ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 1 страница
Основы правоведения Украины: Учебное пособие / Кивалов С.В., Музыченко П.П., Крестовская Н.Н., Крыжановский А.Ф. – Х.: «Одисей», 2005.
РАЗДЕЛ I.
ОБЩЕСТВО. ГОСУДАРСТВО. ПРАВО
Глава 1.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА
1.1. ОБЩЕСТВО: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
Общество — это исторически сложившаяся совокупность индивидов, форма коллективной жизнедеятельности людей и система многообразных (экономических, нравственных, религиозных, политических, юридических) связей и отношений между ними.
Общество и человек неразрывно связаны между собой. Великий греческий философ Аристотель подчеркивал, что вне общества развитие и существование человека невозможно. Общество выступает одновременно и как среда, и как сложный механизм удовлетворения жизненных потребностей человека. В соответствии с этими потребностями в любом обществе существуют определенные структурные элементы — социальные институты:
1) институт семьи — обеспечивает воспроизводство человека;
2) институт экономики (производство материальных благ) — обеспечивает добычу средств существования;
3) институт образования (включая науку) — обеспечивает получение, накопление и передачу информации;
4) институт духовности (религия, нерелигиозные типы мировоззрения, искусство) — удовлетворяет духовные потребности человека;
5) институт управления (власть, государство, право) — обеспечивает безопасность и общественный порядок.
|
|
В разные периоды исторического развития общество принимало различные формы, изменялась его структура.
Первобытное общество было социально однородным, оно не знало стратификации (расслоения по каким-либо признакам). В силу этого оно могло существовать без государства. Институт управления был представлен властью, которая носила неполитический характер (власть старейшины, вождя, народного собрания).
С переходом к цивилизационной форме существования общество становится социально-неоднородным. В нем складываются относительно самостоятельные устойчивые группы людей (страты): касты, сословия, классы. Стратифицированное общество всегда внутренне противоречиво: интересы раба прямо противоположны интересам рабовладельца, бедные и богатые преследуют в жизни разные цели и т.д. Мировой опыт показывает, что саморазрушение такого общества в состоянии предотвратить только государственная организация. Государство выступает как социальный институт, призванный противостоять антисоциальным, разрушительным силам, руководить выполнением общезначимых дел, обеспечивать внутреннюю и внешнюю безопасность общества.
1.2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ВЛАСТИ
|
|
Власть — важнейшее свойство человеческого общества. Она существует в любом объединении людей: в семье, производственных и учебных коллективах, организациях и учреждениях, в государстве. В самом общем виде власть можно определить как отношение господства и подчинения. Иначе говоря, это отношение между людьми, в силу которых одни из них приказывают, а другие подчиняются.
Власть как общественное отношение имеет следующие структурные (составляющие) элементы:
1) субъекты — властвующий и подвластный (подчиненный). Властвующий субъект является непосредственным носителем власти. Им может быть индивид, организация, партия, общность людей (сословие, класс, народ, нация), государство. Для возникновения властных отношений субъекту необходимы определенные качества, прежде всего — воля к власти, т.е. желание властвовать. Помимо воли к власти, субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать материальные и человеческие ресурсы, обладать авторитетом (уважением со стороны подчиненных). Естественно, различные субъекты власти наделены этими качествами в разной степени.
В качестве подвластного субъекта выступают индивиды и различные их объединения. Власть не может быть односторонней, она предполагает подчинение подвластных индивидов. Мотивы подчинения могут быть различными: страх перед наказанием; традиция повиновения; заинтересованность в выполнении распоряжений (такая власть является наиболее стабильной); авторитет власти у подчиненных. Подчинение власти — не единственный способ реагирования людей на властные предписания. В случае отсутствия мотивов для подчинения властвующий субъект может встретить сопротивление (от мирного неповиновения до вооруженной борьбы) со стороны подвластных;
|
|
2) объект — поведение отдельных индивидов или их совокупности, к которому обращены распоряжения субъекта власти;
3) способы воздействия субъекта власти на подвластных индивидов. Наиболее распространенные способы властвования: принуждение (в том числе — насилие), убеждение, руководство, контроль, личный пример. Для современного гражданского общества и правового государства характерен приоритет ненасильственных способов влияния на поведение людей. Принудительные средства используются только тогда, когда властные распоряжения не исполняются добровольно.
|
|
Как сложное социальное явление, власть классифицируется на множество видов. Специалисты насчитывают несколько десятков видов власти. Для юриста наибольшее значение имеет разграничение политической и государственной власти.
Политическая власть — это власть, осуществляемая различными звеньями политической системы общества (власть государства, партии, общественной организации, общественного движения). Политическая власть множественна по своей природе: в одном и том же обществе одновременно функционируют власть правящей партии и власть оппозиции, власть государства и власть местного самоуправления и т.д.
Государственная власть — разновидность политической власти, осуществляемая государством и его органами. От иных видов власти государственную власть отличают следующие признаки:
1) единство — в стране существует только одна государственная власть, которая является единой;
2) всеобщность — власть государства распространяется на всю территорию страны и на всех проживающих в ней людей;
3) суверенность — государственная власть самостоятельна и независима от какой-либо иной власти как внутри страны, так и вне ее;
4) организационное оформление — государственная власть отделена от общества и материально воплощена в государственном аппарате — совокупности взаимосвязанных органов государства;
5) наличие органов принуждения (армия, полиция, органы контроля и надзора, тюрьмы и т. п.).
В современном мире государственная власть в большинстве стран, при всей своей суверенности, находится под контролем гражданского общества.
1.3. ВЛАСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ
Общество как система связей и отношений между людьми возникло намного раньше государства. Человек как общественное существо мог выжить и развиваться только в коллективе.
Самой ранней формой объединения людей было первобытное стадо, на смену которому позднее пришла родовая община. Родовая община — это группа лиц, объединенных родством, общей хозяйственной деятельностью, общим местом обитания, общими ритуалами. Как правило, род включал несколько десятков человек. Разделение труда носило половозрастной характер; все результаты трудовой деятельности распределялись поровну между членами общины.
В родовой общине возникали разнообразные, хотя и примитивные, отношения, возможны были конфликты. Координация отношений и урегулирование конфликтов требовали управляющего начала, власти.
Разрастание рода приводило к отпочкованию от него новых родовых коллективов. Их объединение составляло племя. Отношения между родовыми общинами были нерегулярными и, как правило, не простирались дальше разграничения хозяйственной территории и обмена избыточными продуктами.
Высшей властью в родовой общине было собрание всех взрослых членов общины. Его постановления (например, решение о смене места обитания, об изгнании провинившегося члена рода за пределы общины) были обязательными для всех. В любом обществе власть так или иначе воплощается в определенной личности. В родовой общине первенство между пока еще равными друг другу сородичами принадлежало старейшине. Он не обязательно был самым старшим по возрасту. Лидером мог стать главный носитель знаний, жизненного опыта, или же наиболее удачливый добытчик, организатор охоты. Весьма сходным было положение вождя племени с той только разницей, что он применял свою власть гораздо реже; лишь в тех случаях, когда нужно было разрешить конфликт между общинами или принять меры к самозащите от племени-соперника. Старейшина и вождь не претендовали на привилегии, их власть покоилась на личном авторитете и воспринималась как производная от власти коллектива.
Власть, таким образом, не была отделена от людей, не было властвующих и подвластных лиц. Разумеется, не было в первобытном обществе ни свойственного государству аппарата власти, ни налогов, ни четко определенной территории, на которую распространяется власть родовой общины.
Отношения между членами общины регулировались при помощи социальных норм (правил поведения), которые имели достаточно сложную регулятивную систему. Основными источниками правил поведения были мифы, традиции, обычаи, ритуалы, обряды. Они регулировали труд, быт, семейные отношения, т.е. служили регуляторами общественных отношений. Их характерные признаки:
1) они исходили от рода и выражали его интересы;
2) они действовали в силу привычки, исполнялись добровольно, их соблюдение обеспечивалось всем родом;
3) они не отражали различия между правами и обязанностями: право воспринималось как обязанность, а обязанность как право.
Социальные нормы догосударственного общества не могут быть отнесены ни к категории правовых, ни к категории моральных норм. Это — мононормы.
Мононормы — правила поведения, объединявшие зачатки права, морали, религии. Примером мононормы может быть известное у всех примитивных человеческих сообществ табу — запрет на совершение какого-либо действия (например, охоты на определенный вид животных). Действие табу обеспечивалось не только страхом перед наказанием, но и страхом перед гневом богов, осуждением или высмеиванием со стороны общины. Наиболее распространенным видом мононорм являлись обычаи.
Обычаи — это исторически сложившиеся правила поведения людей, вошедшие в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени. Обычаями осуществлялось нормативное регулирование труда, быта, семейных отношений.
Для первобытного общества характерны следующие особенности нормативного регулирования:
1) нормы в первобытном обществе складывались стихийно, существовали исключительно в сознании людей и передавались из поколения в поколение устно;
2) ведущим способом регулирования был запрет;
3) характерным было отсутствие субъективных прав, зарождение зачатков позитивных обязанностей. Права и обязанности члена родовой общины составляли единое целое;
4) нормы поведения обеспечивались всем коллективом общины, а не специальным аппаратом принуждения, отсутствовавшим в первобытном обществе.
Социальные нормы первобытного общества регулировали, а власть обеспечивала функционирование примитивной хозяйственной деятельности (охота, рыболовство и собирательство), быт, воспроизводство населения и разрешение конфликтов внутри общества.
В дальнейшем под воздействием социально-экономических и политических условий, прежде всего, в процессе государствообразования мононормы перерастают в нормы права и морали.
1.4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Познание государства и права следует начинать с изучения вопроса об их происхождении. Благодаря данным археологии и этнографии существует достоверное знание не только о первобытном обществе, но и о причинах его эволюции в государственно-организованное общество.
Присваивающий тип хозяйства, свойственный первобытному обществу, на определенном этапе перестал соответствовать запросам человечества. Решающую роль в этом сыграли экологические кризисные явления. К X тысячелетию до н.э. последний на Земле ледниковый период завершился, климат потеплел. Это привело, с одной стороны, к росту населения, с другой, к вымиранию или миграции животных, служивших привычным предметом первобытной охоты. Сочетание этих факторов угрожало самому существованию человека как биологического вида.
Человечество ответило на этот кризис переходом к принципиально новому типу хозяйствования: от экономики присваивающей (охота, рыбная ловля, собирательство) оно перешло к экономике производящей (земледелие, скотоводство, ремесло). Разумеется, производящая экономика возникла только там, где существовали подходящие климатические условия, и были виды флоры и фауны, пригодные для одомашнивания. Процесс перехода от присваивающей к производящей экономике называют неолитической революцией. Наиболее ранние следы земледельческого хозяйства обнаружены в Таиланде (X-IX тыс. до н.э.). Несколько позднее возникновение земледелия фиксируется в районах Индостана, Передней Азии, Ближнего Востока, Северной Африки. В других регионах земного шара, где климат был прохладнее, неолитическая революция растянулась до III тыс. до н.э.
Производящая экономика привела к усложнению организации труда, его разделению, возникновению обмена, а в социальном отношении — к стратификации общества. Социальная власть первобытной общины и примитивные мононормы не могли регулировать новые экономические отношения, сглаживать противоречия между зарождающимися стратами. Производящая экономика потребовала специализации человеческой деятельности, в том числе — появления управленческой функции. Должны были появиться лица, занятые исключительно организацией общественного труда. Возникло, по словам английского историка Арнольда Тойнби, «правящее меньшинство и производящее большинство».
Первые в истории человечества государства возникли там, где существовали наиболее благоприятные условия для земледелия — в долинах великих исторических рек Востока (Нила, Тигра и Евфрата, Ганга, Инда, Янцзы). Первоначальной государственной формой стал город, выполнявший по отношению к прилегающим к нему селениям функции управления: руководство строительством оросительных систем, исполнение общезначимых ритуалов, в том числе религиозных, регулирование товарообмена, правосудие, организацию обороны.
Для регулирования новых общественных отношений, которые уже не могли обеспечиваться обычаями, создается право. Оно складывается двумя путями:
1) часть обычаев санкционируется государством и продолжает действовать уже в качестве правовых обычаев;
2) государство создает нормативные акты, содержащие правила поведения, обязательные для всех.
Государство и право возникли, таким образом, в силу хозяйственной необходимости, в силу потребностей производящей экономики. Производство и распределение продуктов питания, одежды, иных предметов быта, орудий труда в новых условиях стало невозможным без государственной системы управления и поддержания общественного порядка.
1.5. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Государство и право представляют собой сложнейшие явления. Отсутствие документальных свидетельств о процессе их становления и особенности человеческого разума, который не в силах, как правило, уловить момент качественного перехода из одного состояния в другое, породили множество теорий, объясняющих причины возникновения государства и права.
В глубокой древности возникла теологическая теория, сторонники которой утверждали, что государство и право — результат божественной воли. Утверждение святого апостола Павла: «Нет власти не от Бога», — было охотно взято на вооружение государями, которые нуждались в идеологическом обосновании своей власти.
Концепция божественного происхождения государства и права наиболее ярко выражена в трудах знаменитого католического богослова Фомы Аквинского. Он утверждал, что все высшие законы, порядок господства и подчинения установлены Богом (об этом есть прямое указание и в Библии).
В настоящее время тезисы Фомы Аквинского взяты на вооружение католической церковью, но в целом, в европейских и американских государствах теологическая концепция сегодня не пользуется авторитетом. Иная ситуация в странах ислама, где теологическая теория происхождения государства и права считается основной, а священная книга — Коран — до сих пор рассматривается как основополагающий источник права и государственной власти.
Патриархальная1 теория видит причину возникновения государства в разрастании семьи. Основы этой теории заложены китайским философом Конфуцием и древнегреческим философом Аристотелем. Так, Конфуций отождествлял власть отца в семье и власть правителя государства, требуя, чтобы правитель относился к своим подданным с отеческой заботой, а подданные платили ему почтительностью и любовью. По Аристотелю, государство вырастает из сельской общины, основу которой составляет семья.
Наиболее полное изложение данной теории содержится в произведении английского философа Роберта Фильмера «Патриархия, или Естественная власть королей». Фильмер, будучи сторонником абсолютной монархии, пытался доказать, что Адам, получив власть над людьми от Бога, передал ее своему старшему сыну, а он — своим потомкам — королям. Власть короля аналогична власти отца в семье и уже поэтому не подлежит критике, а тем более свержению.
На заре нового времени широкое распространение получила естественно-правовая теория. Гуго Гроций и Бенедикт Спиноза (Голландия), Томас Гоббс и Джон Локк (Англия), Жан Жак Руссо (Франция) полагали, что изначально существуют вечные, разумные правила поведения, вытекающие из самой природы человека. Эти правила они и называли естественным правом. Естественное право определяет фундаментальные условия существования человеческой личности: право на жизнь, свободу, безопасность, сопротивление насилию. Государство же является продуктом реального, а чаще всего — негласного (молчаливого — по выражению Вольтера) общественного договора. В пользу государства люди отказались от части естественных прав с тем, чтобы государство их защищало. В последующем государство стало рассматриваться правителями как своя вотчина, и смысл договора был утрачен. Нарушение правителем естественных прав подданных является основанием для его свержения.
Естественно-правовая теория с успехом использовалась в борьбе против абсолютной монархии и феодального права. В настоящее время она утратила свое значение, но некоторые положения естественно-правовой теории актуальны и сегодня. Так, если рассматривать государство как результат общественного договора, то личность и государство оказываются равными партнерами. Данный подход вполне соответствует современному представлению о правовом государстве.
Весьма распространенной является теория насилия. Ее основоположники — Шан Ян (Китай), Людвиг Гумплович (Австрия), Евгений Дюринг и Карл Каутский (Германия). Происхождение государства и права данная теория связывает с внешним или внутренним (или тем и другим) насилием. Внешнее насилие — завоевание одного народа другим, внутреннее — экономическое насилие одной страты общества над другой.
В теории насилия есть некоторое рациональное зерно. Так, внешнее насилие сыграло немалую роль в образовании ряда государств, среди которых — варварские королевства времен раннего средневековья, Золотая Орда, Великое княжество Литовское и другие.
Органическая теория, основоположником которой был английский социолог и философ Герберт Спенсер, рассматривает государство как результат эволюции природы. Будучи частью природы, человек вел борьбу за выживание. Средством выживания и приспособления к окружающей природе стало объединение людей в единый организм — государство. Подобно живому организму государство развивается, специализируются его органы, оно стареет и умирает. Правительство играет в государстве ту же роль, что и мозг у человека, земледелие и ремесло представляют систему органов питания, транспорт и связь — распределительную систему государства и т. д.
Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!