III.2. Листки епархиального Братства



Производству печатной продукции Братство уделяло очень много внимания. Для этой цели в 1894 году проповедническое отделение, по предложению преосвященного Агафангела (Преображенского), епископа Тобольского и Сибирского, председателя Братства, решило создать доступный для простого народа и недорогой по цене листок религиозно-нравственного содержания. Опыт издания таких листков уже был в России. Троице-Сергиева лавра издавала свой очень популярный в народе “Троицкий листок”, Почаевская лавра тоже выпускала свой листок. “Листок” решено было выпустить в формате знаменитых “Троицких Листков”. Он состоял из четырёх страниц по тридцать пять строк каждая и имел на первой странице икону великомученика Димитрия Солунского и надпись: “Внимай себе и учению и прибывай в них. Сия бо творя и сам спасешися и по слушающие тебе”. (I Тим. 4,16) Изложение “Листков” должно было быть понятным и простым авторы должны были избегать, по возможности, употребления иностранных слов, технических и научных терминов непонятных простому народу.

Темами листков были рассказы о святых, Двунадесятые праздники, рассказы о местных праздниках, посты, особенно Великий и страстная седмица, объяснение богослужения, особенно литургии, заповедей Божиих, беседы о Церкви и таинствах, обличения суеверий и дурных обычаев, рассказы бытового и нравственного содержания.

Авторы “листков” были духовенство епархии, преподаватели и студенты Тобольской Семинарии. Редактором “Листков” в 1895 году стал протоиерей Никанор Грифцев. Отец Никанор занимал должность помощника председателя братства по проповедническому отделению. Члены проповеднического отделения Братства тоже были авторами “Листков”. Например о. Никанор Грифцев, редактор “Листков”, был автором поучения на день святых бессеребренников Косьмы и Дамиана и нескольких поучений составленных по творениям святых отцов. Протоиерей Головин – на неделю мытаря и фарисея и на праздник Казанской иконы Божией Матери. Авторы поучений для “Листков” должны были зачитывать свои рукописи перед специальной комиссией проповеднического отделения. Список тем для “Листков” предоставлялся членами проповеднического отделения Братства.

В первые годы существования братства “Листки” выходили еженедельно. В первый 1894 год издания вышло в свет 24 номера “листков” в количестве 120000 экземпляров[29]. В течение следующего года не менее 50 номеров. Впоследствии их количество было увеличено до 100 номеров в год. Темой первого номера “Листка” стало житие Преподобномученицы Евдокии. Следующие Листки были на такие темы: № 2 “О покаянии”, № 3 “О поклонении Святому Кресту”, № 4 “О значении святого Креста в жизни христианина”[30].

Один “листок” стоил ½ копейки, а 100 экземпляров стоили 50 копеек. Большая же часть “листков” была предназначена для бесплатной раздачи. “Листки” раздавались после вне-богослужебных чтений в храмах Тобольска, бесплатно рассылались в тюремные церкви, приюты, больницы, в миссионерские станы, на бедные приходы. В 1895 году Проповедническое отделение Братства выслало в каждую церковь Тобольской епархии “Листков” на сумму от трёх до девяти рублей[31]. В год Братская типография выпускала листки тиражом от 15 000 до 40 000 экземпляров[32].

Недорогие, доступные по содержанию “Листки” сразу же приобрели популярность в народе. В городах и сёлах Тобольской епархии почти каждый имел несколько “Листков”, в храмах они всегда имелись для бесплатной раздачи. Владельцы пассажирских пароходов просили Братство присылать им “Листки” для своих клиентов, которые охотно их читали во время долгих путешествий. “Листки” поступали в Братскую библиотеку, в приходские библиотеки, в библиотеки миссионеров.

III.3. Братская библиотека.

Заботясь о просвещении православных христиан, Братство устраивало в Тобольске и других городах епархии общедоступные библиотеки. В 1892 году при Братстве была образована библиотека. Хотя в Тобольске и были библиотеки с духовно-нравственной литературой в семинарии и в духовном училище, но книги этих библиотек были доступны, в основном только учащимся этих учебных заведений. Остальному населению города Тобольска, иногда даже приходским священникам, пользоваться книгами из библиотек духовной семинарии и училища было затруднительно. Поэтому совет Братства решил открыть в городе Тобольске общедоступную городскую библиотеку. Центрально-благочинническая библиотека, которая находилась при Богоявленской церкви города Тобольска, послужила основой для фондов Братской библиотеки. В 1892 году председатель Братства епископ Иустин распорядился передать эту библиотеку в ведение Братства.

В основание библиотеки была положена Библия московской печати 1762 года с надписью: “Сия святая Библия дана в благословение священно-церковнослужителям градо-Тобольских церквей и в основание утверждённой ими центрально-благочиннической библиотеки, Василием (Левитовым), епископом Тобольским и Сибирским. 1881 года января 21 дня”[33]. При библиотеке существовал читальный зал, который был открыт в 1897 году. Поначалу он не имел своего собственного помещения и находился в бывшей столовой для архиерейских певчих в певческом корпусе архиерейского дома. Но из-за большой отдалённости от центра города Совет братства решил перенести читальный зал в другое более удобное для горожан место. По просьбе Братства, уездное отделение епархиального училищного совета выделило для Братского читального зала большую светлую комнату церковно-приходской школы церкви Рождества Христова. Вскоре в это здание переехала и сама библиотека. 22 августа 1899 года председатель Братства протоиерей Н. Скосырев отслужил молебен великомученику Димитрию Солунскому и после молебна библиотека была объявлена открытой. Все расходы по отоплению, меблировке, освещению и содержанию персонала библиотеки Братство взяло на себя. Заведующим библиотекой Братства был псаломщик С. Венгерский.

Библиотека была открыта каждый день кроме воскресенья и великих праздников с 9 до 6 часов. Посетителями библиотеки были лица разных сословий: священнослужители, преподаватели семинарии и других учебных заведений, чиновники, семинаристы, мещане, ремесленники. Члены Тобольского епархиального Братства пользовались в библиотеке привилегиями и льготами. Они могли дольше держать книги на дому и освобождались от залога за взятие книги на дом. Больше всего читателей приходило в период с 14 до 16 часов. Из духовной литературы посетители библиотеки охотнее всего читали проповеди, а из светской журналы “Нива”, “Вокруг Света”, “Север”, “Живописное Обозрение”. Из светских писателей больше всего читали Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Жюля Верна, Вальтера Скотта.

Фонды библиотеки пополнялись литературой за счет Братских доходов и Братской типографии. Только за первый год своего существования библиотека пополнилась брошюрами и листками противораскольнического содержания в количестве 2256 экземпляров[34]. В библиотеке находились книги Священного Писания, творения святых отцов и учителей церкви, богословские труды, книги по гомилетике, литургике, апологетические, противораскольнические, книги по философии, истории. В большом количестве были произведения светских отечественных и зарубежных писателей Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, Гончарова, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, Горбунова, Жюля Верна, Вальтера Скотта. В состав Братской библиотеки входили и периодические издания. Каждый год братство выписывало их на сумму 100 рублей. Из духовно-нравственной периодики в библиотеке находились: “Афонский листок”, “Богословский вестник”, “Воскресные беседы”, “Душеполезное чтение”, “Труды Киевской Духовной Академии”, “Странник”, “Тобольские Епархиальные ведомости” и многие другие. А также светские журналы и газеты: “Север”, “Живописное обозрение”, “Вокруг света” и другие. Всего в библиотеке в 1892 находилось 679 томов различной литературы[35]. А в 1902 году библиотека насчитывала уже 1296 названий книг. Из них духовного содержания 380 томов, светского 268 томов[36].

Заботясь о нравственности народа, Братство открывало библиотеки и в других городах Тобольской епархии. Так в 1913 году были открыты библиотеки в селах Пелым, Сатигино, Черёмухово, Ново-Иковское, Ляушино, Малиново. Фонды сельских библиотек пополнялись как на средства братства так и на средства приходов. Сельские жители охотно пользовались библиотеками. Даже грамотные старообрядцы приходили читать духовно-нравственные книги. Частыми посетителями библиотек были деревенские дети, учащиеся церковно-приходских школ. Многие из них брали книги на дом чтобы почитать своим неграмотным родителям, бабушкам и дедушкам.

В одном из отчётов Братства отмечается: “Книгами прихожане пользовались, читали их с большим интересом. Благодаря чтению книг, многие стали более усердны к посещению храма Божия, к лицам духовного сана почтительнее и обходительнее друг с другом, заметно стали уменьшатся бесчинства молодёжи, как то драки, сквернословия и др.”[37].

С 1898 года Братство устроило в городе Тобольске так называемые передвижные “уличные библиотеки”. Они представляли собой застеклённую раму, в которую помещались Братский листок, газеты религиозно-нравсвенного содержания. Такие “библиотеки” вывешивали в разных, по преимуществу многолюдных местах города. На первое время “уличная библиотека” вывешивалась в следующих местах: на углу здания мужского духовного училища, у ворот Знаменского монастыря, на ограде церкви Захарии и Елизаветы, у ворот церкви Семи отроков. В дальнейшем такие “библиотеки” появились на углу церкви Михаила Архангела, у ворот дома трудолюбия, на пароходных пристанях, в Благовещенском сквере, в саду Ермака.

Листки в “уличных библиотеках” были на различные темы: “Против пьянства”, “О вреде табакокурения”, “О поминовении усопших”. “Уличные библиотеки” пользовались большой популярностью. Многие горожане брали листки на дом. А городские власти просили Братство устроить такие библиотеки в других местах города. По примеру города Тобольска, уличная библиотека была организована в городе Кургане при Троицкой церкви по инициативе священника Александра Коровина.

Для пополнения библиотек и приходов епархии книгами Братство открыло в Тобольске книжный склад. Заведовал складом священник свободный от приходской службы. За 1895 год, например, Братством было продано 179733 экземпляра книг, брошюр и листков[38]. Большую часть из реализованной литературы составляли книги Священного Писания, которые поставлялись Братству обществом по распространению Священного Писания. Информация о наличии книг на Братском складе помещалась в Тобольских Епархиальных ведомостях. Кроме книг и брошюр на складе Братства имелись также и иконы правильного канонического письма. Во второй половине XIX века в России распространилось очень много икон неканонического письма. Поэтому Братство всемерно заботилось о распространении икон канонического письма.

Книги и иконы продавались на приходы по себестоимости, а иногда и с этой цены делалась скидка. В 1912 году Братство открыло два отделения книжного склада в городе Тюмени и при церкви села Макушино. Складом в Тюмени заведовал священник Н. Глуховцев, а в Макушино – о. Антонин Виноградов.

Литература выписывалась Братством по заявлениям приходов и частных лиц. Выписывались книги богослужебные, старопечатные, творения святых отцов, учебные пособия, учебники, противораскольническая литература и богословские труды.

 


Дата добавления: 2018-05-30; просмотров: 416; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!