МОГУТ ПРИМЕНЯТЬ ДАННЫЙ ПОДХОД?
Этот подход может применяться в работе с детьми и взрослыми. Нередко люди обращаются за психотерапевтической помощью в таком состоянии, что из-за разных обстоятельств (физического или
39
психического заболевания, возрастного кризиса, психической травмы и т. д.) у них произошла утрата привычного образа «Я» и смысла существования. Такие люди могут ощущать опустошенность и растерянность. Работая с ними, специалисту не удается получить от них связного описания их жизни и направления их дальнейшего движения. Для таких людей прошлое также часто утрачивает смысл, будущее же их пугает. Они могут ощущать себя бессильными что-то изменить в сложившейся ситуации и иногда их посещают мысли о самоубийстве. Кроме того, такой подход может применяться для работы с людьми, переживающими период возрастных изменений либо потерявшими близких.
Понимая глубину и богатство символического наполнения традиционных историй, арт-терапевты могут побуждать своих клиентов к творческому взаимодействию с материалом историй, что служит дополнительным фактором психологической поддержки. В то же время, при наличии у клиентов психотических нарушений данный подход должен использоваться с осторожностью. Клиент должен не только обладать способностью идентифицироваться с персонажами историй, но и уметь разотождествляться с ними и критически соотносить то, что происходит в повествовании, с тем, что происходит с ним в реальности. Клиент должен осознавать метафорическую природу традиционных историй. Тем не менее в некоторых случаях традиционные истории можно с успехом применять в работе с пациентами, вышедшими из острого психотического состояния, поскольку истории помогают им организовать и осмыслить драматический опыт болезни. Острые психотические переживания нередко воспринимаются пациентами как лишенные какого-либо смысла и не содержащие никакой полезной информации, которая могла бы помочь в лечении. Проявления психоза рассматриваются большинством клиницистов как то, что необходимо устранить или подавить, либо как то, над чем необходимо установить контроль.
|
|
Используя традиционные истории, можно иногда помочь клиенту взаимодействовать с теми образами, которые переполняют его в состоянии болезни. Такие истории служат контейнированию переживаний, позволяют разделить личное и общественное, то, что является отражением болезненного состояния, с одной стороны, и тех психических реакций и механизмов, которые направлены на преодоление болезни, с другой.
40
НЕКОТОРЫЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ТРАДИЦИОННЫМИ ИСТОРИЯМИ
|
|
В качестве техник арт-терапевтической работы с традиционными историями среди прочих можно было бы рекомендовать следующие.
1. Изображение свободных ассоциаций с материалом истории. Клиенту может быть предложено создать один или несколько рисунков (возможно также создание коллажей, скульптур, песочных композиций и другой продукции), отражающих его ассоциации с образами повествования. Приглашая клиента сделать это, следует подчеркнуть, что точное следование за сюжетом и достоверное изображение образов, содержащихся в оригинальном повествовании, не обязательно, и что ценным будет, прежде всего, естественность и спонтанность визуальных реакций клиента на образы повествования, его авторская «интерпретация» истории. Рисунок может иметь как реалистический, так и абстрактный, символический либо экспрессивный характер. Можно предложить клиенту на время отключить «цензуру сознания», не обращать внимания на логичность, содержательность и эстетические характеристики изображения. Он может изображать все, что придет ему в голову. Этому может помочь релаксация, предваряющая процесс рисования, а также использование некоторых релаксационных приемов непосредственно в процессе рисования (например, глубокое дыхание).
|
|
2. Следование за образами. Клиенту предлагается расслабиться и по возможности ярко представить себе один из образов, связанных с повествованием (персонаж, предмет либо целая сценка), а затем дать ему «ожить», начать двигаться, действовать, трансформироваться. При этом клиент не должен ничего придумывать и оценивать. Он просто позволяет образу развиваться, «вести за собой» и наблюдает за динамикой его изменений. Через некоторое время, когда развитие образа приведет к некому завершению, либо образ стабилизируется, клиент может создать один или несколько рисунков, отражающих то, что он увидел. Подобное свободное развитие образа в процессе медитации над ним может привести к новому финалу истории либо послужить ее продолжению.
3. Инкубация помогающего или трансформирующего символа. В рамках этой техники клиенту предлагается представить себя на месте од-
41
ного из персонажей, попавших в сложную ситуацию и переживающих состояние страха, растерянности, отчаяния либо испытывающих неудовлетворенность сложившимся положением вещей. Затем клиент может представить себе некий предмет или существо, используя которые или опираясь на поддержку которых, герой может справиться с ситуацией или повести ее в желаемом для себя направлении. Представляемый клиентом предмет может служить символическим выражением его внутренних ресурсов либо служить его связи с внешними факторами поддержки. Представив себе такой предмет или существо и понаблюдав за развитием ситуации, клиент может затем создать изображение того, что он увидел.
ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ГОТОВЫХ ПОВЕСТВОВАНИЙ
В АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 189; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!