МАНДАЛА КАК ЗЕРКАЛО ЖИВОЙ СИСТЕМЫ. ОБЩИЙ АЛГОРИТМ ИНТЕРПРЕТАЦИИ МАНДАЛ



Как пишет Дж. Келлог(Келлог, 2003. С. 32), «мандала... может вос­приниматься как капля взятой на анализ крови, по которой можно определить, какие изменения происходят в организме и каков эф­фект лечения. И это — не единственная аналогия с биологическими пробами: мандалу можно рассматривать еще и как живую клетку, об­ладающую целостностью и жизнеспособностью. Гармония и красота присущи "здоровым" мандалам, так же, как они присущи здоровым живым организмам».


110

Использование мандал в арт-терапии убедило нас в том, что изоб­ражения в круге в качестве проективной процедуры часто отражают общие системные характеристики психики автора — ее организован­ность или хаотичность, целостность или фрагментарность, откры­тость или закрытость, устойчивость (статичность) или неустойчивость (в том числе разбалансированность, связанную с переживанием из­менений).

Однако поскольку рисунки в круге могут отражать те проявления в структуре и функционировании психики, которые связаны с дей­ствием разных преходящих или систематически действующих внут­ренних и внешних факторов, правильное понимание психологиче­ского значения мандал без их учета невозможно.

Большое значение для понимания психологической нагрузки ри­сунков в круге может также иметь серийное рисование, позволяю­щее видеть, какие изменения происходят в рисунках за определен­ный период времени. Работая с мандалами в арт-терапии, мы убедились в том, что системные закономерности психики лучше все­го раскрываются, если использовать те или иные варианты серийно­го рисунка. Один из них, несомненно, — создание рисунков в круге.

Предлагаемый нами алгоритм интерпретации мандал является од­ним из возможных подходов к исследованию их психологического содержания. Он позволяет рассмотреть множество разных системных признаков, обеспечивая достаточно детализированное и всесторон­нее исследование. Однако применение этого алгоритма будет иметь свои особенности в зависимости от того, в каких условиях, с кем и для чего проводится анализ.

Так, в одних случаях этот алгоритм может быть использован в ос­новном с целью диагностики и оценки, в других случаях — приме­няться в ходе арт-терапевтических занятий и потому предполагать возможность развернутого диалога с клиентом и обратной связи, по­могающих ему лучше понять свою внутреннюю реальность. Предла­гаемый алгоритм также следует рассматривать как всего лишь опору для анализа, требующего значительной гибкости и творческой актив­ности с обеих сторон.

1. Центр мандалы. Интерпретируя центр, можно исходить из пред­положения, что он является организующим элементом системы. Если система — это психика, то центр — это «Я» автора, то, что на языке аналитической психологии называется Эго (осознаваемое «Я»). Струк­турные и цветовые особенности центра, а также его размер будут отра­жать разные аспекты «Я» — степень его сформированности, силу, спо-


111

собность выполнять те или иные связанные с ним функции (созна­тельный контроль, целеполагание). Наличие двух центров может быть связано с переживанием «Я» глубоких изменений, связанных с про­цессом развития или иными причинами. Иногда это можно также рассматривать как признак противоречивого, амбивалентного «я». Следует учитывать и то, что центр в некоторых случаях может отра­жать так называемое «трансперсональное "Я"» — духовный центр личности или то, что на языке аналитической психологии называет­ся Самостью. Активное проявление Самости в центре рисунка можно связать с особого рода состояниями — измененными состояниями сознания, трансперсональными или «мистическими» переживания­ми, которые могут наблюдаться в связи с процессом психического и духовного «роста», а также при некоторых психических расстройствах. Проявления Самости в центре мандалы, как правило, связаны с осо­быми символическими и цветовыми признаками (визуализация и изображение света, белая краска, изображение «всевидящего ока» и др.). Дополнительными признаками, позволяющими предполагать проявление Самости в центре мандалы, могут выступать особые пе­реживания автора в момент ее создания или имевшие место ранее, которые он пытался передать в рисунке. В некоторых случаях созда­ние рисунков, отражающих проявление Самости и контакт автора с этой частью психики, сопровождается достижением терапевтических эффектов и переживанием инсайта. Отсутствие центра характерно для глубоких измененных состояний сознания, в том числе патологиче­ского характера (развивающихся, например, вследствие слабоумия). В некоторых случаях, если отсутствие центра наблюдается лишь на протяжении определенного отрезка времени, это может быть связа­но с особыми обстоятельствами или фазами в жизни человека (так, временное отсутствие центра может отмечаться на определенных эта­пах беременности и после родов).

2. Внешние границы мандалы. Внешние границы мандалы, как и Центр, тесно связаны с осознаваемым «Я» и его функциями, в осо­бенности, такой важной функцией, как способность осознавать свои психологические границы и защищать свое личное пространство в процессе взаимодействия с другими. В определенной мере границы мандалы также характеризуют степень открытости автора к контак­там с внешним миром. Так, слишком плотные границы мандалы могут говорить об избегании контактов и потребности в самозащите. Границы мандалы также могут быть связаны с психологическим контейнирова­ нием — способностью аккумулировать психическую энергию.


112

3. Связь центра с внешними границами и разными зонами внутренне­ го пространства мандалы. Хорошая связь, как правило, может гово­рить о высокой психологической интеграции, способности «Я» ста­вить цели и достигать их, хорошем развитии воли и сознания. Однако значение может иметь и способ связи центра с внешними границами и разными зонами мандалы. В одних случаях интеграция изображе­ния достигается за счет изображения идущих от центра лучей, лепест­ков цветка, напоминающих кристалл форм, а также геометрического характера рисунка. Такой способ связи более характерен для взрос­лых, хорошо функционирующих в социуме. В других случаях связь элементов рисунка и границ с центром достигается за счет изображе­ния спирали. Этот способ является более регрессивным, отражаю­щим ранние формы самосознания (связанные с фазой сепарации); иногда он даже может отражать перинатальный опыт (чаще — про­движение по родовому каналу, третью перинатальную матрицу, со­гласно С. Грофу).

4. Общий характер рисунка — степень хаотичности или упорядочен­ ности. Упорядоченный характер мандал связан с наличием изобра­жений геометрических фигур или хорошо оформленных образов, включая изображения людей, животных, растений. При этом элемен­ты рисунка связаны друг с другом как пространственно, так и по со­держанию (это можно выяснить благодаря обсуждению рисунка, уточнению ассоциаций). Такие изображения свойственны онтогене­тически более зрелым состояниям. Хаотичные изображения харак­теризуются плохой связью между элементами рисунка. Наблюдение за процессом рисования часто позволяет подтвердить хаотичный ха­рактер мандалы. Автор рисует импульсивно, контроль над изобрази­тельной деятельностью низкий. Нередко изобразительные элементы пересекают внешние границы мандалы. Такие рисунки говорят о ре­грессивных состояниях, а также характерны для органического по­ражения мозга со слабоумием. В некоторых случаях определенная сте­пень хаотичности может быть связана со спонтанностью либо переживанием сильного аффекта.

5. Симметрия или асимметрия. Симметричные мандалы, то есть та­кие, в которых правая и левая половины или верхняя и нижняя части «отзеркаливают» друг друга, могут свидетельствовать о покое, равно­весии, пассивности, отсутствии психологических изменений. Асим­метричные же более свойственны клиентам, переживающим процесс психологических изменений, а также тем, кто испытывает внутрен­ний конфликт. Такие мандалы говорят об активной внутренней ди-


113

намике, которая может быть связана как с процессом развития, так и с рядом эмоциональных и психических нарушений. Так, мандалы с выраженной асимметрией могут быть свойственны подросткам, го­воря об амбивалентности их чувств, внутренней противоречивости и психологических изменениях. Асимметрия также может быть при­знаком невротического внутриличностного конфликта. Более «здо­ровый» характер имеют те асимметричные мандалы, в которых ви­ден хорошо оформленный центр — он говорит о сохранении «Я», несмотря на изменения и внутренние противоречия, а также об ак­тивной стабилизирующей функции Самости (если, однако, имеются соответствующие дополнительные признаки проявления Самости в рисунке).

6. Движение в мандале. Движение в мандале часто отражает вос­приятие движения различных элементов образа еще на стадии его ви­зуализации (представления). Иногда восприятие движения подтвер­ждается лишь благодаря обсуждению рисунка и того, что клиент представлял перед рисованием или в процессе создания рисунка. Дви­жение может иметь разный характер и направленность. Вращатель­ное движение по часовой стрелке (которое может быть связано с изоб­ражением спирали, вихря или свастики) нередко говорит о процессе осознавания (переживании инсайта), энергетической мобилизации. Противоположное движение отражает усиление регрессивных тен­денций, вытеснение определенного материала из сознания. Движе­ние, направленное от центра к периферии мандалы, свидетельствует об усилении связей с внешним миром, потребности в действии. Дви­жение, направленное от периферии к центру, говорит о потребности в сохранении энергии и уходе от контактов. Восходящее движение может быть одним из признаков трансперсональных, «мистических» переживаний. Нисходящее же движение говорит о фокусировке на телесных ощущениях, которая может иметь как патологический, так и здоровый характер.

7. Цвет и числовые элементы в мандале. Дополнительно следует про­анализировать особенности цветового оформления мандалы и чис­ловые проявления. Числа связаны с повторяющимися элементами изображения (например, лепестки у цветка), а также с геометриче­скими фигурами. При этом можно использовать разные системы пси­хологического анализа цвета и чисел, однако предпочтительнее те из чих, которые рассматривают цвет и числа как одну из форм симво­лической экспрессии и допускают содержательную поливалентность цветов.

 


114

После детального анализа мандалы можно перейти к формулиров­ке гипотез, которые позволили бы объяснить характерные для нее признаки в их взаимосвязи друг с другом и с учетом условий, в кото­рых происходили визуализация и создание образа. Гипотеза может объяснять особенности состояния, по возможности, также особен­ности процесса развития (его фазу, с точки зрения той или иной пси­хологической концепции развития), в том числе, то, что может ему препятствовать или, наоборот, способствовать. Кроме того, гипотеза может включать обозначение ведущего внутриличностного конфлик­та и возможные пути его разрешения, а также внутренних ресурсов клиента.

Описанный алгоритм может быть дополнен анализом структур­ных и содержательных особенностей мандалы с использованием кри­териев архетипических стадий Большого Круга Мандалы.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 250; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!