Философия и методология науки 29 страница
Вопрос о свободе исследований, о том, как она должна пониматься, был одним из центральных в ходе дискуссий вокруг этих исследований. Высказываются самые разные точки зрения. Наряду с защитой абсолютно ничем не ограничиваемой свободы исследований, была представлена и диаметрально противоположная точка зрения - предлагалось регулировать науку так же, как регулируется движение по железным дорогам. Между этими крайними позициями находится широкий диапазон мнений о возможности и желательности регулирования исследований, о том, кому должно принадлежать здесь решающее слово - самому исследователю, научному сообществу или обществу в целом.
Говоря о необходимости свободы мысли и свободы научного поиска, В. И. Вернадский высказывал весьма проницательные, можно сказать оптимистические суждения о взаимоотношениях власти (государства) и науки. Он считал, что власть не может (явно или скрыто) ограничивать научную мысль, а должна всемерно способствовать ее плодотворному и беспрепятственному развитию. Тем более недопустимо насильственное государственное вмешательство в научное творчество, «оправдывая» это классовыми, партийными и другими узколичными интересами. «В сущности, - подчеркивал Вернадский, - научная мысль при правильном ходе государственной работы не должна сталкиваться с государственной силой, ибо она является главным, основным источником народного богатства, основой силы государства»278/ [106] .
|
|
Постановка проблемы и требование социальной ответственности ученых -необходимость нашего времени. Но в какой степени ей могут следовать ученые в своей деятельности? Самосознание современной науки раздвоено. С одной стороны, она еще не утратила память о том, что научное исследование есть движение к истине, с другой, став «профессией», она приняла на себя все характерные черты этого рода деятельности.
В связи с этим К. Ясперс писал, что «факт превращения свободного исследования отдельных людей в научное предприятие привел к тому, что каждый считает себя способным в нем участвовать, если только он обладает рассудком и прилежанием. Возникает слой плебеев от науки... Кризис науки - это кризис
людей, который охватил их, когда они утратили подлинность безусловного желания знать»279/ [107]. Плебейская наука, считает он, служит не Истине, а тем, кто гарантирует материальное благополучие «научным предприятиям». Но ведь так поступают люди во всех иных сферах своей деятельности. Можно ли предъявлять людям науки счет, по которому не платит никакая другая группа наемных работников?
Некоторые исследователи предполагают, что ответить на вопрос о социальной ответственности можно более конкретно, если помнить о различии между фундаментальными и прикладными исследованиями.
|
|
Если ученый, занятый в сфере фундаментальных исследований, догадывается о возможности использования того или иного достижения в науке в нежелательном для социума направлении он обязан предупредить об этом своих коллег и широкую общественность - таково естественное требование научной и гражданской этики. Но это все, что можно от него требовать. Призыв ввести клятву ученого, которая бы обязывала его отдавать свой талант и силы решению только полезных для человечества проблем, по отношению к фундаментальным исследованиям звучит наивно. Задача ученого, работающего в этой области, исследовать природные объекты в том виде, в котором они существуют сами по себе, независимо от человеческой деятельности - объективные законы природы. К тому же понятие пользы и блага не являются вневременными и абсолютными.
Известно, что фундаментальные научные открытия непредсказуемы, а спектр их потенциальных приложений бывает чрезвычайно широким. Уже в силу одного этого мы не вправе говорить о том, что этические проблемы являются достоянием лишь некоторых областей науки, что их возникновение есть нечто исключительное и преходящее, нечто внешнее и случайное для развития науки. В связи с этим следует подчеркнуть принципиальное суждение о том, что при изучении «человекоразмерных объектов поиск истины... непосредственно затрагивает и гуманистические ценности. С системами такого типа нельзя свободно экспериментировать. В процессе их исследования и практического освоения особую роль начинает играть знания запретов на некоторые стратегии взаимо-действия»280/ [108].
|
|
Прикладные исследования («ноу-хау») - исследования возможности применения фундаментальных знаний для получения практических эффектов, изменение природных объектов в нужном человеку направлении. Иногда особенно в научно-технических комплексах трудно провести грань между фундаментальными и прикладными исследованиями, между научной разработкой и инженерной деятельностью. Но она существует, т.к. одни ориентируются на познание объективных законов природы, другие - на создание новых веществ, машинных технологий. Даже когда речь идет о прикладных разработках, характер которых вполне ясен, ученому подчас бывает не просто решить вопрос о своем в нем участии (например, участие в Матхэтенском проекте по созданию атомного оружия или созданию его в СССР).
|
|
Кроме того, сам прогресс науки расширяет диапазон таких проблемных ситуаций, в которых нравственный опыт, накопленный учеными, да и всем человечеством, оказывается недостаточным. С особой остротой, например, встал вопрос об определении момента смерти донора в связи с успехами экспериментов по пересадке сердца и других органов. Этот же вопрос возникает и тогда, когда у необратимо коматозного (т. е. навсегда утратившего сознание) пациента с помощью технических средств поддерживается дыхание и сердцебиение.
В этой связи можно привести мнение одного из ведущих отечественных биологов В.А. Энгельгардта о том, что в случае глобальных проблем, кризисов ученым не раз придется обращаться к своей совести, призывать чувство ответственности, чтобы найти правильный путь преодоления возникающих угроз. И, разумеется, дело общественной совести ученых мира, общей ответственности - всемерно бороться с причинами, вызывающими вредные, губительные последствия, направлять научные поиски на исправление вреда, который сама наука, не взвесив и не учтя возможных последствий, могла принести, и тем самым оказаться причастной к возникновению тех или иных глобальных проблем.
По-видимому, все моратории и запреты должны относится только к прикладным исследованиям. Требовать от ученого, занятого в сфере фундаментальных исследований, всегда учитывать возможные последствия своих открытий -значит выдвигать благие, но нереализуемые пожелания281/ [109]. Ученые несут ответственность за использование научных открытий в той мере, в какой они оказываются причастными к принятию решений. Но не надо «переносить тяжесть преступления с убийцы на орудие преступления», писал Г. Башляр. Вместе с тем, любые попытки научных работников снять с себя такую ответственность, ссылаясь на существование объективной логики науки, независимой от воли отдельных исследователей, ныне отвергаются как неэтические, так же как и стремление «спрятаться» за тезис, согласно которому использование научных достижений всецело определяется характером социальных институтов, в рамках которых они функционируют.
Справедливо утверждается, что такие аргументы представляют собой способ усыпить свою совесть. Ученые должны ощущать груз ответственности даже в большей степени, нежели другие, т.к. знают глубже, осведомлены лучше. Поэтому могут предугадать и оценить размеры грядущей опасности. Это относится к ряду исследований в области микромира, генной инженерии и т.п. Результаты этих исследований, с одной стороны, могут принести человечеству неисчислимые блага (в частности, неисчерпаемый источник энергии, избавление людей от наследственных болезней путем замены патологического гена нормальным и т. п.), а с другой - большие опасности.
Социальная ответственность ученых не есть нечто внешнее, некий довесок, который неестественным образом связывается с научной деятельностью. Напротив - это органическая составляющая научной деятельности, достаточно ощутимо влияющая на проблематику и направление исследований. Осознание этого приводит к гуманизации естественнонаучного и технического знания, росту уровня гуманитарного сознания ученых. Расширение и углубление практических возможностей человека, меры его давления на биосферу, его вторжение в микромир - все это в совокупности принудительным образом побуждает науку (в том числе и посредством воздействия общественного сознания с его тревожностью) формировать новые этологические и этические ориентиры.
В центре нового этоса стоит уже презумпция не-знания, своеобразный вариант исторической мудрости «ученого-не-знания» с его максимой, сформулированной более пяти веков назад Николаем Кузанским: «Все, что мы желаем познать, есть наше не-знание». Неразумное знание уступает свое место разумному не-знанию и самоограничению. Таков путь становления сознательно-свободной воли социального субъекта, обретения им подлинного самосознания, преодоления псевдосвободной стихии произвола, импульсивного вожделения, разрушительной экспансии.
Одна из важнейших задач, которая стоит перед большой наукой, - это сказать, что нам не дозволено! Где пределы допустимой активности человека в различных сферах его приложения? В результате размышлений над этой проблемой складывается представление об «экологическом императиве», или о «запретной черте», переступать которую человечество не имеет права ни при каких обстоятельствах, ибо это означало бы его гибель или деградацию282.
Экологический императив - это совокупность таких недопустимых нарушений равновесия природы, которые могут повлечь за собой дальнейшее неконтролируемое изменение характеристик биосферы, сделать существование человека на Земле невозможным. И знание его требований превращается сегодня в жизненную потребность человечества. В этом плане представляет интерес исследования теоретиков Римского клуба, подходящих к построению «моделей мира» с учетом человеческого фактора. Они предлагают подчинить гуманитарным целям развитие науки и техники, экономический рост вообще. Гуманистические проекты членов Римского клуба являются своеобразным выражением протеста против «одномерного» технико-экономического развития техногенной цивилизации283.
Знание границы, «запретной черты» еще не означает, что люди будут следовать условиям экологического императива, согласовывать свои действия с теми возможностями, которые дает им Природа. Экологический императив требует переориентации большинства ценностных шкал человека. Нужно преодолеть самого себя, научиться по-иному воспринимать природу, по-иному относиться друг к другу. Одно из важнейших положений этого нравственного императива, по мнению Н. Моисеева, не только представление, но и ощущение «общепланетарной общности». Во многом был прав Тейяр де Шарден, когда говорил о сверхжизни как о будущем, в котором должны быть разрушены барьеры непонимания - религиозные, национальные, расовые.
Таким образом, формирования нового этоса современной науки происходит в лоне более широкого процесса - процесса становления нового планетарно-экологического сознания, соответствующего практике взаимодействия цивилизации и природы в современных условиях. Выработка этого сознания уже стала предметом пристального внимания мировой философии. Речь идет об артикуляции и коррекции ценностно-нормативных зависимостей и нормативов, регулирующих выбор стратегий и оценку смыслов деятельности человека. В новой системе ценностей и приоритетов, выстраданных цивилизацией, природа предстает уже не безразличным и косным резервуаром ресурсов, не объектом покорения и господства, а субъектом, живущим интенсивной внутренней жизнью, в зеркало которой смотрится человек и в отношении к которой он утверждает себя уже не просто как активное и умелое, но как свободно-универсальное, а потому и моральное существо. Отсюда и актуализация такого ригорического императива нового этоса науки: «Не должно быть безнравственной науки!» -как в смысле последствий применения ее достижений, так и в смысле ее этической нейтральности, равнодушия к судьбам цивилизации.
Рекомендованная литература:
1. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. - М., 1998.
2. Декларация в защиту клонирования и неприкосновенности научных исследований // Человек. - 1998. - №3.
3. Мертон Р. Амбивалентность ученого. - М. 1965.
4. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов. Трактаты. - М., 1969.
5. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. - М., 1992.
6. Взаимодействие истины и ценности в естествознании // Ценностные аспекты и проблемы экологии. - М., 1981.
7. Купцов В. Философия и методология науки. - М., 1996.
8. Малкей М. Наука и социология знания. - М., 1981.
9. Наука и ценности. - Новосибирск, 1987.
10. Наука, техника, культура: проблемы гуманизации и социальной ответственности (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии. - 1989. - №1.
11. Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986.
12. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки: проблемы и дискуссии. - М., 1986.
13. Ценностные аспекты развития науки. - М., 1990.
Контрольные вопросы:
1. Что такое аксиологические проблемы науки?
2. Как решается в современной науке проблема соотношения истинности и ценности?
3. Что такое сциентизм и антисциентизм в оценке роли науки в современной культуре?
4. Охарактеризуйте особенности ценностных ориентаций ученого в процессе научного поиска. Что такое этос науки?
5. Чем обусловлена актуальность проблемы соотношения свободы научного поиска и социальной ответственности ученого?
6. В чем, по Вашему мнению, состоит социальная ответственность ученого?
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
А
абстрагирование 105, 147, 236
Августин Блаженный 65
Авенариус Р. 10, 124, 125, 126
агностицизм 28, 36, 37, 38, 39, 43, 56
Айдукевич К. 54, 87, 136
Айер А. 136, 137, 140
аксиология 13, 130, 265
аксиома 93, 109, 114, 139, 143, 146, 208, 249, 251, 253
аналогия 80, 174, 213, 269
Ансельм Кентерберийский 65
антиномия 38
антропный принцип 212, 227 - 229, 234
антропология 4, 12, 13, 17, 18, 26, 81, 279
априори 144, 159, 225
Аристотель 4, 12, 18, 48, 81, 109, 116, 164, 185, 186
астрология 64
атомизм 10, 196, 197
Б
Баденская школа 127, 129
Башляр Г. 136, 144, 145, 146, 160, 161, 207, 261, 277
Белл Д. 268, 269
Бердяев Н.А. 15, 66, 67
Беркли Дж. 9, 29, 34, 53, 229
Больцман Л. 204, 223
Бор Н. 46, 94, 111, 218, 219, 237, 238, 243, 274
Борн 35, 109, 206, 207, 242, 247, 274
Бройль Луи де 242
Бруно Дж. 34, 192, 228, 270, 271
Бэкон, Р 189
Бэкон, Ф. 33, 81, 98, 121, 157, 214
В
вакуум 93, 212, 213, 217, 228, 230, 266
Вебер М. 23, 247
Венский кружок 136
верификация 48, 74, 75, 138, 139, 140, 141, 142
Вернадский В.И. 84, 117, 210, 234, 257, 274, 275
вероятность 213, 223, 224
Витгенштейн Л. 58, 67, 87, 133, 136, 140, 160, 176
Г
Гадамер Х.Г. 43, 44, 56, 80, 157, 158, 159, 160
Галилей Г. 172, 184, 193, 194, 253
Гассенди П. 196, 197
Гегель Г.В.Ф. 9, 12, 13, 16, 22, 24, 35, 43, 52, 81, 116, 120- 122, 145, 150, 167, 204, 213, 227, 257
герменевтика 78, 136, 146, 156, 157, 159, 160, 161, 248, 249
герменевтический круг 159
Гильберт Д. 109, 251, 252
гипотеза 32, 33, 79, 95, 98, 108, 111, 112, 114, 118, 132, 193, 198, 206, 220, 239
гносеология 13, 28, 45, 56, 159 Гоббс Т. 9, 34, 119, 196, 214
гуманизм 20, 270, 273
Гуссерль Э. 152, 153, 154, 155, 156, 160, 241
Д
дедукция 32, 35, 98, 99, 100-101, 195
Декарт Р. 10, 15, 29, 32, 35-37, 54, 98, 118, 122, 194-200, 202, 210, 222, 240
деконструкция 149
Демаркация 180
Демокрит 28, 183, 184, 185, 222
Деррида Ж. 148, 261
детерминизм 8, 95, 206, 212, 222-227, 234, 268
Джеймс(Джемс) У. 54, 131, 132, 133
диалектика 29, 31, 56, 81, 145, 151, 160, 216, 234, 247
Дидро Д. 9
Дирак Г. 270
дискурс 45, 113, 147, 182
догматизм 52, 150, 169, 269
дополнительность 247
дуализм 9, 10, 25
Дьюи Дж. 54, 131, 132, 133
Дюгем П. 164, 198
Е
Евклид 52-53, 86, 109, 126, 145, 182, 206 Ж
жизненный мир 154, 156, 269 З
заблуждение 15, 28, 40, 47, 52, 55, 124, 125, 133, 141
здравый смысл 37, 74, 140
Зенон из Элеи 52
знак 188
И
идеал 5, 12, 37, 40, 51, 72, 92, 125, 147, 183, 202, 209, 238, 240, 241, 264, 272
идеализация 106, 107, 236
идеализм 9, 124, 206, 227
измерение 20, 72, 152, 220, 237, 238, 273, 279
индетерминизм 223
индукция 98, 99, 100, 101, 123
инструментализм 44, 50, 54
интерпретация 28, 39, 43, 44, 79, 88, 118, 159, 254, 259
интуиция 32, 35, 86, 159, 195
информация 58, 59, 60, 110, 165, 219, 234
иррационализм 33, 44
К
Кант И. 6, 8, 12, 15, 32, 37, 38, 41, 42, 45, 46, 56, 127, 128, 204, 266
Карнап Р. 10, 35, 133, 136, 137, 138, 140, 215, 252
Кассирер Э. 128, 129
Кеплер И. 103, 175, 191, 192, 194, 197, 199
Коген Г. 127
Койре А. 93, 133, 141, 160, 210
конвенционализм 54, 126, 180
Конт О. 39, 81, 120, 121, 122, 123, 126
концепция 22, 24, 48, 49, 52, 53, 56, 98, 109, 113, 142, 143, 145, 152, 160, 166, 168, 170, 173, 175, 200, 202, 213, 216, 217, 220, 222, 227, 229, 231, 233, 234, 246, 270-272
Коперник Н. 191
критический рационализм 142
кумулятивизм 165, 170
Л
Лакатос И. 88, 113, 143, 164, 165, 168, 169, 170, 177, 178, 180, 264
Лаплас П. 91, 118, 199-201, 203, 222, 227, 231
Лейбниц Г. 10, 29, 35, 122, 200-203, 218, 220, 227, 251, 252
лингвистическая философия 139, 140
Лиотар Ж.-Ф. 148
Лобачевский Н.И. 86, 145
логический позитивизм 137, 138, 140
Локк Дж. 9, 29, 34
М
магия 64
Максвелл Д. 107, 110, 126, 204, 205, 223, 250
Мамчур Е.А. 95, 113
Марбургская школа 127, 128
Маркс К. 9, 22, 75
материализм 9, 15, 25, 34, 43, 45, 51, 52, 124, 145, 206
Мах Э. 39, 124, 133
махизм 116, 124-126, 134
метафизика 12, 41, 48, 52, 81, 93, 122-124, 175, 183, 241
методология 2, 13, 80, 95, 98, 113, 157, 164, 168, 169, 177, 274, 279
механицизм 124, 145, 214, 273
Милль Дж.Ст. 120, 121, 123
мировоззрение 6-8, 15, 25, 92, 93, 112, 117, 118, 150, 152
мистицизм 69, 121, 122
миф 8, 62, 64, 69, 76, 101, 129, 230
мифологи 7, 58, 62-65, 67, 69, 72, 147, 156, 175, 176, 181, 182, 183, 201
модель 18, 59, 77, 86, 88, 102, 107, 141, 164, 167, 173, 174, 178, 191, 197, 213, 214, 225, 240, 246, 248, 254
монада 19, 202
монизм 9
Монтень М. 37, 189
мораль 12, 121
мышление 8, 9, 18, 28, 30, 31, 35, 38, 41, 45, 46, 63, 68, 69, 77, 81, 92, 100, 108, 122, 125-129, 131, 140, 150, 153, 155, 167, 175, 177, 186, 187, 202, 203, 217, 219, 226, 234, 239, 244, 269
Н
наблюдение 49, 84, 87, 98, 101, 103, 104, 123, 181, 182, 186, 203, 234, 244
натурфилософия 116, 119, 120, 204
научная картина мира 72, 91, 92, 95, 164, 244, 261
научное сообщество 75, 170, 172
небытие 213
нелинейность 90, 230-232
необходимость и случайность 17, 222
неокантиантство 116, 127, 129, 131
неопозитивизм 10, 34, 35, 51, 52, 78, 86, 136, 137, 139, 141, 142, 144, 161, 248
неопределенность 224, 227, 230
неорационализм 136, 144, 146
неявное знание 68
Николай Кузанский 190
Научно-исследовательская программа (НИП) 88, 168, 169, 170
Ницше Ф. 15, 16, 24, 64
ноосфера 234
нормальная наука 170
нравственность 8, 265, 270
Ньютон И. 106, 100, 103, 107, 111, 126, 138, 144, 145, 167-169, 191, 197-202, 204, 206, 210, 220, 222, 223, 238, 246, 254
О
объект 17, 28, 40-42, 45, 46, 56, 73, 78, 82, 85, 102, 103, 104, 105, 107, 112, 119, 125, 129, 136, 167, 183, 218, 236, 238, 240, 242, 243, 251, 265
объяснение 78, 79, 112, 113, 123, 144
онтология 13, 29, 160, 226
описание 50, 58, 59, 64, 78, 81, 85, 87, 103, 109, 110, 112, 125, 194, 204, 209, 215, 219, 226, 243, 247, 248, 249, 259, 267, 271, 272
Оствальд В.(Дж?) 125
ответственность 150, 264, 269, 272, 274, 275, 277, 279
откровение 65
относительность 106, 107, 142, 145, 146, 149, 151, 172, 173, 205, 206, 216, 220, 243, 248
отражение 28, 30, 34, 39, 40, 43, 47, 63, 68, 72, 83, 102, 168
оценка 67, 250, 264, 267
ощущение 30, 33, 193
П
парадигма 75, 88, 113, 170-172, 175, 194, 227
Парменид 14, 16, 52
Паули В. 79
Пирс Ч. 131, 132
Пифагор 4, 182, 184
пифагорейская школа 183
Планк М. 79, 94, 106, 111, 125, 216
Платон 28, 35, 47, 109, 116, 122, 184, 185, 271
плюрализм 9, 10, 30, 100, 176, 177
позитивизм 117, 120, 121, 123-126, 131, 133, 136-138, 140, 143
познание 8, 27-32, 34, 36, 38-41, 43, 45, 52, 56, 58, 68, 72, 73, 81, 85, 88-90, 95, 100, 119, 124,-125 127, 128, 130-132, 153-155, 159, 160, 167, 170, 188, 190, 195, 199, 201, 203, 209, 240, 242, 243, 264, 265, 272, 276
Полани М. 33, 67, 68, 69, 95, 113, 177
Поппер К. 48, 49, 50, 75, 101, 112, 142, 143, 164, 165-168, 177, 178, 237, 275
постпозитивизм 141-143, 165
прагматизм 54, 116, 131, 133, 137
практика 55, 61, 99, 237, 261
практический разум 266
Пригожин И. 208, 213, 222, 225, 226, 230, 233, 234, 237, 244
пространство 17, 41, 93, 106, 125, 165, 189, 199, 200, 202, 219-221, 261
Птолемей 191
Пуанкаре А. 53, 108, 124, 125, 126, 133, 226, 265
Р
Рассел Б. 54, 66, 133, 136, 149, 206, 269, 275
рациональность 67, 75, 76, 77, 86, 154, 195, 226, 243, 262
реализм 44, 176, 241
революция 141, 170-172, 180, 190, 191, 193, 204, 205, 207, 210
редукционизм 148, 203, 212, 214, 215, 234
Рейхенбах Г. 133, 136, 215
религиозное знание 58, 65
релятивизм 44, 45, 52, 76
Риккерт Г. 129, 130, 131
Риман Б. 52, 126
Рорти Р. 44, 46, 131, 160
С
самоорганизация 24, 229, 230, 231, 232, 233, 234, 272
Сенсуализм 28, 30, 33, 35, 36
символ 129, 188
синергетика 212, 229, 230-234, 255
системный подход 107
скептицизм 28, 36-39, 56, 189, 195, 241, 271
случайность 8, 17, 93, 185, 201, 222, 223, 227, 230, 232, 233
сомнение 36, 37, 39, 67, 132, 164, 195, 206
Спенсер Г. 10, 24, 120, 121, 123, 137
Спиноза Б. 222
спонтанность 155
Стенгерс И. 213, 222, 225, 226, 233, 234, 237, 244
Степин В. С. 89, 92, 95, 113, 114, 188, 202, 239, 244, 247, 262, 276, 279
стиль мышления 88, 90, 94, 270
структура 4, 11, 22, 26, 31, 59, 80, 83, 105, 114, 147, 148, 168, 170, 171, 180, 186, 196, 212, 219, 220, 221, 231, 234, 259, 271, 272
структурализм 136, 146-149, 151
субъект 28, 35, 41-46, 51, 56, 61, 82, 104, 128, 129, 139, 148, 151, 159, 160, 203, 237, 238, 242, 243, 245
суждение 32, 35, 40, 74, 131, 276
схоластика 65, 122, 189, 190
Т
Тарский А. 49, 136, 140, 253
Тейяр де Шарден П. 66, 228, 278
теологи 66, 72, 81, 121, 122, 150, 156, 186, 187, 188, 190, 200, 227, 265
техника 177, 209, 258, 259, 268, 269, 279
Тихо Браге 103, 192
традиция 11, 151, 158, 159, 177, 189, 240, 270 третий мир 23, 167
Тулмин Ст. 143, 164, 165, 173, 174, 178
У
Уайтхед А. 93, 117, 136, 144, 149, 150, 151, 152, 161, 205, 210, 216
Уилер Дж. 229
умозаключение 32
универсалии 8
универсум 7, 17, 38, 188, 223, 228
Ф
факт 20, 37, 39, 43, 66, 74, 78, 79, 87, 98, 110, 111, 113, 114, 118, 142, 150, 154, 186, 200, 209, 237, 245, 275
фаллибилизм 142, 166
фальсификация 142, 168
Фейерабенд П. 64, 76, 87, 100, 143, 176, 177, 178
феномен 12, 23, 33, 43, 58, 68, 122, 124, 155, 181, 234
Феноменология 152-156, 160, 161 физикализм 139, 153, 154, 214, 215
философия науки 13, 61, 95, 115, 116, 118, 120, 122, 124, 126, 128, 130, 135, 136, 164, 170, 212, 217, 234, 262, 279
философия техники 82
философские основания 72, 89, 92-95, 118, 137, 138, 204, 247
Фома Аквинский 18, 65, 187
фундаментализм 24, 164, 172
Х
хаос 4, 14, 24, 129, 213, 222, 225, 226, 227, 230, 231, 232, 233, 234, 237, 244
холизм 212, 215, 216, 217, 234
Холтон Дж. 69, 73, 95, 113, 125, 126, 143, 164, 175, 178
Ц
целесообразность 227
целостность 9, 16, 63, 73, 80, 212, 217, 218, 219, 234
цель 12, 21, 25, 33, 34, 47, 78, 85, 102, 107, 112, 125, 128, 130, 132, 133, 137, 140, 144, 150, 154, 169, 188, 227, 249, 267
ценность 6, 14, 16, 54, 66, 75, 86, 106, 107, 117, 120, 126, 131, 132, 154, 222, 245, 264, 265, 268, 270, 271
цивилизация 181, 183
Ч
человекоразмерные системы 209, 233, 249, 267, 276
чувственное познание 30, 36
Ш
Шлик М. 10, 136, 137, 215 Шредингер Э. 94, 108, 242
Э
эволюция 55, 83, 164, 173, 174, 177, 183, 189, 201, 208, 210, 223, 229, 253
Эйнштейн А. 33, 46, 77, 87, 94, 103, 106, 107, 108, 110, 125, 126, 138, 145, 166, 172, 200, 205, 206, 220, 237, 239, 240, 258, 273, 275
экология 209, 244
эксперимент 48, 84, 90, 98, 99, 103-105, 107, 123, 197, 198, 203, 205, 254, 258, 259, 260
эмпиризм 85, 123, 124, 125, 126, 142
эмпириокритицизм 9, 10, 124, 125, 126
эмпирическое 45, 78, 85, 88, 95, 103, 114, 123, 203
Энгельс Ф. 9, 15, 82, 164
эпистемология 13, 29, 43, 55, 56, 68, 69, 100, 167, 180, 241, 245, 262
этика 12, 13, 20, 81, 130, 267, 271, 279
этос науки 267, 272, 279
Ю
Юм Д. 29, 34, 37, 100
Юнг К. 64
Я
язык 7, 11, 19, 31, 73, 77, 78, 87, 103, 125, 129, 137, 138, 139, 140, 141, 148, 159, 165, 168, 170, 172, 193, 215, 256, 257
языковые игры 140
Ясперс К. 20, 25, 98, 181, 182, 210, 268, 275, 276
[1] Нет текста сноски
[2] 171 В этой и других своих работах Ньютон сформулировал понятия и законы классической механики, дал математическую формулировку закона всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера (создав тем самым небесную механику), и с единой точки зрения объяснил большой объем опытных данных (неравенство движения Земли, Луны и планет, морские приливы и др.). По выражению Дж. Бернала - это «библия новой науки», «источник дальнейшего расширения изложенных в ней методов».
[3] 172 Как показал Т. Кун в своем исследовании двух традиций в науке нового времени, эмпирико-экспериментальная линия в эпоху научной революции, представленная в трудах Бойля, Гюйгенса и Гука, существенно отличалась от рационалистически-математической, нашедшей свое выражение у Галилея, Декарта, Торричелли и других. Первую традицию Кун называет бэконианс-кой, а вторую - классической, указывая при этом на различное понимание и использование эксперимента в рамках каждой из этих традиций. Если в классической традиции эксперимент играл роль своего рода проверочной инстанции - он должен был или подтвердить, или отвергнуть предположение ученого, построенное им исходя из некоторых теоретических предпосылок, то в бэконианской традиции эксперимент ставился без предварительной теоретической разработки. Справедливо указывая на две тенденции в развитии науки XVII-XVIII вв. (на них задолго до Куна указал П. Дюгем), не следует, видимо, слишком резко противопоставлять их: у некоторых ученых можно заметить соединение той и другой.
[4] 173 Вводя абсолютное пространство, Ньютон вводит в физику ту самую «гипотезу», которая не может быть доказана одними только средствами механики, но, напротив, представляет собой философско-теоретическую предпосылку, на которой держится физическая теория.
[5] 174 Эйнштейн А. Физика и реальность. - М., 1965. - С. 15.
175 Цит. по Гайденко П.П. Эволюция понятия наука (XVII-XVIII века). - М., 1987. - С. 14.
[7] 176 Следует отметить, что Лейбниц в своей монадологии высказывает идеи, во многом альтернативные механистическим концепциям. Это идеи, относящиеся к проблемам взаимоотношения части и целого, несиловых взаимодействий, связей между причинностью, потенциальной возможностью и действительностью. Они обнаруживают удивительное созвучие с некоторыми концепциями и моделями современной космологии и физики элементарных частиц. См.: Степин В.С. Теоретическое знание. - М., 2001. - Гл.2.
Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 122; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!