ИНЫЕ ТАЛИСМАНИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ, УПОМИНАЕМЫЕ В ТРАДИЦИОННЫХ ИСТОРИЯХ И СОЗДАВАЕМЫЕ В ХОДЕ АРТ-ТЕРАПИИ
□ Мечи, сабли, как правило, подчеркивают силу, мужество, достоинство, способность к проникновению и самозащите.
□ Кольца —- их дарение или обмен могут символизировать выражение верности, надежности в отношениях. Кольцо также может подчеркивать идентичность его носителя или его исключительность.
□ Парики могут символизировать преображение, мимикрию или защиту.
□ Ключи связаны с открыванием и закрыванием замков, обеспечивая доступ в жилище, хранилище, сундук и т. д.; могут символизировать защиту, наличие у их хозяина возможности проникновения в какое-либо пространство, в том числе тайное Обладание ключом означает контроль, власть, возможность выбора. Ключи также могут ассоциироваться с доступом к внутренним ресурсам (жизненной энергии, бессознательного) с проникновением в душу другого человека.
□ Клубки, нить могут ассоциироваться с развитием, разворачиванием, сворачиванием, дорогой (путем жизни). Если клубок paскручивается по мере движения, нить обеспечивает возможность возвращения. Нить также может использоваться с разными целями, в том числе для спутывания, связывания (соединения
69
и т. д. Сеть может означать поддержку, взаимосвязь, основу (матрицу) мироздания, спутывание, захват, поглощение. Нередко она ассоциируется с разными проявлениями женского начала — как созидательными, связанными с зачатием и деторождением, так и разрушительными.
|
|
□ Зеркало отражает реальное или ложное «Я», означает возможность увидеть в себе то, что ранее было невидимым (скрытый потенциал, определенные психические качества), а также возможность заглянуть в будущее. В историях зеркала нередко используются для прорицания, наблюдения затем, что находится на значительном удалении. Они также могут ассоциироваться с рефлексией, познавательными способностями.
□ Двери в мифах, сказках нередко связаны с доступом в какое-либо иное пространство (сакральное, волшебное, подземное). Открывая двери, герой или героиня могут встретиться с чем-то необычным или удивительным, или вынуждены испытать себя, преодолеть препятствие. Открывание двери может также символизировать переход в новую фазу развития, из одной сферы бытия в другую. Множество дверей может ассоциироваться с выбором, многообразием путей развития.
СОЗДАНИЕ ТАЛИСМАНИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ В СВЯЗИ С РЕШЕНИЕМ ЗАДАЧ ЛИЧНОСТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Во многих историях создание молодым героем талисмана связано с проверкой тех его личных качеств, которые являются признаком или предпосылкой достижения взрослого, зрелого состояния, обретения мудрости или определенного социального положения. Создание таких объектов иногда может рассматриваться как своеобразный Ритуал инициации.
|
|
В традиционных историях зрелость, как правило, ассоциируется со следующими психологическими характеристиками:
□ терпеливость, стойкость, настойчивость в достижении цели;
□ способность различать явления в зависимости от их качеств, «ясность» ума, острота зрения, слуха и т. д.;
70_
□ способность видеть не только физическим, но и «духовным» зре-
нием и использовать интуицию, «слушать собственное сердце» □верность долгу, поставленным целям, следование собственной
миссии, умение, несмотря на препятствия, ее реализовать.
ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАЛИСМАНОВ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КРАТКОСРОЧНОЙ АРТ-ПСИХОТЕРАПИИ
Клиентка 39 лет Ольга (имя изменено) обратилась к арт-психотерапевту с жалобами на чувство тревоги, угнетенность, растерянность, неуверенность в будущем. Такое состояние возникло и постепенно усиливалось на фоне происходящих в ее жизни за последние два года изменений — она оставила прежнюю работу технологом, получила психологическое образование, стала изучать психотерапию, поступив на пятилетнюю программу очно-заочного обучения психоанализу. Особенно же интенсивными эти переживания стали в последнее время, в связи с попытками начать частную практику, проводя психологические консультации. Ольге кажется, что она работает неправильно, но обратиться за супервизией в ее городе ей, якобы, не к кому.
|
|
Ее муж-предприниматель скептически относится к новой профессии супруги, хотя материально ее поддерживает (арендовал небольшое помещение для того, чтобы она могла заниматься частной практикой). Ольга считает, что муж неискренен, что в глубине души он ее осуждает. Его материальная поддержка ее угнетает и унижает, ей хотелось бы стать от него более независимой. Доходы же от частной практики пока не позволяют ей самой оплачивать аренду кабинета У Ольги двое несовершеннолетних детей.
Она также жалуется на чувство одиночества, поскольку прежние профессиональные связи прервались, да и желания общаться с коллегами по прежней работе у нее нет, а новые связи еще не сложились.
Была достигнута договоренность о проведении нескольких арт-терапевтических консультаций. В ходе первой встречи, после ознакомления с ситуацией и историей жизни клиентки и уточнения запроса, арт-психотерапевт решил воспользоваться нарративным
|
|
71
подходом, а именно, кельтским преданием о «лососе знания», в качестве символической основы для исследования и организации опыта клиентки. Он обратил внимание на то, что Ольга переживает «переходное состояние», своего рода инициацию, пытаясь найти себя в новой профессии. Выбирая текст, он также учитывал то, что в ходе беседы в качестве значимого мотива освоения новой профессии Ольга называла потребность в духовном и творческом развитии.
После прочтения истории о «лососе знания» арт-психотерапевт попросил Ольгу сказать о том, какое впечатление на нее произвел рассказ, какие образы и элементы повествования ей лучше запомнились, видит ли она какие-либо параллели между историей и своей жизненной ситуацией. Затем Ольге было предложено, отталкиваясь от образов текста, создать рисунок. Арт-терапевт подчеркнул, что рисунок должен по возможности быть не столько иллюстрацией истории, сколько свободным выражением вызванных историей чувств и ассоциаций.
Рис. 3. Левая часть рисунка Ольги |
В результате получился рисунок из трех частей (рис. 3—5). Создавая ею, Ольга начала рисовать в левой части листа, затем создала центральный образ и перешла на правую часть. Она сказала, что рисова-
72
ла спонтанно, интуитивно, не стараясь думать о том, что означают образы, просто пытаясь «выплеснуть» свои переживания. Наблюдая за процессом рисования, арт-психотерапевт заметил, что Ольга пользуется гуашью, почти не разбавляя ее водой, нанося ее на бумагу крупной кистью плотным слоем (что могло быть одним из признаков интенсивности переживаемых Ольгой чувств и ее потребности дать им выход). Обычному листу бумаги Ольга предпочла длинный отрезок обоев.
Рис 4. Средняя часть рисунка Ольги |
Закончив рисовать, Ольга сказала, что чувствует некоторый спад эмоционального напряжения, хотя в процессе рисования переживание сложной жизненной ситуации было очень острым, она испытывала душевную боль и одиночество. Комментируя левую часть рисунка (рис. 3), она сказала, что голубой элемент с красной «сердцевиной»с поднимающимся вверх «побегом», по-видимому, изображает ее саму, подчеркивает ее «инакость» и одиночество. Соседствующие с голубым элементом изображения зеленого цвета — это окружающие ее люди, которые занимаются своими делами. Они не понимают ее интересы и не разделяют их.
73
Средняя часть рисунка (рис. 4), по признанию Ольги, является единственной, которая так или иначе связана с образами повествования. Центральная голубая точка изображает ее саму— беспомощную и одинокую. Высоко над ней бледно-розовой краской она изобразила «лосося знания» — это те духовные ценности и профессиональные устремления, которым она хотела бы следовать, но иногда ей кажется, что они — не более чем иллюзия. Порой она сомневается в верности своего выбора. Более жирные точки фиолетового цвета справа и слева от центра символически изображают двух человек, которых она рассматривает в качестве своей основной опоры в данный момент жизни. Одна из них символизирует арт-психотерапевта, другая — ее преподавателя на курсах психотерапии. Оба они чем-то напоминают Ольге мудреца Финегаса.
Рис. 5. Правая часть рисунка Ольги |
В правой части рисунка Ольга сначала нарисовала круг бледно-голубого цвета (рис. 5). Она ассоциировала его со своими новыми интересами. Постепенно этот элемент оказался почти полностью закрытым яркими восходящими линиями, чем-то напоминающими языки пламени. Она рисовала их импульсивно, словно давая выход
74
своей душевной боли. По поводу этой части рисунка она сказала, что интенсивные краски, покрывающие голубой круг, — это различные препятствия, «проза жизни», заставляющие ее усомниться в своей новой профессии и подлинности новых интересов и ценностей. Оставшееся время консультации было посвящено обсуждению разных факторов внешней поддержки клиентки и перспектив ее профессиональной самореализации.
Придя на следующую консультацию, Ольга призналась, что с момента завершения прежней встречи она чувствует себя более спокойной. Она сказала, что мысленно возвращалась к созданному рисунку и повествованию, и что рисунок, по-видимому, не вполне достоверно, слишком эмоционально отражает ее жизненную ситуацию. Так, центральная часть рисунка, на котором значительное пространство ничем не заполнено и может говорить о ее пребывании в «пустоте» и одиночестве, скорее отражает утрированное восприятие реальности. Она сказала, что «лосось знания» — ее новые интересы и профессиональные устремления — не что-то призрачное, а то, что имеет реальные основания.
В качестве продолжения работы с опорой на мифопоэтические метафоры арт-терапевт предложил Ольге выбрать одну или несколько карт из набора «Мифологический Таро» (Sharman-Burke & Greene, 1986). Он пояснил, что карты Таро не будут в данном случае использоваться в их традиционном назначении, но будут являться не более чем стимульным материалом, помогающим разобраться в переживаниях и представлениях Ольги. Он попросил ее при выборе карт обращать внимание на детали изображения, внешний облик персонажей, их настроение. Ольга должна была выбрать такую карту, которая в наибольшей степени соответствовала бы ее собственному настроению.
Ольга выбрала две карты. На одной из них изображен юноша Орест. Он сидит на сухой, растрескавшейся земле, находясь в состоянии глубокой концентрации. Перед ним в виде звезды располагаются четыре меча. За его спиной видны горы с заснеженными вершинами; над головой — голубое, безмятежное небо с единичными облаками.
На другой карте изображена Деметра, гуляющая по цветущему лугу. На заднем плане — зеленые, залитые солнцем холмы, полноводная река. На голове богини — корона в виде дома. Она одета в длинное, свободно струящееся платье. В левой руке — несколько зрелых колосьев.
По поводу первой карты Ольга сказала, что она передает ее нынешнее состояние, наполненное глубокими раздумьями о своей дальнейшей судьбе. Лежащие перед героем четыре меча, возможно, сим-
75
волизируют новые профессиональные навыки и знания, которыми ей предстоит воспользоваться. Вторая карта, по мнению Ольги, скорее, выражает ее прежние роли — матери, жены, человека, больше посвящающего себя дому и семье. Ольга сказала, что желает сохранить семейные узы, но вынуждена уделять больше времени своей карьере.
Арт-терапевт обратил внимание Ольги на значимые детали изображений на картах. При обсуждении первой карты он, в частности, обратил ее внимание на молодой возраст персонажа (его можно связать с тем, что Ольга чувствует себя еще в роли ученика или новичка в выбранной ею профессии), его пол (по-видимому, новые роли Ольги требуют развития волевых качеств, силы характера). Арт-терапевт также обратил внимание на то, что расположенные за спиной Ореста горы могут говорить о том, что он преодолел нелегкий путь и нашел место для уединения и отдыха. На его лице — выражение спокойствия и решимости. Арт-терапевт дополнительно прокомментировал символическое значение мечей, и Ольга согласилась с тем, что они могут в ее ситуации означать возможность защиты, завоевание нового жизненного пространства, достоинство, самодостаточность, способность к размышлениям и др.
Арт-терапевт спросил Ольгу, в каких отношениях друг с другом могут находиться изображенные на картах персонажи. Они выражают совершенно различные состояния и психологические качества, связаны с разными историями. Ольга долго думала и сказала, что персонажам, возможно, предстоит встретиться, и, хотя каждый из них решает свои задачи, они могут дополнять друг друга.
Затем арт-терапевт предложил Ольге, используя элементы изображений на картах и дополняя их новыми, создать для себя эскиз талисмана — предмета, который мог бы символизировать устремления и цели Ольги, а также то, что может ее поддерживать в жизни. Он предложил ей по возможности представить на эскизе характеристики обоих персонажей как выражающие значимые грани ее собственного «Я».
Арт-терапевт дал краткое психологическое пояснение феномену талисмана. Он привел в качестве примера некоторые образцы талисманов, создаваемых представителями разных культур. Он также предложил Ольге привести собственные примеры известных ей талисманов, используемых людьми в разных жизненных ситуациях. Арт-терапевт также подчеркнул, что талисманы — это найденные или созданные руками человека значимые объекты, наделяемые порой
76
глубоким символическим смыслом. Создание талисманов в ходе арт-терапевтических занятий может рассматриваться как один из вариантов визуального, пластического искусства.
Рис. 6. Эскиз талисмана |
При создании эскиза своего талисмана Ольга использовала карандаши. Работала спокойно, прорисовывая мелкие детали. Выбор материалов и стиль работы на этот раз явно контрастировали с тем, как Ольга работала на первом занятии. Она нарисовала нежно-голубой флаг, развивающийся на древке (рис. 6). Голубой цвет флага с изображенными на голубом фоне белыми облаками Ольга ассоциировала с обеими картами — состоянием покоя и духовного возвышения. На флаге видно изображение красного цветка и карандаша. Стебель цветка обвивает карандаш. Ольга пояснила, что флаг выражает ее решимость идти дальше по пути личной и профессиональной самореализации. Карандаш —это то, во что трансформировались мечи с первой карты — символ силы, настойчивости, целеустремленности, познавательной активности, — без чего невозможно достичь успеха в карьере. Цветок же напоминает Ольге об образе Деметры, о том, что она не хотела бы терять, несмотря на необходимость отдавать больше сил и времени карьере.
77
Она сказала, что использование карандашей было важным, позволяло ей прорисовывать детали, чувствовать, что она сама может контролировать ситуацию. Ее состояние в процессе рисования было умиротворенным. Поза и выражение лица говорили о концентрации и самодостаточности. В конце занятия арт-терапевт попросил Ольгу к следующей встрече обдумать, из каких материалов она хотела бы создать талисман, и принести их, в случае необходимости.
На следующее занятие Ольга принесла шелк бледно-голубого цвета и некоторые другие материалы (ленты, тесьму, обрезки ткани), необходимые для создания талисмана. Она изготовила флаг длиною более метра, пришила к нему изготовленный из желтой ткани и красного перышка цветок и прикрепила карандаш. Стебель цветка был изготовлен из зеленой ленточки и обвивал карандаш (рис. 7).
Рис. 7. Изготовленный Ольгой флаг-талисман
Во время создания флага она была преисполнена достоинства и уверенности. Она прокомментировала, что переход от эскиза к созданию флага был для нее важен. У нее появилось больше уверенности в собственных силах и в том, что она сможет рано или поздно
78
реализовать себя в новой профессии. Она также отметила, что шитье — в основном женское занятие. Кроме того, по своей первой профессии Ольга — технолог швейного производства. Создание флага позволило ей почувствовать себя «укорененной» в своих прежних ролях и ощутить связь между прошлым, настоящим и будущим. Закончив создание флага, она гордо прошла с ним по кабинету и сфотографировалась. Она заявила, что хотела бы взять это изделие с собой домой и, возможно, иногда брать его в руки.
Оставшееся время занятия было посвящено обсуждению ряду личностных особенностей Ольги, проявленных в ходе занятий, которые могли бы помочь ей реализовать свои профессиональные планы. Было также уделено внимание более детальному разбору шагов, необходимых для успешной профессиональной деятельности. И наконец, были подведены некоторые итоги занятий.
В результате проведения трех арт-терапевтических консультаций были очевидны положительные эффекты работы. Ольга отметила заметное улучшение эмоционального фона, появление чувства уверенности в своих силах и положительной оценки своих возможностей и личностных качеств. Для нее стали более понятными и отчетливыми перспективы будущего и конкретные действия, связанные с реализацией ее планов.
ГЛАВА 7.
Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 210; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!