Принцип грамматики и лексического анализа
Вот как выглядит 23 стих в подстрочнике:
άν если τινων кого αφητε простите τας αμαρτίας грехи αφέωνται прощаются αυτοις, им, άντινων кого κρατητε будете удерживать κεκράτηνται они удержаны.
Мы видим, что Иоанн употребляет здесь сложноподчинённые предложения с придаточным условия. Причём условный период содержит частицу άν (в русском языке греческой άν во многом соответствует по своему значению частица «бы»). С формой слова αφέωνται связаны текстологические сложности – в разных рукописях, этот глагол стоит в различных временах и наклонениях, хотя большинство специалистов сходится во мнении, что это сослагательное наклонение настоящего времени, пассивного залога. Но из‑за этих текстологических сложностей невозможно однозначно определить тип условного периода в этом предложении. Однако мы с достаточной степенью уверенности можем говорить, что тут описано не некое универсальное условие, которое должно «работать» во всех случаях.
Дана и Манти пишут:
…άν указывает на сомнение или неопределенность. Само ее присутствие в предложении означает, что, по крайней мере, в той части своего высказывания, которая сопровождается άν, говорящий уверен не вполне. Эта частица показывает читателю, что он не должен воспринимать сопровождаемую ей фразу как нечто безусловно истинное…
|
|
Следовательно, вряд ли Спаситель говорит о некоем универсальном принципе, «работающем» со всей определённостью в постоянном процессе, каковым является регулярное совершение «таинства исповеди» православными и католическими священниками.
Скорее речь идёт о некоей неопредлённости, связанной с индивидуальными особенностями каждого случая проповеди Евангелия.
В связи с этим указанием на неопределённость глаголов сослагательного наклонения в протасисе (придаточном предложении условия), вполне логичным выглядит страдательный залог глаголов в аподосисе. Глаголы αφέωνται (прощаются) κεκράτηνται (удержаны) стоят в страдательном залоге, а это значит, что «последнее слово» в деле прощения грехов не за апостолами и служителями, а за Богом.
Принцип литературного контекста и авторского замысла
Если же мы обратимся к контексту, то увидим, что слова о прощении грехов сопровождают символическое дуновение Христа, знаменующее будущее крещение Духом Святым в день Пятидесятницы, а предложением раньше (в 21 стихе) Христос даёт ясное повеление о благовестии.
|
|
Таким образом контекст слов о прощении грехов – это не мирное церковно‑пасторское «таинство исповеди», но активное миссионерско‑проповедническое посланничество.
Да и именно в 20 главе своего Евангелия апостол Иоанн сообщает о цели книги – чтобы люди уверовали и спаслись: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». (От Иоанна 20:31)
Никакого посредничества в деле прощения грехов и спасения между Богом человеком евангелист не признаёт. Следовательно и 23 стих не о прощении грехов по самочинному решению «священника». Он об апостольской проповеди Евангелия и спасении через веру во Христа.
Принцип аналогии веры и аналогии Писания
Писание утверждает, что прощение грехов – это дело Бога (Лук. 5:21). И хотя, эти слова произносят фарисеи, Христос с ними не спорит, но косвенно даже подтверждает их.
Кроме того, апостол Павел утверждал, что посредничество между людьми и Богом осуществляется только Христом, но не человеческим «священством»: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус…» (1 Тимофею 2:5)
|
|
На страницах Писания мы видим, что только Христос прощал людям грехи от Своего имени, Своим полновластным решением. Он Бог – Ему это вполне по чину. Однако никто из людей никогда не прощал другим людям грехов по своему усмотрению. Равно как и не оставлял на ком‑либо вины.
Иоанн Креститель лишь возвещал прощение грехов:
εγένετο появился «Ιωάννης Иоанн [ο] βαπτίζων крестящий εν в τη̣ ερήμω̣ пустыне και и κηρύσσων возвещающий βάπτισμα крещение μετανοίας покаяния εις в άφεσιν прощение αμαρτιων грехов. (Мар. 1:4)
Христос предупреждал, что апостолы будут лишь возвещать прощение грехов кающимся грешникам.
και и κηρυχθηναι быть возвещённым επι в το ονόματι имени αυτοũ Его μετάνοιαν покаяние εις в άφεσιν прощение αμαρτιων грехов εις во πάντα все τα έθνη. народы. (Лук. 24:47)
Апостолы не всегда были уверены в том, что грехи человеку действительно отпущены (а такая неуверенность была бы немыслима, если бы они прощали грехи по своей воле)
|
|
Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего… (Деяния 8:22)
Мы не находим в Писании свидетельств, чтобы апостолы говорили что‑нибудь вроде: «Я прощаю тебе грехи». Но зато неоднократно они свидетельствовали и возвещали о Господнем прощении на Божьих же условиях:
Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов. (Деяния 5:31)
О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его. (Деяния 10:43)
Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов… (Деяния 13:38)
Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными». (Деяния 26:16–18)
Пожалуй, отдельного упоминания достоин текст: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». (Иакова 5:14–15) Но и в нём нет идеи о том, что пресвитеры прощают грехи. Пресвитеры лишь молятся и мажут елеем. А исцеляет молитва веры (читай: Господь в ответ на молитву). Восстанавливает больного Господь. Да и грехи простятся ему явно Господом (слово «Господь» является антецедентом к глаголу «простятся»).
Так что общий контекст Писания нигде не поддерживает идею прощении грехов в результате решения священника, производящего «таинство исповеди».
Вывод
Христос посылает апостолов проповедовать Благую Весть о прощении грехов через покаяние и веру в Его смерть и воскресение. Вслед за апостолами и мы, как Церковь Его наделены этим же прекрасным обетованием: отпускать и удерживать грехи. То есть, если кто‑то уверует в Иисуса Христа, то христианин вправе объявить уверовавшему о прощении его грехов. И, напротив, отвергающему жертву Иисуса Христа – заявить, что грехи его на нём останутся.
Тут важно только одно: не пренебречь самой этой почётной обязанностью – проповедовать людям о Христе.
Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!