III.4. Внебогослужебные чтения для верующих



Для просвещения народа светом христианской веры, Братство организовывало для прихожан внебогослужебные чтения. Они проводились в Тобольских храмах по воскресным дням начиная с середины октября и заканчивались Пасхой. Советом Братства в 1892 году была разработана и принята программа для внебогослужебных чтений. Темы чтений распределялись по нескольким предметам: Священная история Ветхого и Нового Заветов, история Церкви, догматическое богословие, нравственное богословие, по основному богословию, объяснение воскресных апостольских и евангельских чтений.

Беседы и чтения проходили в Софийско-Успенском кафедральном соборе, в храме Михаила Архангела и в Крестовоздвиженской церкви, в храме Семи отроков Ефесских, в Сретенской церкви, в Благовещенской церкви по установленным темам. Беседы проводились также и в Тюремном Замке, в 1 и 2 каторжных тюрьмах, в исправительном арестантском отделении и в обществе трезвости.

Чтения были религиозно-нравственного содержания, исторического и научного. Проводили беседы священнослужители, преподаватели и студенты семинарии. В кафедральном соборе в чтениях и собеседованиях обязательно принимал участие правящий архиерей.

В Софийско-Успенском кафедральном соборе беседы велись по воскресным и праздничным дням. Они начинались в два часа дня и возвещались несколькими ударами колокола на соборной колокольне. Чтения предварялись пением молитвы “Царю Небесный…” архиерейским хором. После чего начинались чтения. Всех чтений в день было три: одно догматического характера, другое – церковно-исторического и третье – назидательного характера. В перерыве между чтениями архиерейским хором исполнялись различные церковные песнопения. Заканчивались чтения пением “Достойно есть…”, архипастырским благословением и раздачей листков епархиального Братства. Чтения иногда сопровождались показом картин религиозно-нравственного содержания.

Епископ Антоний (Каржавин), например, во время чтений знакомил прихожан с толкованиями на псалмы. Псалмы пелись архиерейскими певчими, затем следовало толкование на исполненный псалом. В 1899 году чтения велись по сборнику слов преподобного Симеона Нового Богослова и сопровождались пением различных церковных песнопений исполняемыми хором архиерейских певчих.

В Михаило-Архангельской церкви чтения велись по составленной Советом Братства программе. Они проходили после торжественной воскресной вечерни, которая начиналась в четыре часа вечера. Поле чтений прихожанам раздавались бесплатно Братские листки. Число посетителей было от 50 до 300 человек.

В Крестовоздвиженской церкви чтения также велись по составленной программе в здании церковно-приходской школы приходским священником о. Василием Серебрянниковым при участии воспитанников семинарии и хора певчих. Чтения проводились с пяти до семи часов вечера. На чтениях присутствовало очень много народа. Число посетителей доходило иногда до 250 и здание церковно-приходской школы не могло вместить всех желающих.

В Сретенской церкви чтения проходили по воскресным дням и начинались после вечернего богослужения. Священник произносил проповедь, а затем начинались чтения. Слушателям предлагались чтения житий святых или повести из назидательных поучений. Петр Кузнецов, священник Петропавловской церкви проводил беседы в местном гарнизоне для солдат и офицеров о вере и жизни христианской.

В тюрьмах чтения проводились заключённым и персоналу в будничные дни около пяти часов вечера. Начинались они молебном Спасителю и Божией Матери, который пел хор арестантов. Темами чтений были разъяснение воскресных апостольских и евангельских чтений.

В первой и второй каторжных тюрьмах чтения велись тюремным священником по очереди в каждой из церквей по воскресным дням и в один из дней недели чтениям предшествовали служение молебнов Спасителю, Божией Матери, свв. Кириллу и Мефодию. Предметом чтений служили жития святых, кроме этого читались различные беседы о покаянии из творений Иоанна Златоуста. А в Тюремном Замке чтения проводились по воскресным дням. Заключенным и персоналу объяснялось значение Символа Веры, читались религиозно-нравственные статьи и поучительные рассказы.

Беседы и чтения пользовались в народе большой популярностью. В одном из отчетов Братства говорится, что “Слушателей на чтениях бывает масса и в это время на улицах царит тишина, не видно суеты, не слышно шума, незаметно праздничного разгула”[39]. Не оставались чтения без пользы и для пастырей, через них они становились ближе к своим пасомым, знакомились с нуждами и запросами религиозно нравственной жизни прихода. По примеру города Тобольска чтения для народа проходили и в других городах и селах епархии.

 

III.5. Издательская деятельность Братства,
Братская типография.

Для реализации задач поставленных перед Братством нужно было выпускать большое количество печатной продукции. В первые годы своего существования Братство было вынуждено заказывать книги, брошюры и листки, а также большое количество разных бланков и документов для епархии в Тобольской губернской типографии. Типография всегда была перегружена заказами и поэтому Братству приходилось подолгу ждать исполнения своего заказа, к тому же из-за ограниченных возможностей типографии количество экземпляров не всегда было достаточным. Чтобы увеличить число книг и брошюр, ускорить их выпуск и сделать печатные издания более дешёвыми, Совет братства постановил в 1893 году открыть собственную Братскую типографию с наименованием: “Типография Тобольского Епархиального Братства”.

Вопрос о создании собственной типографии поднял на общем собрании членов Братства 8 марта 1893 года его председатель епископ Иустин (Полянский). Владыка обратился с просьбой в Святейший Синод и к Тобольскому губернатору с просьбой открыть в Тобольске собственную Братскую типографию. 1 июля 1893 года губернатор удовлетворил просьбу Братства. 1 августа этого же года Владыка Иустин назначил редактора Тобольских Епархиальных Ведомостей Н. Городкова управляющим типографией. Н. Городков возглавлял также подготовительные работы по открытию типографии, в которые входили: составление сметы типографского оборудования и его заказ на складе типографских машин в Санкт-Петербурге. В конце сентября 1893 года из Петербурга в Тобольск было направлено типографское оборудование.

В это же время епископ Иустин был переведен на другую кафедру, а на Тобольскую был назначен архиепископ Агафангел (Преображенский, 1854-1928). Новый архипастырь полностью согласился с мыслью своего предшественника иметь собственную типографию и всячески поддерживал это начинание. В декабре 1893 года было получено разрешение от Святейшего Синода на открытие братской типографии в городе Тобольске. Под помещение типографии Братству архиепископ Агафангел выделил двухэтажное здание в котором помещался архиерейский эконом. А управлять делами типографии стал распорядительный комитет Братства.

И вот 8 января 1894 года последовало официальное открытие типографии. В помещении типографии был отслужен водосвятный молебен великомученику Димитрию Солунскому и типография была объявлена открытой. Но из-за нехватки комплектующих к печатной машине типография не могла поначалу работать в полную мощность. Лишь 17 февраля 1894 года типография начала работать в полную силу. Основной продукцией типографии стали Тобольские епархиальные ведомости, книги и брошюры духовного содержания, а также светские издания. Братская типография, например, выпускала светскую газету “Сибирский листок”. Уже к концу 1894 года типография выполнила заказов на сумму 7321 рубль и получила прибыль в размере 20000 рублей[40]. С октября 1894 года по октябрь 1895 года типография выпустила 439400 наименований различной духовной литературы. С 1895 года в типографии стали печатать “Листки епархиального Братства”.

Из изданий Тобольского епархиального Братства можно выделить несколько групп:
а) Богословские труды. Например, Антоний (Каржавин), епископ Тобольский и Сибирский Времяпрепровождение древних христианских подвижников. 1905., Бирюков Н., преподаватель семинарии, Руководство к изучению законоположительных книг Священного Писания Ветхого Завета. 1899.
б) духовно-нравственная литература для народа. (“Листки” слова и поучения, беседы, жития святых). Берёзкин Д. В чаду порнографии. Речь к учащемуся юношеству. 1898. Грамматин А., протоиерей. Местночтимый образ Господа Вседержителя. 1900г. Юрьевский А., священник. Свобода и религия. Слово произнесённое в Тобольском кафедральном соборе. 1910.
в) практическая, бытовая литература для повышения культурного уровня у населения. Городцов П. А. Праздники и обряды крестьян Тюменского уезда. 1916 .
г) книги посвященные истории семинарии, монастырей, жизнеописания известных деятелей церкви. Например, А. А. Судницын. Историческая справка о времени открытия Тобольской Духовной Семинарии. - Тобольск, 1894г. Очерки жития митрополита Тобольского и всея Сибири Иоанна Максимовича. 1904.
д) азбуки, учебники, учебные пособия для народов Севера и татар. Священная история по остяцки 1900г. Священная история по самоедски. 1903г.

Братская типография выпускала много книг посвященных Тобольской духовной семинарии. Печатались книги о выдающихся деятелях Семинарии. Например, книга о ректоре Семинарии протоиерее Петре Головине, возглавлявшем её в течение 27 лет. О. Петр долгое время был также председателем епархиального училищного совета и являлся автором нескольких брошюр о деятельности совета. Например: П.Д. Головин Курсы пения для учителей воскресных школ Тобольской Епархии в минувшем году. Тобольск, 1887г. Среди книг посвященных работе церковно-приходских школ были и работы о. Петра.

Среди изданий Братства было очень много литературы для духовного просвещения коренных народов Севера. К ним относились азбуки, учебники грамматики, учебные пособия для церковно-приходских школ. Составлением и изданием их занимались сотрудники Обдорской миссии. Такие издания были незаменимыми пособиями для миссионеров Низового края в проповеди Слова Божиего коренным народам Севера. Много способствовали этому настоятель Обдорской миссии иеромонах Иринарх (Шемановский) и члены Обдорской миссии священники о. Петр Попов и о. Иоанн Егоров. О. Петр был автором Остяко-самоедско-русского словаря. За свой самоотверженный труд он был возведен в сан протоиерея[41]. О. Иоанн Егоров написал такие книги: Книга для обучения остяцких детей писать и читать. 1898г. Священная история по остяцки. 1900г. “Священная история по самоедски”. 1903г.

Братством переиздавались также труды миссионеров начала XIX века. Это, например, Грамматика татарского языка, разработанная Иосифом Гигановым, Русско-татарский словарь и Слова коренные, нужнейшие к сведению для обучения татарскому языку этого же автора. В начале XX века Братство выпустило в свет особенно много учебников и словарей для коренных народов Сибири в 1904 и в 1905 годах вышло в свет два выпуска краткого русско-татарского словаря, в 1906 году русско-татарская азбука. В 1900 году при духовной миссии был создан центральный переводческий отдел. При участии Братства и его типографии налажен выпуск литературы на татарском языке. Среди книг были такие книги: “Первоначальные сведения о православной христианской вере, сообщаемые татарину Тобольской губернии, готовящемуся к святому крещению”. 1903. Имадедин. Столп веры 1907. Книги имели два параллельных текста – русский и татарский, который был набран кириллицей.

Братством регулярно печатались так называемые “Адрес – календари” и “Справочные книги Тобольской епархии”. В этих изданиях помещались адреса приходов, монастырей, миссионерских станов, сведения о священнослужителях, духовных учебных заведениях. Адрес-календари, к тому же, содержали различные приложения уставного характера, пользовались большим спросом и раскупались очень быстро. В 1892 году Братство издало Альбом Тобольских архипастырей. Он вышел двумя сериями большого и малого форматов и содержал 34 фотографии Тобольских архипастырей и 3 вида города Тобольска.

В 1913 году Братство приступило к печатанию ещё одной церковной газеты под названием: “Тобольский епархиальный листок”. Правящий тогда епископ Тобольский и Сибирский Алексий (Молчанов) ходатайствовал перед Святейшим Синодом об издании этой газеты из-за того, что сибирская светская пресса в то время отрицательно относилась к Православной Церкви, священству и к православной вере. Чтобы донести до сибиряков правдивую информацию о церковной жизни, пришлось начать издание такой газеты. Святейший Синод своим указом в 1913 году разрешил издание “Тобольского епархиального листка”.

Газота разделялась на 7 отделов. В первом отделе помещались статьи по вопросам веры и жизни христианской, второй раздел освящал местную епархиальную жизнь, третий содержал сообщения и статьи по епархии, четвертый рассказывал о борьбе с расколом и сектантством, пятый отдел содержал обзор местных газет, шестой и седьмой отделы содержали разные известия и объявления. На подготовку этого издания братство решило перечислить 200 рублей в качестве единовременного пособия.

Типография Тобольского епархиального Братства в то время была одной из крупных в Сибири. Она была пятой по счёту значительной типографией после синодальных типографий в Санкт-Петербурге, в Москве, типографий Киево-Печерской и Почаевской лавр и типографии Оренбургской духовной консистории[42]. Продукция типографии выходила большими тиражами. Только листков типография выпускала от 15 до 40 тысяч экземпляров в год. Типография удовлетворяла не только нужды Братства и епархии, но и оказывала помощь в издании городских светских газет. Продукция типографии отличалась хорошим качеством и изяществом.

Издательская деятельность Братства несомненно сыграла большую роль в деле просвещения народов Сибири светом христианской веры.


Дата добавления: 2018-05-30; просмотров: 319; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!