ТРАНСГЕНЕРАЦИОНЫЕ ПОВЕСТВОВАНИЯ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЙ В ГРУППОВОЙ И СЕМЕЙНОЙ АРТ-ТЕРАПИИ
Перенесенный семьей травматичный опыт может определенным образом окрашивать восприятие мира членами семьи (в том числе, представителями нескольких поколений) и быть одной из причин формирования у них стойких негативных представлений о себе и сво-
56
ем окружении. В некоторых традиционных историях описывается, как представитель или представители семьи заключают своего рода сделку с земным существом или сверхъестественным персонажем в целях собственного выживания или «искупления вины». Так, бездетная пара молится о том, чтобы у нее наконец появился ребенок, а затем встречается с существом, которое предлагает золото или иные блага взамен ребенка, который у них должен родиться. Не задумываясь о последствиях, пара соглашается и затем сталкивается с необходимостью исполнения данного ею обещания.
Иногда в повествовании лишь представители последующих поколений могут решить проблемы, которые являются следствием поступков их прародителей. Используя традиционные истории в работе семьями, можно помочь их членам осознать причины формирования и сохранения у них стойких негативных или искажающих реальность представлений.
«Американская мечта» может служить примером устойчивого трансгенерационного мифа, влияющего на поведение многих американцев и представителей других культур, испытывающих на себе влияние американской массовой продукции. Усвоив этот миф, люди верят в то, что любой человек может в определенный момент пpeycпеть в жизни. Несмотря на определенное утрирование реальности, данный миф иногда помогает людям поверить в свои возможности и придает им стойкость в преодолении препятствий. Следует также учитывать, что социальные, культурные мифы вроде мифа об «американской мечте» могут сочетаться и взаимодействовать с личными, семейными и субкультурными мифами. Творчески интерпретируя и «переписывая» традиционные истории, исходя из своего опыта и культурного багажа, клиент может найти креативные решения насущных жизненных вопросов.
|
|
Иногда обращающиеся за психотерапевтической помощью люди отмечают, что их личные или семейные истории расходятся с доминирующими в массовом сознании мифами, что является одной из причин переживаемого ими внешнего или внутреннего конфликта, Соотнесение двух историй —личной и семейной (либо культурной) — и исследование того, в чем их сходство и различие, и что именно в социальных и культурных мифах противоречит убеждениям и ценностям клиента, может быть важной частью арт-терапии. Этому помогает использование визуального материала — рисунков и семейных фотографий, передающих ключевые моменты личной истории
|
|
57
либо истории семьи. Примером может служить описание, созданное участницей арт-терапевтической группы на основе фотографий из семейного альбома.
Пример 1. Повествование, созданное на основе художественно оформленных фотографий из семейного альбома. На одном из первых занятий ведущий предложил участникам арт-терапевтической группы принести из дома несколько фотографий, отражающих разные события в их жизни и имеющих для них особую ценность. В ходе следующего занятия, после представления фотографий и их краткого обсуждения, он попросил участников группы выбрать те снимки, которые показались им особенно важными или вызвали наиболее сильные чувства — положительные или отрицательные, затем создать для них художественные рамки, используя для этого любые материалы.
Одна из участниц по имени Наталья (имя изменено) остановила свой выбор на нескольких фотографиях, созданных в разные периоды жизни. Наблюдая за ее действиями, ведущий заметил, что она сначала пыталась создавать рамки для каждой фотографии в отдельности, но потом решила поместить их в одну большую раму. Она работала очень увлеченно, порой были заметны признаки переживания ею сильных чувств.
|
|
Когда работа по изготовлению рамок была закончена, ведущий предложил участникам группы создать тексты, которые могли бы передавать их чувства, мысли и фантазии, связанные с выбранными фотографиями. Через некоторое время состоялось чтение текстов в круге. Это делалось добровольно. Подчеркивалось, что каждый может сам решить, какую часть текста он готов представить в группе, и готов ли он читать текст вообще, с учетом возможной интимности тех тем и переживаний, которые текст отражает.
Несмотря на волнение, Наталья решилась зачитать свой текст полностью. Она назвала свое повествование «Что же со мной случилось?». Приводим ее текст целиком: «Живая, озорная, с двумя щенками — чер-
58
ным и белым — как Инь и Ян, я в гармонии с собой и миром. Мне три года» (часть текста, относящаяся к первой фотографии).
«На коне и с фонарем-пистолетом. Хоть и дела саблю, но вот же, она при мне! Какое счастье быть собой, сидеть на красном коне и светить красным светом! Я в восторге — я могу быть собой!» (часть текста, относящаяся ко второй фотографии, на которой Наталья в возрасте четырех лет).
«День рождения. Мне пять лет. Солнце, весна, зелень. Вроде праздник, а мне плохо. Болит голова. Я не хочу быть кем-то — девочкой красивенькой, ухоженной сидеть табуретке, держать куклу. Я ее ненавижу! Я ненавижу кукол. Они мертвые! И меня хотят умертвить — сделать куклой. Завязали банты, дали красивые белые носочки. Я погибаю! Я просто хочу быть собой! Это же мой день рождения! Я хочу влезть на дерево и сказать всему миру, что я есть такая, какая есть. Любите меня такой — с огнем в глазах и чертиками в душе!..» (часть текста, относящаяся к третьей' фотографии).
|
|
«25 лет. Неужели Настя (имя дочери изменено) — кукла? Нет, она живая... Я принесла себя в жертву. Дура. Ты — мать!.. Ты посвятила себя ребенку, и это свято, это счастье. Я живу. Я свободна. Это — мой выбор. Это моя жизнь!» (часть текста, относящаяся к четвертой фотографии).
Текст представляется исповедью, наполнен размышлениями о смысле прошлого и настоящего. Он выражает чувства, связанные с отношениями с родителями, с дочерью, а также с отношением к самой себе. Наталья призналась, что не ожидала, что принесенные фотографии вызовут настолько сильные чувства, В конце занятия призналась, что переживает глубокую удовлетворенность от проделанной работы, что процесс художественного оформления фотографий и создание текста оказался катарсическим и привел к осознанию связи между прошлыми и текущими отношениями. На следующее занятие принесла поэтический текст, названный «Танец жизни».
ГЛАВА 6.
СОЗДАНИЕ ТАЛИСМАНОВ
В традиционных историях (сказках, мифах, преданиях) в изобилии представлены различные магические (волшебные) объекты, способные наделять героев особой силой или защищающие их в путешествии. В этой главе будет показано, каким образом арт-терапевты могут использовать представление о талисманах в ходе своей работы с клиентами. Мы постараемся показать, на каких психических механизмах основано представление о защищающих и трансформирующих возможностях талисманов, а также описать и проиллюстрировать некоторые специальные техники, связанные с созданием в процессе арт-терапии особого рода изобразительной продукции, исполняющей роль талисманов.
МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
В детстве и в «измененных состояниях сознания» мы можем воспринимать окружающие объекты как одухотворенные, заключающие в себе некую сущность, энергию, мыслящее начало; с этими объектами можно взаимодействовать. Также при переживании невротического или острого психотического состояния у человека могут возникать подобные представления, которые приобретают навязчивый, болезненный характер. Аналогичные проявления мыслительной деятельности человека могут использоваться конструктивно, например, в ходе арт-терапевтической работы.
Создание «магических» объектов позволяет также пережить творческое перевоплощение — быть самим собой и, в то же время, почувствовать себя кем-то другим, ощутить в себе «сущность» другого человека, животного или растения. Выходя таким образом за пределы устоявшихся представлений о самих себе, мы можем получить новый
60
опыт и проявить новые качества и формы поведения. Подобно тому, как представление может служить основой для действия, создание художественного образа или модели может быть первым шагом на пути актуализации новых потребностей и свойств. То, что мы делаем и воплощаем в реальности, когда-то присутствовало в нашем воображении, интуиции или сновидениях в виде символов. Таким образом, создание особых художественных объектов наподобие талисманов может прокладывать путь более активным действиям в реальном мире.
Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 239; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!