Упражнение 3. Лингвистический эксперимент со звукообразами.



Слово ведущего:

Мы с вами опять перенесемся в далекое прошлое и понаблюдаем за древними людьми, которые составляли первые слова. Что заставляло их назвать дом домом, а дым дымом, стол столом, а стул стулом? Наверное, мы этого никогда не узнаем, а жаль. Но прикоснуться к древней тайне мы все-таки попробуем.

Задание.

Даются слова-звукообразы: ВРОБАР и ЛЮВИНЬ. Эксперимент проводится следующим образом: Участники эксперимента записывают слова в два столбика, ведущий называет две полярные характеристики слов, участники тренинга записывают данные характеристики под словом, с которым они его соотносят.

Слова-характеристики:

Доброе – злое

Мужественное – женственное

Сильное – слабое

Коричневое – желтое

Округлое – угловатое

Активное – пассивное

Хорошее – плохое

Красное – розовое

Светлое – темное

Большое – маленькое

Легкое – тяжелое

Методика проведения упражнения.

Эксперимент такого плана носит название ассоциативного. Так как звукообразы, данные участникам тренинга, не имеют лексического значения, то ничто не отвлекает их от восприятия звуковой стороны данных моделей. Давая характеристику звукообразам, участники показывают, с чем ассоциируется произнесенный (заданный) комплекс звуков.

После проведения эксперимента участники озвучивают характеристики, которые они «прикрепили» к словам. Как правило, оказывается, что в 99 % наблюдается совпадение ассоциативного ярда, что позволяет участникам в процессе обсуждения упражнения прийти к выводу, что звуки имеют смысл.

Упражнение 4. Кисть волшебника.

Слово ведущего

Как вы думаете, связаны звуки и краски? В чем проявляется эта взаимосвязь?

Как правило, учащиеся и студенты имеют представление о такой взаимосвязи, вспоминают об опытах русского композитора Александра Скрябина, интереснейшие эксперименты которого, связанные с понятием цветомузыки, продолжают у нас в стране и за рубежом, о литовском художнике и композиторе Чюрленисе и т.д. Тренеру остается только добавить то, что участники группы не сказали при ответе на поставленные вопросы).

Стоит также сказать о том, что музыкальные звуки, звуки природы и звуки речи – это разные вещи, хотя между ними есть немало общего.

Задание

Участникам тренинга раздают карандаши, фломастеры, листы бумаги, просят нарисовать слова-звукообразы, с которыми они работали раньше (ВРОБАР и ЛЮВИНЬ) так, как они себе их представляют. Названия-словообразы при этом не подписываются под рисунками.

Методика проведения упражнения

Участники тренинга в течение 15 минут рисуют звукообразы. Смысл упражнения заключается в том, что звуковая характеристика слова «направляет кисть волшебника», в результате чего появляются зримые «картинки», сопоставимые с характеристиками слова, данными при выполнении предыдущего упражнения.

После выполнения упражнения рисунки вывешивают (прикрепляют) к доске или раскладывают на столе.

Затем происходит обсуждении рисунков и разделение их на группы: где нарисован «вробар», а где «лювинь». Необходимо просить участников тренинга обосновать свой выбор (некоторые из выполненных работ представлены в приложении).

Упражнение 5. Слова по заказу.

Слово ведущего

Обычно мы пользуемся готовыми словами, воспроизводя их в своей речи, ничего не изобретая. Но давайте представим себя творцами, изобретателями, прародителями слов. В отличие от наших далеких предшественников, которые видели предмет и его озвучивали, давали имя, мы будем находиться в более сложном положении. Мы не знаем, о каком предмете идет речь. Есть только характеристики этого предмета, основанные на восприятии его человеком.

Задание

Необходимо составить (сконструировать) звукообразы, которые соответствовали бы совокупности определений:

Вариант 1: тихое, спокойное, глубокое, слабое, мягкое.

Вариант 2: звонкое, яркое, сильное, твердое, глубокое.

Методика проведения упражнения

Участникам группы необходимо в течение пяти минут подумать над заданием и назвать слово. Возможно выполнение задания по микрогруппам (4-5 человек).

Созданные слова записываются на раздаточных листочках, перемешиваются и называются ведущим вслух. Участники должны определить, к какому варианту относится слово.

Обсуждают и неудачные слова, к словам неудачным подбираются уточняющие характеристики, одна или две из которых могут в слове не совпасть.

Например, словообраз «грюм» звонкое, яркое, сильное, твердое, но не глубокое, а мелкое.

Данное упражнение развивает слуховое чутье участников тренинга.

Варианты выполненных работ

Вариант 1(тихое, спокойное, глубокое, слабое, мягкое): тияка, улема, веяль…

Вариант 2 (звонкое, яркое, сильное, твердое, глубокое): гурсдор, мордарг, грумбрумтар…

Упражнение 6. Переводчик.

Слово ведущего

Когда-то известный ученый-лингвист Л. Щерба пришел к своим студентам и написал на доске фразу: «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка». Как вы думаете, зачем он это сделал? Можно ли понять из фразы, о чем или о ком в ней идет речь? Это была тренировка, а теперь задание.

Задание

Участникам необходимо прослушать историю, постараться понять, о чем в ней идет речь, «перевести» на понятный язык. Перевод сказки записывается.

Пуськи бятые

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку.

И волит:

- Калушата, калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились, а Калуша волит:

- Оее, оее! Бутявка-то некузявая!

Калушата бутявку вычучели. Бутявка взребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А Калуша волит:

- Бутявок не трямкают, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

А бутявка волит за напушкой:

- Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые!

Пуськи бятые!          (Л. Петрушевская)


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 579; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!