ГЛАВА 8. АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ РАБОТЫ С ПЕСКОМ



В этой главе описываются некоторые варианты работы с песком в ходе арт-терапевтических занятий. Эти варианты отличаются от из­вестной практики юнгианской песочной психотерапии (Штейнхард, 2001) тем, что не требуют оборудования кабинета всеми необходи­мыми материалами, включая поднос стандартного размера и различ­ные фигурки и предметы. Сама процедура работы с песком, пред­ставленная в этой главе, также существенно отличается от того варианта работы, который предложен Д. Кальфф (Kalff, 1980).

Как правило, в нашей работе достаточно иметь лишь песок. Участ­ники занятий могут сами изготовить импровизированные подносы для песка из ватмана, картонных коробок либо поместить песок на доски для рисования. Иногда песок может высыпаться непосред­ственно на целлофановую пленку, которая покрывает значительную площадь кабинета.

Отличие от традиционного варианта юнгианской песочной терапии заключается также в возможности использования фокусирующих тех­ник, связанных с работой на выбранные клиентом или группой темы. Эти темы могут быть более или менее конкретными, как соотнесенны­ми с запросом или актуальной проблематикой, так и отвлеченными, ме­тафорическими (одна из таких тем — тема сотворения мира).

И наконец, существенное отличие от традиционного варианта юн­гианской песочной терапии заключается в использовании интерактив­ных игр и упражнений и иных модальностей творческого самовыра­жения, предоставляющих большие возможности для динамической работы с образами.

НЕКОТОРЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ПЕСКОМ В АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Ряд тем, которые могут предлагаться клиенту или группе при ра­боте с песком, представлены в табл. 1.


87

Таблица 1 Темы , которые могут предлагаться клиенту или группе при работе с песком

 

Темы, связанные с психотерапевтическим запросом клиента или группы Общие или метафорические темы
• Образы тела. • Исцеляющие образы (игры с песком на благо человека, сообщества, группы и жизни на земле). • Символы прощения. • Ранние воспоминания. • Прошлое, настоящее, будущее. • Жизненный путь. • Жизненные цели (приоритеты). • Моя проблема. • Текущая жизненная ситуация • Свободные игры с песком. • Сотворение мира. • Путешествие (паломничество). • Символическое сообщество • Иллюстрирование сказок, мифов, литературных произведений (по выбору клиента или группы). • Элементы (стихии) природы. • Стороны света. • Место, в котором я хотел бы оказаться. • Вселенский храм

ПЕСОЧНЫЕ ФОРМЫ КАК СИМВОЛЫ ТЕЛА

Работа с песком может иметь большую ценность для исследова­ния отношения к разным проявлениям телесности, а также для ин­теграции телесного образа «Я». Создаваемые из песка формы позво­ляют выражать разный телесный опыт — как положительный, так и отрицательный, в том числе связанный с физическим неблагополу­чием, перенесенной физической травмой и т. д. Нередко в процессе такой работы может быть достигнуто исцеление и осознание связи между телесными проявлениями и эмоциональными процессами.

Манипуляции с песком и песочные формы могут рассматривать­ся в качестве метафор отношений с собственным телом. О каком от­ношении к телу, например, говорят такие песочные формы-симво­лы, как остров, планета, храм, сад, тюрьма и т. д.? Прикосновение к песку рождает разные типы движения, которые также можно воспри­нимать как своеобразный «диалог» с телом — собственным или во­ображаемого партнера. Позвольте рукам совершать движения совер­шенно свободно, откликаясь на его «плоть» и «энергии».

Работая с песком в качестве средства исследования и интеграции телесного опыта, следует обратить особое внимание на дыхание и не­обходимость фокусировки на телесных ощущениях. Иногда работе с песком может предшествовать медитация на собственном теле. В дру­гих же случаях сам процесс работы с песком, если он происходит в сочетании с глубоким дыханием и концентрацией на различных


88

участках тела, может выступать как вариант динамической медита­ции. Ощущения и образы собственного тела могут меняться по мере продолжения работы с песком. Так, например, люди часто отмечают, что медитативный контакт с песком приводит их в состояние глубо­кой релаксации и помогает избавиться от боли и других неприятных ощущений.

Можно предложить участникам группы отразить в песочной фор­ме представление о теле как своеобразном ландшафте и метафори­чески обозначить на нем разные структуры собственного тела и их отношения друг с другом. Так, в качестве некоторых архетипических ландшафтных форм, позволяющих передавать представления о раз­ных частях тела, из песка могут быть созданы реки, озера, холмы, горы, впадины, долины, пещеры и т. д.

Участники группы могут также представить, будто поверхность песка — это пустыня, побережье океана, берег реки, место для возве­дения дома или храма и т. д., а затем, осуществляя движения рукой в соответствии с возникшим представлением, совершать своеобразную «прогулку» и создавать то, что подскажет воображение.

Для исследования и выражения разного телесного опыта большое значение может иметь использование песка разных оттенков и с раз­ной структурой — золотистого песка, белого песка-ракушечника, чер­ного вулканического песка, мокрого серо-коричневого песка, тщатель­но просеянного нежного песка, более грубого строительного песка (при этом следует убедиться, что он не содержит известь и его песчинки не слишком острые и не будут раздражать чувствительную кожу).

Та песочная форма, которая рождается в результате спонтанного движения рук по поверхности песка и ваяния из песка, нередко яв­ляется символическим телесным автопортретом автора.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 222; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!