример человека, чьё тело исчезло в сияющем свете.
Майор Алан Чадвик отметил, что точно так же исчез и пророк Илья. Он хотел узнать, исчезло ли тело Христа из склепа подобным же образом.
М. Нет. Христос оставил после себя мертвое тело, которое сначала было захоронено. Другие же не оставляли.
В ходе разговора Махарши сказал, что тонкое тело составлено из света и звука, а грубое тело является уже конкретной формой того же самого.
Г-н Б. К. Дас спросил, воспринимаются ли те же самые свет и звук посредством органов чувств.
М. Нет. Они превосходят чувства. Похоже на это:
ИШВАРА (ВСЕОБЩЕЕ) | ДЖИВА (ИНДИВИДУАЛЬНОЕ) | |
грубое (физическое) | Вселенная | Тело |
тонкое | Звук и Свет нада, бинду | Ум и прана |
первичное | Атма (Я) Парам (трансцендентное) | Атма (Я) Парам (трансцендентное) |
Таким образом, в конечном счете они являются одним и тем же.
Тонкое тело Творца – это мистический звук пранава, являющийся и звуком и светом. Вселенная распадается сначала на звук и свет, а затем переходит в трансцендентность – Парам.
209 [216]. Махарши раскрыл смысл имени "Аруначала":
Аруна = красное, яркое, как огонь.
Этот огонь не является обычным огнем, который просто обжигает.
Это – джнянагни [Огонь Мудрости], который не является ни горячим, ни холодным.
Ачала = гора.
Поэтому "Аруначала" означает "Гора Мудрости".
Июня
210 [217]. Г-н А. Базе, инженер из Бомбея, спросил: Не посочувствует ли нам Бхагаван и не явит ли Милость?
М. Вы стоите по горло в воде, но тем не менее просите воды. Это все равно что сказать, будто погруженный по горло в воду хочет пить, или что рыба в воде испытывает жажду, или что жажду чувствует сама вода.
П. Как можно разрушить ум?
М. Прежде всего, есть ли ум? То, что вы называете умом, – иллюзия. Ум начинается с "я"-мысли. Без грубых и тонких органов чувств вы не можете иметь знание ни о теле, ни об уме. В таком состоянии вы либо крепко спите, либо сознаёте только Атман, Я. Сознавание Я всегда тут. Оставайтесь тем, кто вы есть на самом деле, и этот вопрос уже не возникнет.
П. Является ли телесное сознание препятствием для Реализации?
М. Мы всегда находимся за пределами тела и ума. Но если вы воспринимаете тело как истинную природу, как Я, тогда телесное сознание, конечно, будет препятствием.
П. Есть ли какая-либо польза для Атмана от тела или ума?
М. Да, настолько, насколько они способствуют Само-реализации.
Июня
211 [218]. Сегодня Махарши читал Шива Пурану. Он говорит: Шива имеет и трансцендентный и имманентный (внутренне присущий) аспекты, представленные Его невидимым трансцендентным бытием и лингамическим аспектом соответственно. Лингам, проявленный как Аруначала, стоит даже и по сей день. Это проявление имело место в декабре, когда Луна находилась в созвездии Ориона [ Ардра ]. Однако впервые оно праздновалось в День Шиваратри, который считается священным и сегодня.
В сфере речи пранава (мистический звук АУМ) представляет трансцендентный [ ниргуна ]аспект Шивы, а панчакшари (мантра, состоящая из пяти слогов1) представляет Его внутренне присущий аспект [ сагуна ].
Шри Бхагаван снова рассказал историю о том, как Парвати испытывала Раму. Эта история такова.
Рама и Лакшмана блуждали по лесу в поисках Ситы. Рама был охвачен горем. Как раз тогда Шива и Парвати проходили мимо них. Шива приветствовал Раму и пошел дальше. Парвати удивилась и просила Шиву объяснить, почему Он, Повелитель Вселенной, почитаемый всеми, должен был остановиться, чтобы приветствовать Раму, обыкновенного человека, который, потеряв свою супругу, был поражен горем, метался в мучениях в дебрях леса и выглядел совершенно беспомощным. Тогда Шива сказал: "Рама просто ведет себя так, как вел бы себя обычный человек в подобных обстоятельствах. Он, тем не менее, является воплощением Вишну и заслуживает приветствия. Если хочешь, ты можешь сама испытать его". Парвати подумала, приняла форму Ситы и появилась перед Рамой, когда он в муках выкрикивал имя Ситы. Рама посмотрел на Парвати в образе Ситы, улыбнулся и спросил: "Парвати, почему ты здесь? Где Шамбху?1 Зачем ты приняла форму Ситы?"
Парвати смутилась и объяснила, что пришла сюда испытать его и узнать, почему Шива приветствовал его.
Рама ответил: "Мы все – только аспекты Шивы, воздающие Ему почести, когда Он видим, и помнящие Его, когда Он вне поля нашего зрения".
212 [219]. Рамакришна Свами, ученик, который уже давно живет в Ашраме, спросил Махарши о смысле Твайаруначала Сарвам (второй строфы из Его пятого Гимна Шри Аруначале – Аруначала Панчаратнам [ Пять драгоценностей Аруначале ]2 ).
Махарши объяснил детально, сказав, что вселенная подобна живописи на холсте, а холст – Красная Гора, Аруначала. То, что возникает и исчезает, состоит из того, из чего оно возникает. Первооснова этой вселенной – Бог Аруначала. При медитации на Нём или на Видящем, Атмане, присутствует ментальная вибрация "Я", к которой всё сводится. При отслеживании источника этого "Я" остается лишь первичное "Я–Я", и оно невыразимо. Место Реализации – внутри, и искатель не может найти его, словно некоторый внешний ему объект. Это место суть Блаженство, и оно же – сердцевина всех существ. Поэтому его и называют Сердцем. Единственная похвальная цель данного рождения – обратиться вовнутрь и достичь Реализации. Больше здесь делать нечего.
П. Как полностью уничтожить скрытые склонности ума?
М. Вы будете в этом состоянии при Реализации.
П. Означает ли это, что если держаться Атмана, то склонности будут выжигаться при их появлении?
М. Они будут выгорать сами, если только вы останетесь тем, кем в действительности являетесь.
Июля
213 [220]. Г-н Б. К. Дас, преподаватель физики, спросил: Созерцание возможно только при контроле ума, а контроль осуществляется только посредством созерцания. Разве это не порочный круг?
М. Да, созерцание и контроль ума взаимозависимы. Они должны протекать рядом друг с другом. Практика и бесстрастие приводят к результату постепенно. Бесстрастие практикуется, чтобы удержать ум от его прыжков вовне; практика (созерцания) должна держать ум обращенным вовнутрь. Есть некая борьба между сдерживанием ума и созерцанием. Она идет внутри постоянно. Со временем созерцание станет успешным.
П. С чего начать? Для этого необходима Ваша Милость.
М. Милость всегда здесь. "В отсутствие Милости Гуру невозможно приобрести ни бесстрастия, ни осознания Истины, ни пребывания в Атмане"1.
Но практика тоже необходима. Она напоминает дрессировку разъяренного быка, когда соблазнительным пучком сочной травы предупреждают его выход из стойла.
После этого Учитель прочел строфу из Тирувасагам, которая, обращаясь к уму, говорит: "О, жужжащая пчела (а именно – ум)! Почему ты мучаешься, собирая крошечные крупинки мёда с бесчисленного множества цветов? Существует тот, от которого ты можешь получить целую кладовую мёда, стоит тебе просто увидеть Его, подумать или поговорить о Нём. Лети вовнутрь и жужжи Ему [ хримкара ]".
П. Следует ли в процессе медитации удерживать в уме некую форму, поддерживаемую чтением Писаний и пением имен Бога?
М. А в чем состоит концепция ума, если это не медитация?
П. Следует ли упомянутую мной форму поддерживать повторением мантр и концентрацией на божественных свойствах?
М. Когда джапа является преобладающей тенденцией, вокальная джапа в конце концов становится мысленной, а это то же, что и медитация.
214 [221]. Г-н Бозе: Форма означает двойственность. Хорошо ли это?
М. Человеку, задающему подобные вопросы, лучше выбрать Путь исследования. Форма – не для него.
П. В мою медитацию вклинивается пустота – я не вижу фигур.
М. Конечно, не видите.
П. А что можно сказать об этой пустоте?
М. Кто видит эту пустоту? Вы должны присутствовать там. Имеется сознание, выступающее свидетелем этой пустоты.
П. Означает ли это, что я должен идти глубже и глубже?
М. Да. Нет мгновения, когда бы вас не было.
Июля
215 [222]. Один из посетителей, д-р Попатилал Лохара, изучил несколько книг, включая "Суть Наставления" [Упадеша Сарам], и посетил ряд святых, садху и йогинов – возможно, что около 1500 человек, как он сам считает. Один садху в Тримбаке сказал ему, что он должен еще заплатить по некоторым старым долгам, после чего сможет достичь Реализации. Его единственный долг, как он это понял, состоял в необходимости женить сына. Поскольку сейчас сын женился, он чувствует себя свободным от кармической задолженности. Поэтому он ищет руководства Шри Бхагавана, чтобы освободиться от "умственной грусти", которая сохраняется несмотря на то, что он уже никому не должен.
М. Какой текст Упадеша Сарам вы читали?
П. Санскритский.
М. Он содержит ответ на ваш вопрос.
П. Никакими усилиями я не могу успокоить свой ум, хотя пытаюсь сделать это с 1918 года.
М. (Стих 10 "Упадеша Сарам" говорит:) "Погружение ума в Сердце несомненно включает в себя похвальное выполнение долга [ карма ], преданность [ бхакти ], Йогу и высшую мудрость [ джняна ]"1. Здесь кратко изложена вся истина.
П. Но этого недостаточно для моих поисков счастья. Я не способен успокоить свой ум.
Учитель снова процитировал "Упадеша Сарам": "Непрерывное исследование природы ума приводит к его исчезновению. Это прямой Путь"2.
П. Как же тогда искать ум?
М. Ум – это только связка мыслей. Мысли коренятся в "я"-мысли. (В стихе 19 "Упадеша Сарам" говорится:) "Кто бы ни исследовал, откуда возникает "я"-мысль, для него эго исчезает. Это и есть подлинное исследование"3. После этого истинное "Я" (Я) сияет само по себе.
П. Эта "я"-мысль истекает из меня, но я не знаю Себя, Атмана.
М. Всё это только умственные представления. Сейчас вы отождествляете себя с фальшивым "я", которое есть "я"-мысль. Эта "я"-мысль поднимается и спадает, тогда как Я – по ту сторону подъемов и спадов. В вашем бытии не может быть перерыва. Раньше вы спали, сейчас бодрствуете. В глубоком сне нет несчастья, тогда как при бодрствовании оно существует. За счет чего имеется это различие в переживании? В вашем глубоком сне "я"-мысли не было, тогда как она присутствует сейчас. Истинное Я не очевидно, и ложное "я" демонстрирует себя. Оно препятствует вашему правильному знанию. Найдите, откуда поднимается это "я". Тогда оно исчезнет, и вы будете только тем, кто вы есть, то есть абсолютным Бытием.
П. Как добиться этого? Пока у меня нет успеха.
М. Ищите источник "я"-мысли. Это всё, что нужно делать. Вселенная существует из-за "я"-мысли. Если последняя заканчивается, то наступает также конец и страданию. Фальшивое "я" закончится, как только его источник будет найден.
Д-р Лохара попросил объяснить смысл одной строфы из "Упадеша Сарам"1.
М. Тот, кто раньше крепко спал, сейчас бодрствует. В глубоком сне было счастье, но при бодрствовании – страдание. В глубоком сне не было "я"-мысли, но она есть сейчас, при бодрствовании. Во сне без сновидений состояние счастья и отсутствие "я"-мысли не требуют усилий. Цель должна состоять в том, чтобы переживать то состояние даже сейчас. И это требует усилия.
Глубокий сон | Бодрствование | Перенесите глубокий сон в состояние бодрствования и это – Реализация. Усилие должно направляться на затухание "я"-мысли, а не введение истинного Я. Ведь последнее вечно и не требует усилий с вашей стороны. |
Счастье без усилий "я"-мысль отсутствует | Счастья нет "я"-мысль |
216 [223]. Д-р Лохара: Почему ум не погружается в Сердце даже при медитации?
М. Плавающее тело само легко не утонет, если не принять каких-то мер, чтобы заставить его утонуть. Контроль дыхания успокаивает ум. Ум должен оставаться бдительным, а медитация практиковаться неослабно, даже когда ум спокоен. Тогда он погружается в Сердце. Если на плавающее тело положить груз, то оно утонет. Поэтому и общение с мудрецом заставит ум погрузиться в Сердце.
Такая связь одновременно и мысленная и физическая. Явно зримый Гуру толкает ум внутрь. Но Гуру пребывает также и в Сердце искателя, а потому тянет направленный вовнутрь ум последнего в Сердце.
Подобный вопрос задают, только когда человек начинает медитацию и находит ее трудной. Пусть он хоть немного практикует контроль дыхания, и ум очистится. Сейчас ум не погружается в Сердце, ибо этому мешают его скрытые склонности. Они удаляются контролем дыхания или общением с мудрым. На самом деле ум всегда пребывает в Сердце. Но он беспокоен и переносится с места на место за счет скрытых склонностей. Когда эти склонности станут неработоспособными, он будет спокойным и смирным.
Контролем дыхания ум успокаивается только временно, поскольку его склонности всё ещё присутствуют. Если ум превращен в Атман, то он уже больше не причиняет беспокойств. Превращение же – дело медитации.
217 [224]. Один из учеников спросил, как он может узнать своё собственное естественное первичное состояние.
М. Абсолютная свобода от мыслей – это состояние, ведущее к такому узнаванию.
218 [225]. Когда Шри Бхагаван и Рангасвами, один из служителей, шли на скалы Аруначалы, Бхагаван обратил внимание, что в Ашраме кто-то качается на кресле-качалке, и сказал служителю: Шива отдал всё Свое имущество Вишну и бродил по лесам, дикой местности и кладбищам, живя за счет пищи, которую Он выпрашивал как подаяние. С Его точки зрения не-обладание на шкале счастья выше, чем обладание вещами.
П. Что такое то высшее счастье?
М. Быть свободным от тревог. Собственность порождает тревоги, связанные с её защитой, использованием и т. д. Не-обладание не приносит с собой никаких тревог. Поэтому Шива и отказался от всего в пользу Вишну; и Он Сам ушел счастливый.
Избавление от имущества – высшее счастье.
Июля
219 [226]. Посетитель из Тирукойлура спросил, открывает ли истину изучение священных книг.
Дата добавления: 2015-12-20; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!