Тест: оценка стратегий поведения в конфликте по методике Дж. Г. Скотт



Определите свой «любимый» стиль поведения в конфликтных ситуациях при помощи таблицы

Например, для категории «Использую чаще все­го» система рангов может иметь следующий вид: компромисс — 2; уход — 3; настойчивость — 4; сотрудничество — 1; приспособление — 5. Заполненная таблица даст наглядное представле­ние о том, какой из стилей вы используете чаще

 

Стиль разрешения конфликта Использую чаще всего Владею лучше всего Приносит наилучшие результаты Чувствую себя при использовании наиболее комфортно
Настойчивость (активно отстаиваю собственную позицию)        
Уход (стараюсь уклониться от участия в конфликте)        
Приспособление (стараюсь во всем уступать, идти навстречу партнеру)        
Компромисс (ищу решение, основанное на взаимных уступках)        
Сотрудничество (стараюсь найти решение, максимально удовлетво­ряющее интересы обеих сторон)        

Дж. Г Скотт. Заполняя таблицу, представьте себе свое обычное поведение в конфликтных ситуаци­ях за последние несколько лет. Проранжируйте стратегии по четырем указанным категориям. Для этого последовательно поставь­те цифры (от 1 до 5) в каждой из четырех коло­нок. Цифра 1 означает, что стиль занимает пер­вое место (ранг) по категории, цифра 5 — послед­нее место (ранг).

всего, какой лучше всего, какой чаще всего при­носит наилучшие результаты и какой наиболее комфортен для вас. Это может быть один и тот же стиль (ваш «любимый») или разные стили. Любой результат дает вам информацию для размышле­ний, если вы хотите сделать свое поведение в конфликтной ситуации более эффективным, раз­вив способности использовать различные стили. Источник: http://conflictologiy.narod.ruAest/scot/scot.htm.

225

бывшего СССР в общей сложности оценивается исследователем суммой в 15 млрд долл., причем наиболее значительные потери зафиксированы в Гру­зии, Азербайджане и Таджикистане. Впрочем, здесь надо учитывать и такую особенность еще советского менталитета, как постоянное завышение титуль­ными республиками своих убытков — для получения кредитов на Западе и по­литического шантажа России. Вследствие вооруженных конфликтов эконо­мика этих стран оказалась отброшенной на 10-15 лет назад: например, ВВП Грузии составляет около 20%, ВВП Азербайджана — 38% от ВВП 1990 г., при­чем экономика Азербайджана, несмотря на оптимистичные официальные за­явления в середине 1990-х гг., была отброшена к уровню 1950-х гг.24

Общий ущерб, нанесенный Карабаху со стороны Азербайджана, состав­ляет 2,5—3 млрд долл. При этом были разрушены или повреждены 8 тыс. про­мышленных и сельскохозяйственных объектов, 7 тыс. жилых зданий, 172 учебных заведения, 47 медицинских учреждений.

По Абхазии существуют следующие данные: сумма ущерба от военных действий в 1992—1993 гг. составила около 11 млрд долл., а экономический ущерб от блокады 1994—2000 гг. (которая, заметим, не закончилась) соста­вил 1,6 млрд долл. Пенсия в Абхазии сегодня, по тем же данным, составляет примерно 30—60 руб., а заработная плата — 80—200 руб. Во время блокады погибло около тысячи русских, проживавших в Абхазии, о чем представи­тели русской общины Абхазии два года назад проинформировали Государ­ственную Думу25.

Помимо прямого урона (разграбленное жилье, гибель людей, разруше­ние материальных ценностей) имеет место значительный косвенный урон — вслед за бегством людей начинается бегство капиталов, затем бегство рабо­чих рук, специалистов, что приводит к упадку промышленности. Причем полное исчезновение грозит не только основным сферам промышленности, например нефтедобывающей или электронной, как в Азербайджане после изгнания проживавших там армян (около 500 тыс. мирных жителей, никог­да не участвовавших в разборках и ставших жертвами карабахского конф­ликта), но и сфере услуг. Вытеснение русского и русскоязычного населения из бывших союзных республик нанесло ущерб разным сферам экономики и социальной жизни в странах СНГ — промышленности, медицине, куль­туре, образованию и др.26

В большинстве межнациональных конфликтов объективно не существует решения, справедливого для обеих враждующих сторон, ибо каждая сторона руководствуется своей правдой, своими историческими событиями и факта­ми. Выше о них мы говорили подробно и выяснили, что причинами этниче­ских конфликтов могут служить: а) ощущение несправедливого отношения к своему этносу со стороны других национальностей или властей; б) ущемле­ние прав данного этноса при распределении дефицитных социальных благ (власть, деньги, территория, привилегии и т.п.); в) негативная реакция на проводимую и оправдываемую властями дискриминацию одного из этносов; г) бытовые предрассудки и стереотипы обыденного сознания, а также ущем­ление достоинства личности на расовой или национальной основе.

24 Айрапетова Н. Указ. соч.

25 Там же.

26 Там же.

226

Опыт свидетельствует, что крупные конфликты, в которые втянуты стра­ны, мировые системы, народы и этнические группы, разрешаются тем бы­стрее, чем меньше по времени история конфликтных отношений. Нагляд­ный тому пример — война в Чечне, которая началась еще с освободитель­ного движения Шамиля в середине XIX в., затем затихла на какое-то время, после чего возникла в 1940-е гг. после депортации чеченцев режимом Ста­лина. На некоторое время конфликт прекратился, но разгорался дважды: в 1994 г., превратившись в первую чеченскую войну с применением сил ре­гулярной армии, и в 1999 г., превратившись из антитеррористической опе­рации во вторую чеченскую войну. В период с 1996 г. по лето 1999 г. было краткое затишье, носящее ярко выраженный конфликтный характер.

Рис. 43. История и вероятность разрешения конфликта связаны обратно пропорциональной зависимо­стью: чем длиннее история конфликтных отношений, тем меньше шансов разрешить конфликт

Глобальные конфликты — продолжающиеся исторически длительное вре­мя территориальные, политические, межнациональные или межрелигиоз­ные противоречия, споры, тяжбы и т.п., вовлекающие в свою орбиту круп­ные регионы мира, разворачивающиеся между крупными нациями, держа­вами, цивилизациями и влияющие на общий ход мировой истории. Примером могут служить конфликты между католицизмом и православи­ем, между христианством и исламом.

Сегодня получила популярность теория Сэмюэля Хантингтона, соглас­но которой современные конфликты — это в основном конфликты между различными цивилизациями. Действительно, только в последние 100— 200 лет люди перестали рассматривать свою культуру как цивилизацию, а всех остальных — как варваров. До этого основные способы взаимодействия различных культур сводились к завоеванию и ассимиляции. Длительное мирное взаимодействие удавалось крайне редко. Так, евреи с переменным успехом в течение 2 тыс. лет пытались выработать механизм сосуществова­ния с носителями других цивилизационных парадигм, осознавая при этом пропасть культурных различий, не ассимилируясь и не занимаясь миссио­нерством. Мусульманский мир, который когда-то владел половиной Евро­пы, сегодня оказался неконкурентоспособен на мировом рынке техники и идей, поэтому пытается взять реванш на другом секторе социального поля, в том числе в сфере экстремистских форм социального действия.

227


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1440; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!