ГЛАВА 10. ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ МАНДАЛ (рисование в круге)
«Мандала» в переводе с санскрита означает круг или центр. Так на Тибете называются циркулярные изображения, отражающие буддистскую картину мира, отношения человека с духовной реальностью. Во многих культурах круг является символом единства и целостности. Как изобразительная техника, применяемая в ходе арт-терапевтических занятий, создание мандал связано с созданием в круге рисунков, отражающих индивидуальные особенности автора — его психическое состояние, отношение к миру и самому себе, а также неосознаваемые потребности и тенденции развития.
В качестве инструмента психологической интеграции и оценки к созданию и анализу рисунков в круге впервые стал обращаться К. Юнг. Он описал некоторые психологические механизмы, лежащие в основе визуализации и создания мандал, а также возможные сопутствующие эффекты. Он, в частности, предположил, что проявляющиеся в сновидениях, фантазиях и рисунках клиентов круглые или сферические образы могут отражать особенности процесса психического развития (индивидуации) с характерными для него фазами, а также взаимодействие сознательных и бессознательных аспектов психики. Анализируя структурные и содержательные особенности таких образов и творчески работая с ними, можно не только помочь клиенту лучше понять процесс своего развития, но и активизировать те психологические механизмы, которые обеспечивают преодоление кризисных состояний, связанных с процессом развития (Jung, 1965; Kopytin, 1993; Slegelis, 1987).
|
|
Использование мандал в арт-терапевтической практике и психологических исследованиях тесно связано с работой группы американских арт-терапевтов, возглавляемых Дж. Келлог. Ее подход к работе с мандалами в арт-терапии изложен в книге «Мандала — путь красоты» (Kellogg, 1978, 2002). Значительная часть этой книги в пе-
108
реводе на русский язык вошла в сборник «Диагностика в арт-терапии. Метод „Мандала"» (Копытин, 2003).
В 1970-е гг. Дж. Келлог работала консультантом в Мерилендском психиатрическом научно-исследовательском центре в г. Катонсвиль, штат Мериленд, используя рисование мандал в качестве одного из инструментов исследования, в ходе которого испытывались новые психотропные препараты. С. Гроф и другие психиатры изучали измененные состояния сознания, вызванные применением психотропных средств на базе данного центра (Grof, 1985). Основываясь на анализе нескольких тысяч рисуночных мандал, созданных пациентами центра, Келлог создала оригинальную систему диагностических критериев для интерпретации рисунков в круге (так называемые «архетипические стадии Большого Круга Мандалы»), представив их в виде круга.
|
|
В последующем Дж. Келлог разработала проективный карточный тест мандалы (Оценочный и исследовательский инструмент мандала, сокращенно ОИИМ), который могут применять обучившиеся ему специалисты в области психического здоровья. Наряду с предложенным Келлог вариантом психотерапевтического и диагностического применения рисунков в круге, в арт-терапевтической и психологической практике и исследованиях на сегодняшний день используются и иные подходы. Один из авторов данной книги, А. И. Копытин, на протяжении долгого времени использовавший рисование в круге в ходе арт-терапевтических занятий и много лет общавшийся с Келлог, выработал собственный алгоритм интерпретации мандал, который будет описан в этой главе.
СОЗДАНИЕ МАНДАЛ В АРТ-ТЕРАПИИ
Изображения в круге могут иметь разный размер и создаваться с использованием разных материалов — масляной пастели, карандашей, фломастеров, красок. Возможно также создание мандал из песка, глины, найденных природных элементов — камней, ракушек, зерен, плодов и т. д. В одних случаях клиенту предоставляется возможность свободного заполнения внутреннего пространства круга, обозначенного еще до начала работы. В других случаях возможна
|
|
109
более жесткая организация процесса работы и пространства мандалы, если, например, работа имеет тематический характер (автору может быть, в частности, предложено отобразить в мандале свое представление о прошлом, настоящем и будущем или о временах года).
Большое значение для создания мандал имеет атмосфера психологической безопасности, ослабление сознательного контроля и возможность более или менее продолжительной фокусировки на процессе создания рисунка и медитативного взаимодействия с образом. Это позволяет визуализировать и создавать мандалы, более достоверно отражающие особенности состояния и проявление бессознательных элементов психики автора, а также усилить терапевтическую, гармонизирующую функцию процесса.
Как уже неоднократно подчеркивалось в книге, при создании рисунков в круге, как и при выполнении других техник аналитической арт-терапии, большое значение имеет последующее взаимодействие автора со своей творческой продукцией — медитация на рисунке, постижение скрытых в нем смыслов путем работы с ассоциациями, создание описания, драматизация, движения, танец и другие формы творческой активности. Арт-терапевт может ориентировать клиентов на выполнение этих видов творческой работы и организовывать последующее обсуждение мандал.
Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 677; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!