Как прорастают семена и почему такая форма спектаклей.



Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Российский государственный институт сценических искусств»

Факультет театра кукол

Кафедра режиссуры и актерского мастерства театра кукол

 

 

Выпускная квалификационная работа

Постановка спектакля «Сказ об Отце Онуфрии»в союзе бродячих артистов «Табор»

 

Выполнилстудент 5-го курса,

специальность 52.05.02 Режиссура театраобразовательная программа

   «Режиссер театра кукол»Дранич Николай Николаевич           Руководитель работы – заслуженный работник культуры Российской Федерации Профессор Н.П. Наумов

 

 

Санкт-Петербург 2018

 

нужно смеятся над всем, что причиняет боль, чтобы сохранить равновесие, чтобы мир не свёл тебя с ума. Нельзя позволить боли заслонить смешное, как нельзя позволить чтобы смешное заслонило боль.

                                                              из романа Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом».

                                                             изд. Минск 1993 г. с.219

 

Спектакль «Сказ о Отце Онуфрии» это результат приблизительно 3-х летнего пути, а если разобраться подробнее, то даже больше, поэтому давайте шаг за шагом, отвечая на поставленные вопросы, всё проанализируем, и познакомимся ещё ближе.

 

 В нашем балагане , график, план указание, что и когда нужно сделать и закончить, составляет Петр Уксусов наш директор и идейный вдохновитель - поэтому всё очень спонтанно, как это работает я, даже после трех лет службы, понять не смог-главное, что работает. Думаю, артисты со мной согласятся. В свободном творчестве есть свои плюсы и свои минусы. Плюсы - ты совершенно свободен. Хочешь - делаешь, хочешь – нет. Минус- всё может слишком растянуться во времени - отсутствует график, а мотивация для творчества- только внутренний импульс, но нужна ли нам другая мотивация?

Однако, в процессе постановки спектаклей, как режиссеру - одиночке так и режиссёру,занимающему должность в театре,приходится сталкиваться с одними и теми же вопросами и задачами. Разберём конкретно случай рождения замысла и постановки спектакля « Сказ об Отце Онуфрии» в странствующем балагане Петра Уксусова из союза бродячих артистов «Табор». В данной работе я честно и насколько смогу подробно опишу процесс рождения спектакля от замысла до премьеры. И естественно, после премьеры спектакль дорабатывается, видоизменяется, набирает сок. Особенностью уличного балагана является-то, что большая часть отдана импровизации, например конечный вариант текста нашего первого спектакля «Жизнь Петра Уксусова» был записан через год после премьеры, которая прошла на канале Грибоедова в июне 2016 года. Сейчас мы придерживаемся мнения, что лучшая импровизация – это подготовленная импровизация, к тому же в репертуаре появились два спектакля,которые мы играем на закрытых площадках и театрально-музыкальных фестивалях. Темы поднимаются достаточно серьёзные, нужна точность в исполнении. Это «Жизнь Петра Уксусова» и «Сказ о Отце Онуфрии». Третий спектакль «Истории о Петре Петровиче» мы играем, как на улице так и на закрытых площадках.

В создании спектакля «Сказ о Отце Онуфрии» жизнь сама корректировала ход работы , постоянно знакомя нас с различными персонажами, и часто диву даёшься, как это так происходит – толи жизнь спектакль, толи спектакль жизнь. При таком потоке событий и впечатлений, основной задачей авторов является собрать воедино, части пазла: жизненные впечатления, соединить правду и вымысел, развернуть картину перед зрителем, балаган это увеличительное стекло, через которое мы, разглядываем жизнь, и, естественно – объект под увеличением становиться выпуклым и чуть искажённым, однако рассмотреть можно мельчайшие детали.

Есть ли у нас постановочный план

Или особенности творчества бродячего балагана. 

Как тут говорить о плане, когда дальше чем на неделю вперёд заглядывать нет смысла, постоянно сюрпризы и неожиданные повороты. Ориентируемся знаками–две радуги в небе, после урагана размышлений - говорят что работу продолжать стоит, даже если кажется, что всё лишено смысла, от части так и есть. Бывает чёткий план работы нарушает отсутствие сверла или вынужденное кочевье в место, где можно играть на улице, а там нет дома и, тем более репетиционной базы, а если можно собрать ширму где-то в деревеньке у друга «за сараем», то у него может не быть инструмента для изготовления реквизита, а если есть, то может сломаться сверло нужного диаметра и оно только в райцентре, но когда мы поедем через райцентр и купим сверло не будет места для репетиций , даже «за сараем». Возможно планеты стоят таким образом, что хоть в лепёшку расшибись, а всё стоит на месте. А потом дают зелёный свет и - за неделю делается то - что планировалось делать месяц. Всё само собой складывается без плана.

Хотя естественно, план задач себе как актеру, режиссеру художнику – определяется, и по завершению даже выписываются премии и поощрительные призы, либо за отставания и промедления приходят угрызения совести, а это ещё хуже.

                           Если честно, при создании спектакля «Сказ об Отце Онуфрии» жёсткого плана не было, а были вопросы, внутренние искания и размышления, они и подталкивали и двигали процесс                  

 

Идея

                                                                                      К счастью в жизни появился театр, (как явление) - а с ним возможность получать жизненный опыт в игровой форме.

Мне было около семи лет, матушка читала мне взрослую литературу. Автор Светлана Алексеевич, в одном из своих рассказов описывала жизнь солдат в советских войсках. Тогда ум ребёнка зашёл в тупик:

 -ПОЧЕМУ??? «дух»(военнослужащий первого года службы) , испытав на собственной шкуре весь идиотизм и жестокость дедовщины, уже через 1,5 года с радостью занимает место мучителя, и делает то же самое. Ведь он помнит , как это плохо, как глупо и неоправданно. Это жизнь, реальность.Через 15 лет у меня появилась возможность получить ответ на данный вопрос, объёмно в картинках и с полным погружением.

Вывод - вопросы следует задавать аккуратно - ибо вселенная всё слышит и из большой любви постарается всё разъяснить наилучшим образом.

Театр же даёт возможность в игровой форме прожить жизнь разных персонажей в разных обстоятельствах, практически безболезненно. Конечно, свои побочные эффекты тоже есть.

Запомнилась фраза одного из учителей - спектакль нужен, прежде всего, режиссёру.

Почему режиссёру? Думал я, спектакль нужен зрителю - иначе получается, что торт нужен повару. Однако,(как я понял из своей небольшой пока театральной практики), - да зрителю во вторую очередь, в первую - режиссёру.

И опять вернёмся в детство.

Стою на кухне - мне около 5 лет, стою и смотрю в потолок, в левый угол, и всё вдруг остановилось, кто я? почему всё так, что происходит? словно, поставили всё на пазу,мир остановился, мысль остановилась, как-будто зависла программа-«Кто я?». Прозвучал вопрос и всё.потом всё опять включилось. А вопрос остался.

В юности попадалась разная эзотерическая литература, и стали привлекать различные духовные течения.

 

 

Общество сознания Кришны.

Весёлые пританцовывающие ребята в оранжевых и розовых тряпочках, сообщили что всё достаточно сложно и просто одновременно, я – вечная душа, а основной задачей является служить Господу в форме Кришны, лучший способ доставить ему удовольствие - повторять мантру «Харе Кришна». И что бы это получалось получше - важно не кушать мясо, не пить , не курить, не заниматься сексом, и чай с кофе тоже лучше исключить.

Мы стали дружить, мясо давно есть не хотелось, тайны мироздания привлекали.

В храме весело поют и танцуют, а главное все добрые.

Затем, по мере знакомства, стали просвечивать и странности. Например-у некоторых членов общины полностью терялся контакт с семьёй. Кто-то открыто враждебно высказывался о них, а о внешнем мире, как о обители греха. Эскопизм-одним словом, уход от реальности к другой реальности, бегство из жесткого «материального» мира в «духовный». Сужение интересов и кругозора.

Буддизм.

Уж не помню как, но шагая на репетицию в театральную студию «Живая планета» г. Минск, завернул в центр буддизма «Алмазного пути». В ту пору они только появились в столице Беларуси.

Буддисты удивили – на кухне предложили борщ с мясом, а после медитации расслаблялись коньяком. У них всё было можно - секс, кофе, табак - сказали лучше нюхательный (но это они вслед за гуру повторяют, а он спортсмен и боксёр (в прошлом) -курение не поощряет.)

Главное-Бога в форме юноши с флейтой нет, отдельной души тоже нет, - есть пустота.

-Чего???

- Пустота. Не заморачивайся, всё поймешь потом, а для начала повтори мантру 111 111 раз, а потом ещё другую с простираниями(такая динамическая медитации, когда каждое повторение мантры сопровождается простиранием. Т.е. ты ложишся лицом в низ- перед алтарём и вытягиваешся в «лодочку».), и чем дальше тем всё станет яснее. Главное - инструкции с мантрами даются, даже с количеством повторений, чётки для счёта. Всё чётко, как в аптеке. 

 

Ислам.

Путешествуя по Крыму, на арбузной бахче, повстречался с очень приятным человеком, он накормил меня, дал с собой арбузов, денег за них не взял, наоборот дал пару сотен на дорогу - почитай Коран, пожалуйста, запомни мою просьбу.

И вот осень, Минск. Иду в мечеть, выполнить просьбу хорошего человека и заодно узнать, действительно ли великий и милостивый Аллах повелевает уничтожить меня и всех моих друзей и вообще большую часть населения планеты.  Есть подозрение, что, скорее всего, это ошибочное понимание, или, что ещё хуже, заведомо ложная трактовка слов Бога.

Прихожу в мечеть. Атмосфера порядка и братства, все мне улыбаются, смеются,обнимаются друг с другом. Агрессии не чувствую. Мула добродушно даёт мне несколько книг, а один из бородачей предлагает подвезти до общежития.

По пути мы беседуем обо всём. Честно и добродушно я рассказываю Ахмеду о своих увлечениях и поисках пути, об увлечении буддизмом и прочее.

Ахмед:

-Хороший ты парень, Николай, только заблуждаешься. Тебе нужно Ислам принять, тогда в жизни всё наладиться.

Я:- Видишь ли, я сейчас ищу свой путь, и смотрю, на что отзывается сердце, пусть само выберет, или не выберет. Я ко всем религиям отношусь с уважением, но пока ни в одной не смог утвердится. По рождению я православный, но сейчас …

Ахмед: Брат, Ислам это истина, почитай . (И дал мне ещё 5 брошюр)

Я: Ахмед я уже столько читал, и всё об одном, может, нет смысла вообще принимать какую-то сторону. Вот и у вас есть верные, а есть не верные, и вот мы с тобой просто люди и можем сидеть и дружески рыбачить или, да что угодно, а если мы верующие, то я для тебя либо брат, либо неверный, и ты на меня войной, - тут что-то не так Ахмед. Я же тот же остаюсь.

 (Ахмед закипал, однако сдержался)

Ахмед: Ты почитай и ещё приходи, просто ещё молодой, разбирайся.

Я прочитал брошюру, и начало Корана, на большее пока меня не хватило. Остался в своём чувствовании мира. Бог – то, что объединяет, а не разделяет людей. Наверное это –любовь.

Скорее всего тогда и начался спектакль - «Сказ о Отце Онуфрии», но мне это было совсем не ведомо.

Как прорастают семена и почему такая форма спектаклей.

В период с 2005 по 2009 гг. я занимался в народном театре «Живая планета» под руководством Артура Александровича Заболотникова. Нравилось выходить на площадку, на какое-то время превращаться в других людей, играть, жить их желаниями, смотреть на мир их глазами. Это было настоящее волшебство.

Однако помимо ролей предложенных авторами, хотелось говорить о своей боли и своим языком. Энергии было много, чувства самосохранения мало, хотелось веселия.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!