Как рождалась пьеса «Сказ о Отце Онуфрии»
Сюжет мы придумываем совместно. Скелет предстоящего спектакля вырисовался достаточно быстро. Герои те же, а вот сюжеты могут быть разными. Это и здорово. Куклы , как и люди устают играть одно и тоже. А тут такая возможность, балаган замер:будут давать роли, все оживились. Конфликт между отцом Онуфрием и Кришна Дасом распространился на весь балаган. И разрешить его можно по-нашему. В духе балагана, в духе Петрушки, хотя сам Петр Уксусов вдруг отошёл на роль второго плана. Хочется создать объединяющее творение, ещё раз напомнить себе то же, к чему пришёл в результате хождений по разным религиозным центрам – всё едино, нет смысла спорить из-за имени,либо формы Бога. Давайте смотреть, на содержание книг, а не спорить из-за цвета обложки.
Сюжетная линия
Отец Онуфрий получает главную роль. Теперь он герой номер один и народный мститель тоже он.
Служил Онуфрий он в небольшой церкви. К занимаемой должности относился формально, т.е. не столько формально, сколько практично - работа не пыльная, однако при правильной постановке дела весьма прибыльная. Так за пару лет службы сколотил хороший капитал, с Божьей помощью приобрёл модный автомобиль, келью с джакузи, с Господом общался, как с компаньоном - чувствовал что его крыша самая надёжная, строил планы - хотел высоко взлететь по карьерной лестнице, и так оно и было бы, если бы не одна мелочь. Однажды он оказался на краю смерти, трапезничал и подавился костью. Вся жизнь пронеслась перед глазами, и понял он, что жил не правильно. Ведь, как известно:
|
|
Наши дурные поступки,
Не могут быть скрыты бесследно,
Солнце, Земля и Небо,
Месяц, Огонь и Ветер
И сердце в груди человека
Правду видят и знают.
Махабхарата. (Издательство:АН СССР, АН ТССР, Наукас. 186)
Впервые искренне взмолился Онуфрий: оставить его на земле, позволить исправить грехи, сохранить жизнь. И его оставили.
«Тогда он из одной крайности бросился в другую. Стал искать врага не внутри себя, а снаружи. Решил, что в своих грехах сам не виноват, а виноваты бесы, искушавшие его. И начал Онуфрий против них крестовый поход.) Теперь он стал фанатиком, своей прямой противоположностью, теперь он непримиримый борец за истину, крестоносец, экзорцист . От церкви отошёл, его новых настроений коллеги не приняли. Через весь спектакль Онуфрий хочет донести до стада человеческого своё послание. Однако его не слышат, слишком громкий звук глушит и подавляет.
Онуфрий хочет спасти кого-нибудь, наставить на путь истинный. Окружающих он видит , как овец, бродящих во тьме греха. А он есть Пастырь. И это особенность религиозного фанатичного сознания, мир делится на чёрное и белое: то, что соответствует концепции -свято, всё остальное грех. Трагедия и очарование Онуфрия в том , что в своих стремлениях он искренен, и намерение его, как он считает, благое.
|
|
Интересно что место религии может занять какая угодно идеология. Так в сознании участкового Григорича на месте Бога – уголовный кодекс. Он служитель закона, фанатичный атеист. И действие его – не допустить нарушений закона.
В городском парке Онуфий проповедует слово божие, чем нарушает закон. Григорич не может допустить этого. Столкновение. Итог – Онуфрий одерживает победу. Григорич-повержен.
Угрызений совести Онуфрий не чувствует: в его глазах - он уничтожил Беса.
Параллельно развивается линия взаимоотношений в семье молодожёнов Уксусовых.
Петр обожает свою жену и желает делить с ней радости плоти, Марфа так же любит мужа. Но сознание её подвижно, она впечатлительна, полна светлых идей. Марфа попадает под воздействие проповеди Кришна Даса. Духовные течения сейчас «мейн-стрим», Марфа-тоже «мейн-стрим». Теперь семья будет жить духовно, решает она. Петр в шоке. Сначала его лишают мясной пищи, затем сексуальных утех. Петр Пытается переубедить жену - однако безрезультатно.
|
|
Однажды он, под воздействием супруги, -таки пробует медитацию - результат плачевен. Уксусов погружается в глубокую депрессию. За помощью решает обратиться к психологу-сексологу.
Доктор Лечил-Колечил получает роль экспериментатора- новатора в области устранения сексуальных расстройств.
Доктор же разработал собственную методику и в практике руководствуется мнением: все проблемы от ограниченностей. Нет ограничений и концепций - нет проблем. Он свободная личность, он манифестирует свободу и распространяет это видение на своих пациентов. Его Бог - природная животная сексуальность, которая подавляется общественной моралью и религиозными запретами.
Что бы снять «блоки» с сознания Уксусова он пробует снять с него штаны.
Однако Уксусов не намерен расставаться с этим «ограничением». Эти новшества не для него.
Уксусов встречается с Онуфрием и рассказывает ему о своих злоключениях.
Встречая доктора, Онуфрий громит его видение мира, однако не так-то просто ветхо-заветными фразами разубедить «профессионального» сексолога. У каждого свой Бог. У Лечил-Колечила - это Фрейд. Спор решает лопата. Онуфрий более решителен в действиях. Он мотивирует убийство чисткой земли. Вот и получается «убийственная сила» благих намерений.
|
|
Онуфрий стремится всем помочь, направить на путь истинный,и, чем сильнее он стремится, тем сильнее натыкается на сопротивление мира.
Абибас получает роль героя-любовника. Он занят переживаниями из-за разрыва с любимой настолько, что не замечает ничего и никого вокруг.
Марфа сама несёт новую, прогрессивную,( в её понимании) идею. Она в конкурирующей команде духовных пастырей. И только пьяный Петр обращает внимание на старика, однако и тут героев подстерегает трагедия.
В финале Онуфрий, стоя у братской могилы жертв своих благих стремлений, повторяет тот же отрывок из Книги Иезикиля глава 25 стих 17.(монолог Джулса ,взят из к-ф. Криминальное чтиво. Реж. Квентин ин Тарантино)
«Путь праведника труден, ибо препятствуют ему самолюбивые и тираны из злых людей. Блажен тот пастырь кто во имя благосердия и доброй воли своей ведет слабых через долину тьмы, ибо именно он есть тот, кто печется о братьях своих и возвращает сынов заблудших. И совершу над ними великое мщение наказаниями яростными, над теми кто замыслил повредить и отравить братьев моих. И узнаешь ты, что имя мое — Господь, когда мщение мое падет на тебя.
"Глава 25. Стих 17(Книга пророка Иезекииля)"
Только сейчас он звучит иначе.
Если в началеОнуфрий уверен, что именно он пастырь, а окружающие стадо. То сейчас нет в нём более этой уверенности. Он увидел плоды своих дел, задумался. А это именно то, что отрецает фанатичное мышление-думать грех. Сомневаться нельзя-есть истинна, единственная-всё остальное мимо. Вот это, на мой взгляд и есть фанатизм, добровольный отказ от способности размышлять.
На Онуфрия произвела впечатление история Уксусовых, трагедия разыгравшаяся н а его глазах, заставила подумать.
«А всё ли я делал верно? вдруг ошибся?» ошибку признать страшно. Ибо это великая ошибка.с такой и жить будет трудно.
Именно поэтому когда в поясе шахида появляется Абибас,обиженный ранее Онуфрием,священника это мало заботит, он хотел быть полезен хоть кому-нибудь, оказать помощь любым способом, пусть даже просто починить оторванный проводок на взрывателе. Скорее всего он даже не сообразил, что делает, просто поддался импульсу
-Помочь? а вось на этот раз получится, и спасибо скажут.
Как всё складывается
Что бы ещё раз доказать себе верность идеи всеобщего единства, давайте для начала опять всё поделим. Нужно занять позицию оппонента – так, думаю я, и на какое-то время занимаю позицию фанатика, сильно ортодоксального православного. И начинаю смотреть на мир такими глазами. Идём мы по каналу Грибоедова и спорим с музыкантом. Я доказываю единственность и истинность Православия, а Денза отстаивает позицию всеобщего единства. Когда мои аргументы разбиваются его аргументами, аргументом становится -ты оскорбляешь мои святыни, ум встаёт на дыбы, мои чувства верующего чувствуют, что их оскорбили. я всерьёз обижаюсь.
Сам настолько поверил в этюд, что теперь нужно какое-то время, чтобы вернуться в нормальное состояние. Ого - сильно, тут конечно нужен особый подход. Пусть мы найдём этот ключ. Задачей спектакля является «разобусловить» ум, раскрыть его, помочь освободиться от концепций и ложных воззрений. Как понять, какие воззрения ложные, а какие верные? Для себя ответил - очень просто. Говорит же писание – «дерево узнаете по плодам его». Давайте так, если идея или философия помогает человеку жить, сближает нас - людей, ведь главная заповедь – «Возлюби ближнего своего, как самого себя».Значит это хорошая идея, а если идея или воззрение отделяет человека от мира, окружает его врагами. Делит мир на части то -идея ложная. Конечно я упрощаю, но усложнять не хочется.
Этюдный период
Всё хочется попробовать на себе. Я представляю себя Онуфрием, учусь смотреть на мир его глазами. И опять же очень помогают видео проповедей из ютуба. И даже на какое-то время сильно увлекаюсь идеей православия и начинаю сомневаться в необходимости данного спектакля.
Сочиняю небольшую проповедь для актёров балагана. Тренируюсь в богословии. Проповедую деревьям и кустам. Когда на улице женщина из общества сознания Кришны предлагает книгу и зовёт на встречу с гуру, благодарю небо за такой подарок: «Конечно, придём всем табором». О, как это чудесно, наблюдать за жизнью, какой гуру!!! 40 минут он рассказывал о том, сколько он сделал для общества «Сознания Кришны», потом о внутренних расколах в течении. И почему раскол произошёл, и что так им и надо!О подонках, которые отравили Прабхупаду, о себе и своей важности, о том почему он оставил общество. Из двух часов лекции о самом Кришне было минут 15. Гуру произвёл тягостное впечатление. Кажется, жизнь его прошла не очень счастливо. Как будто он много и тяжело работал, а результат его совсем не устроил. Лицо, руки, повадки, речь. И кардинально другое впечатление произвела его последовательница, она наполнена обожанием смирением, она служит ему как может, в её однокомнатной квартире, где она живёт с трехлетней дочкой, стены увешаны картинами гуру, матрас, играющий роль кровати, сдвинут в угол, мы слушаем её гуру, а она счастлива, и готовит для всех простое угощение. Отличный материал.
Дальше -больше
В храме на Васильевском острове оказываюсь по личному вопросу, однокурсник предлагает мне стать крёстным отцом сына, я искренне и серьёзно готовлюсь взять на себя эту роль. В обряде нужно принять, что-то вроде армейской присяги, и пройти предварительное собеседование со священником, который будет исполнять обряд крещения.
Я:- Прошу пояснить мне несколько строк из молитвы «символ веры».
Священник сразу осматривает меня придирчиво.
Святой Отец: Серьги придётся снять. С причёской… Ладно, вы крещёный?
Я: Да.
Св. Отец: так что вам не ясно?
Я :Тут написано – «Верую в единую апостольскую церковь».
Св.Отец: Это значит, что вы принимаете православную церковь как единственно истинную
Я: А остальные?
Св.Отец: Ложные .
Я: То есть?
Св.Отец: Сатанинские, те что уводят от истины, т.е. ведут в ад.
Я: Простите, но это же большая половина населения планеты:Буддисты, Мусульмане, Индуисты… А католики - они куда? Они же Христа приняли.
Св.Отец: Они в ад, ибо в момент раскола отступили от истины.
Я: Погодите, а если человек живёт праведной жизнью, но атеист? В ад?
Св.Отец: Конечно. Человек от рождения греховен и спастись может только через истинную единую православную церковь - иначе вечные муки.
Я: Абориген в Африке или на Аляске, возможно, вообще не в курсе об этой религии.
Св.Отец: Таким людям будет разъяснено после смерти об истинной вере, им будет дан шанс, а кто знал и не принял, те в ад. Царство Божие для избранных.
Я: Я хоть и православный по рождению, но верю, что к Богу можно идти разными путями.
Св. Отец: Это в вас бес говорит.
Я: Ну так изгоните его это же ваша работа.
Св.Отец: Вы сами его впустили – через ум, откажитесь от ложных воззрений, покайтесь и наследуете царство Божие.
Я: Спасибо, я подумаю.
Св.Отец: Господь с Вами.
Такая встреча. Собеседование провалено. Однако на фаната Св. Отец похож не был. Скорее на профессионального работника. Онуфрий не такой - он был на краю, видел преддверие ада. Оттуда он и черпает убеждённость в правоте своих действий.
Естественно мы всё утрируем - балаган увеличительное стекло.
Это лишь одна из точек зрений. Были и другие встречи, и другие ответы.
Затем придумываем личные истории каждого персонажа. В спектакле они не прозвучат, но мне, как исполнителю, важно знать биографии героев.
Долго искали подходящий образ для музыканта. Денза проявлял в этом вопросе самостоятельность, сам писал текстовки по заданному направлению , а также предлагал различные образы.
Из образов, в которые мы думали облачить его были:
1. Чёрт. Этот вариант был отвергнут - иначе по смыслу получалось, что при такой расстановке мы всю ответственность сваливаем на некую мифическую тёмную силу, а это противоречило замыслу спектакля, по которому герои сами несут ответственность за всё происходящее в их кукольной жизни.
2.Образ уличного музыканта - жителя г. Чемоданово где живут наши куклы.
Эта версия так же была отвергнута. Возникал вопрос, почему уличный музыкант рассказывает эту душещипательную историю. Удовлетворяющий нас ответ найден не был, поиски продолжались.
В итоге остановились на образе владельца балагана. Тут всё срослось, и зазвучало. Цилиндр и фрак придали необходимую театральность и нужный пафос действу. Мы довольны.
Этюдный период. Продолжение.
Характеры, личные истории, текст, часть реквизита готовы. Начинаем период этюдов с куклами. Тут для меня очень важна компания. Начинается игра, а играть в одиночку скучно. Мы проводим один-два часа с куклами, я играю, пробую разные физические действия, ищем подходящую пластику кукол. Мы стремимся к тому, чтобыпонять суть происходящего можно было даже без текста,просто наблюдая за действиями кукол.
Ведь театр кукол-театр действия, движения, почти балет.
Репетиции снимаем на камеру (благодарим нашего оператора Ольгу Лисичкину за съёмку. Есть возможность выбрать из «руды» проб и предложений.Закрепить удачные и наиболее точные моменты. Так складываются сцены. Реквизит доделывается и переделывается по ходу, что-то добавляется, что-то уходит. Это нормально. Также уточняется текст. Это будет происходить ещё долго и после премьеры в том числе. Жизнь сама отшлифует.
Показываем черновой вариант нашему другу и режиссёру руководителю театральной студии, на базе которой проходят репетиции.
Андрей Сергеев: Хорошо ребята. Молодцы, это интересно и ново. Однако я несколько в замешательстве…. Чувства верующих могут быть задеты.
«Чувства верующих»… Естественно мы не хотим задеть чувства верующих. А что если взять иносказание, аллегорию. Тогда, возможно всё прозвучит именно так, как должно. Начинаем выдумывать. Значит, пусть будет не Бог, а кукольник. Он создал куклу.
Религиозный слоган кукол - «Нет Бога кроме Папы Карло и Буратино пророк его!». Звучит. Однако некоторые тоже могут обидеться, или что-то себе надумать. Может так -Онуфрий будет признавать только папу Карло-единственного истинного кукольника. Атеист Григорич - будет придерживаться мнения, что вообще кукольника нет - есть дерево, а Кришна Дас будет повторять «Харе Рама, Харе Двери», так каки рама, и двери – это форма дерева. Так тоже можно обидеться… А если так: консерваторы будут утверждать, что всё создал святой рубанок, а реформаторы, что электролобзик. Да, и нарядимся в шутов, и вести себя будем как юродивые, чтоб – на таких нельзя было обидеться в серьёз.
Возможно, тогда вообще сожгут, вместе с ширмой, а этого допустить нельзя. Мы запутались в разных вариантах, пробах, битье головой об лёд Невы, к тому времени уже замёрзшей. По воле случая, мы остались зимовать в Питере. Зарабатывать приходилось музыкой и танцами марионеток в вагонах метрополитена, ночевать в студии, от постоянного чёрного кабинета, начинало темнеть в голове. Накатывали сомнения и безысходность. Музыкант, как адепт солнца и ярких красок, стал болеть и перестал ходить на репетиции, к тому же, в коммуне, где мы зимовали, появилась Настя Чудесаавтор и исполнитель чудесных песен и принесла с собой тексты, которые тоже требовали внимания музыканта.(и для нового спектакля Настя также сочинила несколько хитов) А у меня начался период сомнений. Вспоминался Св. Отец: «Вас бес сидит. Вы его через ум впустили…». Конец, думал я, вот и доигрался, кругом чёрные стены, еретический спектакль, да ещё и бес — внутри. Это успех! Иду за ширму, руки опускаются… Возможно, это ошибка? И балаган Петра сопротивляется новому сюжету?? К тому же что роль главного героя и народного мстителя на себя взял отец Онуфрий… Нельзя??? Его характер ещё только складывался. Короче, нагруженный всякими, не самыми радужными чувствами, доживаю до начала весны. К весне, я тихонечко начинаю ненавидеть эту идею, и хотя работа остановилась полностью, вышвырнуть её из головы не было никакой возможности. На масленичную неделю нас приглашают поиграть в «Петрушкину Слободу».(г. Мытищи центр возрождения народной культуры и ремёсел, а также резеденция театра «Тут и там») Это прекрасное время, мы вновь-после 3-х месячного перерыва играем комедию. И я, и Денза соскучились по игре. В завершении трудовой недели, показываем черновой вариант нового спектакля семье Архиповых, Всеволоду Мизенину и небольшому кругу друзей.
Семейство Архиповых-семья профессиональных кукольников, Слобода их совместное творение. Более сорока лет Анатолий и Лариса Архиповы играют комедию о Петре Уксусове. Дядя Толя по крупицам выуживал знания о Петрушке, и в скором времени стал «петрушечником Всея Руси», так мы его называем, ибо другого человека который занимался бы данным видом театра с такой увлечённостью и так давно нам не известно. Всеволод Мизенин театр «Папьемашенники» более двенадцати лет в петрушечном ремесле. Вобщем играли для гигантов, мэтров петрушкиного мастерства. Конечно было волнительно. Замечания нам дали дельные, разговор о новом спектакле затянулся за полночь. Тектс было решено сократить. Юмору добавить. А Всеволод в финальной сцене даже прослезился.
-Вот, говорит, смешить Петрушка умеет, это я знал, а вот и на слезу пробило.
Каждый показ это новый спектакль, замечания коллег были учтены, работа продолжалась.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 239; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!