Мухаммад, Мухаммед, Мохаммед, Магомет, Магомед 8 страница



 

(егип.) – богиня, охраняющая собранный урожай, мать бога зерна Непери. Воплощалась в образе змеи, изображалась в виде змеи или женщины со змеей на голове. По поверьям, Р. дарует изобилие, удачу, счастье, помогает при родах. Считалось, что она в виде змеи появляется на поле во время жатвы и следит за тщательностью уборки урожая. В день окончания жатвы отмечали праздник Р., во время которого фараон приносил ей благодарственную жертву.

 

Рее

 

(греч.) – фракийский царь, союзник троянцев, обладатель волшебных белых коней, от которых зависела судьба Трои. Было предсказано, что Троя станет неприступной, если эти кони попадут в город. Узнав от троянского лазутчика Долона, где находится военный лагерь Р., Одиссей и Диомед ночью напали на лагерь, убили Р. и 12 его соратников и захватили волшебных коней. По другой версии, Р. в первом же бою убил столько греков, что Афина побудила Одиссея и Диомеда пробраться ночью во вражеский лагерь и убить Р.

 

Рея

 

(греч.) – титанида, дочь Урана и Геи, супруга Кроноса и мать его детей (Кронидов) – Зевса, Посейдона, Аида, Геры, Деметры и Гестии. Боясь потерять власть, Кронос пожирал всех своих детей, но Р. по совету матери спасла Зевса, подложив Кроносу завернутый в пеленки камень. Она спрятала сына в пещере на о‑ве Крит, где и воспитала Зевса. Чтобы Кронос не поглотил ребенка, куреты и корибанты (мифические существа, прислуживающие Кибеле) заглушали крики младенца громкой музыкой и бряцанием оружия о щиты. Впоследствии, когда Р. была отождествлена с Кибелой и получила имя Р.‑Кибелы, куретами стали называть ее жрецов, исполнявших на ее празднике священный танец с оружием. Р.‑Кибеле были посвящены дуб и сосна, ее животным был лев. Богиню обычно изображали на колеснице, запряженной львами, с тимпаном в руке, в зубчатой короне.

 

Рея Сильвия, Илия

 

(рим.) – мать Ромула и Рема, мифических основателей Рима. Она считалась либо дочерью (или внучкой) Энея, либо дочерью царя Альба‑Лонги Нумитора, свергнутого с престола братом Амулием. Боясь мести потомков свергнутого царя, Амулий приказал убить сына Нумитора, а Р. С. сделал весталкой. Однако Р. С. родила от бога Марса близнецов Ромула и Рема. Амулий велел казнить Р. С, а близнецов бросить в Тибр (вариант: Р. Сбыла заточена в тюрьму, откуда ее освободили сыновья, когда свергли Амулия). По другому мифу, Р. С. была брошена в Тибр (вариант: бросилась сама), но была спасена богом реки Тиберином и стала его женой.

 

Рибху

 

(др. – инд.) – «искусный» – низшие божества, обеспечивающие плодородие и богатство, дети Судханвана, потомка Антиграса. Их трое – Рибху (Рибхукшан), Вибху (Вибхван) и Ваджа. Р. – искусные мастера, некогда бывшие людьми, которые благодаря та‑пасу приобщились к богам. Особенно тесно они связаны с Индрой – помогают ему в битвах, делают для него колесницу и т. д. По виду они подобны солнцу, у них сияющая колесница и упитанные кони, металлические шлемы. Боги высоко оценили их мастерство и сделали их божественными ремесленниками: Ваджу у богов, Рибхукшана у Индры, Вибхвана у Варуны.

 

Риши

 

(др. – инд.) – в древнеиндийской мифологии – мудрец, провидец. Особо известны так называемые семь Р., имена которых сильно разнятся в зависимости от источника («Ригведа», «Махабхарата» и т. д.). Наряду с мифологическими Р. известны и полулегендарные (например, составители «Ригведы») и реальные (философы, ученые и др.).

 

Робиг, Робиго

 

(рим.) – «ржавчина злаков» – древнеримское божество, мужское или женское, насылающее на поля болезни хлебных злаков. Чтобы умилостивить Р., в жертву ему приносили рыжую собаку (символизирующую ржавчину злаков) и ягненка с просьбой охранить колосья от болезни.

 

Род

 

(др. – рус.) – языческий бог, воплощение рода, единства потомков одного предка. С ним связывались женские мифологические существа – рожаницы. Р. и рожаницам поклонялись вслед за главными богами, им делали жертвоприношения едой и питьем (медом). Считалось, что рожаницы определяют судьбу новорожденного.

 

Родаси

 

(др. – инд.) – «земля и небо» – 1. Жена Рудры. 2. Парный образ неба и земли. Р. – родители Сомы.

 

Рома

 

(рим.) – богиня, олицетворение римского государства и города Рима, культ которой совмещался с культом римских полководцев‑завоевателей. В эпоху Империи культ Р. объединился с почитанием обожествленных императоров. Изображения Р. на монетах чеканились римскими императорами.

 

Ромул

 

(рим.) – мифический основатель и первый царь Рима, сын Реи Сильвии и Марса, брат‑близнец Рема. Узурпатор Амулий захватил трон своего брата Нумитора, царя Альба‑Лонги – деда Р. и Рема, а детей Реи Сильвии приказал бросить в Тибр. Марс спас своих сыновей, заставив реку вынести младенцев на берег, и их выкормила посланная богом волчица. Затем мальчиков нашли и воспитали пастух Фаустул и его жена Акка Ларентия. Когда братья выросли, они убили Амулия, вернули власть деду, а на том месте, где их нашла волчица, основали город. При возведении стен нового города, названного впоследствии Римом по имени Р., между братьями вспыхнула ссора, и Р. убил Рема. С именем Р. связывали деление римских граждан на патрициев и плебеев. Для увеличения населения города Р. учредил в священной роще Лукариса убежище для беглецов, свободных и рабов, толпами стекавшихся в Рим. Так как окрестные жители не желали выдавать за них дочерей, Р. пригласил на празднество в честь бога Конса соседнее племя сабинян с женами и дочерьми и дал приказ римлянам по условленному знаку хватать девушек. Сам Р. женился на Герсилии, дочери царя сабинян. Это привело к войне с сабинянами, но с помощью Герсилии и других похищенных женщин Р. помирился с ними и разделил власть с сабинским царем Титом Тацием. После смерти Тация Р. получил единоличную власть над объединенными народами римлян и сабинян. Он вел победоносные войны с соседями, раздавая земли народу, чем настроил против себя патрициев. На 38‑м году царствования Р. внезапно исчез, и народ готов был взбунтоваться, думая, что правителя убили сенаторы, но, по легенде, Р. явился некоему Гаю Прокулу и сообщил, что был взят живым на небо и стал Квирином, богом‑покровителем Рима.

 

Рудра

 

(др. – инд.) – бог грозы, олицетворяющий ярость и гнев, предшественник Шивы, сын Антиграса (вариант: Брахмы), вышедший из его головы. Р. живет на севере, с которым, как и с западом, в индийской мифологии связано все плохое. Он считается отцом марутов, известен своим яростным нравом и разрушительной силой, насылает болезни и смерть. К Р. обращаются с просьбой не убивать ни большого, ни малого, ни выросшего, ни отца, ни матери, не наносить вреда телу, семени, жизни, коровам и лошадям. Р. юн, быстр, у него крепкие члены, спутанные волосы, прекрасные губы, он улыбается, как солнце, но вместе с тем свиреп и разрушителен. Он – бык и «красный вепрь мира», великий асура небес. Он ездит на колеснице, в руке у него молния или палица, лук и стрелы. Р. дает жизненную силу, он властен над смертью и может отвращать ее, его молят об исцелении и называют лучшим из врачей. В мифе о жертвоприношении Дакши, на которое пригласили всех богов, кроме Р., он в ярости явился на ритуал и пронзил стрелой жертву, которая превратилась в антилопу и поднялась на небо, став там созвездием Мригаширша («голова антилопы»). Затем он напал на богов и нанес им увечья, которые устранил после того, как боги вымолили у него пощаду. Пропала только голова Дакши, вместо которой ему приставили голову козла. Р. возглавлял богов в битве с асурами, когда Сома похитил Тару, жену Брихаспати.

 

Рукмини

 

(индуист.) – «украшенная золотом» – первая жена Кришны, дочь царя Бхишмаки из страны Видарбха. По настоянию своего брата Рукмы Р. должна была стать женой Шишупалы, но Кришна украл ее в день свадьбы и, победив войска Рукмы и Шишупалы, увез в Двараку, где женился на ней. У них было десять сыновей, первый из которых, Прадьюмна, считается воплощением Камы, и одна дочь. После смерти Кришны Р. вместе с семью другими его женами сожгла себя на погребальном костре мужа.

 

Русалки

 

(вост. – слав.) – мифологические водяные существа, в которых превращаются утонувшие девушки или некрещеные дети. Представляются в виде красивых обнаженных или в белых одеждах девушек с длинными распущенными зелеными волосами. В русальную неделю, следующую за Троицей, Р. выходят из воды, бегают по полям, качаются на деревьях, могут защекотать до смерти встречных или увлечь в воду. Они считались особенно опасными в четверг – русальчин Велик день. Чтобы уберечься от них, в русальную неделю не купались, а выходя из деревни, брали с собой полынь, отпугивающую Р. На просьбы Р. дать им одежду, женщины вешали на деревья пряжу, полотенца, нитки, девушки – венки.

 

Рустам

 

(иран.) – «богатырь» – герой иранского эпоса, опора иранских царей в борьбе с туранцами, возглавляемыми Афрасиабом. Р. возводит на престол Кай Кубада, первого царя династии Кейянидов, неоднократно спасает Кай Кавуса. Спасая Кай Каву‑са, попавшего во время похода в Мазендаран в плен к Белому дэву, Р. совершает семь подвигов: убивает дикого льва, дракона, ведьму, Белого дэва, находит чудесный источник, берет в плен разбойника Авлада, умерщвляет мазендаранского шаха Аржанг‑дэва. В Са‑мангане Р. влюбляется в дочь царя Тахмину, которая после его отъезда рождает богатыря Сухраба. Выросши, Сухраб поступил на службу к Афрасиабу и во время похода на Иран вступил в поединок с Р. Только когда Р. убил Сухраба, он по ониксу Тахмины опознал в нем своего сына. По воле рока Р. был вынужден сразиться со своим любимым другом Исфандияром и убил его отравленной стрелой в глаз – единственное уязвимое место Исфандияра. Р. погиб, попав в волчью яму, приготовленную его коварным братом Шагадом.

 

Рюбецаль

 

(герм.) – горный дух, воплощение непогоды и обвалов. Являлся людям в образе серого монаха, хорошим помогал, плохих сбивал с пути и заманивал в пропасть.

 

 

«С»

 

Сабасий, Сабазий

 

(греч.) – фригийский бог, впоследствии отождествленный с Дионисом. Сын Зевса и Персефоны, с которой Зевс сочетался, приняв облик змея. В Риме С. слился с культом Юпитера. С. изображали в виде бородатого мужчины во фригийской одежде и шапке, с поднятой для благословения рукой. Священным животным С. былазмея.

 

Саваоф, Цебаот

 

(библ.) – «воинства», «сонмы» – одно из имен бога как владыки солнца, луны и звезд – «всего воинства небесного», выступающего согласно «уставам неба». «Цебаот» также обозначает бесчисленные воинства ангелов, объединенные в четыре сонма под руководством архангелов Михаила, Гавриила, Уриила и Рафаила.

 

Савитар

 

(др. – инд.) – «порождающий» – бог солнца, нередко отождествляемый с Сурьей (вариант: являющийся отцом Сурьи). С. разъезжает на небесной колеснице, запряженной конями, пробуждает по утрам мир и богов, приводит ночь, членит время, торопит солнце, которое подчиняется ему, так же как и ветер. Он – золотой, он заполняет пространство и мир, укрепляет небо, приводит в движение три неба и три земли, охраняет людей тремя обетами, дает свет, указывает путь водам. С. приносит богатства, распределяет счастье, силу, дает долгую жизнь, изгоняет болезни, защищает от колдовства, забирает грехи. Он – асура и иногда причисляется к адитьям. У него есть дочь Сурья, состязание за которую выиграли Ашвины, и она стала их супругой. В истории с жертвоприношением Дакши Рудра лишил С. обеих рук, но затем вернул их. Во время битвы с Раваной и его спутниками С. разбил колесницу предводителя ракшасов Сумалина и поразил его самого, после чего ракшасы отступили.

 

Савитри

 

(др. – инд.) – «солнечная» –

1. Дочь бога Сурьи, отданная в жены Брахме, олицетворение священного ведийского метра гаятри.

2. Дочь царя мадров Ашвапати. С. избрала себе в супруги Сатьявана, сына слепого царя Дьюмасены, лишившегося своего трона, хотя мудрец Нарада предупредил ее, что Сатьявану осталось жить только один год. Когда настал предсказанный день смерти Сатьявана, С. пошла за мужем в лес, где он рубил дрова, и Сатьяван умер у нее на коленях. В этот миг С. увидела, как бог Яма извлек из Сатьявана душу и понес ее в обитель мертвых. Она последовала за Ямой, и тот, тронутый ее преданностью мужу, задал ей несколько вопросов. С. отвечала на них так мудро и благочестиво, что Яма в награду сначала подарил ее свекру зрение и царство, затем обещал, что у нее родится сто сыновей, и, наконец, вернул Сатьявану жизнь.

 

Салакия, Салация

 

(рим.) – древнеримская богиня морской воды и открытого моря, жена Нептуна, мать Тритона.

 

Салмоней

 

(греч.) – сын Эола, родоначальника эолийцев, и Энареты. Брат Кретея, Сисифа и Афаманта. С. переселился из Фессалии в Элиду, где основал город Салмону. Возгордившись, С. приравнял себя к Зевсу и стал присваивать приносимые богу жертвы. Бросая в небо зажженные факелы и гремя привязанными к колеснице медными кувшинами, он утверждал, что, подобно Зевсу, стал громовержцем. За дерзость Зевс поразил его молнией и разрушил Салмону.

 

Салюс

 

(рим.) – «здоровье» – богиня, олицетворявшая здоровье и благополучие римского народа. С. изображали похожей на Фортуну, с шаром у ног и с жертвенной чашей в правой руке. Изображение С. чеканили на римских монетах.

 

Самаэль

 

(иуд.) – злой дух, демон, часто отождествляемый с Сатаной. В послебиблейской литературе имеются предания о том, что С. в образе змея соблазнил Еву вкусить запретный плод. В истории о смерти Моисея С. выступает ангелом смерти. Посланный отнять жизнь у Моисея, он терпит поражение в споре и удаляется. Бог посылает его снова, но Моисей ударяет его жезлом, и С. улетает.

 

Сампо

 

(фин.) – источник изобилия, чудесная мельница, которая намалывает хлеб, соль и деньги. По мифу, ее выковал Ильмаринен в качестве свадебного выкупа за дочь хозяйки Похьёлы, к которой он сватался. (Вариант: за Вяйнямяйнена, попавшего в плен к хозяйке Похьёлы.) Впоследствии Вяйнямяйнен вместе с Ильмариненом и Ёукахайненом отправился в Похьёлу, чтобы похитить С. Он усыпил жителей Похьёлы, добыл С. из‑под горы и увез на лодке, но проснувшаяся хозяйка Похьёлы настигла похитителей. Во время схватки С. разбилась и обломки утонули в море, поэтому море с тех пор богаче, чем суша. По другому варианту, обломки прибило к земле, и они улучшают ее урожайность.

 

Самсон

 

(библ.) – иудейский силач, сын Маноя из города Пора. Маною и его жене, долго бывшим бездетными, ангел предвестии рождение С. сказав, что ребенок избран на служение Богу, и велел подготовить его к пожизненному назорейству. Назореи соблюдали ритуальную чистоту, воздерживались от вина и носили длинные волосы, которые запрещено было стричь. Вопреки воле родителей в юности С. решил жениться на филистимлянке. По пути на свадьбу он убил льва и нашел в его трупе пчелиный рой. Про это событие он загадал загадку тридцати филистимлянам – своим «брачным друзьям» – поспорив с ними на тридцать рубашек и тридцать перемен одежд. Они пригрозили его жене, что сожгут ее дом, если С. оберет их, и она выпытала у него разгадку, которую они сообщили ему. Разгневанный С. убил тридцать филистимлянских воинов и отдал брачным друзьям их одежды в счет спора. Его жена расценила это как развод и вышла за одного из брачных друзей. Тогда С. поймал триста лисиц, связал их попарно хвостами, привязал к ним горящие факелы и сжег поля филистимлян. За это филистимляне сожгли его жену и ее отца и пошли войной на Иудею. Чтобы предотвратить нашествие, иудеи уговорили С. сдаться филистимлянам, и он позволил связать себя, но в лагере врагов веревки спали с него, и он, подняв с земли ослиную челюсть, перебил ею тысячу филистимлян. За этот подвиг он был всенародно объявлен «судьей израилевым» и правил двадцать лет. Однажды жители Газы Филистимской, оповещенные о том, что С. проведет ночь в доме блудницы, заперли городские ворота, чтобы не выпустить его живым из города, но С. вырвал ворота из земли, прошел с ними на плечах половину Ханаана и поставил их на вершине горы близ Хеврона. Виновницей гибели С. стала его возлюбленная – филистимлянка Далила. Подкупленная властями, она трижды пыталась выведать у С. источник его чудесной силы, но тот каждый раз ее обманывал. Наконец, устав от ее упреков в нелюбви, он сказал, что его сила – в его волосах. Ночью, когда он заснул, филистимляне остригли его, и он потерял силу. Враги захватили его, ослепили и заставили вертеть мельничный жернов. Чтобы насладиться унижением С, филистимляне однажды вывели его на праздник в храм Дагона, чтобы он забавлял собравшихся, но волосы С. к этому времени начали отрастать и сила вернулась к нему. Попросив мальчика‑поводыря подвести его к центральным столбам храма, С. сдвинул их с места и обрушил храм на собравшихся, вместе с собой погубив множество филистимлян.

 

Сангха

 

(будд.) – «группа», «собрание» – буддийская община, одно из трех сокровищ буддизма (другие два – Будда и Дхарма) Первоначально С. называли совокупность учеников Будды Шакьямуни, в последующие времена ее членом мог стать каждый, кто принес определенные обеты. К числу членов С. могли относить и мифических персонажей.

 

Сансара

 

(др. – инд.) – «блуждание», «круговорот» – обозначение мирского бытия, связанного с цепью рождений и переходом из одного существования в другое, а также населенных живыми существами миров, в которых происходит этот переход. В буддийских представлениях С. означает бытие, неизбежно связанное с перерождениями и страданиями и противопоставляемое нирване. Считается, что в безначально существующей С. есть шесть видов живых существ – боги, асуры, люди, животные, преты и обитатели нараки. Первые три воплощения считаются благоприятными, последние три – неблагоприятными. Место перерождения зависит от совершенных при жизни поступков (кармы). Хотя жизнь богов выглядит более счастливой, достичь нирваны могут только люди, поэтому рождение в облике человека считается особенно благоприятным. Считается, что нирвана находится вне С. и не имеет причинно‑следственной связи, но в буддизме допускается существование нирванических существ (дхъяни‑будд) и их вмешательство в С.

 

Саранью


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 164; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!