Мухаммад, Мухаммед, Мохаммед, Магомет, Магомед 4 страница



 

Пань‑гуань

 

(кит.) – «судья» –

1. Общее название помощников властелина загробного мира, ведущих записи в книге судеб, а также чиновников в свите какого‑либо божества.

2. Божество, ведающее судьбами людей и обычно являющееся помощником бога города – Чэн‑хуана. Статуи П.‑г., как главного исполнителя приказов бога города, ставились в храмах Чэн‑хуана. П.‑г. часто упоминается в связи с повелителем бесов Чжун Куем, выступая в роли усмирителя нечисти, спускающегося из небесного дворца на землю. Его изображения вешали на дверях, чтобы защитить дом от проникновения нечисти.

 

Парадиз

 

(иран.) – райский сад, место блаженства и упокоения духа. Прообразом П. как райского сада послужили реальные роскошные П., которые возводила иранская знать.

 

Парамита

 

(будд.) – «средство перехода на противоположный берег» – перечень качеств, необходимых для достижения нирваны. В буддийских текстах перечисляют 6 (иногда 10) качеств: щедрость (дана), нравственность (шила), терпеливость (кшанти), мужественность (вирья), способность к созерцанию (дхъяна), мудрость (праджня).

 

Парашурама

 

(индуист.) – «Рама с топором» – шестая аватара Вишну, сын мудреца Джамадагни из рода Бхригу, чья миссия на земле состояла в избавлении брахманов от тирании кшатриев. Был назван П. по оружию – топору, полученному им от бога Шивы. По легенде, кшатрий Картавирья украл из обители Джамадагни священного теленка. По приказанию отца П. убил Картавирью, но сыновья Картавирьи в отместку умертвили Джамадагни. П. возненавидел кшатриев и истребил их варну. Затем он передал землю во владение брахманам, а сам удалился жить на гору Махендру.

 

Парвати

 

(др. – инд.) – «горная» – одно из имен супруги бога Шивы. Согласно мифу первая жена Шивы Сати после самосожжения возродилась в образе П. (или Умы), дочери царя гор Химавата и апсары Менаки. Чтобы завоевать сердце Шивы, П. поселилась рядом с ним на горе Кайласе, но Шива, предававшийся суровой аскезе, отверг ее чувства. Боги, желавшие, чтобы у Шивы родился сын, способный сокрушить асуру Тараку, послали Каму возбудить у Шивы любовь к П., но Шива сжег его огнем своего третьего глаза. Тогда П. сама предалась аскезе ради Шивы. Чтобы испытать ее, Шива пришел к ней в образе юного брахмана и стал хулить самого себя. П. отвергла эту хулу, и Шива, плененный ее красотой и преданностью, женился на ней. От этого брака родились победитель Тараки Сканда (или Кумара) и бог‑слон Ганеша.

 

Парджанья

 

(др. – инд.) – «дождевая туча» – бог грозовой тучи и дождя, бог погоды. П. появляется в сопровождении грома и молнии, он гремит и ревет, как бык, изливает потоки дождя, орошает оба мира, его колесница полна воды. Он поражает громом демонов, злых людей, деревья, наводит на всех ужас. П. также связан с плодородием, он поливает землю, производит скот и семена растений, выращивает пищевые растения, помещает семя в скот и в женщин.

 

Пари, пери, Пери

 

(иран.) – в мифологиях тюркоязычных народов – духи женского пола. Способны быть невидимыми, принимать облик различных животных и женщин. Добрые П. появляются в виде красивых птиц, бобра, неядовитых змей, а злые – в облике ядовитых змей, лягушек, черепах, диких хищников, особенно тигра. В человеческом облике добрые П. – красивые девушки или молодые женщины в белой, синей или красной одежде, злые – уродливы и одеты в плохую» и грязную одежду. П. часто вступают в браки или любовные отношения с мужчинами, становятся женами героев. От связей П. с людьми рождаются дети, наделенные сверхъестественными способностями. П. могут лечить и насылать болезни, могут рассказать о судьбе пропавшего человека или вещи, они нередко выступают в роли помощниц шаманов. С утверждением ислама П., помогающих шаманам, стали разделять на мусульман и «неверных». П. нередко бывают связаны с водой, существует их особая разновидность – водяные П., являющиеся хозяйками вод и источников.

 

Парис

 

(греч.) – «борец» – второй сын троянского царя Приама и Гекубы. Незадолго до его рождения Гекубе приснилось, будто она родила пылающий факел, от которого сгорела Троя. Прорицатели истолковали сон, предсказав, что Гекуба родит сына, который погубит Трою, и Приам приказал бросить новорожденного ребенка на горе Иде на съедение диким зверям. Младенца нашла и вскормила медведица, а затем он был найден пастухом, который взял его в свой дом и воспитал вместе со своими детьми. Юный П. выделялся среди сверстников силой и красотой. Защищая стада от нападений разбойников, он получил прозвище Александр («победитель мужчин»). Во время жизни на Иде П. вступил в брак с прорицательницей и целительницей Эноной, дочерью речного бога Кебрена. К этому же времени относится его суд над тремя богинями, когда он должен был решить, которая из них самая прекрасная. Богиня раздора Эрида, которую не позвали на свадьбу Лелея и Фетиды, подбросила гостям яблоко с надписью «прекраснейшей». Из‑за этого яблока возник спор между Герой, Афиной и Афродитой. Богини обратились к Зевсу, чтобы тот решил, кому должно достаться яблоко, и Зевс отправил богинь в сопровождении Гермеса на гору Иду к П. Чтобы склонить юношу на свою сторону, Гера предложила ему власть и богатство, Афина – мудрость и военную славу, а Афродита – красивейшую женщину на земле, Елену Прекрасную, дочь Зевса и Леды. П. отдал яблоко Афродите, и с тех пор она стала покровительствовать ему, а Гера и Афина возненавидели его. Вскоре после этого П. принял участие в спортивных состязаниях, где победил всех, включая Гектора. Его узнала Кассандра, и он был торжественно возвращен в царский дом, несмотря на ее предостережения. Затем П. отправился в Грецию, где был радушно принят Менелаем. Вскоре Менелаю понадобилось уехать на Крит на похороны родственника, и П., воспользовавшись отсутствием хозяина, похитил его жену Елену и его сокровища. Этот коварный поступок вызвал Троянскую войну, во время которой П. не показал себя героем. Когда враждующие стороны договорились решить исход войны единоборством между П. и Менелаем, тот победил П., и только вмешательство Афродиты спасло П. от гибели. В конце Троянской войны П. с помощью Аполлона удалось застрелить Ахилла, но сам он был ранен отравленной стрелой Филоктета. Он вернулся на гору Иду и обратился за помощью к своей жене Эноне, но та, оскорбленная его неверностью, отказалась вылечить его. П. умер от раны, а Энона раскаялась в своей жестокости и покончила с собой.

 

Парки

 

(рим.) – древнеримские богини судьбы, соответствующие греческим мойрам.

 

Парнас

 

(греч.)

1. Гора, считавшаяся местом обитания Аполлона и муз. Соотносится с горным массивом в Фокиде. У подножия П. находились города Криса и Дельфы со знаменитым оракулом в храме Аполлона, а также Кастальский ключ – источник поэтического вдохновения. Считалось, что музы живут в горных пещерах П. Согласно мифу спасшийся от потопа Девкалион высадился на П.

2. Сын Посейдона (вариант: смертного Клеопомпа) и нимфы Клеодоры, по имени которого была названа гора. Считался основателем древнего оракула Пифо, впоследствии посвященного Аполлону, и изобретателем гадания по полету птиц.

 

Парфенопа, Партенопа

 

(греч.)

1. Одна из сирен, дочь Ахе‑лоя и музы Мельпомены. Вместе с сестрами губила своим пением моряков, проплывающих мимо острова, на котором жили сирены. После того как Одиссей и его спутники благополучно миновали сирен, П. и ее сестры бросились в море. По другому мифу, П. и ее сестры утопились после того, как мимо них благополучно проплыли аргонавты. Тело П. было выброшено на берег, где возле ее могилы возник город, названный в ее честь Парфенопеей (древнее название Неаполя).

2. Дочь Стимфала, возлюбленная Геракла.

 

Парфенопей, Партенопей

 

(греч.) – сын Мелеагра (вариант: Ареса)и аркадской нимфы Аталанты, один из семерых вождей, выступавших против Фив. Погиб во время штурма города от камня, сброшенного с городской стены.

 

Парфенос, Партенос

 

(греч.) – «дева» –

1. Прозвище Афины, от которого произошло название Парфенона, главного афинского храма богини.

2. Дочь Стафила, сына Диониса, и Хрисофемиды, дочери Агамемнона и Клитемнестры. Отец доверил П. и ее сестре Мальпадии сторожить погреб, в котором хранились сосуды с дорогим вином. Сестры заснули, и свиньи, пасшиеся у дома, перебили все сосуды в погребе. Боясь гнева отца, девушки в отчаянии бросились со скалы в море, но их покровитель Аполлон спас сестер от гибели и перенес в Херсонес Карийский, где они почитались как местные богини. К принесению жертв П. и ее сестре не допускались люди, касавшиеся свиней или употреблявшие в пищу свинину.

3. Прозвище Дике (или Астреи), а также дочери Икария Эригоны, взятых на небо и превращенных в созвездие Девы.

4. В Северном Причерноморье – имя главной богини Херсонеса Таврического. Греки отождествляли П. с Артемидой или ее жрицей Ифигенией.

 

Пасифая

 

(греч.) – «вся светящаяся» – дочь Гелиоса, супруга критского царя Миноса, сестра Кирки, мать Андрогея, Минотавра, Федры и Ариадны. Когда Минос не принес Посейдону в жертву обещанного быка, тот разгневался и внушил П. противоестественное влечение к быку, в результате которого родился Минотавр. По другой версии, любовь к быку ей внушила Афродита за то, что отец П. Гелиос раскрыл Гефесту измену Афродиты с Аресом.

 

Патала

 

(индуист.) – общее название семи подземных областей, в которых живут дайтьи, данавы, наги и другие божества, противостоящие небесным богам.

 

Патекатль

 

(ацтек.) – «он из страны лекарств» – бог, олицетворяющий травы и коренья, необходимые для изготовления вина октли, муж богини агавы Майяуэль. Изображался с топором и щитом или с листом агавы и копательной палкой в руках.

 

Патрокл

 

(греч.) – сын Менетия, сводного брата Эака, друг Ахилла, участник Троянской войны. В юности П. во время игры нечаянно убил одного из сверстников и вместе с отцом был вынужден бежать во Фтию (Фессалия). Здесь он встретился с Ахиллом и стал его другом и постоянным спутником. Вместе с Ахиллом П. принял участие в Троянской войне. Когда поссорившийся с Агамемноном Ахилл отказался участвовать в битвах и троянцы вторглись в греческий лагерь, П. уговорил Ахилла позволить ему сражаться. Ахилл дал ему свои доспехи и свою колесницу, и П. обратил троянцев в бегство, сразив более двух десятков троянских воинов. Увлекшись преследованием, он пал от руки Гектора у стен Трои. Гектор снял с него доспехи Ахилла, но тело П. было отбито греками во главе с Менелаем и Аяксами. Ахилл устроил П. торжественные похороны, завершившиеся погребальными играми, в которых участвовали все знаменитые ахейские вожди.

 

Пегас

 

(греч.) – «источник» – крылатый конь, брат великана Хрисаора, вместе с ним возникший из капель крови убитой Персеем горгоны Медузы. После рождения П. вознесся на Олимп, где доставлял Зевсу громы и молнии. Боги подарили П. Беллерофонту (вариант: П. был пойман Беллерофонтом у источника Пирены), победившему с его помощью чудовище Химеру. После смерти Беллерофонта П. был помещен на небе в виде одноименного созвездия. Миф о П. также связан с мифом о музах. Однажды, когда музы пели, гора Геликон от восторга стала расти и чуть не достигла небес, но П. по приказу Посейдона ударом копыта вернул ее на землю и выбил на ней источник Гиппокрену, обладающий свойством вдохновлять поэтов.

 

Пеласг, Пелазг

 

(греч.) – сын Зевса и Ниобы, отец аркадского царя Ликаона, брат Аргоса (по другому мифу, родоначальник народа пеласгов, рожденный Землей).

 

Пелей

 

(греч.) – сын эгинского царя Эака и Эндеиды, дочери кентавра Хирона, брат Теламона, отец Ахилла. П. нечаянно убил своего сводного брата Фока и бежал из страны. Он поселился в Фессалии у царя Фтии Эвритиона, который совершил над ним обряд очищения от убийства, и женился на его дочери Антигоне. Во время калидонской охоты П., метнув копье в вепря, нечаянно попал в Эвритиона и убил его. После этого несчастья он бежал в Иолк к царю Акасту. Жена Акаста влюбилась в П., но была отвергнута им и обвинила его в том, что он насильно домогался ее любви. Антигона в отчаянии повесилась, а Акает решил погубить П. Так как законы гостеприимства не позволяли ему поднять руку на гостя, он пригласил П. охотиться на гору Пелион, где жили кентавры. Там он похитил у П. оружие и оставил его на растерзание кентаврам, но Хирон спас своего внука. Впоследствии П. взял Иолк и казнил жену Акаста. Согласно легенде Зевс отдал ему в жены Фетиду, так как не рискнул овладеть ею сам из‑за того, что у нее должен был родиться сын сильнее своего отца (вариант: П. подстерег морскую богиню и после длительной борьбы, во время которой она превращалсь в различных животных, овладел ею). От союза П. и Фетиды родился Ахилл, которого П. отдал на воспитание Хирону. Легенды утверждают, что П. был среди аргонавтов и участвовал в походе Геракла на Трою. Он пережил Троянскую войну и умер в глубокой старости на Косе, изгнанный из Фессалии сыновьями Акаста.

 

Пелий

 

(греч.) – фессалийский герой, сын Посейдона и Тиро (дочери Салмонея, жены царя Иолка Кретея). Когда Тиро полюбила речного бога Энипея, Посейдон принял его облик, и она родила от него близнецов П. и Нелея. Чтобы избежать огласки, Тиро бросила детей. В это время пастухи гнали табун, и кобылица наткнулась на близнецов, задев одного из них копытом, отчего на его лице осталось темное пятно (отсюда имя Пелий – «темный»). Пастухи воспитали детей, а когда братья выросли, они избавили свою мать от притеснений злобной мачехи Сидеро. П. заколол мачеху у алтаря Геры и этим разгневал богиню. Впоследствии между братьями начались раздоры, и Нелей отправился в Мессению, где основал город Пилос и стал родоначальником пилосских царей. П. захватил власть в Иолке, прогнав своего брата Эсона (сына Тиро от Кретея). Затем он женился на Анаксибии, дочери Бианта, и стал отцом Акаста и четырех дочерей – Алкестиды, Пейсидики, Педопии и Гиппотои. Чтобы избавиться от притязаний на престол в Иолке со стороны Ясона, сына свергнутого Эсона, П. отправил его за золотым руном, пообещав вернуть власть, если тот добудет руно. За время отсутствия Ясона П. погубил его семью, а когда Ясон вернулся с золотым руном, отказался выполнить обещание. Жена Ясона волшебница Медея подговорила дочерей П. зарезать отца и сварить в котле, убедив их, что после этого он воскреснет омоложенным. Когда П. был убит, Медея и Ясон были изгнаны из Иолка, и там воцарился сын П. Акает, С П. связан миф о замужестве его дочери Алкестиды. П. препятствовал Алкестиде выйти замуж, требуя, чтобы ее жених запряг в колесницу диких зверей – льва и вепря. С помощью Аполлона это сделал Адмет.

 

Пелоп, Пелопс

 

(греч.) – сын царя Сипила Тантала. Пригласив олимпийских богов на пир, Тантал задумал проверить их всеведение. Он разрубил на части своего сына П. и предложил его мясо гостям. Боги увидели, чье это мясо, и не прикоснулись к пище, только Деметра, удрученная потерей дочери Персефоны, в рассеянности съела кусочек мяса, оказавшийся плечом ребенка. По просьбе богов Гермес собрал рассеченные части тела младенца и опустил их в котел с кипящей водой, отчего П. ожил и вышел из котла наделенным необычайной красотой. Вместо съеденного Деметрой плеча Гермес вставил ему искусственное плечо из слоновой кости, и с тех пор все потомки П. имели на плече белое пятно. Выгнанный из Сипила троянским царем Илом, П. перебрался в Грецию и стал свататься к Гипподамии, дочери царя Писы (Элида) Эномая. Эномай противился браку, так как ему было предсказано, что он погибнет из‑за будущего зятя. Чтобы избавиться от этой опасности, он заставлял женихов дочери состязаться с ним в беге колесниц. Давая претенденту преимущество во времени, Эномай затем догонял его и убивал ударом копья в спину. П. одержал победу над Эномаем, подкупив его возницу Миртила, сына Гермеса, потребовавшего за это половину царства Эномая и право обладания Гипподамией. Миртил заменил на колеснице своего господина металлическую чеку на восковую, из‑за чего колесница во время состязаний сломалась и Эномай разбился насмерть (вариант: П. победил благодаря волшебным коням, подаренным ему Посейдоном). По другой версии мифа, П. похитил Гипподамию. Чтобы не отдавать Миртилу обещанную награду, П. сбросил его со скалы в море, и тот перед смертью проклял П. и весь его род. Это проклятие и гнев Гермеса, мстившего за гибель сына, были причиной страшных несчастий, постигших сыновей П. Атрея и Фиеста и их потомков. Кроме Атрея и Фиеста у П. от Гипподамии были сыновья Алкафой, дед Аяк‑са, и Питфей, дед Тесея, от нимфы Аксиохи – Хрисипп, убитый впоследствии сводными братьями. Кроме того, П. приписывают нескольких сыновей, давших свои имена городам и областям Пелопоннеса. С именем П. в античности связывали установление Олимпийских игр.

 

Пенаты

 

(рим.) – древнеримские божества‑хранители. П. разделялись на домашних и государственных. Домашние П. считались хранителями дома, домашнего очага и запасов продовольствия; их обычно помещали около очага и приносили им жертвы во время семейных торжеств. Общественные П. охраняли благополучие римского народа и считались залогом непобедимости и целостности государства. По преданию, они были привезены Энеем из Трои в город Лавиний, а затем перенесены в Рим и помещены во внутреннюю часть храма Весты. В качестве П. использовали деревянные или мраморные фигурки великих богов (Юпитера, Весты, Меркурия, Юноны, Минервы и др.), атакже предметы, считавшиеся священными.

 

Пенелопа

 

(греч.) – дочь спартанца Икария и нимфы Перибеи, супруга Одиссея, мать Телемаха. Одиссей прибыл в Спарту как претендент на руку Елены, но затем посватался к П. с помощью отца Елены Тиндарея, которому посоветовал заключить союз женихов, а затем предоставить выбор жениха самой Елене. (Вариант: он получил П. как награду за победу в беге.) Во время двадцатилетнего отсутствия Одиссея П. хранила ему верность и всячески уклонялась от нового замужества, к которому ее склоняли многочисленные претенденты на ее руку и имущество, считавшие, что ее муж давно погиб. Сначала П. обещала выбрать себе нового мужа, когда закончит ткать погребальное покрывало для своего свекра Лаэрта, чтобы согласно обычаю заранее подготовить отцу мужа достойные похороны. Работая днем, П. ночью распускала все, что успевала наткать в течение дня, но ее предала служанка, выдав женихам ее уловку. Женихи принудили П. закончить работу, и тогда она объявила, что станет женой того, кто выйдет победителем в стрельбе из лука, подаренного Одиссею Афиной. Сама богиня помогала Одиссею натягивать лук, поэтому П. надеялась, что никто из женихов не сможет даже натянуть его тетиву. В день состязания вернулся Одиссей и истребил женихов, но П. не узнала его после двадцатилетней разлуки и признала в нем мужа, лишь убедившись, что он владеет тайной, известной только им двоим.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 205; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!