Принцип литературного контекста и авторского замысла



 

Павел прекрасно знает о чём пишет, ибо частично его предсказание уже начало сбываться.

 

Пророчества будут упразднены. Правда это произойдёт в несколько этапов, но в первом веке этот процесс уже начался. Уже в Еф. 2:20 апостол Павел пишет, что дары апостольства и пророчества служат строительству фундамента Церкви. Но закладка фундамента не может длиться вечно. По сравнению с временем строительства дома, время закладки фундамента довольно коротко. Из истории мы знаем, что после смерти апостолов Господа, Церковь не выбирала им преемников. Апостолы выполнили главную свою функцию передать Церкви те повеления Господа, которые Он им дал (…Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал… [Деяния 1:2]). Пророки также передали Церкви совокупность догматических верований и вместе с апостолами закрепили её в каноническом Священном Писании. Уже в 60‑е годы первого века Иуда, брат Господень мог писать о «вере однажды преданной святым» (Иуд. 3). Уже в первом веке совершилось пророчество Даниила, и были «запечатаны… видение и пророк» (Дан. 9:24).

 

Мы живём в то время, когда никто не вправе претендовать на получение непосредственного вербального, безошибочного, непогрешимого, богодухновенного откровения от Господа.

 

Однако, Писание говорит, что в будущем пророки и их дар появятся вновь. В Откр. 11:3 описаны действия двух пророков. В Тысячелетнем Царстве все будут пророчествовать (Иоиль 2:28)

 

Слово знания (как сверхъестественная способность некоторых людей понимать действия Божьи и даже предвидеть будущие события) также стало редким. Оно не ограничены сейчас в той же мере, как ограничено пророчество, но всё же людей обладающих подобным даром крайне мало.

 

Апостол Павел не зря употребляет разные глаголы по отношению к дарам пророчества, иных языков и слова знания.

 

В переводе еп. Кассиана 1 Кор. 13:8 звучит так: «Любовь никогда не кончается. А пророчества? они будут упразднены; языки? они прекратятся; знание? оно будет упразднено»

 

По гречески, это выглядит так: ‛Η αγάπη ουδέποτε πίπτει. είτε δε προφητειαι, καταργηθήσονται· είτε γλωσσαι, παύσονται· είτε γνωσις, καταργηθήσεται.

 

По отношению к дарам пророчества и знания употреблён страдательный залог глагола καταργέω (упразднять, уничтожать, отменять). А это значит, что пророчества и знания будут прекращены Чьей‑то волей (мы понимаем, что такое под силу только Богу). А вот по отношению к дару иных языков употреблён медиальный залог глагола παύω. А это значит, что языки умолкнут сами по себе, без внешнего вмешательства.

 

Авторский замысел простирается и далее. В 11 стихе Павел сравнивает эти три дара с младенческими способностями: говорил, мыслил, рассуждал. Возможно, Павел Ап. намекает на три, упомянутых выше дара. Дар языков (по‑младенчески говорил), дар пророчества (по‑младенчески мыслил) и дар знания (по‑младенчески рассуждал). А значит «совершенное» поглотит дары пророчества и знания, а дар языков к тому времени «умрёт своей смертью».

 

Тогда понятно, почему пророчество и слово знания будут упразднены, а иные языки иссякнут сами по себе. Ведь в «совершенную» эпоху уже не будет надобности в даре иных языков. Но все будут иметь возможность получать от Бога непосредственное Слово (совершенное пророчество), все будут наделены способностью это Слово понимать и понимать все действия Божьи (совершенное знание), а «совершенных иных языков» не бывает и быть не может, поскольку различные языки – это образец несовершенства, вавилонского проклятия (вавилонского смешения языков). Дар иных языков частично снимал вавилонское проклятие. Но в Вечности не будет различных языков. А значит и достигать совершенства этому дару незачем, он просто постепенно умрёт до наступления «совершенного». Но хотя языки умолкнут, а особое пророчество и знание будут прекращены, любовь никогда не прекратится и не станет более совершенной. Она и так, даже в наши дни – «совокупность совершенства» (Кол. 3:14) Таковой всегда и останется.

 

Таким образом, контекст и авторский замысел указывают нам на последовательное прекращение этих трёх даров. Сначала упразднены пророчества (но в будущем, перед окончательным упразднением они опять появятся), потом умолкли языки (постепенно с редкими всплесками до сего дня, когда в редких случаях нужно донести Евангелие до людей, чьего языка не знает благовестник), а последним упразднится слово знания – как необходимость доносить особые знания о Боге и Его действиях. Этот дар в наши дни ещё встречается (по крайней мере, Писание нигде не говорит о его завершении в наши дни), но прекратится (или лучше сказать, будет преображён и доведён до совершенства) в будущем.

 

О смысле дара знания, как совокупности невербальной информации также ещё свидетельствует и 12 стих той же 13 главы 1 Кор. Павел пишет: «…теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан». (1 Коринфянам 13:12). Глагол γινώσκω от которого когда‑то произошло существительное γνῶσις здесь употреблён для обозначения познания Богом человека. Вряд ли тут речь идёт о том, что человек сообщает Богу какую‑то словесную информацию. Здесь говорится, что Бог познал человека в том смысле, что Ему ведомы наши мысли, подлинные значения и мотивы наших слов и действий, все наши поступки Ему понятны и известны наперёд. Следовательно и знание, о котором Павел писал выше – это не столько вербальная информация, полученная от Бога, сколько сверхъестественная способность (пока ею обладают только некоторые одарённые Духом Святым люди) хорошо понимать Бога, Его Слово и Его действия в этом мире.

 

Принцип аналогии Писания

 

Есть ещё один стих, который поможет нам пролить свет на природу дара «слово знания»

 

…хотя я и невежда в слове, но не в познании. Впрочем мы во всем совершенно известны вам. (2 Коринфянам 11:6)

 

Павел тут как бы гворит, что несмотря на своё возможное косноязычие, он всё же хорошо понимает, что именно хочет Бог от коринфян. Павел явно говорит, что не имеет недостатка перед апостолами (т.е. может говорить, как пророк и апостол – богодухновенное, непогрешимое и безошибочное слово), но даже если предположить, что он выступает, как обычный проповедник, который может быть в смысле ораторского искусства «невеждой», «простаком», то дар «слова знания» у него уж точно есть.

 

Вывод

 

Таким образом, дар «слово знания», хотя и подлежит упразднению в будущем, всё же может встречаться в наши дни. Это не пророчество, не получение точной словесной информации от Бога. Наверное именно этот духовный дар (в сочетании с даром «слово мудрости») обозначен в современном православии термином «старчество». Наверное именно этим даром обладал известный служитель братства ЕХБ И. А. Тоги. Дар этот редок, но его обладатели послужили немалым утешением для сотен и тысяч братьев и сестёр во Христе. И ещё послужат до тех пор, пока не настанет «совершенное».

 

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!