Ахурамазда, Агурамазда, Ормазд



 

(авест.) – «господь премудрый» – верховный бог зороастрийского пантеона. Считается творцом всех вещей, принадлежащих к царству добра, и ведет постоянную борьбу с Ангро‑Майнью, творцом всего дурного. Его называют «познанием и мудростью, всевидящим», он есть «совершенная святость, высшая благодетельность, непобедимый защитник и хранитель», творящий мир усилием мысли. Духовная сущность А. состоит прежде всего в совершенном познании, в правильном различении добра и зла. Он покровительствует благочестивым людям и охраняет природу через своих добрых духов, руководит семью Амеша Спента, исполняющими его волю. Представлялся в виде царя с тиарой, с кольцом и скипетром, нередко с птичьими крыльями и хвостом.

 

Ахуры

 

(авест.) – в иранской мифологии божественные существа, борющиеся против сил зла и тьмы. Считались старшим поколением богов и противопоставлялись своим младшим братьям – злым дэвам (в др. – инд. мифологии, напротив, асуры (от которых произведено «ахуры») считались злыми божествами, а дэвы – благими).

 

Ашвамедха

 

(др. – инд.) – ритуал жертвоприношения коня. Царь выпускал на волю коня и в течение года следовал за ним вместе с войском, подчиняя страны, по которым проходил конь. Затем возводили особое ритуальное сооружение – прачинаванса, внутри которого размещались очаги для трех ритуальных огней, а к востоку ставили большой алтарь с очагом в виде птицы. Считалось, что в центре этого очага находится пуп Вселенной. Коня, участвовавшего в походе, приносили в жертву. Престиж А. был так велик, что совершившего сто А. считали способным низвергнуть Индру и стать царем Вселенной.

 

Ашваттха

 

(индуист.) – «лошадиная стоянка» – священное фиговое дерево, наиболее распространенный вариант мирового дерева. Нередко встречается в индийском эпосе, являясь существенным элементом в некоторых мифологических сюжетах.

 

Ашвины

 

(индуист.) – «обладающие конями» или «рожденные конями» – божественные братья‑близнецы, живущие на небе. А. связаны с утренней и вечерней зарей. Разбуженные Ушас, они несутся по небу на золотой колеснице, запряженной конями или птицами, объезжают за день Вселенную и прогоняют тьму. А. помогают в беде, приносят богатство, пищу, коней, коров, детей, свет, счастье, здоровье и долгую жизнь. Они защищают и вознаграждают певцов, излечивают слепых и хромых, возвращают жизнь умершим. Существует несколько мифов об их рождении. В основном мифе говорится, что дочь Тваштара Саранью стала женой Вивасвата, которого не любила. Родив ему близнецов Яму и Ями, Саранью подменила себя очень похожей женщиной, а сама обернулась кобылицей и убежала из дома. Заметив подмену, Вивасват обратился в коня и догнал Саранью. Она помирилась с ним и родила двоих сыновей‑близнецов, Насатью и Дасру, которые стали называться А.

 

Аэдона

 

(греч.) – «соловей» – дочь Пандарея, жена Зета. Из зависти к невестке Ниобе, гордившейся своими многочисленными детьми, А. решила умертвить ее старшего сына, но в темноте по ошибке заколола своего сына Итила. Боги превратили А. в соловья, чтобы она могла непрерывно оплакивать своего сына. (Вариант: убила своего сына вместе со своей сестрой Хелидоной («ласточкой»), обесчещенной ее мужем. Зевс превратил сестер в ласточку и соловья.)

 

Аэропа

 

(греч.) – дочь критского царя Катрея, внучка Миноса. Катрею было предсказано, что он погибнет от руки одного из своих летей (вариант: застал А. в объятиях раба), и он отдал А. аргосскому мореплавателю Навплию, чтобы тот продал ее в рабство. Навплий пожалел ее и выдал замуж за Атрея.

А. родила от него сыновей Агамемнона и Менелая. Впоследствии А. изменила мужу с Фиестом, и Атрей в наказание за измену приказал бросить ее в море.

 

Аяксы, Аянты

 

(греч.) – от «орел» – имена двух друзей, героев Троянской войны.

1. Аякс Большой, или Теламонид, сын саламинского царя Теламона и Перибеи (вариант: нимфы Эгины), внук Эака, двоюродный брат Ахилла. Во время посещения о‑ва Саламин Геракл обратился к Зевсу с мольбой даровать Теламону доблестного сына. В знак согласия Зевс послал орла, и Геракл посоветовал Теламону назвать сына Аяксом. По просьбе отца Геракл обернул младенца А. шкурой Немейского льва и попросил Зевса сделать мальчика отважным и непобедимым, подобно царю зверей. А. вырос богатырем и отличался огромным ростом и силой. Под стены Трои он привел 12 кораблей и был вторым по силе в греческих войсках после Ахилла. Когда Гектор вызвал на поединок храбрейшего из греков, из ахейских рядов вышли 9 воинов, но жребий пал на А., который свалил троянского героя на землю, и того спасло только вмешательство Аполлона. В битве за тело Патрокла А. прикрыл его щитом, а затем помог вынести с поля боя. В день гибели Ахилла А. вынес из битвы его тело и оружие, тогда как Одиссей отбивал наседавших врагов. После похорон Ахилла Фетида велела отдать доспехи сына храбрейшему из греческих воинов. Назвать храбрейшего попросили пленных троянцев. Хитрый Одиссей подкупил пленников, и те заявили, что самый большой вред им нанес Одиссей. Доспехи Ахилла присудили Одиссею, а разгневанный несправедливостью А. пришел в ярость и задумал ночью перебить греческих вождей. Афина, покровительствовавшая грекам, наслала на А. безумие, и он вместо греков напал на стадо скота и стал избивать животных и пастухов. Придя в себя, он не смог пережить позора и закололся. Когда впоследствии Одиссей встретил в Лиде тень А., герой не забыл оскорбления и отказался разговаривать с ним.

2. Аякс Малый, или Оилид, сын локридского царя Оилея. Хотя А. был маленького роста и не отличался могучим телосложением, он был храбрым воином, уступающим только Ахиллу, прекрасным бегуном и считался лучшим метателем копья в греческом войске. Вместе с А. Большим он сражался за тело Патрокла, а на играх при его погребении отличился в состязании бегунов. При взятии Трои А. оскорбил Афину, обесчестив Кассандру, искавшую спасения в храме Афины. За святотатство греки хотели побить камнями А., но он спасся, принеся ложную клятву, что не совершал преступления. Во время возвращения греков из‑под Трои Афина вызвала бурю, в которой его корабль потерпел крушение. По воле Посейдона А. был выброшен на скалу и стал похваляться, что он спасся вопреки воле богов. Тогда Посейдон расколол скалу трезубцем, и А. утонул. По решению оракула жители Локриды должны были в течение тысячи лет искупать его святотатство, ежегодно посылая в Трою двух девушек для служения в храме Афины.

 

 

«Б»

 

Ба

 

(егип.) – частица жизненной силы, продолжающая существовать после смерти тела. Обладание Б. приписывалось только богам и фараонам, причем одно тело могло иметь несколько Б. Считалось, что Б. обитает в гробнице умершего, но может отделяться от тела и путешествовать по миру. В загробном мире Б. имеет все физические функции человека (ест, пьет и т. п.). Изображалась в виде птицы с головой, а иногда и с руками человека. В качестве Б. богов нередко выступают их священные животные. Б. имели не только люди, но и многие города.

 

Баал

 

(зап. – семит.) – «господин, владыка» – название богов в финикийской мифологии.

 

Баалат

 

(зап. – семит.) – «госпожа, владычица» – название богини – покровительницы местности в финикийской мифологии.

 

Баба‑яга

 

(слав.) – старая ведьма, живущая в лесу, в «избушке на курьих ножках», пожирательница людей. Вокруг избушки – забор из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо засова – человеческая нога, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. Одна нога у Б.‑я. костяная, глаза плохо видят. Б.‑я. летает на ступе с помощью метлы. В детских сказках она похищает или подбирает потерявшихся детей и пытается изжарить их в печи, посадив на лопату. В волшебных сказках Б.‑я. нередко помогает герою после того, как он сделает ей доброе дело.

 

Бавкида

 

– см. Филемон.

 

Бай‑ху, Бо‑ху

 

(кит.) – «белый тигр» – один из духов четырех стран света (наряду с Цин‑луном, Чжу‑няо, Сюань‑у), покровитель Запада, где находится страна мертвых. Б.‑х. часто изображали на стенах погребальных сооружений, на знаменах, которые в походах несли справа от войска (слева несли знамена с зеленым драконом Цин‑луном, спереди – с Чжу‑няо, сзади – с Сюань‑у). Вместе с Цин‑луном Б.‑х. считали стражем дверей и рисовали на створках храмовых ворот. В Китае также выделяли одноименное созвездие из семи звезд.

 

Байцзэ, Боцзэ

 

(кит.) – мудрый, всезнающий и говорящий зверь. Изображался похожим на рогатого льва.

 

Баларама, Баладева

 

(др. – инд.) – старший брат Кришны. Считается аватарой Вишну или змея Шеши, на котором возлежит Вишну. В «Вишну‑Пуране» говорится, что, когда землю одолели силы асуров, боги обратились к Вишну за помощью. Вишну взял два волоса – свой черный и белый змея Шеши, считающегося частью Вишну, – и сказал, что эти два волоса сойдут на землю и избавят ее от печали. Черный волос символизировал Кришну, белый – Б. Б. был зачат как седьмой сын Деваки, жены Васудевы. Тиран Канса убивал всех ее сыновей, поэтому Вишну переместил зародыш в тело Рохини, другой жены Васудевы, еще до зачатия отосланной в семью пастуха Нанды. Позже в эту же семью был подброшен Кришна, и оба брата выросли вместе. Б. участвовал во многих подвигах Кришны, в том числе в убийстве тирана Кансы. Его любимым оружием был плуг, поэтому его прозвали Халаюдха («вооруженный плугом»). Имел одну жену Ревати и двоих сыновей. После гибели ядавов, племени Кришны, умер, сидя на берегу моря у Двараки. Из его рта выполз белый змей Шеша.

 

Бали

 

(индуист.) – царь дайтьев, сын Вирочаны и внук Прахлады. Благодаря своему подвижничеству победил Индру и добился власти над тремя мирами – небом, землей и подземным миром. Тогда Вишну воплотился в карлика, пришел кБ. и попросил столько пространства, сколько он сумеет отмерить тремя шагами. Не заподозрив обмана, Б. согласился. Вишну принял свой истинный облик и первым шагом покрыл все небо, а вторым всю землю. Третий шаг он сделал коротким, оставив Б. во владение часть подземного мира.

 

Бальдр

 

(сканд.) – «господин» – юный прекрасный бог, сын Одина и Фригг, брат Хермода, муж Нанны, отец Форсети, всеобщий любимец, живущий в Асгарде, в чертоге Брейдаблик, где не допускаются дурные поступки. Согласно мифу юному Б. стали сниться зловещие сны, предвещающие угрозу его жизни. Боги собрались на совет и решили защитить Б. от опасности. Бог Один отправился в хель (царство мертвых) и узнал там у вёльвы (ведьмы‑прорицательницы), что Б. суждено умереть от руки слепого бога Хёда. Фригг взяла клятву со всех вещей и живых существ, что они не нанесут вреда Б., но забыла про омелу. Б. стал неуязвимым, и боги стали развлекаться, стреляя в него из луков. Локи, хитростью выведавший у Фригг, что омела не давала клятвы, подсунул слепому Хёду стрелу из ветки омелы. Тот выстрелил и убил Б. Боги перенесли тело Б. к морю и уложили на ладью, положили с ним его жену Нанну, умершую от горя, его коня и золотое кольцо, а затем подожгли ладью, устроив погребальный костер. Затем Хермод, брат Б., отправился в царство мертвых и попросил его владычицу отпустить Б. Та согласилась при условии, что Б. будет оплакивать все живое и неживое в мире. Заплакали все, кроме великанши Тёкк, в которую обратился Локи, и Б. остался в царстве мертвых.

 

Бархут, барахут

 

(мусульм.) – глубокий колодец, связанный с преисподней и населенный душами неверных.

 

Баубо

 

(греч.) – жительница Элевсина, оказавшая гостеприимство Деметре, когда богиня странствовала в поисках дочери (вариант: мать Триптолема, любимца Деметры). Б. радушно приняла богиню и развеселила ее непристойными шутками.

 

Бахус

 

(рим.) – латинская форма имени Вакх.

 

Бел

 

(греч.) – мифический царь Египта, сын Посейдона и нимфы Ливии, брат Агенора, отец Даная и Эгипта.

 

Беллерофонт

 

(греч.) – «убийца Беллера» – сын коринфского царя Главка (вариант: Посейдона), внук Сисифа. Первоначальное имя Б. – Гиппоной. Новое имя он получил после того, как убил коринфянина Беллера (вариант: родного брата). Предполагают, что слово «беллер» было догреческого происхождения и означало «чудовище». Затем оно стало непонятным и было осмыслено как имя собственное. Опасаясь мести, Б. бежал в Арголиду, где его принял тиринфский царь Прет. Жена Прета Сфенебея влюбилась в Б., но была отвергнута им, после чего обвинила его в покушении на ее честь. Поверив клевете, но не желая нарушать законы гостеприимства, Прет направил Б. к своему тестю, царю Ликии Иобату с письмом, в котором просил погубить юношу. По приказу Иобата Б. совершил несколько подвигов:

1. Победил Химеру – чудовище с головами льва, козы и змеи. Передняя часть тела Химеры была львиной, задняя – козьей, а хвост – змеиным с огнедышащей змеиной головой на конце. Боги подарили Б. крылатого коня Пегаса, на котором он напал на Химеру с воздуха и убил ее.

2. Отразил нападение воинственных племен и амазонок на Ликию.

3. Иобат устроил возвращавшемуся с войны Б. засаду, но герой перебил всех. Пораженный силой Б., Иобат отказался от намерения погубить его, отдал ему в жены свою дочь и, умирая, передал ему власть. Б. узнал от Иобата о письме и отправился в Арголиду, чтобы отомстить Сфенебее. Притворившись влюбленным, он уговорил ее бежать с ним на Пегасе, а затем сбросил ее в море. Впоследствии Б. утратил расположение богов – возгордившись своей силой, он попытался на Пегасе взлететь на Олимп, но разгневанный Зевс наслал на Пегаса овода. Крылатый конь взбесился и сбросил всадника. Б. охромел и ослеп, стал нищим и скитался по земле, пока смерть не унесла его.

 

Беллона

 

(рим.) – от «война» – богиня войны, мать (вариант: сестра, кормилица) Марса, богиня подземного мира. В римском храме Б. происходила церемония объявления войны, во время которой главный жрец кидал копье на участок земли, символизирующий вражескую территорию. Жрецы Б. (беллонарии) имели двойные секиры и носили черную одежду и колпаки.

 

Белобог

 

(слав.) – в западно‑славянской мифологии бог удачи и счастья.

 

Беовульф

 

(др. – англ.) – «пчелиный волк» – герой одноименного англосаксонского эпоса, действие которого происходит в Скандинавии. Б., юный воин из народа гаутов, отправляется за море, чтобы избавить короля данов Хродгара от чудовища Гренделя, в течение 12 лет нападавшего на королевский чертог Хеорот и истреблявшего королевских дружинников. Ночью происходит поединок, в котором Б. отрубает руку Гренделя. Тот умирает в своем логове, а чудовищная мать Гренделя пытается отомстить Б. за убийство сына. Герой спускается в ее логово на дне моря и побеждает ее. Щедро награжденный, Б. возвращается на родину, где становится королем гаутов и правит ими в течение 50 лет. Впоследствии он погибает во время сражения с драконом, опустошавшим его страну. Б. убивает дракона, но сам полет смертельную рану.

 

Бесы

 

(др. – слав., христ.) – от «страшный» – злые духи, противники Бога и ангелов, слуги, помощники, воины и соглядатаи дьявола, враги «рода человеческого». Наводят болезни и порчу, толкают людей на дурные поступки, расстраивают браки, портят семейные отношения, мучают грешников в аду. В христианстве считается, что когда‑то они были ангелами, но изменили богу и стали «ангелами Сатаны», «ангелами бездны». Являются постоянными искусителями монахов, отшельников и пустынников. Могут быть невидимыми и принимать любой облик, в том числе близких друзей соблазняемого, женщин, ангелов, иноверцев, хищников, неприятных животных и фантастических уродливых чудовищ. Наиболее типичным является представление Б. в виде получеловека‑полукозла с крыльями летучей мыши.

 

Биант

 

(греч.)

1. Аргосский герой, брат прорицателя Мелампа, понимавшего язык животных. Сватался к Перо, дочери пилосского царя Нелея, который обещал выдать дочь за того, кто доставит ему быков фессалийского царя Ификла. Б. не сумел похитить быков, которых охраняла собака, и Меламп решил помочь брату, хотя и знал, что его за это посадят в темницу. Когда его схватили и бросили в тюрьму, Меламп узнал от древоточцев, что здание скоро рухнет, и попросил, чтобы его перевели в другое место. Вскоре тюрьма рухнула, и Ификл, убедившись в пророческом даре Мелампа, освободил его и сам отдал Б. быков. Б. доставил быков Нелею и женился на Перо;

2. Один из сыновей Приама.

3. Один из женихов Пенелопы.

 

Благовещение

 

(христ.) – явление Деве Марии архангела Гавриила, возвестившего ей, что у нее родится сын Иисус, мессия и сын божий, чудесно зачатый по действию святого духа без нарушения девственности матери. В христианстве считается, что миг, когда Мария произнесла слова согласия, является мигом непорочного зачатия.

 

Бодхи

 

(будд.) – «пробуждение» – высшее состояние сознания, духовное просветление. Все буддийские направления признают семь основных характеристик Б. – способность к созерцанию, изучение дхармы, мужественность, восторженность, спокойствие, сосредоточенность и невозмутимость.

 

Бодхисатва, бодхисаттва

 

(будд.) – «существо, стремящееся к просветлению» – человек, стремящийся стать буддой и спасти все живые существа от страданий сансары. Ставится выше архата, так как архат стремится только к собственному просветлению. Используя шесть парамит (духовных совершенств) – щедрость, нравственность, терпеливость, мужественность, способность к созерцанию, мудрость, – Б. достигает «противоположного берега» и исполняется высшего понимания и высшего сострадания ко всем живым существам. Поскольку будды полностью погружаются в нирвану и уже не могут оказать помощь живым существам, то величайшие Б. предпочитают добровольно оставаться в сансаре и подчиняться законам кармы, пока все живые существа не будут спасены. К Б. могут быть причислены реально существующие люди (учителя буддизма, основатели тибетских школ буддизма), но главными считаются мифологические Б. В махаяне приводится список из восьми таких Б.: Самантабхадра, Ваджрапани, Авалокитешвара, Манджушри, Маитрея, Акашагарбха, Кшитигарбха, Сарваниваранавишкамбхин. Иногда к ним добавляют еще двоих – Махастхамапрапту и Трайлокявиджаю. Мифологические Б. относятся к определенным буддам и выступают как активный аспект данного будды.

 

Бона Деа

 

(рим.) – «добрая богиня» – богиня плодородия, покровительница женщин. Связывалась с лесом, растительностью, магией и целебными травами. Культ Б. Д. был распространен в Риме среди низших классов. Б. Д. были посвящены два праздника – в мае и в декабре. В празднествах участвовали весталки и замужние женщины, мужчинам строго запрещалось присутствовать на них. Б. Д. изображали с рогом изобилия и со змеями.

 

Бореады

 

(греч.) – Калаид и Зет – крылатые сыновья бога северного ветра Борея и дочери афинского царя Эрехфея Орифии. Подобно отцу, Б. олицетворяли ветры, их действия были быстры и стремительны. Во время похода аргонавтов Б. избавили Финея от терзавших его гарпий. Во время пребывания аргонавтов на о‑ве Кеос Б. настояли на продолжении похода без Геракла, который отправился искать своего любимца Гиласа. Позже Геракл отомстил Б. за то, что его бросили на Кеосе, убив их на о‑ве Тенос. На их могиле Геракл установил два камня, которые начинали звучать, когда дул северный ветер. По другому мифу, Б. погибли из‑за того, что не смогли убить всех гарпий.

 

Борей

 

(греч.) – бог северного ветра, сын Астрея (звездного неба) и Эос (утренней зари), брат ветров Зефира, Эвра и Нота. Местом его обитания считалась Фракия, где стоят холода и мрак. Б. унес дочь Эрехфея Орифию и женился на ней. От этого брака родились двое сыновей – Калаид и Зет (Бореады), и две дочери – Клеопатра (жена Финея) и Хиона (возлюбленная Посейдона). Б. мог превращаться в жеребца и породил с кобылицами Эрихфония двенадцать жеребят, быстрых, как ветер. Имел также потомков‑лошадей от связи с эринией и гарпией. Б. изображали в виде сильного бородатого мужчины с длинными развевающимися волосами, летящего на огромных крыльях.

 

Бо‑ху

 

– см. Бай‑ху.

 

Боцзэ

 

– см. Байцзэ.

 

Браги

 

(сканд.) – «лучший» или от напитка «брага» – бог‑скальд, муж богини Идунн.

 

Бран

 

(кельт.) – «ворон» –

1. Герой ирландского эпоса, сын Фе‑бала, пустившийся в плавание и достигнувший потустороннего мира на островах блаженных.

2. Валлийский герой, сын Лира, один из предков короля Артура, правитель Британии. Голова его обладала чудесными свойствами. Согласно мифу после смерти Б. его голова была зарыта в Лондоне и предохраняла Британию от бедствий.

 

Брахма

 

(др. – инд.) – высшее божество, создатель Вселенной, один из триады верховных богов индуизма (тримурти). В Ведах творцом мира называют Праджапати («владыка сущего»), который отождествляется с Б. Среди ипостасей Б. упоминаются Тваштри («творец»), Дхатри («установитель»), Видхатри («распределитель»), Локагуру («наставник мира»), Парамештхин («высочайший»). Б. изображают красным, лотосооким, с бородой, у него четыре тела и восемь рук, в которых четыре веды, жезл, сосуд с водой из Ганга, жертвенная ложка или цветок лотоса, жемчужное ожерелье и лук. Он пребывает на вершине высочайшей горы Меру, а путешествует верхом на лебеде. Согласно мифам Б. зародился в золотом яйце, плавающем в первобытных водах. Проведя в яйце год, он силой мысли разделил яйцо на две половинки. Из одной половинки образовалось небо, из другой – земля, между ними возникло воздушное пространство. Далее появились пять элементов (огонь, вода, земля, воздух, эфир), мысль, затем – боги, жертвоприношение, четыре веды, звезды, время, горы, моря и реки, затем – люди, речь, страсть, гнев, радость, покаяние, набор противопоставлений (жар – холод и т. п.). Сам Б. разделился на две части – мужскую и женскую. После этого были созданы растения, животные, птицы, насекомые, демоны. Весь мировой порядок контролируется Б., являющимся воплощением творческого принципа существования. Б. живет сто собственных лет («сто лет Брахмы»), равных 311 040 000 000 000 человеческих лет. День Б. равен сроку существования мира, а ночь Б. равна времени его бездействия, когда он отдыхает от предыдущего акта творения. Силой духа Б. рождаются его сыновья – Маричи, Атри, Ангирас, Пуластья, Пулаха, Крату, Дакша и Бхригу– которые становятся родоначальниками богов и людей. Люди появляются в результате его инцеста с дочерью, созданной им с помощью священного слова из половины своего тела. Б. появляется во множестве мифов в качестве благодетеля: советует, одаривает, утешает, повелевает, исполняет просьбы.

Основные мифы о Б.:

1. В виде рыбы спасает Ману во время потопа.

2. Порождает смерть в образе женщины.

3. Порождает Рудру.

4. РождаетНароду из собственного бедра.

5. Участвует в сотворении богини Кали.

 

Брахмалока

 

(др. – инд.) – «мир Брахмы» –

1. В индуистской мифологии – верхний рай или седьмое небо, которое считается обителью Брахмы и располагается на вершине горы Меру (или высоко над ней). В Б. попадают смертные, избавившиеся от бесконечной цепи перерождений (сансары) и живут там в созерцании истины и в состоянии вечного блаженства.

2. В буддийской мифологии – высшие девалоки, образующие в сансаре две сферы: «имеющую форму» и «не имеющую формы». К первой сфере относятся шестнадцать отдельных небес, вторая состоит из четырех небес и считается выше первой. Наивысшим небом считается акаништха, где обитает али‑будда. Боги, населяющие Б., называются брахмами, или богами, имеющими тело Брахмы. Буддийская мифология не признает Брахму в качестве творца мира, все брахмы, даже великие, подчиняются законам кармы.

 

Брахман

 

(др. – инд.)

1. Высшая объективная реальность, абсолют, в котором все возникает, существует и прекращает существование (безличный Б.).

2. Верховный бог, творец всего сущего (личностный Б.).

3. Наименование члена варны индийских жрецов.

 

Брахманда

 

(др. – инд.) – космическое яйцо, плавающее в первозданных водах. Из Б. вышел Брахма, появившийся там в виде золотого зародыша.

 

Бриарей

 

(греч.) – «могучий», «волнующий» – сын Урана и Геи, один из трех чудовищных братьев‑великанов – гекатонхейров – имевших по 50 голов и по сотне рук. Когда боги восстали против Зевса, его спас Б., вызванный на помощь богиней Фетидой.

 

Брисеида

 

(греч.) – дочь Бриса, царя лелегов. После разорения родного города, гибели мужа и братьев Б. стала пленницей Ахилла. Позднее Агамемнон, вынужденный отказаться от своей пленницы Хрисеиды, отнял Б. у Ахилла. Это послужило причиной ссоры между вождями ахейцев и отказа Ахилла участвовать в сражениях. После примирения вождей Б. была возвращена Ахиллу.

 

Бритомартис

 

(греч.) – критская богиня, покровительница охотников, рыболовов и моряков, дочь Зевса, спутница Артемиды, известная своим целомудрием. Преследуемая царем Крита Миносом, Б. бросилась с утеса в море, но была выловлена сетями рыбаков и спасена (отсюда ее прозвище – Диктина, от греч. «сеть»).

 

Брихаспати, Брахманаспати

 

(индуист.) – бог молитвы и жертвоприношения, рожденный от великого света на высочайшем из небес, отпрыск двух миров – земли и неба. В то же время он рожден Тваштаром, и сам является творцом богов из ничего. Б. золотого цвета, ярок и чист, имеет семь уст и семь лучей. У него прекрасный звучный голос, он – создатель поэтических размеров, «господин речи», поющий гимны богам. Он заполняет воздушное пространство, громом разгоняет тьму, приносит солнце, раскалывает скалы, готовит хорошие пути, творит все формы, дарует богатство и сыновей, щедр к жертвователям и певцам, непримирим ко лжи и врагам, защищает быков. Правит одноименной планетой

 

Брихаспати (Юпитер)

 

Участвует в мифе о похищении коров, найденных в скале, которую он проломил своим криком, в мифе о похищении Сомой его жены Тары и последовавшей за этим войны богов с асурами. Во многих сюжетах выступает в качестве наставника богов, посредника, миротворца и предсказателя.

 

Брюнхильд, Брюнхильда

 

(сканд.) – от «священный поединок» – воительница (вариант: валькирия), разбуженная героем Сигурдом ото сна, в который ее погрузил Один. Сигурд обещал жениться на Б., но выпил напиток забвения и женился на Гудрун. Позже на Б. обманом женился Гуннар, так как все брачные испытания за него выдержал Сигурд, принимавший его облик. Узнав об обмане, оскорбленная Б. подговорила мужа убить Сигурда, а затем покончила с собой, приказав, чтобы ее положили на погребальный костер вместе с Сигурдом.

 

Будда

 

(будд.) – «пробужденный» –

1. Человек, достигший наивысшего предела духовного развития.

2. Мифологическое антропоморфное олицетворение идеала духовного развития. Первоначально Б., видимо, называли только основателя буддизма Шакьямуни, но уже в раннем буддизме возникла идея о других Б. Согласно мифологии хинаяны Б. сначала должен стать бодхисатвой, а после достижения нирваны он может остаться жить в человеческом облике до конца кальпы, проповедуя учение, при помощи которого можно достичь нирваны. По мифологии махаяны, каждый из «неисчислимого числа миров» имеет свое «неисчислимое число будд настоящего, прошлого и будущего». Каждый Б. имеет свою буддакшетру (поле влияния), находящуюся в определенном месте пространства и времени. Б. могут жить до бесконечности, разрушение мира в конце кальп их не затрагивает. В мифологии ваджраяны число Б. также считается бесконечным, но в практике созерцания ограничивается пятью дхьяни‑буддами. Согласно мифу, однажды, когда Будда Шакьямуни погрузился в созерцание, он превратил себя в Акшобхью и оставил его сидеть на своем месте. После этого он поочередно превратился в Вайрочану, в Ратнасамбхаву, в Амитабху и в Амогхасиддхи и оставил их сидеть в четырех направлениях света, создав таким образом мандалу. Каждый из дхьяни‑будд имеет свое направление в мандале, свой цвет, сиденье, праджню (женское соответствие), бодхисаттву, элемент, земное воплощение, семью (подчиненных персонажей). Позже к пяти дхьяни‑буддам были добавлены ади‑будда и Ваджрасатва.

 

Будха

 

(будд.) – «мудрый» – сын бога Сомы, олицетворение планеты Будха (Меркурий). Матерью Б. называют жену Брихаспати Тару (вариант: жену Сомы Рохини). Похищение Тары вызвало войну между асурами, поддержавшими Сому, и богами, принявшими сторону Брихаспати. Конец войне положил Брахма, вернувший Тару мужу. Вскоре у Тары родился сын, на которого претендовали и Сома, и Брихаспати, пока она сама не призналась, что это сын Сомы. Б. был женат на Иле и имел от нее сына Пурураваса, основателя Лунной династии.

 

Бури

 

(сканд.) – «родитель» – предок богов, отец Бора и дед Одина, возникших из соленых камней, которые лизала корова Аудумла.

 

Бусирис

 

(греч.) – царь Египта, сын Посейдона (вариант: Эгип‑та). Когда страну поразила засуха, длившаяся 9 лет, кипрский прорицатель Фрасий предсказал, что бедствие прекратится, если Б. ежегодно будет приносить в жертву Зевсу одного чужеземца. Первым Б. умертвил самого прорицателя, а затем убивал у алтаря всех чужеземцев, прибывших в Египет. Эта участь ожидала и Геракла, когда он на пути к саду Гесперид остановился в Египте. Когда Геракла подвели к жертвеннику, герой порвал путы и убил Б. и его сына Амфидаманта.

 

Бут

 

(греч.)

1. Сын бога ветров Борея. После неудачного покушения на своего брата Ликурга был изгнан и поселился на о‑ве Наксос, где занимался разбоем и пиратством. Во время одного из набегов похитил и обесчестил вакханку, служительницу Диониса. За это бог наказал его безумием, и Б. бросился в колодец.

2. Сын афинского царя Пандиона, жрец Афины и Посейдона, основатель жреческого рода Бутадов в Афинах. 3. Сын Посейдона, участник похода аргонавтов. Прельщенный пением сирен, Б. бросился в море, но был спасен Афродитой и перенесен на о‑в Сицилию.

 

Бухие

 

(егип.) – египетский бог в виде черного быка. Матерью Б. считалась небесная корова, родившая также и солнце. Отождествлялся с Мневисом, Монту, Амоном‑Ра‑Монту.

 

Бхага

 

(др. – инд.) – «наделяющий», «доля, благо» – бог класса адитьев, воплощение счастья, господин богатства, распределитель даров. Словом «бхага» обозначаются богатство, слава, героизм, процветание, красота, а обладающий этими качествами называется бхагават («благословенный»). Вместе с Савитаром Б. правит солнцем, его сестрой является Ушас, богиня утренней зари.

 

Бхарата

 

(др. – инд.) – «воспитанный» –

1. Родоначальник племени бхаратов.

2. Царь, отказавшийся от трона ради жизни отшельника. Однажды Б. спас в лесу детеныша антилопы и заботился о нем, из‑за чего в следующем рождении он стал антилопой, но даже в этом облике почитал Вишну и вел аскетическую жизнь. В награду за это в следующем воплощении он стал брахманом.

3. Царь Лунной династии, сын Душьянты и Шакунталы.

4. Сводный брат Рамы, мать его добилась изгнания Рамы из страны, чтобы возвести на трон своего сына. Но Б. остался верным Раме и, не сумев убедить его вернуться, поставил на трон его сандалии в знак того, что правит от его имени. Когда Рама наконец вернулся, Б. добровольно уступил ему царство.

 

Бхарати

 

(др. – инд.) – богиня речи и песнопения, входящая в триаду вместе с Илой и Сарасвати.

 

Бхима, Бхимасена

 

(др. – инд.) – «ужасный» – герой «Махабхараты», один из братьев пандавов, сын Кунти от бога ветра Ваю. Б. силен, стремителен и необуздан, как его отец. Он сражается дубиной или стволом дерева, которое мгновенно очищает от корней и веток. Б. убил ракшасов Хидимбу и Джатасуру, покушавшихся на жизнь пандавов, ракшаса Баку, требовавшего себе человеческих жертв, якшу Манимата, освободив тем самым бога Куберу от проклятия. Спас Драупади от похитителя Джаяратхи, во время битвы на Курукшетре сразил в поединках двух ее главных оскорбителей Дурьодхану и Дух‑шасану.

 

Бхишма

 

(др. – инд.) – «грозный» – герой «Махабхараты», сын царя Шантану и богини Ганги, двоюродный дед пандавов и кауравов. Когда его отец женился вторично, Б. дал обет безбрачия и отказался от царства в пользу своих младших братьев Читрангады и Вичитравирьи. После их смерти он воспитал наследников трона Панду нДхри‑тараштру, а затем их сыновей – пандавов и кауравов. Всячески старался предотвратить войну между ними, но, когда это не удалось, встал на сторону кауравов. Б. был таким великим воином, что никто не мог сразить его в поединке, поэтому пандавы прибегли к хитрости – зная, что Б. не будет сражаться против женщины, они выставили против него Шикхандина, который был девушкой, превращенной в юношу, и под его прикрытием напали на Б. Так как боги наградили Б. даром самому выбрать время своей смерти, он отсрочил ее до окончания битвы и перед смертью дал победителям‑пандавам обширное наставление в религии, законе и праве.

 

Бхригу

 

(индуист.) – от «пылать», «сиять» – мудрец, один из семи великих риши, сын Варуны (варианты: сын Ману; приемный сын Варуны, родившийся из семени Праджапати). С Б. связан миф о провозглашении Вишну главным богом, согласно которому Б. взялся разрешить возникший во время жертвоприношения спор о том, кто из богов тримурти наивысший. Сначала Б. пришел к Шиве, но тот не принял его, потому что предавался любви со своей супругой. За это Б. лишил его жертвоприношений и превратил в мужской половой орган. Затем Б. пошел к Брахме, но Брахма встретил его непочтительно, и тому было отказано в почитании со стороны брахманов. Придя к Вишну, Б. застал его спящим и, чтобы разбудить его, поставил ногу ему на грудь. Вишну не только не рассердился, но и растер ему ногу в знак почтения, и тогда Б. провозгласил Вишну единственным, кто достоин почитания людей и остальных богов.

 

Бхуты

 

(индуист.) – демонические существа, принадлежащие к свите Шивы. Б. обычно враждебны людям, живут на кладбищах и питаются человеческим мясом, но могут и охранять село или дом, где они поселились. Им приписывают способность обращаться в домашних и диких животных, великанов, карликов и т. п.

 

Бэс

 

(егип.) – бог – покровитель семьи, помогающий при родах, охраняющий членов семьи от бедствий. Изображался в виде кривоногого карлика с широким уродливым бородатым лицом, искаженным гримасой. Считалось, что его страшная внешность отпугивает пых духов. Иногда Б. изображали с ножом или музыкальным инструментом, помогавшим ему устрашать врагов.

 

 

«В»

 

Вавилонская башня

 

(библ.) – в Библии в один рассказ были объединены два предания о древнем Вавилоне:

1. О постройке города и смешении языков;

2. О возведении башни и рассеянии людей по свету. В первом сюжете закладывается большой город, во втором – строится высокая башня, с помощью которой люди хотят достичь неба. Оба сюжета сходны тем, что Богу неугодно большое строительство и он смешивает языки людей, после чего те перестают понимать друг друга, бросают строительство и разбредаются по миру.

 

Ваджра

 

(индуист.) – «алмаз», «молния» –

1. В индуистской мифологии – громовая палица, оружие Индры, выкованное для него Тваштаром. По различным описаниям, она – медная, золотая, железная или каменная, имеет четыре или сто углов, тысячу зубцов. Имеет форму в виде диска или креста.

2. В буддийской мифологии – символ прочности и неуничтожимости, изображаемый в виде скипетра. Является атрибутом мифических будд и бодхисатв, олицетворяет мужское начало (обычно наряду с колокольчиком, символизирующим женское начало).

 

Ваджранга

 

(индуист.) – «алмазно‑твердое тело» – знаменитый подвижник, противник Индры. Сын Кашьяпы и Дити, которого Дити родила после того, как Индра уничтожил ее сыновей дайтьев. По требованию матери В. победил Индру, связал его и принес домой, где бросил его к ногам Дити. Брахма уговорил В. отпустить Индру. Тот подчинился, и Брахма наградил его прекрасной девой Варанги. Индра же не успокоился и в отсутствие В. разрушил его дом и похитил Варанги. Сам В., связанный обетом Брахме, не мог отомстить Индре, и сделать это в будущем должен был его сын Тарака.

 

Вайтарани

 

(индуист.) – «переправляющая» – река, протекающая в царстве бога смерти Ямы (вариант: разделяющая царство живых и царство мертвых). Описывается как бурный и зловонный поток, полный крови, костей, волос и разных нечистот. Переправиться через В. умерший может, только держась за хвост коровы, которую он при жизни подарил брахману.

 

Вайю

 

(авест.) – в иранской мифологии – божество ветра, посредник между небом и землей, между добром и злом, покровитель военного сословия. Изображался в виде могучего воина.

 

Вакх

 

– одно из имен Диониса.

 

Вакханки

 

– см. в статье Дионис.

 

Вала

 

(др. – инд.) – «охватывающий», «скрывающий» – демон, прячущий в пещере коров, похищенных вождем демонов Пани, а также название самой пещеры. Когда Пани похитил коров и спрятал в пещере, Индра послал на поиски волшебную собаку Сараму, которая выследила их. После того как Пани отказался возвратить их, Индра и Брихаспати с помощью семи мудрецов ангирасов разрушили пещеру и освободили коров.

 

Валаам

 

(др. – евр.) – колдун и предсказатель. Валак, царь моавитян, пригласил В., чтобы тот проклял пришедших из Египта евреев, но бог Яхве запретил В. произносить проклятие. Валак все же уговорил В. приехать, и тот отправился в путь на ослице. По пути ослица увидела грозящего, но не видимого В. ангела, трижды преградившего ей путь, и заговорила человеческим голосом, чтобы предупредить своего хозяина. Прибыв на священную гору, перепуганный знамением В. изрек не проклятие, а благословение евреям.

 

Валакхили

 

(др. – инд.) – одна из групп низших божеств – крохотные мудрые существа величиной с палец человеческой руки, способные летать быстрее птиц. Питаются солнечными лучами, живут на солнце, где сторожат солнечную колесницу (вариант: в Гималаях). В. почитаются за чистоту и добродетель. В «Махабхарате» рассказывается, что оскорбленные Индрой В. предались суровой аскезе, вследствие которой родился враг Индры царь птиц Гаруда.

 

Валгалла

 

– см. Вальхалла.

 

Вали

 

(сканд.) – сын Одина и Ринд, в возрасте одного дня отомстивший слепому Хёду за убийство Бальдра. После гибели мира В. вместе с др. представителями «младшего поколения» богов будут жить в обновленном мире.

 

Валтасар

 

(иуд., христ.)

1. Последний вавилонский царь. В ночь взятия Вавилона персами устроил пир, во время которого на стене появились огненные письмена, предвещавшие Вавилону гибель.

2. Имя одного из трех волхвов.

 

Валькирии

 

(сканд.) – «забирающие убитых», «лебединые девы» – небесные девы‑воительницы, подчиненные Одину и участвующие в распределении побед и смертей в битвах. Воинов, погибших смертью храбрых, они уносят в Вальхаллу и там прислуживают им на праздничных пирах.

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 238; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!