Влияние поведения на установки и его теоретические объяснения.



Теория когнитивного диссонанса (мотивированного самооправдания).

Л. Фестингер одним из первыхвысказал неожидан­ную для многих психологов мысль, что не только установки влияют на поведение, но и поведение, в свою очередь, влияет на установки. И даже более того, воздействие поведения на установочную систе­му настолько сильно, что способно радикально изменить ее.

Л. Фестингер считал, чтолюди испытывают дискомфорт от любой непоследовательностидаже противоречия, которые существуют только внутри собственной когнитивной системы индивидуума вызывают душевное беспокойство. Для обозначения внутренних противоречий, которые возникают в сознании человека между различными когнитивными элементами, Фестингер ввел понятие «когнитивный диссонанс».Как утверждает теория диссонанса, что-то обязательно должно измениться, пото­му что когнитивные противоречия вызывают дискомфорт, и у людей возникает есте­ственное желание (мотивация) избавиться от него, т. е. уменьшить диссонанс. Когда поведение нельзя изменить, а уже произведенное действие — отменить, можно попытаться изменить одно или несколько противоречащих ему (диссониру­ющих) мнений или установок; например, курильщик мог бы решить: «Я не верю в то, что курение способно вызывать рак». Можно также увеличить количество консонансных когниций: «Курение помогает мне похудеть». Таким образом,одним из способов уменьшения диссонанса является изменение установок, позволяющих ему считать свое нынешнее или прошлое поведение последовательным, разумным и оправданным.

Условия, необходимые для возникновения диссонанса. Купер и Фазио пришли к выводу, что возникновение диссонанса связано с тремя важными факторами.

1. Для возникновения когнитивного диссо­нанса необходима воспринимаемая свобода выбора.

2. Последствия действий или поведения индивида должны быть неприятными или неприемлемыми для него самого, т.е. человек должен совершить что-то такое, что заставило бы его переживать, мучиться, стыдиться, до­садовать и т. д. Диссонанс появляется тогда, когда человек ощущает свою от­ветственность за результаты, не согласующиеся с его образом «Я», когда из этих результатов следует, что этот человек «плохой» или что ценности, которые он исповедует, и ценности, которых он придерживается на деле, –это далеко не одно и то же.

Усугубляющим обстоятельством здесь служит публичность совершенного поступка. Причинами этого служат три фактора.

Во-первых, публичное поведение может спо­собствовать срабатыванию эвристики чувства долга. Если поведение имело место при свидетелях, -то появляется мотивация привести установки в соответствие с поведением. Источ­ников у такой мотивации две: возникший когнитивный диссонанс и эвристика чув­ства долга, которые оказывают сильное двойное влияние.

Во-вторых, если поведе­ние публично, то его непоследовательность сильнее противоречит Я-концепции че­ловека. Мало того, что это поведение может иметь последствия, нежелательные лично для человека, – оно также означает, что человек готов выглядеть в глазах других беспринципным или нерешительным, если его установки не изменятся так, чтобы соответствовать поведению.

В-третьих, некоторые теоретики счи­тают, что забота о том, какое впечатление производит наша непоследовательность (на других и на нас самих), может быть более мощным фактором влияния на уста­новки, чем сама эта непоследовательность (Розенфельд, 1981).

3.Третьим фактором, необходимым для возникновения диссонанса является признание человеком соб­ственной ответственности за нежелательные последствия своего поведения. Диссонанс возникает, когда человек объясняет свои поступки личными, диспозиционными причинами, а не прибега­ет к ситуационной атрибуции. 

Эффект недостаточного оправдания – уменьшение диссонанса путем внутреннего оправдания своего поведения, когда внешние оправдания недостаточны. Чем слабее побу­дительные факторы, тем сильнее изменяются установки.

Фестингер и Карлсмит продемонстрировали принцип «меньше — значит больше» в одном из своих классических экспериментов. Студенты колледжа в течение целого часа выполняли скучные, монотонные задания. Они складывали катушки на поднос, потом высыпали их и начинали все сначала; еще они поочередно поворачивали квадратные фишки каждый раз на четверть оборо­та, — в то время как экспериментатор якобы наблюдал за их работой. Мягко выра­жаясь, скучное занятие. Позднее экспериментатор предложил некоторым испы­туемым по 1 доллару за то, чтобы они сообщили (в интересах научных исследова­ний) следующим испытуемым, что экспериментальные задания интересны, а их выполнение доставляет удовольствие. Другим испытуемым за такую же ложь было предложено по 20 долларов. Несмотря на разницу в размере вознаграждения, по­чти все испытуемые согласились солгать, т. е. совершить поступок, противореча­щий их установкам. Хотя доли согласившихся (среди студентов, получивших по 1 и по 20 долларов) были примерно одинаковыми, последствия этой лжи в смысле ее влияния на уста­новки оказались различными. Солгавшие испытуемые затем проходили индивиду­альное интервью, которое с ними проводил человек, по их мнению, не имевший от­ношения к эксперименту. Интервьюер просил их оценить, насколько им самим понравилось выполнять экспериментальные задания. Испытуемые, которым запла­тили по 20 долларов, оценивали задания как относительно неинтересные. Их оцен­ки были весьма близки к оценкам испытуемых из контрольной группы, которые про­сто выполняли задания, а потом оценивали свое отношение к ним. Те, кто получил только по 1 доллару, наоборот, выражали более позитивное отношение: они оцени­вали задания как доставляющие удовольствие. Похоже, что студенты, получившие по 20 долларов, испытывали слабый диссонанс. Полученное ими вознаграждение в размере 20 долларов служило оправданием лжи — тем более, что это была незначи­тельная ложь, санкционированная авторитетным лицом (исследователем). Один доллар, впрочем, труднее считать достаточной платой за то, чтобы обмануть своего брата-студента. Поэтому испытуемые, получившие по 1 доллару, испытывали дис­сонанс, для избавления от которого они изменяли свои установки так, чтобы они не противоречили их неблаговидному поступку.

Кроме того, у испытуемых возникала иллюзия выбора. Поскольку один доллар – сумма пустяковая, у испытуемых создавалось крайне важное в смысле оказываемого им влияния впечатление, что они якобы сами решили сообщить ложную информацию другим испытуемым. На самом же деле все они находились во власти искусственно созданной исследовате­лями «иллюзии выбора»: экспериментаторы взяли на вооружение то, что люди не замечают трудно уло­вимых ситуативных факторов. Истинные причины поведения испытуемых заключа­ются в том, что в эксперименте присутствовали мощные ситуативные «ловушки», — настолько сильные, что солгать согласились 90 % испытуемых, которым предложи­ли по одному доллару. Авторитетный человек (экспериментатор) вежливо, но на­стойчиво и аргументировано просил оказать ему услугу: обмануть следующего ис­пытуемого во благо науки. Давление, вынудившее испытуемых согласиться, настолько трудноуловимо, что в отсутствие очевидного стимула (к примеру, 20 долларов воз­награждения) испытуемым показалось, что они приняли решение свободно, не ис­пытывая никакого давления. При манипуляциях с целью получения согласия, как правило, в ход идут выражения, в которых педалируется тема свободы выбора: «если вы не хотите, можете этого не делать», «решайте сами, хотя было бы хорошо, если бы вы согласились» и т. д.

Результат описанного эксперимента (формулируемый просто: «чем слабее побу­дительные факторы, тем сильнее изменяются установки») с тех пор многократно подтверждался и другими исследованиями, которые получили название «исследования вы­нужденного согласия», поскольку их цель –склонить людей к поступкам, противоречащим имеющимся у них установкам, используя при этом лишь необходимый минимум побудительных факторов.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 418; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!