Как говорить со вселенной? Чему я учился в академии ?



Период акционерства и перформанса, эволюция в театр кукол.

Когда умеешь слушать - каждый гуру.

                                                                                         Надпись на стене в г. Варанаси, Индия.

«Разговор со вселенной» - берём в руки любую книгу, формулируем вопрос - открываем на неслучайной странице и читаем ответ.

При поступлении в академию - на вопрос зачем мне это нужно, ответ был - от рефлекторных реакций к осознанности. И действительно, ранее творчество носило сугубо рефлекторной характер. Поэтому очень тяготел к перформансу и различным м акциям. Что это как-то называется узнал позже. А в ту пору «буйной юности» нам просто нравилось шокировать граждан эпотажным поведением. Устраивать себе тренировки прямо на улице. Мы придумывали различные театральные образы-милые, странные или нарочито отталкивающие-и шли «жить» на улицу. Щупать мир через персонаж. Но вскоре захотелось большего...

Акции рождались так.

Событие политической, личной жизни, прочитанная книга, фильм, картина - рождали отклик-рефлекс, возникало желание отреагировать на раздражитель внешнего мира. Но так чтобы дослушали до конца, и поняли, и задумались - нужен язык. И его поиск начался.

Акция ко дню Беларуского Республиканского Союза Молодёжи.

На встречу праздничной колонны выдвигается некто в белой рубашке и пионерском галстуке, и в противогазе. Встретившись с колонной, достаёт из сумки бутылку водки открывает,льёт на голову,танцует и бегает кругами, затем, опустевший сосуд, разбивает себе о голову , катается по земле, снимает галстук вытирает им линзы, затем пританцовывая лучше скрыться –до появления милиции. Противогаз выбросить и переодеть майку.

Смысл - дни молодёжи в моей стране, это чаще всего массовая попойка под прикрытием идеологии патриотизма.

Акция в поддержку вегетарианского типа питания.

В мясном отделе рынка приобрести 500 г. сырого мяса, с данным приобретением идём в буфет того же рынка, берём чай два кусочка хлеба, достаём плоть из пакета, и едим её отрывая куски зубами, прикусываем хлебом и запиваем чайком, трапезничаем. Официантам, которые просят уйти и предъявляют претензии - мол, я порчу аппетит другим посетителям, заявляю: «В чём проблема? Мясо я купил у вас на рынке, тут же взял чай и хлеб, вы же не вегетарианское заведение?Вон - женщина котлету ест, а тот - гуляш. Что не так?» … Уйти до прихода милиции.

Задача : выявить общественное лицемерие. Вид сырого пожираемого мясо им противен, а если его есть на тарелочке - тогда можно. Т. е. насилие в культурной форме допустимо, а дикое - наказуемо, и, к сожалению, это касается далеко не только питания. 

Возможно, это было не зрело, лишено драматургии. Однако мне становилось легче и очень веселило.

Хотелось диалога, осознанного художественного. Нравился театр, поэтому нужно было идти учиться.

На факультет театра кукол заманил Петр Уксусов. Заманил, однако, долго не показывался, хитрил, прятался, водил за нос, зато потом вознаградил, спасибо Петя. В этом типе театра и персонаже воплотилось многое - и почти идеально. Наши выступления похожи на акции, они спонтанны, много импровизации, говорить можем о том, что волнует, и говорить в смеховой, сатирической форме. Несерьёзно о серьёзном. Мы отражаем жизнь, играем-то что видим, утрируя, доводя до абсурда, высмеивая жизнь и самих себя. Эй !!! всё не так серьёзно, это кукольная комедия, на глазах у удивлённой публики разворачиваются, кипят и бурлят страсти, свершаются убийства, погони, драки, рождение и смерть, а потом является кукольник, всё в понарошку, и герои«тряпичнотелые», «деревянноголовые». Мы по форме традиционные, а по содержанию новые. Поэтому у нас не капрал, а прапорщик Федосюк, не городовой, а полицейский. Вместо цыгана Моры, который поёт басом .запивает квасом, закусывает ананасом – у нас хип-хоп звезда из Баку Абибас. Он ездит на Ладе «Калине»,курит ганджубас.

Мы очень мобильны, по-прежнему важно уйти до прихода полиции. Язык кукол -интернационален, можно объехать весь мир.

Параллельно с учебными заданиями, начинаю потихоньку делать свой балаган. Спасибо Алле Касьян( художнику- технологу театра кукол, выпускнице курса Игоря Алексеева ), она учила меня расписывать глаза и шить костюмы, дала в руки резак и липу. Спасибо А.Я. Стависскому,педагогу нашего факультета – в исполнении его студентов я впервые увидел традиционный театр Петрушки. Спасибо всем, кто так или иначе помогал складываться моемубалагану. Я всех помню и благодарю. Благодарю публику на Васильевском Острове, где состоялся первый выход на зрителя. После него стало ясно-нужно уехать подальше, где меня никто не знает, и нигде не задерживаться. К концу третьего курса, с ширмой и набором из 5 артистов-кукол мы едем в Италию. Опаздываем на самолёт, и от этого наше путешествие приобретает подлинно улично-бродячий характер. Едем авто-стопом, практиковать приходиться постоянно, так как деньги заканчиваются каждый день полностью, а питаться праной мы всё ещё не умеем. Выступаем в Румынии, Хорватии,Польше, Латвии и Италии, на улицах,площадях, на приватных вечеринках и фестивале свободных путешественников. После 2-х месяцев странствий становится ясно - можно ехать в любую сторону и страну-с голоду не умрём!

Едем в Индию. Эта страна давно манила сказками , яркими красками, волшебными историями, неизведанными территориями, мистическими явлениями, пряными печениями, йогами, змеями, колдунами, феями. К тому же индусы, как дети - любят музыку, театр, в шляпу бросают- отпускать не желают. Так вот - мои спектакли так понравились индусам в городе Джайпур, что после четвертого выхода на бис - желающих сфотографироваться, пожать руку и посмотреть на кукол вблизи было столько- что меня чуть не втоптали в мостовую. Сигнал от Вселенной был уловлен мною точно - нужен напарник-музыкант. Желательно не привязанный к месту, лучше не актёр, а настоящий уличный персонаж, желающий и имеющий возможность ехать в любом направлении талантливый и сообразительный. 

Такой персонаж повстречался мне в г. Ришикеш. Денис Ануфриев на удивление быстро понял чего от него нужно, оказался именно тем, кого ждал наш балаган, дела пошли веселее. Жить в пещерах и джунглях необходимости больше не было, сцены обогащенные музыкой стали ещё живее, «донеёйшн» возрос. Сформировался Союз бродячих Артистов «Табор», а время визы истекало. И мы вернулись в Россию. Принимаем участие в фестивалях: «КукАрт» СПБ, «на семи ветрах» г.Витебск, «новая волна » г. Гродно, «Биг мини фест». Фестиваль уличных театров в Гомеле,Беларусь. Едем в Крым, где выступаем по всему побережью, и быстро зарабатываем на билеты в Индию. И вновь волшебнаяБхарата встречает бродячих артистов - в новом сезоне у нас много заказов и приглашений на частные мероприятия. Из разрозненных сцен складывается полноценный спектакль «Жизнь Петра Уксусова». Устраиваем домашние показы по воскресениям. Мы первый русский театр Петрушки в Индии. О нас пишут в местных газетах. Едем в штат индийских кукольников г. Джайсалмир, где заводим дружбу с местной колонией артистов. Они живут отдельной кастой чуть за городом, обмениваемся опытом, выступаем в местном центре культуры Джайсалмира. Младший брат Нашего Петрушки остаётся там, так как влюбляется в местную куклу-марионеточку. А в нашей труппе появляются три индийские традиционные марионетки - красавица Анаркали или (по первому имени Меруниса). Об этой кукле ходят легенды и истории. Вот одна из них .

Анаркали

Было это во времена правления императора Акбара. И был у него сын Салим - любящий вино и развлечения больше чем науку управлять государством, отец отослал его на войну, чтобы он возрос как мужчина и характер его окреп и изменился. По возвращению сына из похода Акбар устроил большой праздник, на который съехались лучшие танцоры и музыканты со всей страны, они украшали своим творчеством императорский двор. И вот вышла плясать прекрасная Меруниса, движения её тела были столь грациозны и естественны, а сама она была прекрасна как цветок граната. Что император Акбар отметил её из всех присутствующих и дал ей новое имя –Анаркали, что значит чёрный гранат. Салим сын императора заявил, что желает сочетаться с ней браком, отец отверг это желание сына, царевичу непрестало путаться с уличной танцовщицей -пусть даже столь прекрасной, тогда Салим восстал на отца -за что лишился головы, а Анаркали вступившаяся за Салима перед императором была заживо погребена с телом непокорного царевича. Вот такая трагедия. Однако история о безумной страсти запечатлелась в памяти народа. И кукольники Раджастанахранят её по сей день.

Также к труппе примкнул маг-мистер Джаду и огненная танцовщица ЧмпаКали. Прошло немало времени пока удалось таки наладить с ними контакт, однако сейчас они полностью освоились в нашем бродячем таборе и веселят удивляют и завораживают народ.

Путешествия продолжаются к нам примыкают путешественник Данила Линдэле–музыкант-барабанщик, писатель, капитан нашего «Таборолёта» (минивен ниссан), недавно у Данилы вышла книга «у меня есть 200 баксов я поехал вокруг света».

Настя Чудеса привносит в Табор женской энергии. Появляется муз. группа «ЧуДеСа» . Теперь «Табор» это платформа на базе которой развиваются и крепнут музыкальные и театральные проекты. Некоторые артисты примыкают к нам на сезон, некоторые на долго. Всё идёт своим чередом, мы гастролируем, путешествуем, посещаем Украину, Крым, вновь Индию, становимся лауреатами Питерского фестиваля уличных искусств «Событие» в номинации лучший уличный театр, участвуем в международном фестивале театров кукол в Бангалоре, в театрльном фестивале в Бихаре-Индия.

Однако становится абсолютно ясно, для дальнейшего развития необходим новый спектакль. И от этой мысли невозможно отмахнуться.

В начале была кукла

 

  Из трех спектаклей собранных нашей творческой бригадой «Сказ о Отце Онуфрии» самый сложный. Рождался он долго и интересно. Работа над материальной частью началась около года с половиной тому назад, когда из мангового полена привезённого из Варанаси родилась новая кукла. Остальные герои уже были: Петруха, Марфа, полицейский Григорич, прапорщик Федосюк, доктор Лечил -Колечил, торговец фруктами и овощами и хип-хоп звезда из Баку Абибас, каскадёр карлик- Юрик в роли плода любви, чёрт Сатаневич, кукольный Бог Шри Красна Шапка, смертушка-матушка, дракон –Шаничка, конь мр. Джаггер, и прочие. Однако одной куклы описанной в хрониках Петрушечников- в нашем балагане не было. А именно –не хватало дьячка, или святого отца. Сведения о том, что такой персонаж присутствовал, в узелке коллег далёкого прошлого были, даже кое-какое описание сцены с ним удалось найти, игралась она не часто и в закрытых компаниях. Вот и в мою голову стал стучаться святой отец. Начинаю смотреть проповеди в сети, посещать храмы, приглядываться на улице, какой он будет? Интересно. Образ получался собирательный, рождался постепенно, в сроках меня никто не ограничивает и кукла может идти без спешки, сколько угодно долго. Ручки у него из можжевельника, святое растение. Голова из манго. Манго одно из наиболее твердых парод дерева в Индии, и оно достаточно дорогостоящее, однако в Варанаси - самый древний город и духовный центр Индии, на месте сжигания тел, его достаточно много- главное умудриться выбрать хороший экземпляр, а затем вынести его за пределы крематория. Д ля меня вообще очень важно из чего делать куклу - каждое полешко имеет свою энергетику, свою историю, и почти всё куклы у меня из разных парод дерева. Так же важны и тряпочкидля тела и костюма, купленные, не люблю - они пустые.

Так вот лик куклы проступал - причудлив, странен, с одной стороны вроде улыбается, а с другой гневается.

Хорошо, думаю, очень здорово, будет сулить райские кущи, и адскими муками стращать.

Имя придумал Денза - музыкант, говорит: «Отец Онуфрий».Мне понравилось, музыкант Ануфриев, а священник Онуфрий-смешно.

А Онуфрию было не смешно, он глядел сурово.

-Здрасьте, батюшка.

-Здорово, коль не шутишь.

-Как поживаете?

- Да ты бы лучше, чем языком молоть, о спасении души своей подумал, Николай, что это за вид у тебя, в ушах серьги на голове сосиски…

И так далее в таком духе. Больно суровый получился. Тогда я ему приделал животик, думаю, он раздобреет и будет более улыбчив и весел, однако он наоборот стал ленив и не поворотлив. На грядку выходил редко, в сцене женитьбы Петрушки - выйдет, огласит  круглую сумму добровольного пожертвования за обряд венчания и скроется. Тогда я продолжил поиск его характера и вместо пуза сделал горб. О том, что было с горбом лучше вообще не вспоминать. И от него мы тоже скоро отказались. А куклу было решено временно оставить в покое, пусть сам решит каким ему быть. Должен заметить, что куклы духовных личностей и политиков в целом не склонны к какой либо работе, и предпочитают проводить время в покое. Однако у нас в балагане играют все, просто нужно найти и дать верное направление артисту. Не спешить, «Ом намо»-наша главная мантра. 

Около года Онуфрий просто катался с театром, то отращивал то брил бороду, изредка гонял кадилом чёрта Сатаневича, пил кагор, крестил ширму, завёл крутую тачку и телевизор, прибывал в блаженной праздности. Однако появление ещё одного персонажа в труппе коренным образом изменило ситуацию.

Впечатлённый индийскими храмовыми скульптурами, сам того не подозревая из светлой пароды дерева, Тик, из Джайсалмира, получилась кукла –с удлиненными глазами, и красивой формой черепа, украшенная небольшой косичкой, сделанной из ворса каната, каким в главный религиозный праздник Шива -ратри, по улицам деревеньки под названием Гокарна, тянут огромную тысячелетнюю колесницу. Я тоже участвовал в этом действии и ворс от каната сам остался в ладонях. Имя новой кукле было дано – Кришна Дас, (слуга Кришны). 

Первое что сказал Кришна Дас было – «Харе Кришна», второе тоже «Харе Кришна», а третье – «Кришна КришнаХареХаре».( А чего ещё ждать от куклы с таким именем .) Он вообще кроме этого ничего не говорил. К ладошкам из сандала надёжно прикрепил караталы - медные тарелочки, звоном которых в Индии сопровождают пение религиозных гимнов.

Теперь Онуфрию стало не до кагора и телевизора. Он заметно оживился, выходил с проповедями в домашних импровизациях. Содержание их было следующим:

- Вы посмотрите, кто проповедует! Церковь спит, а кто проповедует (текст оригинальный взят из уличной проповеди Гора Аветисяна)!!! Пробудитесь! Ибо не дремлет враг человеческий, хочет охмурить и околдовать, вас! Не зевай, держи ухо востро, будь бдителен, тогда наследуешь царство Божие.

(далее импровизация автора)

иначе - раскалённая сковорода без тефлонового покрытия, от тогда попляшите…. Кришна, Будда, Аллах - все прокляты …

(текст проповеди создан по мотивам уличной проповеди Гора Аветисяна https://www.youtube.com/watch?v=INn4a4qhW8s

И так далее и тому подобное в том же духе.

Кришна Дас в конфликты не вступал, и был нарочито кроток и любезен. Однако все чувствовали, назревает конфликт, а значит и сюжет для нового спектакля.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!