II.2.1. Борьба с сектантством.



В конце XIX начале ХХ века в Россию стали проникать протестантские и баптистские проповедники. Оседали они сначала в европейской части России. Но уже в 1908 году в Сибирь проникли баптисты. В начале сектанты селились на юге епархии вдоль проложенной железной дороги. Так баптисты поселились в селе Макушинском Курганского уезда. Тогда это было большое оживленное село около которого проходила железная дорога. Миссионер Курганского округа отец Антонин Виноградов обратился к совету Братства с просьбой провести публичные миссионерские собеседования с протестантами. Отец Антонин обратил внимание Совета Братства на то, что местные миссионеры не имеют опыта общения с протестантами и предложил пригласить миссионера Омской епархии Д. А. Несмеянова, имеющего опыт прений с баптистами, провести несколько бесед в Макушино. Д. А. Несмеянов согласился и 25-27 марта в селе Макушино состоялись беседы с сектантами. Беседы проходили в помещении пожарной станции и собрали много жителей села. Темами бесед были учение о спасении, об иконах, о крещении младенцев. В ходе собеседований миссионеры доказали всю несостоятельность учения баптистов, а многие колеблющиеся утвердились в истинности православной веры.

На протяжении всего своего существования Братство вело борьбу с раскольниками и сектантами. Борьба эта велась очень эффективно благодаря самоотверженному труду миссионеров и остальных членов Братства. Также благодаря издательской и просветительской деятельности Братства. Книги, брошюры, и листки изданные Братством приносили большую пользу в деле просвещения православных и искоренения раскола. Дело просвещения было второй задачей Братства и этому будет посвящена третья глава данной работы.

Глава III.
Действия Братства по охранению, распространению
православия и просветительская деятельность.

III.1. Деятельность проповеднического отделения Братства.

Для лучшей постановки проповеди на приходах Тобольской епархии и для просвещения народа светом христовой веры в Братстве было создано проповедническое отделение. Его задачами был сбор проповедей священнослужителей Тобольской епархии, классификация их по темам и издание в Тобольских Епархиальных Ведомостях или отдельными брошюрами и листками, которые затем рассылались по приходам Тобольской епархии в помощь приходскому духовенству, не всегда имеющему время на сочинение и произношение проповеди. Отделение составляло список очередных проповедников как для города Тобольска так и для других городов, определяло дни и число проповедей, а также назначало цензоров, которые предварительно просматривали присылаемые в отделение для произнесения проповеди. Такими цензорами были преподаватели гомилетики Тобольской Духовной Семинарии.

В начале своей деятельности проповедническое отделение было занято составлением подробных программ для составления поучений и для внебогослужебных чтений. Темами таких поучений должны были стать обличение различных пороков, суеверий и предрассудков. Для составления таких поучений проповедническому отделению необходимо было знать какие в каждом приходе есть обычаи, суеверия и пороки требующие обличения и пастырского назидания. Поэтому Братство обратилось к священнослужителям епархии с просьбой сообщить им сведения о заблуждениях, пороках и суевериях, чтобы подготовить поучения. Проповеди на такие темы писались священниками, преподавателями и воспитанниками семинарии или выбирались уже из присланных в отделение. На просьбу Братства сразу же поступили отклики. Ответили три священника: о. Андрей Желницкий, о. Василий Заборовский, о. Димитрий Шутов. По письмам пастырей самым распространенным пороком среди русского населения конца XIX века можно было считать пьянство и сопутствующий ему разврат особенно среди молодых крестьян. В сообщениях указываются и некоторые суеверные обычаи. Например неядение мяса и рыбы после таинства соборования, особенно если человек получил исцеление. Бичом деревень были различные бабки ведуньи и целительницы. Против всего этого были направлены проповеди и поучения для народа.

В 1892 году епископ Иустин (Полянский), председатель Братства, дал поручение проповедническому отделению Братства составить подробную и полную программу для поучений и чтений церковных и внебогослужебных по всем предметам проповедничества с указанием источников и образцов. Поучения и чтения подготавливались на следующие темы: история Ветхого и Нового Заветов, общецерковная история, история Русской Православной Церкви, догматическое богословие, православный катехизис. Поучения и проповеди поступали в отделение в большом количестве. Например, отчет Братства упоминает о священнике села Евсинского Ишимского округа Иоанне Газове от которого поступило 53 катехизических поучения на первую и вторую части православного катехизиса[27]. Рассмотрев поучения о. Иоанна, отделение вернуло ему некоторую часть для доработки и приведения в систему, а лучшие были напечатаны в Тобольских Епархиальных Ведомостях. В задачи проповеднического отделения входило также составление и издание брошюр религиозно-нравственного содержания.

В 1892 году проповедническое отделение Братства на свои средства издало брошюры религиозно-нравственного содержания. Брошюры были под такими названиями: “Размышления кающегося грешника”, “Поучение в неделю крестопоклонную”, “Солнце правды Христос Бог наш”[28]. Часть этих брошюр епископ Иустин роздал лично во время внебогослужебных собеседований в Крестовой церкви при архиерейских покоях. Остальная часть была разослана по благочиниям епархии.


Дата добавления: 2018-05-30; просмотров: 246; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!